Введены три аксиомы справедливости:
I Люди оценивают свои взаимоотношения, сравнивая, что они вкладывают и что получают взамен
2. Неэквивалентность вклада и отдачи приводит к возникновению беспокойства, внутренних переживаний: переоценка – чувство вины, недооценка - чувство обиды.
3. Люди, не удовлетворенные своими взаимоотношениями из-за низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость одним из трех способов: уменьшая свой вклад; увеличивая отдачу; прекращая взаимоотношения. Работник оценивает и сравнивает свои вклады и свои отдачи, опираясь на некий стандарт, утвердившийся в его сознании вследствие накопленного им жизненного и трудового опыта. Человек постоянно может сравнивать и сравнивает собственные отдачи б реальных взаимоотношениях во всех сферах жизни.
Причины, мешающие сохранению справедливости: неправильная установка, отсутствие доверия, неправильное восприятие (отсутствие позитивных ожиданий), неправильный выбор цели. Эрвин Гоффман отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии, когда каким-либо поступком мы создаем впечатление о себе другим людям. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя декорации" и "окружающую обстановку" для создания определенных впечатлений Гофман уделяет основное внимание анализу ситуаций межличностного общения, связанных с непрерывным взаимодействием впечатлений.
Человек может желать, чтобы другие хорошо относились к нему или чувствовали, что он высокого мнения о них, или чтобы они не имели об этом ясного представления. Он может стремиться обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или же - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение. Оскорбить других людей или с ними. Несмотря на определенную цель. которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив. определяющий эту цель. он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется главным образом путем его влияния на понимание ситуации другими, он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам.
ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Драматургия. Гофмановское понимание «Я» было сформировано его драматургическим подходом. Для Гофмана (как и для Мила и большинства других символических интеракционистов) «Я» не есть органическое явление, с конкретным местоположением... Поэтому, анализируя «Я», мы отвлекаемся от его обладателя, от человека, который, больше всего из-за него выиграет или проиграет, поскольку этот человек и его плоть просто обеспечивает опору, на которой некоторое время будет удерживаться некий продукт коллективной деятельности. Средства для производства и утверждения социальных «Я» внутри этой опоры не содержатся.
Гофман понимал социальное «Я» не как собственность актёра, а скорее как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителем и публикой. Самость «есть театральный эффект, порождаемый... разыгрываемой сценой». Из-за того, что самость – продукт театрализованного взаимодействия, она может разрушиться во время представления. В своей драматургии Гофман рассматривает процессы, при которых такие нарушения предотвращаются или нейтрализуются. Хотя немалая часть его размышлений отведена этим вероятностям драматургии, Гофман указывал, что большинство представлений проходит успешно. В результате, при обычных обстоятельствах, исполнителям приписывается устойчивое «Я», и оно «кажется» исходящим от исполнителя.