Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская философия. Религиозно-идеалистические концепции




Конец 19 –первые десятилетия 20 в – течение – антитеза позитивизму и марксизму, сформировано от неоплатонизма, христианской патристики, немецкой классической философии. Внеакадемические формы философствования, активная социальная позиция, стремление к синтезу философского идеализма и христианского вероучения.

Владимир Соловьев – прежнее развитие философской мысли было односторонним, у философов были разные противопоставленные друг другу принципы, что исключало плодотворный синтез. Эмпиризм – разумное начало, рационализм – материальное и т.д. – не охватывают реальность в целом. Обобщение – единство мира, конкретизация – множественность, синтез – всеединство. Идея всеединства – центр.

Основа реальности – божественный Абсолют (не бытие, а сущее, сущее есть субъект бытия, бытие – форма его существования, сущее едино, бытие множественно, но это стороны Абсолюта). Множество вещей и единство сущего взаимосвязаны. Единство многого, целостность – Логос, множественность единого. конкретность – София. Логос – идея мира, мировой дух. София – материя, мировая душа.

Реальный мир развивается, развитие – воплощение того, что было заложено изначально, а это – единство и целостность. Мировое развитие – движение к Абсолюту. Высший уровень природной реальности – человечество, цель – объединиться в Боге, стать Богочеловеком.

В мировой душе и душе человека – разум, воля и чувство. Разум стремится к истине, воля – к благу, чувство – к красоте, стремление – любовь. Духовное всеединство – синтез истины, блага и красоты, что постигается с помощью цельного знания (синтез мистического, рационального и эмпирического – религии, науки и философии) – свободная теософия. Свободная теургия – творческое воплощение идеалов в действительности. Свободная теократия – вселенская церковь (высшая форма и высшая стадия объединения людей). Для установления свободной теократии – объединение православной и католической церквей в церковно-монархическом государстве. Мирская власть – у царя, духовная – у первосвященника.

Особая роль – у России (основа объединения Востока и Запада). Нужно преодолеть национализм, нетерпимость, бюрократический характер современного православия и негативной стороны российского самодержавия.

Николай Бердяев – ряд учений и размышлений, идея свободы – универсальное первоначало мироздания (мир сотворен Богом в результате свободного творческого акта). Бог – персонифицированная свобода, он не всемогущ, создал мир из ничего, но это ничто ему предшествует, оно не имеет основания, лежит в основе вещей. Свобода не основана, не определена, независима, т.е. основана на ничто, является первоначалом существующего.

В мире господствует необходимость. Реальность – объективация свободы, отчуждение и ограничение. Мир реален настолько, насколько несвободен. Человек в свободном творчестве превозмогает реальную необходимость, акт свободы приближает к Богу. Человек и Бог соизмеримы, божественное раскрывается в человеческом и наоборот. Но в реальном мире человек объективирован, отчужден от Бога и себя, личность – часть общества, порабощается, теряет свободу.

Общественные структуры основаны на принуждении, ограничении свободы. Правильное общественное устройство – личность не часть общества, а общество часть личности, т.е. в человеке – стремление к общению, на котором основывается свободная человеческая общность (форма свободной социальности – соборность – русско-православная идея, которая противостоит западному индивидуализму в форме капитализма и западному коллективизму в форме социализма).

Россия – страна противоречий, нужно преодолеть ее самобытность в свободном историческом творчестве. Смысл истории – в ее конце, бесконечный прогресс – бессмыслица. Время – в вечность, реальный мир – в потусторонний.

Философия науки

Предмет философии науки – содержание, структура, функции и развитие научного знания. Модель научного исследования разработана Аристотелем, оно должно начинаться с критического обзора мнений предшественников и современников, затем – постановка проблемы, формулировка гипотезы и ее доказательство с помощью фактических наблюдений и логических аргументов. На этой основе – понимание развития науки как накопления истинного знания о мире, однако в новое время кумулятивная модель развития науки – под сомнением.

Анрико Анкаре (фр. математик) – теория конвенционализма, все научные постулаты – продукт соглашений между учеными, основанная на них теория – условный и относительный характер. Макс Плант (нем. физик) – считаемые истинными теории сменяются с поколением ученых. Карл Раймонд Опер (англ. философ) – теория фальсификации, научные только те знания, которые могут быть опровергнуты.

Томас Кунн (англ. социолог) – работа «Структура научных революций», теория развития науки как процесса последовательной смены научных парадигм. Парадигма – исходная установка, определенный способ ставить вопросы и давать ответы. Носители разных парадигм – конкурирующие научные сообщества, в случае чьей-то победы история науки переписывается, представители иных парадигм – не ученые. Период нормальной науки, на ее базе – вопросы и ответы. По мере накопления аномальных представлений и факторов – альтернативные системы и новая научная революция.

Пол Феерабент (амер. философ) – «Анархическая теория познания», факторы и эксперименты не могут доказывать научные теории. Теории не сопоставимы и не сводимы друг к другу, в конкуренции побеждает та, у какой более эффективный аппарат убеждения. Наука - не способ постижения истины, а способ самореализации лиц и групп, борющихся друг с другом, со всеми, кто не принадлежит научному миру. В демократическом обществе наука – авторитетный институт, науку нужно отделить от государства и дать равные права всем альтернативным формам знания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 504 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.