Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Немецкая классическая философия. Становление философии в Древней Греции




Становление философии в Древней Греции

Философия (с греч) – любовь к мудрости. Понятие ввел Пифагор в 6 в до н.э. Возникновение философии – преодоление мифологического сознания (разложение родовой и формирование гражданской общины, колонизация, чеканная монета и алфавитная письменность, знакомство с достижениями ближневосточных цивилизаций). Наметился переход от личностных божеств к абстрактным понятиям.

Предмет усилий первых философов – определение первоначала всего существующего (арха). Первые греч. философы (фюсиологи, натур-философы, досократики).

Первая школа в г.Милете. Фалес – основа всего - вода. Аноксимен – воздух. Аноксимандр – апейрон (беспредельное). Гераклид Эфесский – космический огонь, тождественный мировому закону логосу + тотальная и пермаментная изменчивость вещей.

В г.Кратон сложилась Пифагорейская школа (переселение душ, первооснова – число).

В г.Элея сложилась школа элеатов. Ксенофон – умопостигаемость божества, подобна шару и тождественная космосу. Форминит – божество это бытие, небытия нет, бытие неделимо, неподвижно, неизменно, не возникало и неисчезнет. Зенон – обосновывал тезисы с помощью логических парадоксов.

В г.Адера возникла школа Атанистов (Левкип и Демокрит). Существует и бытие и небытие. Бытие – атом, небытие – пустота, в которой движутся атомы, спецпляются друг с другом, возникают вещи.

Философия Платона и Аристотеля

Новый этап в середине 5 в до н.э. Человек – предмет философских усилий. Инициаторы – софисты (Протогор, Горгий, Гиппий и др.). Софисты – путешествующие риторы (вопросы о логике, этике и политике). Противопоставление общества природе, социальные нормы – искусственное и условное, непознаваемость мира и относительность ценностей.

Распространение несло угрозу анархии и тирании. Запрос на новый порядок. Попытка сделать это у Сократа (разумное основание Бога, мира и души, добродетели – абстрактные категории)

Платон – ученик Сократа, философ-метафизик. Реальность смысловых сущностей – эйдосов, т.е. идей; идея – вечный и неизменный образец, логическая модель вещи, существующая независимо от нее; идея – целевое предназначение вещи, определяет ее характеристики; мир идей – иерархия, на вершине – идея блага. Идея – то, для чего вещь, материя – то, из чего вещь – ее сустрат; первая материя – бесформенная пустота.

Душа – источник движения, сначала в мире идей; состоит из высшей разумной и низшей вожделеющей частей. Попав в тело – забывает о мире идей, но влечется туда силой эроса; эрос – любовь к прекрасному; самое прекрасное – чистый разум, для его достижения нужно избавиться от тела, т.е. стремление к познанию = стремление к смерти, философствовать = учиться умирать; после смерти душа человека – в тело, философа – в мир идей.

Устройство общества = структура души. 3 сословия – высшее (философы, добродетель – мудрость), среднее (воины, добродетель – мужество), низшее (крестьяне и ремесленники, добродетель – повиновение). Цель общества – великое благо для все, а не для одного.

Аристотель – ученик Платона, учитель А.Македонского. Эйдос – то Морфоэ (сущность вещи), она неотделима от вещи. Есть материальное и идеальное, формальное и целевое начало. Вещь становится собой при переходе из возможности в действительность, это движение – цель существования.

3 типа души: вегетативная, соматическая, ноотическая, т.е. растительная, телесная и разумная, т.е. способность к движению, к ощущению, к мышлению.

Человек – зоон-политикон, т.е. политическое животное. Вне полиса – боги, звери, варвары, а люди – в государстве. Власть у одного, большинства, меньшинства. Правильные государства – монархия, аристократия, полития. Неправильные – тирания, олигархия, демократия.

Философия эпохи эллинизма

Начало эпохи – завоевания А.Македонского в 3-1 в до н.э. Гражданские общины утратили автономию из-за территориальных монархий, гражданство сменилось подданством, патриотизм – космополитизмом, полисная система ценностей разрушена. Первое место в философии – проблемы этики (Что есть счастье? Как его достигнуть). Радикальные ответы у философов-киников (название от Гимнасии Кинасагро, где преподавал основатель кинизма Антисфен либо от прозвища Диогена Синосткого – кинос – пес).

Порицание богатства и знатности, пропаганда бедности и неизвестности. Счастье – авторкия (самодостаточность), счастлив независимый и не испытывающий потребности, от которых не смог бы отказаться.

Эпикурейство – Эпикур. Этика на основании атомистической физики. В реальности – только атомы и пустота, атомы падают в пустоте, сталкиваются, образуют тела и миры.

Вселенная бесконечна и вечна, в ней ничего не меняется. Задача философов – избавить людей от страха перед жизнью и смертью. Душа смертна. Богам все равно. Загробного воздаяния нет.

Счастье – удовольствие, отсутствие страданий, большая часть которых от других. Нужно избегать участия в общественной жизни, жить, скрываясь.

Стоицизм (афинский портик Стоя Олькие, где учил Зенон Китийский + Клианф, Хрисип, Панеций, Посейдоний, Эпиктет, Луциане Сенека и Марк аврелий). Быть – это оказывать и испытывать воздействие. Пределы реальности – то, что только оказывает, и то, что только испытывает воздействие.

Пассивное начало – материя, активное – логос, ему все причастно. Все, что происходит – закономерно и неизбежно. Логос – судьба, которую нельзя изменить, а нужно принять.

Истинное благо – добродетель, зло – порок, между ними – безразличное (жизнь, здоровье, красота, богатство, слава, смерть, болезнь, уродства, бедность и неизвестность). Счастливый достиг бесстрастия и равнодушия к добру и злу.

Философия Средних веков

Конец 5 – 15 в – Средневековье, развитие феодализма и церковной идеологии. Философия – часть теологии, предмет – отношения Бога, мира и человека. Бог единичен, творец природы, человек – по образу и подобию его. Креационизм и теоцентризм, высшая ценность – любовь, вера – условие достижения цели.

2 периода – эпоха патристики (до 8 века) и эпоха схоластики (до 14 века). Патристика – богословы занимались разработкой вероучения. Аврелий Августин Блаженный (мир сотворен из ничто, творение – не процесс во времени, а акт вечности, время сотворено с миром, деление его на прошлое/настоящее/будущее – в сознании человека. Все сотворенное – благо, зло – отсутствие блага. Грех – неверность, избавление в божественной благодати. Те, кто любят себя больше Бога – государства с насилием, наоборот – Град Божий (церковь).

Философия нового времени

16-17 века – становление буржуазного социально-экономического строя, великие географические открытия, успехи естествознания, распространение протестантизма. Гносеологическая революция. На первом месте – проблемы теории познания. Вопрос источника и критериев истинного знания.

Эмпиризм (основа познания – чувственное восприятие). Фрэнсис Бэкон (знания – самоцель, цель знания – установление человеком господства над природой, средство – опытная наука с наблюдением и экспериментами по принципу индукции (от частного к общему); на пути познания опасности – догматизм и крайний эмпиризм).

Рационализм (основа познания – деятельность разума). Рене Декарт (дедукция (от общего к частному), определение безусловных истинных знаний, мыслю – следовательно, существую; гарант истины – Бог – первосубстанция, в которой сотворены 2 субстанции – телесная и мысленная, они объединяются в человеке).

Немецкая классическая философия

Первая половина 18 в – первая треть 19 в.

Эммануил Кант – разработка философских аспектов естествознания, теории познания. Попытка снять противоречия эмпиризма, чувственное восприятие – то, что дает познанию материал, разум – то, что придает форму.

Мир непознаваем. Человек познает феномены (явления). Сущности – непознанные. Чувственное восприятие организовано доопытными формами – пространством и временем.

Разумное познание организовано категориями – качество, отношение, количество и др. Рассудок стремится к познанию познаваемого, а разум – неопознанного. Теоретический разум стремится к познанию идей мира, души, Бога. Практический – к познанию основ нравственного поведения – явлений категорических эмпиратив, т.е. всеобщая нравственная норма (требование относиться к людям не как к средству, а как к цели).

Георг Гегель – мир – один из этапов процесса самопознания абсолютных идей, это безличная объективная творческая сила, активность направлена на саму себя.

В процессе развития идеи 3 стадии – логики, природы и духа. источник движения – возникновение и снятие противоречий. Формула – тезис, антитезис, синтез, т.е. познание, отрицание, отрицание отрицания.

На стадии логики – идея предстает саморазвивающимся формальным мышлением, которое переходит в иное, отчуждается в материю, создавая природу. Природа включает механику, физику и органику. Возникновение живого организма – основа духа. Дух включает в себя субъективное, объективное и абсолютное. Субъективное – психология, антропология, феноменология. Объективное – право, мораль, нравственность. Абсолютное – религия, искусство, философия (высший уровень развития реальности). Абсолютная идея познает окончательно себя.

Позитивизм и марксизм

Вторая треть 19 века в Западной Европе – становление индустриального общества, экономика – капитализм, политика – либерализм, культура – рационализм.

Позитивизм (Огюст Конт). Предшествующая философия – бесполезная для жизни метафизика. Новое позитивное, достоверно точное и инструментальное знание, определяемое принципами натурализма, органицизма и эволюциоизма. Новая философия – подспорье для научных дисциплин (от математики до социологии).

В теории общественного развития 3 стадии (способ объяснения мира = тип общественного устройства). Теологическая стадия – существующее и происходящее зависит от воли богов (военный строй). Метафизическая стадия – объяснительное средство – абстрактные категории (правовой строй). Позитивная стадия – отказ от поиска первых причин и финальных целей, обращение к инструментальному знанию, как средству оптимизации жизни личности и общества.

Гербер Спэнсер – идея эволюции. Эволюция – движение от однородной бессвязной неопределенности к разнородной связной определенности, т.е. совокупность процессов дифференциации, интеграции. Социальная революция – движение от принудительных типов общественного объединения к добровольным, цель общественного развития – гармонизация личности общества, чтобы каждый, преследуя свои интересы, содействовал общему благу.

Марксизм (Карл Маркс и Фридрих Энгельс) – доктрина материализма. Материя – первоначало в состоянии диалектического развития. Сознание – субъективное отражение объективной реальности, его продукты обусловлены спецификой социальных отношений. Главное - отношения между людьми в процессе производства материальных благ. Производственные отношения определяют все остальные, сами они определены видом собственности на средства общественного или частного производства.

Изначально – общественная собственность, затем частная, которая вновь должна смениться общественной. При частной общество делится на классы (эксплуатирующие собственники и эксплуатируемые работники). Классовые противоречия приводят к классовой борьбе (двигатель общественного развития).

Современный социально-экономический строй – капитализм. Его противоречие – между производительными силами и производственными отношения. Оно преодолевается классом людей наемного труда путем социальной эволюции. Без частной собственности – отмирание классов и государства, возникновение коммунистического общества, где отчуждение человека себя от других будет преодолено.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 680 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2480 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.