Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания




Л.А. Беляева, Л.И. Летягин

ФИЛОСОФИЯ

Ч. 1. История философии

Учебное пособие

Екатеринбург – 2002

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ I: ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ................................. 4

1. Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания. 4

2. Предмет и структура философского знания.................................................. 8

3. Функции философии...................................................................................... 12

4. Место философии в системе культуры......................................................... 15

Литература......................................................................................................... 18

ЛЕКЦИЯ II: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ........... 19

1. Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития 19

2. Проблемы бытия: бытие и сущее, единое и многое, движение и покой, рождение диалектики......................................................................................................... 20

3. Разум как основной источник познания. Разум и чувства. Истина и мнение 25

4. Проблема человека в античной философии................................................. 28

5. Социально-философские идеи....................................................................... 32

Литература......................................................................................................... 34

ЛЕКЦИЯ III: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ........................................ 36

1. Общая характеристика философии Средневековья..................................... 36

2. Период патристики: Аврелий Августин....................................................... 39

3. Период схоластики: философские взгляды Фомы Аквинского................... 42

4. Утешение философией Северина Боэция...................................................... 45

5. Доказательство бытия Бога: философия Ансельма д’Аоста....................... 46

6. «Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса.......... 47

7. Еврейская традиция в философии Средневековья....................................... 48

Литература......................................................................................................... 49

ЛЕКЦИЯ IV: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ............................................................................................................................... 50

1. Механицизм и натурализм философии Нового времени и эпохи Просвещения 50

2. Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм).......... 51

3. Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт)............................................................. 54

4. Теория естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк) 57

5. «Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания (Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо)................................................................................................................. 60

Литература......................................................................................................... 63

ЛЕКЦИЯ V: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА 64

1. Философия И. Канта...................................................................................... 64

2.Философские взгляды Гегеля......................................................................... 68

3. «Новая философия» Л.Фейербаха................................................................ 71

4. Марксизм....................................................................................................... 73

Литература......................................................................................................... 81

ЛЕКЦИЯ VI:ИДЕИ ИРРАЦИОНАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ...................................................................................... 82

1.Философия А. Шопенгауэра.......................................................................... 82

2. Философия жизни. Ф.Ницше......................................................................... 84

Литература......................................................................................................... 87

ЛЕКЦИЯ VII: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ....................................................... 88

1. Своеобразие философской мысли в России................................................. 88

2. Основные направления и идеи русской философии.................................... 92

Литература....................................................................................................... 104

ЛЕКЦИЯ VIII: ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА..................................................... 105

1.Основные предпосылки и особенности философии ХХ века..................... 105

2.Философия и проблемы языка: позитивизм, неопозитивизм и герменевтика 106

3. Прагматизм и педагогика............................................................................ 110

4. Философия ХХ века о человеке: экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм, философская антропология и ее направления: религиозное, натуралистическое, культурное....................................................................................................... 112

Литература....................................................................................................... 121

 

ЛЕКЦИЯ I: ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

План:

1. Предпосылки происхождения философии. Природа философского знания

2. Предмет и структура философии. Специфика философских проблем.

3. Функции философии.

4. Место философии в системе культуры.

Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания

«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.

По этому вопросу существует несколько точек зрения.

1.Философия признается порождением «эллинского гения».

Сторонником этой точки зрения является, например, крупнейший отечественный философ и знаток античности А.Ф. Лосев (1893-1988).

Многие исследователи, разделяя эту точку зрения, уточняют, что в Древнем Востоке и Древней Греции периода до VI в. до н.э. существовала предфилософия, но не философия в собственном смысле слова. Философия как таковая появляется в VI в. до н.э. именно в Греции - именно греческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) первым ввел термин «философия», который в последствие получил широкое распространение.

2. Однако наиболее распространенной является другая точка зрения, суть которой заключается в том, что философия действительно возникла в VI веке до н.э. и, что удивительно, почти одновременно в трех разных регионах мира - Китае, Индии, Греции.

Следует отметить, что время около 500 г. до н.э., охватывающее три века до и три века после, - уникальное время по своей культурной значимости не только в греческой, но и во всемирной истории.

Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал этот период «осевым временем». Он писал, что в этот период происходит одновременное формирование и развитие многих философских учений, как на Западе, так и на Востоке. В Китае - это учение Конфуцияи Лао-цзы, в Индии - Будды, в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя. Соответственно в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда.

Все, что связано с этими многочисленными именами и философскими школами, возникло почти одновременно, в течение немногих столетий, и независимо друг от друга. И именно в этот поворотный период истории были разработаны основные понятия и категории, которыми мы мыслим до сих пор. В это время сформировались также основы современных мировых религий, оказавших огромное влияние на культуру и жизнь всех последующих поколений людей.

Анализируя основные взгляды на время и место возникновения философии, представляется, что наиболее убедительной, из рассмотренных, является вторая точка зрения. Конечно, на Востоке и на Западе возникли разные типы философствования, однако круг проблем, способы их постановки и решения роднит философствование Запада и Востока.

По поводу причин возникновения философии также существует несколько отличающихся друг от друга концепций.

Наиболее распространенной и влиятельной является мифогенная концепция (Гегель, А.Ф. Лосев, Дж. Томсон и др.). В ней отражен тот факт, что философия не могла появиться на пустом месте. Ее возникновение было подготовлено такой универсальной формой духовного освоения мира человеком и духовой жизни первобытной эпохи, как мифология.

Поэтому необходимо остановиться на том, что такое мифология и какова ее роль в возникновении философии.

Мифология представляет собой художественно-образную переработку в сознании людей окружающей их действительности. Она носила синкретический, нерасчлененный характер. В ней переплетались и были нераздельно слиты зародыши всех последующих форм мировоззрения: религии, нравственности, искусства, философии и науки. Интеллектуальное своеобразие мифа заключалось в том, что мысль в нем выражалась в конкретно-чувственном

эмоциональном образе, в метафоре.

Огромное историческое и культурное значение мифологии связано с тем, что в ней были поставлены важнейшие мировоззренческие вопросы, касающиеся устройства мира, возникновения человека и его места в нем, проблемы существования богов и их места в мире, исторических событий в жизни того или иного народа. В силу этого можно дать следующую классификацию мифов:

- космологические мифы. Они отражали представления древних людей о том, как устроен мир, из чего все произошло, что такое природа, как она устроена и др. При этом природные явления обожествлялись и олицетворялись;

- антропологические мифы. В них зафиксированы представления древних о возникновении человека, его своеобразии по сравнению с другими живыми существами, стадиях жизненного пути, понимание жизни и смерти, роли судьбы и богов в жизни человека. Важным вопросом был также вопрос о соотношении души и тела, происхождении души, ее природе и значении для человека;

- социально-культурные мифы. Они были посвящены культурным достижениям людей, связанным с освоением огня, различных ремесел, земледелия, обрядовой стороной жизни и т.д.;

- исторические мифы. В них образно, с участием конкретных героев и богов, описывались наиболее значимые исторические события в жизни того или иного народа.

Кроме отмеченного синкретизма мифологического сознания и художественно-образного восприятия действительности, для более глубокого их понимания необходимо отметить также, что миф соединяет в себя правду-истину с вымыслом. Реальные явления жизни в мифе причудливым и органическим образом смешивались с фантазией. В мифах также не различаются естественное и сверхъестественное. Деятельность людей и богов рассматриваются и воспринимаются как одинаково реальные, происходящие на самом деле. Души умерших людей живут рядом и влияют на ход событий.

Характерным для мифа является отсутствие линейного восприятия времени как текущего от прошлого к настоящему и будущему. Существовало круговое его восприятие, означающее вечное возращение, т.е. повторение одних и тех же циклов, что объясняется слитностью древнего человека с природой, жизнь которой и навязывает представления о цикличности времени.

Историко-культурное значение мифологии огромно. Являясь наиболее древней формой духовного освоения мира человеком, она увязывала отдельные представления о мире в единую, образную картину мира, способствовала сохранению и передаче социального опыта, культуры от поколения к поколению.

Особенно следует отметить то, что в рамках мифа развивается мышление древних людей. Прежде всего это способность к диалектическому мышлению - в мифах фиксируются устойчивые пары противоположностей: жизнь - смерть, день - ночь, свет - тьма, порядок - хаос и др. Закладываются также основы причинно-следственного (генетического) мышления - все новое рождается от брачного союза противоположностей. В рамках мифологического мышления развивается также способность к абстрагированию (отвлечению). В мифологических образах происходит слияние общего и единичного. Так, например, бог времени Хронос олицетворяет время вообще, Зевс - грозные силы природы.

Рассматривая особенности мифологии как наиболее раннего типа мировосприятия и мировоззрения, сторонники мифогенной концепции происхождения философии обосновывают свой главный тезис: «От мифа к логосу».

Действительно, все последующие формы общественного сознания зародились в рамках мифологии и были пронизаны мифологическим мировосприятием, предполагавшим безусловное доверие к мифам со стороны людей. Тем не менее, в рамках данной концепции, сложно объяснить, как из чувственного восприятия мира, характерного для мифологии, возникает качественно новый тип рационалистического восприятия мира, основанного на универсалиях и критическом отношении к знанию.

Другой духовной предпосылкой зарождения философии явилась религия. Она – одна из древних форм мировоззрения, особый способ духовного освоения мира человеком, основанный на вере. Вера – это особое чувство, переживание, эмоциональное состояние, характеризующие внутренним согласием, принятием предмета веры.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в том, что мир в религии удваивается, он делится на естественный, видимый мир, и сверхъестественный, невидимый, мир земной и мир небесный, посюсторонний и потусторонний. Природа религии очень сложна, ее возникновению способствовали гносеологические, психологические и социальные основания.

Психологические корни религии связаны с неискоренимой потребностью человека в счастье, положительных эмоциональных состояниях, стремлении избавиться от леденящего душу страха. Несоизмеримость человека и мира порождает веру в существование могущественных высших сил, которые управляют миром и в руках которых человек – игрушка. Для того чтобы защитить себя от их произвола, человек начинает поклоняться им, молить их о пощаде.

В ощущении своего бессилия перед могуществом природы человек делал предметом своего почитания и поклонения ее стихии, окружающие вещи, растения, животных. Тень, упавшая от него на землю, наводила на мысль, что у него есть бессмертный двойник, а затем - о наличии в собственной осязаемой оболочке некого духа, души, способных покидать ее и переселяться в других людей, животных. Возникла вера в духов, пребывающих во всех неодушевленных предметах - камнях, деревьях. Эту веру в одухотворенность вещей или анимизм (от греческого anima - душа) англий­ский историк культуры Эдуард Тейлор назвал "первой философией перво­бытного человека".

В древности возникли и другие верования. Одним из наиболее распространенных верований был тоте­мизм. Тотем означает почитаемое первобытным родовым сообществом животное, от которого зависело их существование и которому поклонялись, как прародителю рода. В тотемизме отражалось своеобразие жизни первобытных общин с особенностями их охотничьего быта.

В более позднее время формируются представления о всесильных и всеведущих богах, способных стать источником благодати и одновременно - кары для тех, кто не достоин. Религия превращается в «сердце бессердечного мира», в стража и гаранта общественной нравственности.

Рассматривая мифологию и религию как формы духовной жизни первобытных людей, важно подчеркнуть, что они явились необходим этапом в эволюции человеческого сознания и познания.

Миф возникает на основе чувственного восприятия мира. Это особое мироощущение, которому была придана словесная форма. Сознание, еще не оснащенное достаточными знаниями, но наполненное мифи­ческими представлениями, уже угадывало в фактах природы и общественной жиз­ни необходимые общественные связи, вскрывало определенную упорядоченность. Подмечались периодичность физиологических процессов организма, ритмичность трудовых действий, повторяемость дня и ночи, времен года, сезонов возделывания земли, сбора урожая, охоты и рыболовства.

Восприятие людьми циклов и ритмов, с которыми они затем стали соотносить свое взаимоотношение с окружающим ми­ром, можно признать первым всеобъемлющим обобщением в истории человечества.

Многие причи­ны существования предметов и явлений природы были неизвестны древнему чело­веку, но только ощущались им, при чем с точки зрения либо пользы, либо вреда, которые они могли принести. А в таком случае невозможно было не заподозрить за любым явлением мира сознательно действующую волю. Мысль о ней наводила на предположение о наличии за всем окружающим живого, мыслящего существа - божества.

Бог - тоже обобщение, причем такое, в котором выражено признание господства над миром сверхъестественных сил. В этом вся суть религиозного сознания.

Однако чтобы проникнуть внутрь мира, постичь существо глубинных связей, его внутреннюю закономерность, причинную обусловленность вещей и событий, требовалась иная сила абстракт­ного мышления, еще не доступная в условиях первобытной жизни. Такова суть мифогенной концепции происхождения философии.

Представители другой, социогенной концепции, считают, что решающую роль в возникновении философии сыграли социально-экономические факторы. С этой точки зрения философия появилась на той ступени культурной эволюции человека, когда с развитием производительных сил начали исчезать общинно - родовые связи, и на месте первобытного коллективизма стало формироваться новое общество, основанное на частном владении и использовании рабского труда. Новые обществен­ные отношения обусловили более высокую производительность человеческой деятельности. В свою очередь это привело к отделению умственного труда от физи­ческого, резкому социальному расслоению, выделению родовой знати, возникновению городов-полисов.

Эти обстоятельства социальной жизни древнего общества способствовали возникновению и развитию новых психических функций и нового уровня мышления.

Ж.-П. Вернан, сторонник концепции социогенного происхождения философии, связывает возникновение таких важных психических функций, как произвольное запоминание, активное внимание и отвлеченное (абстрактное) мышление с изменениями в общественной жизни древних греков, прежде всего с возникновением городов – государств. Важное значение имело становление демократии с ее состязательностью, борьбой мнений и свободой критики. Закономерным следствием этих социальных процессов становиться возникновение греческой теоретической мысли, а на ее основе - не только философии, но и астрономии, математики и других форм и типов рациональности.

Современное понимание происхождения философии немыслимо без решения вопроса о том, почему философия зародилась почти одновременно в нескольких регионах мира. Ответ на этот вопрос следует искать в общих закономерностях развития конкретных обществ Запада и Востока.

К таким общим закономерностям можно отнести, прежде всего, переход от первобытности к цивилизации, от присваивающей экономики к экономике производящей, породившей радикальные изменения в социальной, этнической и духовной жизни людей. При этом важное значение имеет появление городов, в рамках которых возникают принципиально новые формы жизнедеятельности, формирующие познавательные потребностей людей, и прежде всего их способности к абстрактному, рациональному мышлению, мышлению в форме понятий, преодолевающего эмпиризм и чувственную конкретность первобытного мышления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1871 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.