Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»дейно-теоретические истоки




—уществует известное представление, идущее от Ёнгельса и сфор≠мулированное ¬. ». Ћениным в статье Ђ“ри источника и три составные части марксизмаї, о том, что источники учени€ ћаркса в целом - это немецка€ классическа€ философи€, английска€ политическа€ экономи€

1  ак жаловалс€ один из выдающихс€ неортодоксальных последователей ћаркса јнтонио √рамши, Ђмарксистскиеї, Ђпо-марксистскиїЧэти прилагательное и наречие стер≠ты, как монеты, прошедшие через слишком многие рукиї [3,42].

и французский утопический социализм.  роме того, ћаркс и Ёнгельс признавали своими предшественниками английских и французских ма≠териалистов XVII-XVIII вв.

Ёта генеалоги€ марксизма ћаркса в принципе неоспорима. Ќо к ней необходимо добавить те источники, которые содержались в других обла≠ст€х знани€, а также те, которые не признавались ћарксом.  роме того, указанна€ генеалоги€ нуждаетс€ в уточнени€х.

¬ частности, когда речь идет о немецкой классической философии, то следует подчеркнуть вли€ние двух ее представителей: √егел€ и ‘ей≠ербаха. √егель больше других мыслителей оказал вли€ние на стиль и метод научного, в том числе социологического, мышлени€ ћаркса; на его представление об объективных социальных законах, прокладываю≠щих себе дорогу сквозь и через желани€ и действи€ отдельных людей; на его идею прогрессивного развити€ как противоречивого процесса, в ко≠тором противоречи€ разрешаютс€ в диалектическом синтезе (согласно ге≠гелевской триаде Ђтезис-антитезис-синтезї); на р€д идей частного харак≠тера у ћаркса; наконец, на его теорию отчуждени€. ѕоследнюю ћаркс разрабатывал также под воздействием Ћюдвига ‘ейербаха, восприн€в его материализм и антирелигиозность. ¬прочем, верный своему полемичес≠кому методу, ћаркс посто€нно полемизировал и с этими философами.

„то касаетс€  анта, то его реальное воздействие на ћаркса сомни≠тельно. ‘ундаментальные проблемы теории познани€, поставленные  антом, были не решены, а обойдены ћарксом с помощью материалис≠тического постулата, согласно которому сознание - это просто бытие, Ђпересаженноеї в человеческую голову и преобразованное в ней.

»з социалистов, оказавших наибольшее вли€ние как на социологи≠ческие, так и на политико-утопические взгл€ды ћаркса, следует отме≠тить —ен-—имона. ¬ социологическом аспекте он оказал важное воздей≠ствие на оценку ћарксом 1) роли Ђиндустрииї (т. е., по —ен-—имону, производства в широком смысле); 2) значени€ форм собственности и классов, особенно пролетариата; 3) важности революционных сдвигов (Ђкритические эпохиї, по —ен-—имону). ≈ще до ћаркса —ен-—имон обо≠сновывал идею о том, что современное государство Ч преп€тствие дл€ развити€ индустриального общества. ¬елико было вли€ние —ен-—имо≠на и на формирование социалистическо-коммунистического идеала не≠мецкого мыслител€. Ёто относитс€, в частности, к таким иде€м —ен-—и≠мона, как об€зательный производительный труд; государственное планирование промышленного и сельскохоз€йственного производства; превращение государства в орудие организации производства; стирание национальных границ и всемирна€ ассоциаци€ народов в будущем и т. д.

≈сть основани€ полагать, что вли€ние —ен-—имона на ћаркса было даже более ранним, чем его знакомство с √егелем. ¬ли€ние сен-симони-стов в √ермании было чрезвычайно велико. ¬ частности, пропагандис≠том сен-симонизма был друг ћаркса (впоследствии так же, как и мно≠гие, ставший объектом его полемических атак) ћозес √есс, которого называли Ђотцом немецкого социализмаї.

¬ообще следует подчеркнуть, что идеалы ћаркса сформировались раньше, чем он сосредоточилс€ на научных изыскани€х. Ќе наука при≠вела его к идеалу коммунизма, а наоборот, уже утвердившемус€ в его сознании коммунистическому идеалу он стремилс€ найти научное обо≠снование. Ќе случайно Ђћанифест  оммунистической партииї, в кото≠ром выражен коммунистический Ђсимвол верыї, был написан еще в 1847-1848 гг., т. е. задолго до главных научных работ ћаркса, когда он еще только приступал к изучению того общества, которому пророчил гибель (к экономическим исследовани€м он всерьез приступил в начале 50-х годов). Ћюбопытно, что в отличие от ћаркса и Ёнгельса аналогич≠ные символы веры у —ен-—имона (Ђ атехизис промышленниковї, 1823-1824; ЂЌовое христианствої, 1825) и у  онта (Ђѕозитивистский катехи≠зисї, 1852) по€вились в конце их жизни, как итог их научных и ненаучных размышлений.

¬ли€ние уже упоминавшегос€ ћозеса √есса (1812-1875) на ћаркса было достаточно велико и носило многосторонний характер, несмотр€ на то, что сам √есс, участвовавший вместе с ћарксом в кружке младоге≠гель€нцев, увидел в нем величайшего философа человечества. ќн пер≠вым соединил социализм с гегелевской философией. ѕо √ессу, идеал социализма Ч реализаци€ социальной сущности человека. “еорию от≠чуждени€ человеком своей собственной сущности в религии, разрабо≠танную ‘ейербахом, он расширил и применил к интерпретации различных социальных €влений. ќн доказывал, что над человеком в отчужденной форме господствуют его собственные силы: бог Ч в религии, деньги Ч в экономике, государственна€ власть Ч в политике. Ѕудущее социалисти≠ческое общество освободит человека от господства созданных им, но отчужденных от него сущностей. ¬о всех этих положени€х легко про≠сматриваетс€ та теори€ отчуждени€, которую вслед за √ессом разраба≠тывал ћаркс. ≈ще до выхода Ђћанифеста  оммунистической партииї, в конце 1847 г., √есс, который принимал активное участие в рабочем движении, опубликовал работу Ђѕоследстви€ революции пролетариа≠таї, в которой сформулировал положени€, ставшие затем основопола≠гающими дл€ ћаркса: о концентрации и централизации капитала в современную эпоху, о росте нищеты пролетариата, о перепроизводстве и периодических кризисах перепроизводства, о гр€дущей гибели капи≠тализма [4, 425-444].

¬еро€тно, √есс познакомил ћаркса и Ёнгельса с книгой известного немецкого историка и правоведа Ћоренца фон Ўтейна Ђ—оциализм и коммунизм в современной ‘ранцииї (1842) [5]. Ўтейн был противни≠ком коммунизма, но он одним из первых, если не первым, засвидетель≠ствовал, что этот Ђпризракї бродит по ≈вропе. ќн предсказывал его сли€ние с рабочим движением, всеобщее распространение и последую≠щее крушение. ќн же обратил внимание на стремление французских социалистов, последователей —ен-—имона, строить свои идеи на науч≠ном фундаменте. Ёнгельс назвал книгу Ўтейна Ђжалкойї и Ђхудосоч≠нойї [6, т. 1, 521], но такого рода оценки у него, как и у ћаркса, часто служили признаком серьезного воздействи€ на их мышление: уже само их раздражение часто весьма симптоматично.

¬ообще в истории социологии существуют два вида вли€ни€ одних мыслителей на других. ѕервый из них можно назвать Ђпозитивнымї, вто≠рой - Ђнегативнымї. ѕервый состоит в том, что идеи одного мыслител€ воспроизвод€тс€, продолжаютс€, развиваютс€ или примен€ютс€ в ис≠следовани€х другого; при этом вли€ние может признаватьс€ Ђпоследо≠вателемї или не признаватьс€. “акие вли€ни€ достаточно очевидны.

ƒругие вли€ни€, Ђнегативныеї, обнаружить сложнее, хот€ они встре≠чаютс€ не реже первых. Ёти вли€ни€ про€вл€ютс€ через систематичес≠кую оппозицию одного мыслител€ другому, противопоставление одних воззрений другим. ѕри Ђнегативномї вли€нии определенные тезисы Ђпредшественникаї вызывают столь же определенные контртезисы Ђпос≠ледовател€ї, так что последние оказываютс€ специфическим, но иног≠да очень точным отражением первых. ”же сам выбор объекта полемики имеет большое значение и свидетельствует о том, что Ђпоследовательї неравнодушен к определенному Ђпредшественникуї и вместе с ним вт€≠нут в обсуждение одних и тех же проблем.   тому же в процессе этого обсуждени€ первый зачастую заимствует у последнего гораздо больше, чем ему самому кажетс€. ЂЌегативныеї вли€ни€ в истории социологии бывают не менее сильными, чем Ђпозитивныеї, и могут быть тем более сильными, чем энергичнее противопоставление.

”читыва€ полемический метод работы ћаркса, нар€ду с Ђпозитив≠нымиї он испытал и р€д Ђнегативныхї вли€ний. ƒаже с наиболее при≠знанными им авторитетами, в частности √егелем, ‘ейербахом, –икар-до, он вел энергичную полемику. „то касаетс€ уже упом€нутых √есса и фон Ўтейна, то они оказали на ћаркса как Ђпозитивноеї, так и Ђнега≠тивноеї вли€ние. Ёто относитс€ и к таким мыслител€м и политическим де€тел€м, как ѕрудон, ћ. ј. Ѕакунин, ‘. Ћассаль; впрочем, обратное вли€ние ћаркса было во вс€ком случае не меньшим, так что здесь име≠ло место взаимовли€ние.

ћаркс был знаком с иде€ми  онта и в целом относилс€ к ним отри≠цательно. Ђ...¬ качестве партийного человека € занимаю решительно враждебную позицию по отношению к контизму, а как человек науки очень невысокого мнени€ о нем...ї, - писал он [7, 189-190]. ¬ полити≠ческом отношении ћарксу был чужд социальный пацифизм  онта, а в научном отношении контовска€ теори€ непрерывной, преемственной эво≠люции уступала, с его точки зрени€, гегелевской теории исторического развити€. “ем не менее, как это будет видно из дальнейшего изложени€, в социологических взгл€дах ћаркса и  онта немало общего, что отчасти объ€сн€етс€ значительным вли€нием идей —ен-—имона на них обоих.

¬ последние годы жизни ћаркс обратилс€ к изучению этнографических исследований первобытных культур, в частности, работ Ћьюиса ћоргана.

Ќеобходимо отметить и вли€ние естественных наук на формирование социологии ћаркса. Ёто относитс€, в частности, к таким наукам, как гео≠логи€ и биологи€. √еологи€ служила одним из источников марксовых представлений о социальной системе и ее строении (иде€ формации). »з биологических идей и открытий, оказавших воздействие на социо≠логические воззрени€ ћаркса, следует подчеркнуть значение пон€ти€ биологического организма, морфологических представлений в биоло≠гии, открыти€ клетки и создани€ клеточной теории строени€ организ≠ма. ќсобенно важным дл€ ћаркса было эволюционное учение ƒарвина, изложенное в его знаменитом труде Ђѕроисхождение видовї (1859). ћаркс увидел в нем некий биологический аналог и подтверждение сво≠их социальных теорий, а также стимул дл€ их дальнейшего развити€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

508 - | 494 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.