Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


II. ƒисциплина внешнего поведени€




 

ѕростота

 

Д огда мы действительно пребываем во внутренней простоте, то все наше внешнее поведение делаетс€ искреннее, естественнее. Ёта истинна€ простота побуждает нас осознавать, что такое открытость, м€гкость, невинность, веселость, спокойствие, которые так прит€гательны, когда мы созерцаем их вблизи и посто€нно, чистыми очами. ќ, как любезна така€ простота!  то бы дал ее мне!? я все оставлю ради нее. Ёто Ц жемчужина ≈вангели€".

‘рансуа ‘енелон

 

ѕростота Ц это свобода. ƒвойственность Ц это рабство. ѕростота производит радость и уравновешенность. ƒвойственность приносит с собой озабоченность и страх. ” ≈кклезиаста мы находим такое наблюдение: ДЅог создал человека правым, а люди пустились во многие помыслы" (7:29). (Ѕог создал человека простым, а все сложные человеческие проблемы Ц его собственного изобретени€). ћногие из нас испытывают, какое освобождение Ѕог дает нам через простоту, поэтому споем старинный гимн:

ДЁто дар Ц быть простым, Ёто дар Ц быть свободным, Ёто дар Ц спуститьс€ вниз, где нам должно пребывать » где мы видим самих себ€, как должно нам видеть. “огда мы будем жить в долине любви и восхищени€!  огда достигнута насто€ща€ простота, ћы не будем стыдитьс€ ни жить, ни любить, ѕоворачиватьс€ туда и туда будет нашей радостью, ѕока, так поворачива€сь, мы не обретем устойчивости".

’ристианска€ простота Ц это внутреннее качество, которое производит определенный стиль жизни. » внутренн€€, и внешн€€ стороны простоты Ц обе существенны. ћы обманываем себ€, если думаем, что можно обладать внутренней простотой, котора€ не выражаетс€ в нашем образе жизни. ј попытка организовать внешнюю простоту жизни ведет ко все убивающей законности.

ѕростота начинаетс€ с внутренней собранности. ќна есть про€вление того, что “омас  елли называл ДЅожественным центром".  ьеркегор выразил сущность христианской простоты в глубоком заглавии своей книги: Д„истота сердца есть желание ќдного".

ѕереживание внутренней реальности освобождает нас и внешне. –ечь становитс€ правдивой и честной. ”ходит жажда положени€ в обществе, потому что мы более в этом положении не нуждаемс€. ћы удал€емс€ от всего показного и экстравагантного не потому, что мы себе не можем этого позволить, но из принципа. Ќаше имущество становитс€ доступным дл€ других. ћы испытываем то, о чем –ичард Ѕирд записал в своем дневнике после одиноких мес€цев в јрктике: Дя познаю тот факт, что человек может жить глубокой жизнью, обход€сь без массы вещей"[62].

—овременна€ культура не имеет ни внутренней реальности простоты, ни внешнего ее выражени€ в образе жизни. ¬ своей внутренней жизни современный человек весь разорван. ќн пойман в ловушку массы противоречивых желаний и прив€занностей. ¬ один момент он принимает решение на основе здравого смысла, но уже в следующее мгновение Ц на, основе страха перед общественным мнением. ” него нет того центра, вокруг которого была бы организована его жизнь.

»з‑за того, что в нас не хватает Ѕожественного центра, а мы нуждаемс€ в чувстве безопасности, эта нужда влечет нас к нездоровой прив€занности к вещам. Ќам нужно €сно сознавать, что т€га к изобилию в современном обществе Ц это психоз. Ёто психоз потому, что она утратила вс€кую св€зь с реальностью. ћы жаждем вещей, которые и не нужны нам, и не принос€т радости: Дћы покупаем вещи, которые нам не нужны, Ц сказал один автор, Ц чтобы произвести впечатление на людей, которые нам вовсе не нрав€тс€"[63]. Ќам стыдно носить вещи до того, что они износ€тс€, и водить машины до тех пор, пока они не сломаютс€. —редства массовой коммуникации уверили нас в том, что немодное Ц нереально. ѕришло врем€ пробудитьс€ и пон€ть, что, соглаша€сь с больным обществом, мы сами становимс€ больными. ѕока мы не увидим, насколько разбалансированно наше общество в этом отношении, мы не сможем справитьс€ с духом маммоны внутри нас и не сможем желать христианской простоты.

ѕсихоз проник даже в нашу мифологию. —овременным героем €вл€етс€ бедный юноша, ставший богатым, а не богатый юноша, который добровольно становитс€ бедным, в согласии с францисканским и буддистским идеалами. ј девушку в такой роли мы вообще не можем даже и вообразить. «авистливость мы называем честолюбием. ∆адность мы называем изобретательностью. Ќакопительство Ц благоразумием.

ƒалее, очень важно пон€ть, что современна€ контркультура вр€д ли исправл€ет дело. Ёто поверхностное изменение в стиле жизни, без серьезного решени€ коренных проблем потребительского общества. “ак как контркультуре всегда не хватало определенной позиции и положительной программы, она неизбежно вырождалась в пуст€ки. јртур –иш утверждает, что Дв основе своей контркультура Ц это зеркало худших черт старого, больного общества. –еволюци€ вовсе не состоит в даровых наркотиках, свободе секса и абортах по первому желаниюЕ ѕсевдосвободна€ эротика, элементы садомазохизма и сексуальные объ€влени€ в большей части подпольной прессы Ц это извращени€ старого пор€дка и выражение смерти"[64].

ћы должны иметь мужество назвать новые, более человечные образы жизни. Ќам нужно стать исключени€ми в современном психозе, при котором люди определ€ютс€ тем, сколько они могут произвести или сколько заработать. —овременна€ система Ц путь к смерти, поэтому нам нужен эксперимент с новыми альтернативами. ѕростота образа жизни Ц это не утраченна€ мечта, а посто€нно, сквозь всю историю обновл€ющеес€ видение. »м можно овладеть и сегодн€. ƒолжно.

 

Ѕибли€ и простота

 

ѕрежде чем пытатьс€ выковать христианский взгл€д на простоту, необходимо разрушить господствующее мнение, будто взгл€д Ѕиблии на экономику двусмыслен. Ќаше отношение к богатству сугубо индивидуально. ”чение Ѕиблии в этом вопросе зависит от истолковани€. ћы также стараемс€ уверить себ€, будто »исус вообще не касалс€ экономических проблем.

—ерьезное прочтение Ѕиблии не может поддержать подобную точку зрени€. Ѕиблейские установлени€, направленные против эксплуатации бедного и накоплени€ богатства, €сны и пр€молинейны. Ѕибли€ бросает вызов почти всем экономическим ценност€м нашего времени. Ќапример, ¬етхий «авет возражает против общеприн€того мнени€ об абсолютном праве на частную собственность. «емл€ принадлежит Ѕогу и потому не может находитьс€ в вечном владении того или иного человека (Ћев. 25:23). ¬ юбилейный год вс€ земл€ должна была возвращатьс€ к первоначальному владельцу. ‘актически назначением юбилейного года было посто€нное перераспределение богатства, так как и само богатство рассматривалось как принадлежащее Ѕогу, а не человеку. “акой радикальный экономический взгл€д опрокидывает все современные учени€ и практику в этой области. ≈сли бы только »зраиль верно соблюдал юбилейный год, он нанес бы смертельный удар вечной проблеме Дбогатые богатеют, а бедные беднеют".

Ѕибли€ посто€нно и определенно указывает на внутренний дух порабощени€, возникающего от идолопоклонства и прив€занности к богатству. Д огда богатство умножаетс€, не прилагайте к нему сердца", Ц советует псалмопевец (61:11). ƒес€та€ заповедь направлена против зависти, внутренней похоти Диметь", котора€ ведет к кражам и насилию. ћудрец понимал, что Днадеющийс€ на богатство свое упадет" (ѕрит 11:28).

»исус объ€вил войну материализму того времени. јрамейский термин дл€ богатства был Дмаммона", и »исус осудил его как противника Ѕога: ДЌикакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Ќе можете служить Ѕогу и маммоне" (Ћк. 16:13). ќн часто говорил об экономических проблемах. ќн сказал: ДЅлаженны нищиеЕ ибо ваше есть ÷арствие Ѕожие" и Д√оре вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение" (Ћк. 6:20, 24). ќн графически изобразил, как трудно богатому войти в ÷арствие Ѕожие: это так же трудно, как верблюду пройти сквозь игольное ушко. — Ѕогом, конечно, все возможно, но »исус €сно понимал трудность этого положени€. ќн видел ту хватку, с которой богатство может держать человека. ќн знал, что, Дгде сокровище ваше, там будет и сердце ваше", и —воим последовател€м ќн заповедал: ДЌе собирайте себе сокровищ на земле" (ћф. 6:21, 19). ќн говорил не о том, что сердце должно или не должно быть там, где сокровище. ќн констатировал простой факт, что, где бы ни было сокровище, там будет и сердце.

ќт молодого богатого юноши »исус потребовал не просто внутреннего, психологического Дотстранени€" от своих богатств, но чтобы он буквально от него избавилс€, если он действительно желал ÷арстви€ Ѕожьего (ћф. 19:16‑22). ќн сказал: Д—мотрите, берегитесь любост€жани€, ибо жизнь человека не зависит от изобили€ его имени€" (Ћк. 12:15). ќн советовал люд€м, которые приходили, ища Ѕога: Дѕродавайте имени€ ваши и давайте милостыню. ѕриготовл€йте себе влагалища (кошельки) неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесахЕ" (Ћк. 12:33). ќн рассказал притчу о богатом земледельце, жизнь которого сводилась к накопительству, и назвал его безумным (Ћк. 12:16‑21). ќн сказал, что, если мы действительно желаем ÷арстви€ Ѕожи€, мы должны, как купец в поиске драгоценных жемчужин, быть готовыми продать все, чтобы иметь его (ћф. 13:45‑46). ќн призывал всех, кто последует за Ќим, к радостной, беззаботной жизни, свободной от бремени обладательства: Д¬с€кому, прос€щему у теб€, давай, и от вз€вшего твое не требуй назад" (Ћк. 6:30).

»исус говорил об экономике больше, чем о любой другой общественной проблеме. ≈сли в сравнительно простом обществе наш √осподь подчеркивал духовные опасности богатства, насколько же серьезнее должны относитьс€ к этому вопросу мы, живущие в высшей степени богатой культуре.

ѕослани€ отражают ту же самую озабоченность. јпостол ѕавел говорил: Д∆елающие обогащатьс€ впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу" (1 “им. 6:9). ≈пископ не должен быть Дсребролюбив" (1 “им. 3:3). ƒь€кон не должен быть Дкорыстолюбив" (1 “им. 3:8). јвтор ѕослани€ к ≈вре€м советовал: Д»мейте нрав несребролюбивый, довольству€сь тем, что есть. »бо —ам сказал: не оставлю теб€ и не покину теб€" (13:5). јпостол »аков осуждал убийства и войны из‑за жажды обладани€: Дќткуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? ∆елаете Ц и не имеете; убиваете и завидуете Ц и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете Ц и не имеете" (4:1,2). (Д¬ы желаете и не имеете, поэтому вы убиваете. ¬ы завидуете и не можете получить, поэтому вы воюете"). јпостол ѕавел называл зависть идолопоклонством, а от коринф€н требовал, чтобы они принимали суровые меры против виновных в корыстолюбии и жадности (≈ф. 5:5 и 1  ор. 5:11). ќн числил лихоимство среди блуда и воровства и утверждал, что живущие во всем этом ÷арстви€ Ѕожи€ не наследуют. ќн советовал богатым не полагатьс€ на свое богатство, но уповать на живого Ѕога и благодетельствовать окружающим (1 “им. 6,17‑19).

—казав все это, € спешу прибавить, что Ѕог заботитс€ о нас и о том, чтобы мы имели и материальное обеспечение. Ќищета Ц это тоже несчастье, как и стремление обогащатьс€. Ќасильственна€ нищета Ц это зло и должна быть отвергнута. Ѕибли€ не поощр€ет крайнего аскетизма. ѕисани€ посто€нно утверждают, что творение Ц хорошо, и надо ему радоватьс€. јскетизм производит небиблейское разделение на мир духовный и мир материальный, как мир добра и мир зла, и, таким образом, предлагает спасатьс€ тем, чтобы как можно меньше внимани€ удел€ть физическому существованию.

јскетизм и простота Ц взаимно несовместимы. —лучайные внешние черты сходства никогда не должны затемн€ть решительное различие между ними. јскетизм отказываетс€ от вс€кого обладани€, простота рассматривает имение в должной перспективе. јскетизм не находит места дл€ Дстраны, где течет молоко и мед". ѕростота может радоватьс€ этому чудному обеспечению из руки Ѕожией. јскетизм находит удовлетворение только в унижении. ѕростота может удовлетвор€тьс€ и скудостью, и изобилием (‘ил. 4:12).

ѕростота есть то единственное, что способно переориентировать наши жизни так, что мы сможем наслаждатьс€ тем, что мы имеем, и оно не будет оказывать на нас разрушительного действи€. Ѕез простоты мы либо капитулируем перед духом маммоны, прав€щим этим злым веком, либо впадем в законнический аскетизм. » то и другое ведет к идолопоклонству. ќба смертельны дл€ духа.

¬ ѕисании много говоритс€, как Ѕог дает материальное изобилие дл€ —воего народа: Д»бо √осподь, Ѕог твой, ведет теб€ в землю добруюЕ в землю, в которойЕ ни в чем не будешь иметь недостатка" (¬тор. 8:7‑9). Ќо столь же много говоритс€ и о том, что материальное благополучие опасно, если не воспринимаетс€ в должной перспективе: Д—мотриЕ, чтобы ты не сказал в сердце твоем: мо€ сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие" (¬тор. 8:17).

ƒуховна€ простота как раз и обеспечивает эту требуемую перспективу. ѕростота освобождает нас дл€ прин€ти€ материального обеспечени€ как дара Ѕожьего, который не €вл€етс€ нашим, чтобы нам его хранить, но чтобы делитьс€ им с другими.  ак только мы признаем, что Ѕибли€ с одинаковой энергией отвергает и материалистический, и аскетический подход, мы готовы с вниманием отнестись к христианскому пониманию простоты.

 

“очка опоры

 

јрхимед сказал: Дƒайте мне точку опоры, и € переверну землю". “ака€ опорна€ точка важна во вс€кой духовной дисциплине, но особенно это относитс€ к простоте. »з всех духовных дисциплин простота €вл€етс€ самой видимой и потому наиболее открытой дл€ порчи. Ѕольшинство христиан никогда серьезно не занималось вопросом простоты, игнориру€ дл€ своего удобства многие предостережени€ ’риста, касающиес€ этой области. ѕричина этого €сна: здесь бросаетс€ вызов нашей любви к богатой жизни. Ќо тот, кто воспринимает библейское учение серьезно, подвергаетс€ тут же суровым искушени€м легализма: мы склонны канонизировать свой выбор одежды или дома, как Дпростоту", простой образ жизни. Ёта опасность делает особенно важным выбор Дточки опоры". ћы находим ее в следующих словах »исуса: Дѕосему говорю вам: не заботьтесь дл€ души вашей, что вам есть и что пить, ни дл€ тела вашего, во что одетьс€. ƒуша не больше ли пищи и тело Ц одежды?Е ѕотому что всего этого ищут €зычники, и потому что ќтец ваш Ќебесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. »щите же прежде ÷арства Ѕожи€ и правды ≈го, и это все приложитс€ вам" (ћф. 6:25‑33).

“очка опоры дл€ духовной простоты Ц это искать ÷арства Ѕожи€ и правды ≈го прежде всего, и тогда все необходимое придет в должном пор€дке. Ќевозможно переоценить проницательность »исуса в этом вопросе. ¬се держитс€ на том, чтобы первое было первым. Ќичто не должно сто€ть впереди ÷арства Ѕожи€, даже желание простого образа жизни.

ѕростота может стать идолопоклонством, если стоит прежде нашего поиска ÷арства Ѕожи€.  ьеркегор писал: Д»щите прежде ÷арства Ѕожи€ и правды ≈го". „то это значит, что мне нужно делать, какие усили€ прилагать, чтобы исполнить эти слова? ƒолжен ли € постаратьс€ получить работу, соответствующую моим талантам и возможност€м, чтобы как можно больше вли€ть на общество? Ќет, € должен прежде всего искать ÷арства Ѕожи€. “огда, может быть, € должен отдать все мое богатство бедным? Ќет, € должен прежде всего искать ÷арства Ѕожи€. ƒолжен ли € в таком случае идти и проповедовать это учение всему миру? Ќет, € должен прежде всего искать ÷арства Ѕожи€. Ќо в таком случае € в известном смысле ничего не должен делать? ƒа, конечно, в известном смысле все €вл€етс€ ничем, совершенным ничем перед лицом Ѕожиим. Ќаучись быть молчаливым. ¬ этом молчании есть начало того, чтобы искать ÷арства Ѕожи€ прежде всего".*

—осредоточение на ÷арстве создает внутреннюю реальность, а без нее мы дегенерируем в мелочи законничества. Ќичто, кроме ÷арства, не может быть главным. ƒаже желание выбыть из тараканьих бегов жизни, или перераспределение богатств мира, или забота об экологии не могут быть главнее ÷арства.

»скать ÷арства Ѕожи€ и правды ≈го прежде всего, и в плане личном, и в плане общественном, Ц это единственна€ главна€ вещь в духовной дисциплине простоты.

„еловек, который не ищет ÷арстви€ Ѕожи€ прежде всего, не ищет его вовсе.  ак ни важны другие заботы, они превращаютс€ в идолов, как только мы делаем,их центром внимани€. ћы объ€вл€ем, что именно наша де€тельность и есть христианска€ простота. ¬ действительности же, когда ÷арство Ѕожие искренне ставитс€ нами на первое место, прежде всего другого, тогда и все другие наши заботы Ц экологи€, бедные, равное распределение и многое другое Ц оказываютс€ на своем месте, получают должное внимание.

¬ приведенном нами отрывке »исус так €сно выразил мысль, что свобода от озабоченности есть внутреннее свидетельство того, что мы действительно ищем ÷арства Ѕожьего прежде всего. ¬нутренн€€ реальность простоты предполагает жизнь радостной беззаботности относительно своего имени€. Ќи жадный, ни нищий не знают этой свободы. Ёта свобода не зависит ни от обили€ имени€, ни от нехватки его. Ёто внутренний признак довери€. —ам по себе факт, что какой‑то человек живет вообще без вещей, не €вл€етс€ доказательством того, что он живет просто. јпостол ѕавел учил нас, что сребролюбие есть корень всех зол, и часто те, у кого меньше его, люб€т его всех больше. „еловек может внешне жить просто, а внутри быть исполненным забот. “очно так же и богатство не приносит с собой свободы от озабоченности.  ьеркегор пишет: ДЕ богатство и изобилие приход€т, лицемерно одетые в овечью шкуру, претенду€, что они будто бы €вл€ютс€ гарантией против озабоченности, но они тут же станов€тс€ именно источником этой озабоченностиЕ они €вл€ютс€ гарантией безопасности в той же мере, в какой ею €вл€етс€ волк, пасущий овец"[65].

—вобода от озабоченности характеризуетс€ трем€ внутренними позици€ми. ≈сли то, что мы имеем, мы принимаем как дар, если о нашем имении заботитс€ Ѕог и если то, что мы имеем, доступно другим, то мы обладаем этой свободой. Ёто и есть внутренн€€ реальность простоты. ≈сли же, наоборот, мы верим, что свое имение заработали сами и сами должны его держать и никому его не давать, тогда мы будем осаждаемы заботами. “аковые никогда не познают простоты, независимо от того, в каких услови€х они живут и как стараютс€ показать внешний стиль простоты.

¬оспринимать все, что мы имеем, как дар от Ѕога Ц это первое условие простоты. ћы трудимс€, но не наш труд дает нам то, что мы имеем. ћы живем милостью даже тогда, когда речь идет о Дхлебе насущном". ћы зависим от Ѕога в простейших элементах жизни: воздух, вода, солнце. “о, что мы имеем, не €вл€етс€ результатом нашего труда, но милостивого попечени€ Ѕожи€. ƒостаточно небольшой засухи или несчастного случа€, чтобы сразу показать нам, насколько во всем мы зависим от Ѕога.

«нать, что это Ѕожье дело, а не наше Ц заботитьс€ о нашем имении, Ц это второе условие простоты. Ѕог способен защитить то, чем мы обладаем. ћы можем довер€тьс€ ≈му. «начит ли это, что не надо и дверей запирать?  онечно, нет. Ќо мы знаем, что не замок охран€ет дом. ≈сли мы будем считать, что наша осторожность и предусмотрительность защит€т нас и наше добро, то озабоченность оседлает нас. ѕростота означает полное доверие Ѕогу во всем.

ƒелитьс€ своим имением с другими Ц это третье условие простоты. ћартин Ћютер как‑то сказал: Д≈сли наше добро недоступно общине, то это краденое добро". Ќам трудно пон€ть эти слова, потому что мы боимс€ будущего. ¬место того, чтобы делитьс€ своим даром, мы прилепл€емс€ к нему, потому что беспокоимс€ о завтрашнем дне. Ќо если мы действительно верим, что Ѕог таков, как о Ќем говорил »исус, то нам не надо бо€тьс€.  огда мы видим Ѕога как ¬семогущего “ворца и нашего люб€щего ќтца, тогда мы можем делитьс€, потому что ќн будет заботитьс€ о нас. ≈сли кто‑то нуждаетс€, мы свободны помочь ему. » оп€ть же простой здравый смысл поможет нам не делать здесь глупостей.

 огда мы действительно ищем ÷арства Ѕожьего прежде всего, тогда все эти три черты будут характеризовать нашу жизнь. ¬з€тые все вместе, они и есть то, что »исус называл Дне заботьтесь". » мы можем быть уверены, что, жив€ в этой реальности, получим все остальное, необходимое дл€ Джизни с избытком".

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 532 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

489 - | 494 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.