Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ортировка посредством фантазировани€




¬торой полезный способ, с помощью которого инконгруэнтности можно организовать в пол€рности Ч это сорти≠ровка посредством фантазировани€. ќсобенно эффективен этот способ с пациентами, у которых ведущей репрезента≠тивной системой €вл€етс€ визуальна€ система. ќбратимс€ еще раз к просмотренному примеру. ѕредположим, что, обнаружив группировки пара-сообщений, психотерапевт решает использовать в качестве руководства группу 2: он дает пациенту указание закрыть глаза и визуально пред≠ставить себ€ сто€щим на одном колене с выт€нутыми впе≠ред руками ладон€ми вверх. ѕосле того, как пациент подаст знак, что сформулировал устойчивый €сный сфокуси≠рованный образ самого себ€, психотерапевт начинает добавл€ть другие пара-сообщени€, но в той же самой ре≠презентативной системе (визуальной), а затем и в других репрезентативных системах Ч пара-сообщени€, конгруэн≠тные пара-сообщени€ группы 2, уже включенным в образ. “ерапевт может, например, сказать:

Ќаблюда€ за тем, как движутс€ ваши губы, услышьте слова: Уя делаю дл€ нее все, что могу, € так люблю ееФ.

«атем пациент сообщает терапевту обо всем образе в целом, а психотерапевт провер€ет его коммуникацию на наличие инконгруэнтных сообщений. ƒобившись конгру≠энтности данного образа, психотерапевт начинает рабо≠тать с пациентом над второй зрительной фантазией. Ќа этот раз Ч это конгруэнтный образ противоположной по≠л€рности, который основан на пара-сообщени€х, включен≠ных в группу 1. ќбычно психотерапевту приходитс€ не≠сколько раз предлагать пациенту переключатьс€ с одного образа на другой, до тех пор, пока каждый из них не станет конгруэнтным. Ётот способ сортировки дает пациенту до≠ступ к визуальным и аудиальным репрезентаци€м пол€рностей, которые при пространственной сортировке оказы≠ваютс€ недостаточными, достижимыми 8).

ѕсиходраматическа€ сортировка

“реть€ техника, дающа€ хорошие результаты при сор≠тировке, Ч это так называема€ психодраматическа€ сор≠тировка. ¬ этом случае пациент по указани€м психотера≠певта выбирает из группы двух человек дл€ исполнени€

собственных пол€рностей. — помощью психотерапевта па≠циент инструктирует сначала одного, а затем другого, под≠готавлива€ их дл€ исполнени€ своих пол€рностей. ѕсихо≠терапевт может, например, добиватьс€, чтобы один из чле≠нов группы вз€л на себ€ все сообщени€ группы 2, а другой Ч все сообщени€ из группы 1. «атем пациент и психотера≠певт работают с каждым из отобранных членов группы, добива€сь от каждого из них полностью выраженной конгруэнтной пол€рности. Ётот способ сортировки позвол€ет пациенту испытать собственные пол€рности как визуаль≠но, так и аудиально. ¬ процессе инструктажа членов груп≠пы с целью правильного исполнени€ пол€рностей (то есть, чтобы их исполнение согласовывалось с моделью пациен≠та) психотерапевт предлагает пациенту изобразить снача≠ла одну, а затем Ч другую пол€рность. ¬ результате этого у пациента по€вл€етс€ возможность испытать собственные пол€рности кинестетически, а кроме того, обеспечить пра≠вильное исполнение пол€рностей членам его группы. “ех≠ника психодраматической сортировки Ч это отличное средство подготовки, помогающее психотерапевту обнару≠живать, рассортировывать и воспроизводить пара-сообще≠ни€, предъ€вленные пациентом.

—ортировка по репрезентативным системам

„етверта€ чрезвычайно сильна€ техника, помогающа€ пациенту рассортировать свои инконгруэнтности на по≠л€рности Ч это сортировка по репрезентативным систе≠мам. ќдин из наиболее распространенных способов, при-. мен€емых людьми, чтобы сохранить у себ€ противоречивые модели мира, которые лежат в основе инконгруэнтностей, а следовательно, и пол€рностей, состоит в том, что противоречивые части их моделей (или модели) представлены в различных репрезентативных си≠стемах. Ётот принцип может эффективно примен€тьс€ в сортировочной фазе работы над инконгруэнтност€ми па≠циентов. Ќапример, психотерапевт может предложить па≠циенту зан€ть один из пустых стульев и, примен€€ в каче≠стве отправной точки пара-сообщени€ группы 2, обратить≠с€ к нему с просьбой рассказать о всех чувствах (внутренних телесных физических ощущени€х Ч кинестетическа€ репрезентативна€ система), касающихс€ его жены. ќсобое внимание в данном случае психотерапевт удел€ет примен€емым предикатам, предлага€ пациенту примен€ть дл€ описани€ своих чувств кинестетические предикаты. ѕосле того, как пациент закончил описание своих чувств, терапевт предлагает ему пересесть в другой стул и рассказать об образах и зрительных воспри€ти€х, св€занных с его опытом общени€ с женой. “ут пациент по просьбе терапевта должен старатьс€ обходитьс€ в своем рассказе визуальными предикатами. ќдин из конкретных способов применени€ этой техники состоит в том, чтобы св€зать ее с инсценизацией недавнего неудовлетворитель≠ного опыта, св€занного с женой. ѕациент рассказывает о всех физических ощущени€х, испытанных им. «атем он рассказывает о всех образах: сообщает визуальную инфор≠мацию относительно данного опыта. ¬ ходе наших семина≠ров мы поощр€ем применение этой техники вместе с тех≠никой, описываемой ниже Ч техникой сортировки по —ейтер категори€м Ч так как это дает результаты, поразительные по своей эффективности.

—ортировка по категори€м ¬ирджинии —ейтер

ѕримен€€ технику сортировки по категории ¬.—ейтер, психотерапевт просто-напросто распредел€ет имеющиес€ пара-сообщени€ по трем категори€м, к которым они при≠надлежат:

√руппа I √руппа 2

Ћева€ рука с пр€мым

указательным пальцем

√рубый пронзительный голос

—тремительный темп речи

 атегори€ 2 по —ейтер-Ѕламер (обвинительство)

 

ѕрава€ рука раскрытой ладонью вверх лежит на колене

—лова: Уя делаю все, что могу, чтобы помочь ей, € так люблю ееФ.

 атегори€ 1 по —ейтер-ѕлакатер (задабривание)

ќдновременное применение двух этих техник сорти≠ровки во всех случа€х обеспечивает сортировку инконгруэнтностей на пол€рности, создава€ основу дл€ глубокой интеграции € роста пациента. ћы много раз замечали дл€ себ€ определенные паттерны соответствий между репрезентативными системами пациентов и их принадлежно≠стью к той или иной категории ¬.—ейтер. — точки зрени€ частотности и эффективности они распредел€ютс€ следу≠ющим образом:

¬изуальна€ ¬изуальна€ јудиальна€  ин естетическа€

ѕол€рность и по репрезентативным системам  инестетическа€

јудиальна€ „естное слово, не знаю как тут

 инестетическа€ точно расположить

 инестетическа€

Ѕламер 2 Ѕламер 2  омпьютер 3 ѕлакатер 1

ѕол€рности по категори€м ¬.—ейтер ѕлакатер 1

 омпьютер 3 ѕлакатер 1 ѕлакатер 1

¬заимодействие этих двух принципов в значительной мере обусловливает действенность комбинированного при≠менени€ двух описанных техник. Ќаиболее полезным вы≠водом из имеющегос€ у нас опыта €вл€етс€ тот, что следу≠ющие категории —ейтер посто€нно встречаютс€ в сочета≠нии со следующими репрезентативными системами.

–епрезентативна€ система  инестетическа€ ¬изуальна€ јудиальна€

—ейтер-категори€ ѕлакатер 1 Ѕламер 2  омпьютер 3

 

«на€ об этих соответстви€х, психотерапевты получают в свое распор€жение чрезвычайно мощный организующий принцип, который помогает им рассортировать инконгруэнтности на пол€рности. Ћюбому пациенту, который в сво≠их жестах, позах и синтаксисе предстает как представи≠тель —ейтер-категории 1 Ч плакатер (например, группа II), психотерапевт может рекомендовать употребление кинестетических предикатов; в случае же, когда поза, жесты и т.д. образуют пол€рность, соответствующую —ейтер-ка≠тегории 2, психотерапевт наиболее эффективно поможет пациенту на этой фазе сортировки, если порекомендует употребл€ть предикаты, св€занные со зрительной репрезентативной системой. »з опыта известно, что наиболее часто встречающейс€ комбинацией омываетс€ такое рас≠щепление пол€рностей, при которой одна пол€рность Ч это —ейтер-категори€ 1 (плакатер) с кинестетической ре≠презентативной системой, а втора€ пол€рность Ч это —ей≠тер-категори€ 2 (бламер) с визуальной репрезентативной системой. »меетс€ достаточно сведений, особенно нейро-физиологического пор€дка, которые указывают на то, что если кинестетическа€ репрезентативна€ система представ≠лена в обоих полушари€х головного мозга, то две осталь≠ные репрезентативные системы Ч визуальна€ и аудиальна€ Ч €вл€ютс€ специальностью одного какого-то пол≠ушари€.  онкретно говор€, €зыкова€ часть аудиальной репрезентативной системы локализована в так называе≠мом доминантном полушарии головного мозга, а визуаль≠на€ репрезентативна€ система в недоминантном полуша≠рии 10).

 аждое из расщеплений пол€рностей по репрезента≠тивным системам, обнаружившие свою полезность в пси≠хотерапевтической практике, подтверждает наш вывод о том, что инконгруэнтности чрезвычайно эффективно мож≠но рассортировать на пол€рности, репрезентативные сис≠темы которых расположены в разных полушари€х голо≠вного мозга. Ёто помогает нам пон€ть чрезвычайную эффективность подхода, в котором сортировка по репрезентативным системам сочетаетс€ с сортировкой по категори€м ¬.—ейтер.

ћы описали п€ть техник общего характера, которые психотерапевт может примен€ть, чтобы помочь пациенту рассортировать пол€рности. “ри первых Ч пространствен≠на€ сортировка, сортировка фантазированием и психодраматическа€ сортировка Ч легко могут сочетатьс€ с двум€ последними Ч сортировка по репрезентативным системам и сортировка по категори€м —ейтер. Ќапример, примен€€ технику пространственной сортировки, психотерапевт мо≠жет обращатьс€ к принципам сортировки по репрезента≠тивным системам и по категори€м —ейтер. ѕсихотерапевт должен внимательно следить, использу€ свой слух и зре≠ние, за тем, чтобы пространственно рассортированные по≠л€рности были св€заны с различными репрезентативными системами и категори€ми —ейтер.  роме того, три первых техники также могут сочетатьс€ одна с другой. Ќапример, в описании примеров применени€ техники сортировки с помощью фантазировани€ мы отмечали, что ее преимущество заключаетс€ в том, что она позвол€ет предъ€вл€ть пациенту визуальные и аудиальные репрезентации его по≠л€рностей, так как это невозможно в случае пространст≠венной сортировки. ќтметим, однако, что, примен€€ метод пространственной сортировки, в которой примен€ютс€ два стула, психотерапевт, предлага€ пациенту пересесть с од≠ного стула на другой, обычно предлагает ему также проиг≠рывать собственную пол€рность с помощью фантазирова≠ни€ средствами визуальной и аудиальной репрезентатив≠ных систем. “ак что преимущества обеих методик естественным образом сочетаютс€ между собой. ‘актически, это стандартна€ процедура, активно примен€ема€ на≠ми на наших семинарах. ћы бы хотели подчеркнуть, что описанные нами примеры рассматривались нами в качест≠ве первоначального руководства к действию, и мы реко≠мендуем вам, чтобы вы относились к нам только как к руководству. — их помощью мы демонстрировали прин≠цип, суть которого состоит в преобразовании одновремен≠ных инконгруэнтностей в пол€рности, кажда€ из которых в своем выражении конгруэнтна. ћы хотели бы подтолк≠нуть вас к созданию новых живых и оригинальных спосо≠бов помощи пациентам во второй фазе работы Ч в ‘ј«≈ превращени€ инконгруэнтностей в ресурсы непрекращаю≠щегос€ роста пациента в качестве живых людей.

¬џ–ј∆≈Ќ»≈ ѕќЋя–Ќќ—“≈…

ќбратимс€ к рассмотрению конкретных способов по≠мощи пациентам в совершенном выражении каждой из по≠л€рностей. ¬ св€зи с разбором примера уже говорилось, что один из эффективных способов достичь этой цели за≠ключаетс€ в том, что психотерапевт действует подобно ре≠жиссеру в театре или кино. »сполн€€ эту роль, он приме≠н€ет свои способности обнаруживать инконгруэнтности и умение обучать пациента, стрем€щегос€ к конгруэнтному самовыражению. ƒобива€сь своей цели, психотерапевт требует от пациента, чтобы тот представил ему каждую из своих пол€рностей совершенно конгруэнтно. Ќередко пси≠хотерапевт сам демонстрирует конгруэнтное представле≠ние пол€рности, которого он добиваетс€ от пациента, €в≠л€€сь, таким образом, моделью дл€ пациента. Ќар€ду с этим подходом, скопированным с режиссера кино или театра, имеютс€ целый р€д других способов достижени€ по≠ставленной цели.

ќдин из способов помочь пациенту полностью выра≠зить каждую из своих пол€рностей предполагает обраще≠ние к техникам ћетамодели, описанным в У—“–” “”–≈ ћј√»» IФ. —огласно этим техникам, психотерапевт обра≠щает внимание на форму €зыковой репрезентации паци≠ента, требу€ от него восстановлени€ всех опущений (час≠тей предложени€, которые оказались опущенными) и кон≠кретизации глагола (чтобы описание процессов позвол€ли бы как пациенту, так и психотерапевту восстановить св€зь €зыковой репрезентации пациента с его опытом). «атем психотерапевт использует остальные различени€ ћетамодели, что представл€ет в его распор€жение метод дости≠жени€ завершенности каждой из пол€рностей пациента.

—огласно нашему опыту одна из трудностей при оказа≠нии помощи пациентам в полном выражении каждого из наборов пара-сообщений в качестве конгруэнтных пол€рностей состоит в том, что часто пациент способен в совер≠шенстве выразить одну из своих пол€рностей (ту, котора€ у него выражена более полно), но испытывает значитель≠ные трудности, когда пытаетс€ полностью развить другую пол€рность, выраженную у него в меньшей степени. ¬ этом случае можно применить обходной маневр, неодно≠кратно доказавший свою эффективность при обучении па≠циента полному выражению более слабых пол€рностей.

ћы называем этот прием Упроигрыванием пол€рно≠стейФ. »меетс€ два варианта этого приема: первый вариант Ч это когда психотерапевт дает пациенту четкие указани€ продолжать исполн€ть более полно выраженную пол€р≠ность; фактически, психотерапевт требует от пациента, чтобы тот исполн€л эту пол€рность в настолько преувели≠ченной форме гиперболизированной, насколько психоте≠рапевту позвол€ет его смелость и изобретательность, когда он помогает пациенту в ее создании. Ётот ход со стороны психотерапевта с неизбежностью приводит к р€ду положи≠тельных результатов. ¬о-первых, психотерапевт полно≠стью принимает поведение пациента и использует его. ‘актически, он рекомендует пациенту продолжать делать то, что он и без того уже делает. ќтметим, что пациент здесь оказываетс€ в положении, где он может выбрать одну из двух возможностей:

(ј) Ч —огласитьс€ с указани€ми психотерапевта и на≠чать исполн€ть то, что он уже делает, в гиперболизирован≠ной форме.

(Ѕ) Ч Ќе согласитьс€ с указани€ми психотерапевта исполн€ть то, что он уже делает в гиперболизированной форме.

≈сли пациент выбирает вариант (ј), указание психо≠терапевта воспринимаетс€ им в качестве законного. ќбыч≠но проблема, возникающа€ в данной ситуации, анализиру≠етс€ как проблема контрол€. Ёта тема подробно и развер≠нуто рассмотрена в работах ’ейли (см. например, его книгу У—тратеги€ психотерапииФ). ќбычно, когда методи≠ка проигрывани€ пол€рностей только вводилась в ходе на≠ших —еминаров, особую озабоченность участников семи≠нара вызывало то, что эта методика воспринимаетс€ ими в качестве особой техники манипулировани€. Ќа наш взгл€д, здесь речь идет, в первую очередь не о контроле. ћы считаем, что этот прием представл€ет собой такое ис≠пользование ограничений модели пациента, которое помо≠гает пациенту выразить ранее подавл€емые части самого себ€ и прин€ть их. ”тверждать же, что проблема здесь сво≠дитс€ к контролю, Ч значит соглашатьс€ с такой моделью мира, согласно которой один человек может контролиро≠вать, посредством манипулировани€, другого человека.

ћы подробно обсуждали эту тему в У—труктуре магии IФ в св€зи с проблемой семантической неправильности (см. особенно главы 3 и 4.) «десь же мы хотели указать лишь на то, что характеризовать этот ход как контроль за поведе≠нием пациента Ч значит недооценивать способность паци≠ента к усвоению новых способов реагировани€ и не верить в его огромный потенциал к интеграции множества частей самого себ€. ќдним из результатов того, что пациент со≠глашаетс€ с указани€ми психотерапевта и начинает ис≠полн€ть свою пол€рность в гиперболизированной форме, €вл€етс€ то, что довольно быстро пациент переключаетс€ в другую пол€рность.

ƒругими словами, в результате гиперболизированного исполнени€ более полно выраженной пол€рности пациен≠та у него возникает противоположна€ пол€рность 11). ¬ различных формах психотерапии эта обща€ тактика про≠игрывани€ пол€рностей известна под разными названи€≠ми.

Ќапример, в гештальт-терапии это Ч Ухождение по кругуФ (У√ештальт психотерапи€ сегодн€Ф: сборник ста≠тей, составитель ƒжек ‘агин). ѕсихотерапевт предлагает пациенту проигрывать свою более развитую пол€рность с каждым из членов группы до тех пор, пока эта пол€рность не изменитс€ на противоположную.  онтекст Убрифинг-психотерапи€Ф (смотри описание нескольких случаев в книге ¬ацлавика II, ”икленда ∆.,‘иша –., У»зменениеФ) Ч эту методику назначают пациенту довольно часто в ка≠честве домашнего задани€. ћилтон Ёриксон примен€ет ча≠сто эту методику в качестве первого этапа своей работы. Ќапример, работа€ с пациентом, страдающим от ожире≠ни€, который за€вл€ет, что хотел бы скинуть лишний вес, Ёриксон обычно начинает с того, что предписывает ему увеличить вес.  ак объ€сн€ет сам Ёриксон, этот ход осно≠ван на предположении, что пациент способен контролиро≠вать собственный вес, что выполнение задани€ по увеличе≠нию веса равносильно прин€тию на себ€ ответственности в данной конкретной области его поведени€, которую он раньше оценивал в качестве неподвластной ему (см. сбор≠ник работ Уѕродвинутые методики гипноза в психотера≠пии, составитель ƒж.’ейли.)

≈сли пациент решил отклонить указание психотера≠певта, он выбрал вариант (Ѕ) Ч обычный реакцией в этом случае €вл€етс€ смена пол€рностей. “аким образом, неза≠висимо от того, выбирает пациент ј или Ѕ, его менее выра≠женна€ пол€рность начинает про€вл€ть себ€, иницииру€ в итоге процесса роста и изменени€.

≈ще один вариант проигрывани€ пол€рностей Ч это исполнение пол€рности самим психотерапевтом. ÷ель это≠го хода состоит в том, чтобы помочь пациенту в полном выражении более слабой из его пол€рностей в качестве подготовительного этапа на пути к интеграции. ¬ данном случае работает тот же принцип пол€рностей, так как пси≠хотерапевт стремитс€ помочь пациенту в репрезентации менее полно выраженной пол€рности, он исполн€ет более полно выраженную пол€рность. Ќапример, психотерапевт принимает положение тела, совершает движени€, исполь≠зует свой тон голоса, темп речи, характерные особенности синтаксиса, употребл€ет соответствующие репрезентатив≠ной системе предикаты и т.д., то есть сообщени€, которые поступают по входным каналам пациента, характеризую≠щие его наиболее полно выраженную пол€рность. —амым главным в данном маневре €вл€етс€ то, что психотерапевт должен представить пациенту его собственную пол€рность с большей конгруэнтностью и напором, чем это делает па≠циент, когда он сам представл€ет данную пол€рность.  ак свидетельствует опыт, результат часто по€вл€етс€ немед≠ленно и в крайне резкой форме. ¬ ответ на действие психо≠терапевта пациент выражает свою, котора€ была у него выражена в меньшей степени. ѕсихотерапевт продолжает играть первую пол€рность в преувеличенной форме до тех пор, пока пациент с такой же силой не начнет выражать свою противоположную пол€рность. ѕациент редко осоз≠нает преднамеренность со стороны психотерапевта в этих действи€х. Ѕолее того, даже если пациент прекрасно пони≠мает, что психотерапевт всего лишь играет пол€рность, он (до достижени€ интеграции) будет реагировать противопо≠ложной пол€рностью до тех пор, пока психотерапевт будет выражать более сильную пол€рность.

“еперь рассмотрим процессом, с помощью которого психотерапевт определ€ет, что пациент успешно рассорти≠ровал свои пол€рности, сделав это таким образом, который допускает возможность значимой интеграции. “ак как об≠ща€ цель фазы 2 работы над инконгруэнтностью состоит в том, чтобы симультанную инконгруэнтность превратить в секвенциальную, психотерапевт использует все свои вход≠ные каналы Ч он использует свое тело, прикаса€сь к паци≠енту, провер€€ распределение мышечных напр€жений, он использует свои глаза, внимательно след€ за всеми пара-сообщени€ми, предъ€вл€емыми положением тела пациен≠та и его жестами, он пользуетс€ слухом, проникновенно прислушива€сь к тону голоса, обраща€ внимание на темп речи и предикаты, отражающее ведущую репрезентатив≠ную систему Ч все это дл€ того, чтобы убедитьс€, что па≠циент, когда он выражает сначала одну, а затем другую из своих пол€рностей, полностью конгруэнтен в своем обще≠нии. » ничто, насколько мы разбираемс€ в этом деле, не может заменить психотерапевту €сности слухового и зри≠тельного воспри€ти€ и чуткости тела. которыми он пользу≠етс€ дл€ проверки пациента на конгруэнтность коммуни≠кативного поведени€. –абота€ на семинарах по подготовке психотерапевтов, мы обнаружили, что дл€ оценки резуль≠татов фазы 2 над инконгруэнтностью весьма эффективны две очень конкретные операции контрольной проверки. ћожно считать, что инконгруэнтности пациента адекват≠но рассортированы и можно начинать их интеграцию, если соблюдаютс€ все три следующие услови€:

1 Ч кажда€ из пол€рностей устойчиво св€зана с репре≠зентативной системой, отличающейс€ от репрезентатив≠ной системы другой пол€рности.

2 Ч кажда€ из пол€рностей устойчиво св€зана с —ейтер-категорией, отличающейс€ от —ейтер-категории дру≠гой пол€рности.

3 Ч репрезентативна€ система и —ейтер-категори€ каждой пол€рности сочетаютс€ друг с другом, как указано ниже:

репрезентативна€ система —ейтер-категори€

визуальна€ 2 кинестетическа€ 1 аудиальна€ 3

 огда эти все услови€ соблюдены, психотерапевт пере≠ходит к интеграции пол€рностей Ч третьей фазе работы над инконгруэнтностью.

–ј—ѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈

»Ќ ќЌ√–”ЁЌ“Ќќ—“≈… Ќј „ј—“» (больше двух)

Ќасколько нам известно, существует только одна тех≠ника рассортировки инконгруэнтностей, предъ€вленных пациентом, на части, число которых больше двух. Ёто Удружеска€ встреча частейФ Ч техника ¬ирджинии —ейтер. ћы примен€ем ее в своей работе и считаем, что это отличный и эффективный метод.

¬ Удружеской встречеФ частей в полной мере примен€≠етс€ техника психодрамы. ќбраща€сь к технике проекции (состо€щей в том, чтобы, например, отобрать имена р€да известных людей, не важно, действительно существующих или существовавших или вымышленных, к которым паци≠ент испытывает особо €ркие чувства прит€жени€ или от≠вращени€, а затем наделить каждого прилагательным, ко≠торое наилучшим способом описывает его с точки зрени€ пациента), психотерапевт может помочь пациенту ото≠брать из группы несколько человек в качестве исполните≠лей каждой из выделенных частей и проинструктировать их. ѕосле этого члены группы взаимодействуют между со≠бой в контексте дружеской встречи или приема и т.п., при≠чем каждый из них выступает как бы только в одном изме≠рении, как, например, если кто-нибудь из членов группы, участвующих в Удружеской встречеФ, вз€лс€ бы сыграть роль, охарактеризованную как УгневныйФ, то этот человек (после того, как пациент проинструктировал его относи≠тельно конкретных способов выражени€ гнева) будет вы≠давать гневное сообщение через каждый выходной канал в

каждом пара-сообщении, в каждом контакте с другими ча≠ст€ми. ѕациент обычно находитс€ в том месте, чтобы ви≠деть и слышать все, что совершает кажда€ из его частей.  ак правило, пациент видит и слышит такие действи€, со≠вершаемые своими част€ми, которые до сих пор происхо≠дили с ним только в воображении, в то же врем€ он наблю≠дает поведение, которое случалось у него, когда он имел дело с другими на люд€х. ќбычно, после того, как пациент идентифицировал (сделал своими собственными) все свои части, во взаимодействии частей происходит определен≠ный, мобилизирующий их всех кризис. ¬ итоге кризиса некоторые из частей преобразуютс€ в другие, св€занные с ними способности и ресурсы, а все они вместе научатс€ сотрудничать друг с другом. «аключительный этап Удру≠жеской встречиФ частей состоит в том, что пациент прини≠мает каждую из своих частей в качестве некоторого ресур≠са Ч это фаза интеграции.

ѕомога€ пациенту идентифицировать с помощью тех≠ники проекции части или ресурсы, которыми он располага≠ет, мы обнаружили, что желательно, чтобы пациент подо≠брал равное число мужских и женских хорошо известных персонажей. ќбычно мы называем пациенту много персо≠нажей, число которых вдвое меньше числа персонажей, с которыми мы предлагаем работать. ѕосле того, как паци≠ент подберет прилагательные дл€ выбранных лиц, мы об≠ращаемс€ к нему с просьбой назвать нам прилагательное, значение которого пр€мо противоположно значению вы≠бранного прилагательного, и так с каждым прилагатель≠ным, последовательна одно за другим. ‘актически, он подыскивает прилагательные, описывающие такую часть самого себ€, котора€ в модели его мира максимальна инконгруэнтна с уже описанной частью. — помощью такого подхода мы одновременно идентифицируем так называе≠мые хорошие и плохие части, так и уравновешиваем их по отношению к модели мира пациента. Ёто соответствует фазе 1 работы с пол€рност€ми, описанной нами выше. “а часть Удружеской встречиФ, частей, в которой пациент с помощью психотерапевта инструктирует каждого из буду≠щих исполнителей частей, в наибольшей степени св€зана со второй фазой работы с пол€рност€ми, также описанной выше. “ут мы обычно просим человека проинструктиро≠вать человека, исполн€ющего какую-либо конкретную часть, например, гнев, стать в этот момент гневным. — помощью техник, направленной фантазии или инсценизации (см. —труктура магии I. гл.6) мы помогаем пациенту в буквальном смысле этого слова четко показать тому, кто будет играть гневную часть, каким образом ее следует иг≠рать. ¬ то врем€, как пациент показывает исполнителю, как быть гневным, мы примен€ем свое умение вы€вл€ть инконгруэнтные пара-сообщени€, стрем€сь помочь паци≠енту добитьс€ максимальной конгруэнтности в выражении гнева. ¬ данном случае примен€ютс€ техники, используе≠мые при обучении пациента максимальной конгруэнтно≠сти общени€, например, прин€тие на себ€ роли режиссера, проверку употреблени€ предикатов, характеризующих ре≠презентативную систему на непротиворечивость, и т.д. ѕосле того, как пациент конгруэнтно выразил свою гнев≠ную часть, мы просим исполнител€ этой части скопировать все пара-сообщени€ Ч положение тела, движени€, тон го≠лоса. “еперь пусть сам пациент выступает в роли режиссе≠ра. ≈го задача состоит в том, чтобы придать исполнителю гневной части нужное положение тела, движени€, тон го≠лоса и т.д., которые в его воспри€тии наиболее конгруэнт≠но выражают его гневную часть.

ѕосле того, как первый набор прилагательных распре≠делен между людьми, а они получили инструкции от паци≠ента о том, как конкретно следует исполн€ть эти части, мы, как уже говорилось, просим пациента узнать, назвать дл€ каждого из них прилагательных первой группы прилагательное, представл€ющее собой противоположность. ѕосле этого мы оп€ть просим пациента выбрать дл€ ис≠пользовани€ этой части кого-либо из членов группы. «десь хорошие результаты дает такой прием. ¬ то врем€, как пациент начинает давать указани€ люд€м, каждый из ко≠торых будет играть каждую из пол€рных противоположно≠стей, человек, исполн€ющий исходное прилагательное, выходит вперед и начинает взаимодействовать с пациен≠том. ¬ результате (независимо от того, пон€л пациент этот маневр или нет) пациент быстро становитс€ максимально конгруэнтен в выражении пол€рной противоположности и становитс€ отличной моделью дл€ исполнител€ этого при≠лагательного. ѕсихотерапевт может и сам сыграть пол€р≠ное прилагательное, не привлека€ дл€ этого исполнител€ данного прилагательного. — началом встречи пациент с по≠мощью психотерапевта начинает работать над тем, чтобы исполнители максимально конгруэнтно исполн€ли назна≠ченную роль.

ѕринципы, сформулированные нами дл€ работы с пол€рност€ми, работают и в случае Увстречи частейФ. —тра≠теги€ психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациен≠ту рассортировать его инконгруэнтности на несколько час≠тей. Ќекоторые из этих частей пол€рно противоположны друг другу, что поможет психотерапевту четко проверить, хорошо ли рассортированы пол€рности. ѕроверить, напри≠мер, что две пол€рные противоположности не используют≠с€ одной и той же репрезентативной системой. ќсновна€ задача психотерапевта в этой работе состоит в том, чтобы рассортировать противоречивые и симультанно-инконгруэнтно выраженные модели мира на части, кажда€ из кото≠рых конгруэнтна. Ёто готовит основу фазы 3 Ч ‘азы ин≠теграции, в которой пациент может использовать эти инконгруэнтности в качестве ресурсов, способных помочь ему отыскать свой путь в мире и обеспечить дальнейший рост. ¬ этом процессе психотерапевт помогает пациенту трансформировать противоречивые части самого себ€ Ч части, €вл€ющиес€ в прошлом источником боли и страда≠ни€, неудовлетворенности, части, которые своим противо≠борством мешали ему получить то, к чему он так стремил≠с€ Ч ресурсы, которые теперь он может употребл€ть на то, чтобы создать себе насыщенную, гармонизированную, полную волнений жизнь, превратив страдание в основу дл€ роста.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1043 - | 672 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.