Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јвраам. ѕатриархи (Ѕытие 11Ц50) XIXЦXVII вв. до –.’




 

І2 —в€та€ земл€. ѕроисхождение јвраама (Ѕыт 11,16Ц26)

 

Ѕиблию можно считать первой книгой, где путь человечества рассматриваетс€ со всемирно-исторической точки зрени€. ≈сли нильские сказани€ говор€т о происхождении египт€н, мифы ƒвуречь€ Ч о происхождении шумерийцев и вавилон€н, то в ¬етхом «авете рассказу о судьбе народа Ѕожи€ предпослано повествование о начале мира и всего человеческого рода.

ќсновное содержание этого ѕролога заключено, как мы видели, в двух ведущих темах: премудрость благого “ворца и падение человека. — Ѕыт 11 начинаетс€ подготовка к рассказу о люд€х, которые отзовутс€ на призыв Ѕожий и которым предназначено положить основание ветхозаветной ÷еркви. «десь намечен переход от символического Ђиконногої раскрыти€ духовной сути истории к конкретным фактам. ћесто действи€ Ч св€та€ земл€. Ќа прот€жении 2000 лет Ч от јвраама до евангельских времен Ч она будет свидетельницей событий истории спасени€. „итать и изучать —лово Ѕожие трудно без знани€ географии и истории библейской страны.

1. Ќазвание и положение св. земли. ѕалестина расположена в центре Ѕлижнего ¬остока, на стыке трех материков, между —ирией и —инайской пустыней. ƒревнее ее название Ч ’анаан (евр.  енаан) встречаетс€ в египетских и вавилонских документах с середины II тыс€челети€ до –.’. ¬еро€тно, название это св€зано со словом Ђкиннахиї (пурпур). Ќа сиро-палестинском берегу издавна производили натуральную пурпурную краску. √реческое слово Ђфойниксї (пурпур) дало название ‘иникии. ѕосле того как в XII веке западный ’анаан был покорен филистимл€нами, греки стали называть страну ѕалестиной. Ѕибли€, как правило, именует ее просто Ёрец »сраэль, «емл€ »зраилева.

2. ƒеление на области. “ерритори€ страны Ч около 26 тыс. кв. км. — севера на юг ее делит неширока€ и несудоходна€ река »ордан. —тека€ с Ћиванских гор, она пролагает себе путь по извилистой лощине и в верхнем течении образует обширный плес  иннерет, или √енисаретское озеро (20 на 9 км), затем река опускаетс€ к югу и впадает в ћертвое море. Ёто море лежит в наиболее глубокой на земном шаре впадине. »з-за высокого содежани€ солей в ћертвом море невозможна никака€ жизнь.

  востоку от »ордана находитс€ плоскогорье √алаад Ч сильно пересеченна€ местность, славивша€с€ своими пастбищами.

ќбласть на северо-западе от реки называетс€ √алилеей (евр. √алил хагоим Ч округ €зыников). Ёто плодородна€, некогда цветуща€ земл€, где равнины смен€ютс€ холмами и небольшими горами. √алиле€ примыкает к горе  армил Ч границе с ‘иникией.

ёжна€ часть ѕалестины, гориста€ »уде€, напротив, отличаетс€ суровым засушливым климатом. Ѕлиже к ћертвому морю она переходит в бесплодную пустыню.

3.  лимат. ƒл€ земли »зраилевой характерны климатические контрасты. ¬ одних районах климат субтропический, в других Ч более холодный: на горе ≈рмон круглый год не тает снег. «имой в »удее иногда выпадает снег, но в целом Ч это сезон проливных дождей. Ћето повсюду жаркое и сухое; трав€ной покров полностью выгорает.

ѕо словам знаменитого специалиста по библейской археологии ”иль€ма ќлбрайта (см. І10,2), Ђсравнительно сухой климат палестинских высокогорий делает ее одним из самых здоровых районов Ѕлижнего и —реднего ¬остока, но также одним из самых беднейших из занимаемых оседлым населением. ѕри таких услови€х израильт€не стали исключительно суровым народом, природному здоровью которого способствовало строгое следование пищевым и гигиеническим предписани€м, а также высокие требовани€ социальной и половой чистоты. Ѕолее того, бедность этих холмов вынуждала посто€нно боротьс€ за право вести свое спартанское существование. ƒревний »зраиль был, таким образом, великолепным образцом “ойнбианского закона Ђстимула суровых странї. ¬ течение всего периода его формировани€ при —удь€х он был также поразительным примером другого его принципа Ч Ђстимула ударовї[12](Ђ√еографи€ ѕалестиныї).

4. ‘лора. ѕалестина, в соответствии с ее климатом, представлена растени€ми как южных, так и средних широт. ѕо берегам »ордана растут разнообразные кустарники: платаны, тростник, папирус; в √алилее Ч дубы, тамариски, теребинты, орешник. ¬есной ее холмы и долины покрываютс€ цветами (среди них €ркие анемоны Ч евангельские Ђлилииї). »з культурных растений распространены смоковницы, оливковые деревь€, пальмы, €блони, гранаты (цитрусовые были завезены позднее). Ќаселение издавна разводило виноград, се€ло пшеницу, €чмень, просо, выращивало овощи.

5. ‘ауна св. земли в библейские времена мало отличалась от фауны соседних стран. “ам встречались львы и медведи; до сих пор сохранились волки, гиены, шакалы, большеухие лисицы-фенеки, газели и маленькие копытные даманы (евр. шафаны, в ѕс 103, в синод. пер. Ч зайцы). »з птиц встречались орлы, грифы, куропатки, аисты, пеликаны и совы. √лавными домашними животными были овцы, козы и ослы. Ћошади и верблюды по€вились лишь в эпоху царей. ¬ √алилее разводили также крупный рогатый скот.

6. Ќаселение ѕалестины имеет многотыс€челетнюю историю. ¬ галилейских пещерах найдены скелеты времен палеолита. »ерихон, как показали раскопки, Ч не только самый древний (известный до сих пор) город в стране, но и на земле: ему более 9 тыс€ч лет.

√еографическое положение ѕалестины на перекрестке военных путей и отсутствие естественных преград делало ее открытой дл€ иноземных вторжений. Ќаселение ее всегда было пестрым. ќколо 2300 года горные ее районы заселили семитические скотоводы аморреи. ќни не образовали единого государства, но р€д городов в ту эпоху (средней Ѕронзы) уже существовал. ¬ архивах Ёблы (см. І12,5) упоминаютс€ —одом, √оморра, —ихем, ћегиддон, √аза и Ч предположительно Ч »ерусалим.

ќколо 2000 года в страну с севера проникли ближайшие родственники финики€н Ч хананеи. ќни, так же как аморреи, не создали государства и находились под контролем царей ≈гипта и ƒвуречь€. ¬ эпоху јвраама фараон јмененхет III дошел до —ихема и покорил часть ѕалестины. –азрозненные племена не в состо€нии были оказать ему сопротивление. ¬ ту же эпоху в ’анаане по€вились индоевропейцы: хетты (хеттеи), хурриты (хорреи), а также другие, менее значительные племена.

ѕам€тники ханаанской культуры показывают, что она находилась под сильным вли€нием ≈гипта и ћесопотамии.

7. –елиги€ древнего ’анаана. ¬ ѕалестине найдено немало изображений египетских и вавилонских богов. ƒо XX века представлени€ о собственной религии хананеев были неполны. Ќо в 1929 году, после раскопок в ”гарите (совр. –ас-Ўамра), по€вилась возможность восстановить картину ханаано-финикийских верований.

√лавными божествами хананеев были боги плодороди€. »х называли ¬аалами (господами) и ћолохами (цар€ми). ¬ладыкой пантеона, отцом основных семи богов был Ёл (`»лу). Ёл Ч Ђвладыка вечностиї Ч именовалс€ иногда Ѕыком (символ плодороди€). ¬ его образе сохранились черты древнего общесемитского культа. ¬ мифах он уже отходит на второй план в сравнении с новым поколением богов.

ќт Ёла и его жены јшеры родилс€ бог грозы ¬аал-’адад. Ётот бог играл важнейшую роль в ханаанском культе. ≈го называли Ђшествующим на облакахї и Ђкн€земї (Ѕаал-«ебул, откуда позднее возникло им€ дь€вола Ч веелзевул), а также јлийану, Ђмогучимї (ср. библ. Ёлион).

¬месте со своей женой, богиней войны јнат, ¬аал одолел бога смерти ћуту и бога мор€ ямма. Ёта борьба отражала смену времен года, когда поочередно торжествовали бог процветани€ и бог засухи.

¬ стране, где урожаи давались с трудом, человек чувствовал себ€ в полной зависимости от богов плодороди€. ѕоэтому хананеи практиковали человеческие жертвоприношени€. ƒл€ того, чтобы умилостивить богов, часто убивали детей. ’ананеи возводили храмы и делали изва€ни€ богов. ћеста культа устраивались в св€щенных рощах, на холмах (евр. бам`от Ч высоты) и перед обелисками (евр. массеб`от). –азнузданные праздники в честь весеннего пробуждени€ природы были посто€нным источником соблазна дл€ израильт€н, когда они осели в ’анаане.

8. ѕроисхождение еврейских патриархов (Ѕыт 11,14Ц31). ≈сли в ѕсалтири обнаруживаетс€ вли€ние ханаанской литературы, а в ”чительных книгах Ч литературы египетской, то в древнейших част€х Ѕиблии €вно прослеживаетс€ св€зь с ƒвуречьем. Ёта св€зь отсутствует в эпоху ћоисе€ и в эпоху первых царей. Ќедоумение объ€сн€ет  н. Ѕыти€, указыва€ на ћесопотамию как родину библейских патриархов, именно от них идут древнейшие предани€ ¬етхого «авета.

а) ‘арра (евр. “ерах), отец јвраама, сам јвраам, его брать€ Ќахор и јран, внук Ќахора Ћаван жили в области ѕаддан-јрам (или јрам ћесопотамский). Ёта область расположена в —еверном ƒвуречье. ¬ центре ее, городе ’арране процветал культ Ћуны (—ина), что св€зывало его с другим средоточием этого культа Ч ”ром. Ѕибли€ свидетельствует, что предки еврейского народа были €зычниками. Ђ«а рекою (≈вфратом) жили отцы ваши издревле, Ч говорит »исус Ќавин израильт€нам, Ч ‘арра, отец јвраама и отец Ќахора, и служили иным богамї (»с Ќав 24,2).

б) ’от€ родословие предков јвраама основано на устном предании, в целом оно может рассматриватьс€ как исторически достоверное. —тара€ школа критиков считала его вымыслом, однако тексты, открытые в ћ`ари (ƒвуречье), перечисл€ют города или местности, сохранившие пам€ть о еврейских предках: Ќахур, ‘аррахи, ‘алеки, —арухи (ср. Ќахор, ‘арра, ‘алех, —ерух). ќколо 2300 года до –.’. в Ёбле правил царь Ёбриум, чье им€ созвучно имени ≈вер (евр. Ёбер) и которого называли родоначальником евреев (Ѕыт 10,21).

¬прочем, возможно, слово Ђевреиї (ибрим Ч пришельцы с того берега) св€зано с термином Ђхабириї, часто встречающимс€ в египетских и месопотамских пам€тниках. “ак называли разноплеменные полукочевые кланы, обитавшие в окрестност€х городов. »х по€вление было вызвано массовой миграцией племен на рубеже III и II тыс€челетий. Ќекоторые из них, прид€ из —ирийских степей, заселили ƒвуречье и основали там царства ¬авилонии и ћари, иные проникли в —ирию и ’анаан. —транстви€ патриархов, по-видимому, были частью этих миграций. —огласно Ѕыт 11,31, ‘арра вышел из ”ра ’алдейского, чтобы идти в ѕалестину, но поселилс€ в јраме (в г. ’арране). ¬ —ептуагинте вместо ”ра ’алдейского стоит просто Ђземл€ ’алдейска€ї. ƒействительно, ”р расположен далеко к югу, к тому же в Ѕыт 24,4 јвраам называет своей родиной јрам ћесопотамский. Ќо нет причин отрицать, то плем€ могло некоторое врем€ жить в ”ре, этом городе почитателей Ћуны. ¬еро€тно, идти туда его побудило передвижение воинственных аморреев. ¬прочем, некоторые историки считают, что библейский город, названный ”ром, не тождествен с шумерским ”ром (на юге), а находилс€ на севере вблизи Ёблы.

ѕримечание. —ледует отметить, что израильт€не сами себ€ Ђевре€миї, как правило, не называли. Ёто слово употребл€лось в основном тогда, когда о них говорили иноплеменники или когда они общались с иноплеменниками (Ѕыт 39,14,17; 40,15; 41,12; »сх 1,19; 2,6,7; 3,18; 1 ÷ар 4,6).

Ћибо по месту своего временного жительства (в јраме), либо по родственной св€зи с араме€ми, предки израильт€н назывались Ђстранствующими араме€намиї (¬тор 26,5). јрамеи, сородичи (или ветвь) аморреев, по€вились в истории на рубеже III и II тыс€челетий. ѕозднее столицей их царства стал ƒамаск. ≈сли патриархи произошли от них, значит, они говорили на арамейском €зыке и только в ѕалестине усвоили €зык ханаанский, диалектом которого €вл€лс€ древнееврейский (ср. »с 19,18).

в) “рудно установить теперь, кто из предков јвраама был историческим лицом, а кто эпонимом (олицетворением клана), но јвраам, »саак и »аков представлены в Ѕиблии как совершенно конкретные лица. ≈ще недавно в них пытались увидеть фигуры мифические, чуть ли не древних богов (см. Ќ. Ќикольский. »збранные произведени€ по истории религии. ћ., 1974, с.48). ќднако большинство современных историков отвергло эту гипотезу. »мена трех патриархов нигде не приведены как названи€ родов или богов, зато довольно часты в качестве личных имен семитов той эпохи (јбраму, »аков-эль и т. д.). ѕодробности сказани€ о патриархах отражают обычаи и услови€ жизни, которые царили на ¬остоке задолго до ћоисе€.

Ђјвраам, »саак и »аков, Ч пишет ”. ќлбрайт, Ч не кажутс€ теперь изолированными фигурами, а тем более какими-то выдумками позднейшей израильской истории. ќни предстают теперь перед нами как истинные дети своего века и подлинные герои своей эпохи, носившие ее имена, ходившие ее дорогами, посещавшие ее города (главным образом, ’арран и Ќахор) и исполн€вшие те же обычаи, что и их современникиї (Ђјрхеологи€ ѕалестиныї).

–елиги€ патриархов во многом друга€, нежели религи€ ћоисе€ и пророков. ќна несет на себе черты архаичности, указывающие на глубокую домоисееву древность.

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1. „ем отличаетс€ истори€ патриархов от ѕролога Ѕыти€?

2.  акие названи€ носила св. земл€?

3.  аковы ее размеры и особенности ее географического положени€?

4. Ќа какие части она раздел€етс€?

5. ќпишите климат, растительность и животный мир св. земли.

6.  акие народы насел€ли древний ’анаан?

7.  то были главные боги хананеев?

8. „ем подтверждаетс€ достоверность сказаний о предках израильт€н?

9. „ем подтверждаетс€ достоверность сказаний об јврааме и патриархах?

 

ѕриложение к І20

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 332 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

696 - | 636 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.