Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёкзегеза, герменевтика: методы толковани€ ¬етхого «авета




 

1. Ќеобходимость толковани€ Ѕиблии. ѕодобно богослужению и иконе, Ѕибли€ Ч это целый мир идей и образов, целый организм, впитавший в себ€ множество традиций. ќна имеет свою символику, €зык, структуру, которые (как богослужение и икона) требуют углубленного, духовного, проницательного подхода. Ќе все в ней Ђлежит на поверхностиї, иное нуждаетс€ в по€снении, иное Ч в сравнительном анализе. Ѕиблию недостаточно просто читать: как —лово Ѕожие она требует благоговейного молитвенного вживани€, как слово человеческое Ч тщательного изучени€. Ёто изучение необходимо хот€ бы потому, что нас отдел€ют от библейских писателей дес€тки веков. —вт. »оанн «латоуст писал, что Ђне€сности некоторых мест в св€щенных книгах нередко происход€т от неизвестности того предмета, о котором говоритс€, и от оскудени€ событий, которые тогда были, а теперь не бываютї (Ѕеседа на 1  ор 29,1). јвторы Ѕиблии принадлежали к миру ƒревнего ¬остока, а его великие цивилизации: ≈гипет, ¬авилон, јссири€, ‘иники€ Ч пришли к закату задолго до –.’. Ќо именно они и создавали культурно-исторический фон ¬етхого «авета. ≈сли мы хотим глубже проникнуть в —лово Ѕожие, данное нам через библейских авторов, мы должны приложить к этому труд, нелегкий, но благодарный. –азумеетс€, искренне верующий человек может духовно насыщатьс€ Ѕиблией и без этих знаний, но они помогают глубже проникнуть в смысл —в. ѕисани€. ≈сли существуют обширные области науки, изучающие творени€ классиков (дантоведение, шекспироведение, пушкинистика и т. д.), то  нига книг заслуживает еще более пристального изучени€. ќно преследует не отвлеченные научные цели, его задача Ч помочь пониманию того, что говорил нам Ѕог через —воих посланников.

2. Ёкзегеза и герменевтика. “олкование Ѕиблии, у€снение ее смысла называетс€ экзегезой (греч.). ” православной экзегезы есть свои правила герменевтики (от греч. эрменеуен Ч объ€сн€ть) и методы:

1) „итать и изучать Ѕиблию следует как —лово Ѕожие, которое дано люд€м не дл€ удовлетворени€ их любознательности, а дл€ научени€ в вере и жизни. 2) “олкование должно быть согласно с догматами и учением ÷еркви. 3) ¬етхий «авет необходимо оценивать в свете Ќового. 4) ¬ажно учитывать по€снени€, которые давали к ¬етхому «авету св. ќтцы. ќни Ђимеют огромную ценность дл€ православного ветхозаветника, который, однако, должен учитывать и различи€ толковани€ ќтцов, не возвод€ автоматически ни одного из них на степень ѕредани€ ÷еркви. ѕравославные библеисты с полным правом обращают внимание и на церковно-богослужебное (литургическое, иконографическое) истолкование ¬етхого «авета, вы€сн€€ общецерковное экзегетическое предание, отдел€€ позднейшие и случайные элементыї (Ѕ. ». —ове. ”каз. соч.). 5) Ёкзегезе предшествует критика текста. —лово Ђкритикаї в данном случае означает научное и литературное исследование. Ѕиблеист, по словам свт. »ннокенти€ ’ерсонского, Ђдолжен узнать те источники, в которых заключаетс€ ќткровение, должен проверить подлинность пам€тников и достоверность свидетельств, должен познать, как содержатс€ в них и как из них вытекают истины религииї (—оч., т. XI, с.171).

3. ѕ€ть основных методов экзегезы. Ѕлагодар€ трудам ќтцов и ”чителей ÷еркви и позднейших экзегетов смысл —в. ѕисани€ от эпохи к эпохе раскрываетс€ все более полно в своей духовной неисчерпаемости и глубине. —уществует п€ть основных методов экзегезы, или толковани€, ¬етхого «авета, которые не исключают, а дополн€ют друг друга. Ђ»ное в ѕисании, Ч замечает свт. »оанн «латоуст, Ч должно понимать так, как говоритс€, а иное в смысле переносном; иное же в дво€ком смысле: чувственном и духовномї (Ѕеседа на ѕс 46). “очно также преп. »оанн  ассиан –имл€нин указывал, что толкование Ѕиблии Ђраздел€етс€ на две части, т. е. на историческое (буквальное) толкование —в. ѕисани€ и духовное (таинственное) разумение Ђ(XIV в.).

ћ≈“ќƒ јЋЋ≈√ќ–»„≈— ќ√ќ “ќЋ ќ¬јЌ»я зародилс€ у иудеев јлександрии и был развит известным религиозным мыслителем ‘илоном (ум. ок. 40 г. н. э.). ‘илон и его предшественники заимствовали этот метод у античных писателей.

јллегорическа€ экзегеза была восприн€та христианской школой јлександрии Ч  лиментом и ќригеном (IIЦIII вв.), а затем свт. √ригорием Ќисским (332Ц389). ¬се они исходили из мысли, что ¬етхий «авет содержит гораздо больше, чем можно обнаружить при его буквальном понимании. ѕоэтому экзегеты стремились путем расшифровки аллегорий изъ€снить сокровенный, духовный смысл ѕисани€. » действительно, библейские авторы широко примен€ли иносказательную символику, условные образы, св€щенные числа, которые должны были указывать на сто€щее за ними внутреннее содержание. “ак, число 7 означало завершенную полноту, 4 Ч вселенскость (4 страны света), 12 Ч полноту избранников, 40 Ч срок поколени€ и этап в истории спасени€. ќднако, при всей его плодотворности, александрийскому методу недоставало надежных критериев дл€ точного понимани€ древневосточной символики, котора€ использовалась в ¬етхом «авете, а это нередко приводило к произвольным догадкам. Ѕольшой заслугой александрийской школы €вилась попытка изложить учение Ѕиблии на философском и богословском €зыке. ¬ наши дни подобную попытку возобновил протестантский теолог –удольф Ѕультман (1884Ц1976), который назвал свой метод демифологизацией Ѕиблии. ѕока речь шла о ¬етхом «авете, этот метод был плодотворен, но когда Ѕультман перенес его на Ќовый «авет, ≈вангелие почти утратило у него вс€кую историческую основу.

ћ≈“ќƒ Ѕ” ¬јЋ№Ќќ√ќ “ќЋ ќ¬јЌ»я сводилс€ к тому, чтобы по возможности св€зно и €сно представить себе ход библейских событий и пр€мой смысл учени€, изложенного в ¬етхом «авете. Ётот метод был разработан в III и IV веках сирийскими ќтцами ÷еркви (јнтиохийска€ и Ёдесска€ школы), из которых наиболее известен прп. ≈фрем —ирин (306Ц379). —ирийцы были близко знакомы с обыча€ми ¬остока, что позвол€ло им лучше, чем эллинистическим авторам, реконструировать картину библейского мира. Ќо факт многозначного смысла ѕисани€ зачастую оставалс€ вне пол€ зрени€ этих экзегетов.

ћетоды двух вышеназванных школ сочетали ќтцы ÷еркви, предлагавшие Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ-√ќћ»Ћ≈“»„≈— ќ≈ “ќЋ ќ¬јЌ»≈ ¬етхого «авета. ќно преследовало прежде всего цели назидани€, проповеди, дела€ ударение на нравственном и догматическом аспектах ѕисани€. ¬ысочайшим образцом такого толковани€ €вл€ютс€ труды свт. »оанна «латоуста (380Ц407). »з писателей XIX века гомилетическую экзегезу мы находим у архиеп. »ннокенти€ ’ерсонского, митрополита ‘иларета ћосковского, а на «ападе у пастора Ёжена Ѕерсье.

“»ѕќЋќ√»„≈— »…, »Ћ» ѕ–ќќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ…, ћ≈“ќƒ “ќЋ ќ¬јЌ»я был впервые применен членами иудейской общины  умрана (IЦII века до –.’. Ч I век по –.’.). Ётот метод строилс€ на том, что Ѕибли€ содержит многозначные прообразы (греч. типос Ч образ, прообраз) истории спасени€, которые могут быть отнесены не к одному, а к различным ее этапам. “ак, например, в исходе из ≈гипта видели прообраз возвращени€ из плена, а позднее Ч прообраз исхода из рабства греху (воды мор€ Ч символ вод крещени€). Ётот метод примен€етс€ уже в ≈вангелии (»н 3,14), у ап. ѕавла (√ал 4,22Ц25) и присутствует почти во всей св€тоотеческой письменности, начина€ от свт.  лимента –имского (ок. 90 г.). — прообразами тесны св€заны и пророчества о ћессии, в €вной или прикровенной форме рассе€нные по всему ¬етхому «авету. “ипологический метод играет большую роль в понимании духовной целостности Ѕиблии, котора€ говорит о де€ни€х единого Ѕога в единой истории спасени€.

»—“ќ–» ќ-Ћ»“≈–ј“”–Ќќ- –»“»„≈— »… ћ≈“ќƒ, »Ћ» Ѕ»ЅЋ≈…— јя  –»“» ј. ќна получила свое начало в трудах ќригена, бл. »еронима и р€да средневековых ученых. ќднако наибольших результатов библейска€ критика достигла за последние 300 лет. Ђ»сторический подход к изучению ѕисани€ и богооткровенной религии, Ч говорит современный православный библеист протопресв. јлексей  н€зев, Ч есть самый естественный и правильный подход, конечно, при условии, если он руководим верою в ќткровениеЕ Ѕлагодар€ современным открыти€м в области истории, филологии, археологии, палеографии и других вспомогательных наук в области исагогики мы приведены к возможности еще ближе, полнее и подробнее видеть действие открывающего —еб€ Ѕога человечеству и устро€ющего его спасениеї. Ѕиблейска€ критика распадаетс€ на: а) текстуальную критику, б) литературную критику, в) историческую библеистику (включа€ библейскую археологию и данные изучени€ внебиблейских религий) и г) внутреннюю (или Ђвысокуюї) критику. Ѕиблейска€ критика не упраздн€ет, а дополн€ет 4 предшествующих метода.

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1. ѕочему необходимо не просто читать, но и изучать —лово Ѕожие?

2. „то такое экзегеза?

3. „то такое герменевтика?

4.  аковы основные правила православной экзегезы?

5. ¬ каком смысле к изучению Ѕиблии примен€ют слово Ђкритикаї?

6.  акие существуют методы экзегезы?

7. ¬ чем заключаетс€ аллегорический метод?

8. ¬ чем заключаетс€ метод буквального толковани€?

9. „то такое нравственно-гомилетическое толкование?

10. „то такое библейские прообразы?

11. „то включает в себ€ библейска€ критика?

 

“екстуальна€ критика

 

1. ƒревние тексты Ѕиблии. ¬етхий «авет написан на древнееврейском €зыке (с небольшими включени€ми на арамейском), а еврейский алфавит (как почти все восточные) не имел гласных. “олько в VI и VII веках по –.’. иудейские раввины- масореты (от евр. мас`орет Ч предание) вписали в свитки Ѕиблии знаки дл€ обозначени€ гласных звуков (накуд`от). ƒо этого времени произношение слов передавалось в устной форме. ’от€ традици€ произношени€ была устойчивой и непрерывной, она все же оставл€ла место дл€ отдельных ошибок.  роме того, установлено, что еще до –.’. существовало несколько школ писцов и кажда€ имела свою традицию. ¬ частности, переводчики —ептуагинты (греч. Ѕиблии, см. І6) основывались на традиции, отличающейс€ от масоретской.

“екстуальна€ критика имеет дело и с тем фактом, что до нас не дошли оригиналы книг Ѕиблии, а лишь многочисленные копии и переводы. Ѕольшинство из них по€вилось на много веков позднее, чем оригиналы. ќтсутствие книгопечатани€ привело к тому, что в текст вкрались ошибки, возникли разночтени€ и вставки, тем более, чем некоторые буквы еврейского алфавита из-за их сходства переписчики могли легко спутать.

2. «адачи и методы текстуальной критики. ¬се это выдвигает перед текстуальной критикой задачу восстановить с наибольшей точностью первоначальный текст ¬етхого «авета. –азумеетс€, лучшим способом была бы ориентаци€ на самые древние манускрипты. Ќо их сравнительно немного.  о времени до –.’. (II в.) относ€тс€ только рукопись  н. пророка »сайи, найденна€ в  умране (у ћертвого мор€) и фрагмент ¬торозакони€. ѕоэтому критика текста, сталкива€сь с разночтени€ми: а) предпочитает менее пон€тные варианты, ибо чтени€ более €сные часто принадлежат переписчику, б) рассматривает более краткий вариант как древнейший, в) сравнивает не€сные слова с близкими по смыслу или звучанию словами древневосточной литературы, г) устран€ет вставки и комментарии, которые нередко с полей попадали в текст, д) использует древние рецензии, то есть рукописи ѕисани€, где переписчик отмечал разночтени€ и ошибки (известны рецензии »сихи€, Ћукиана и ќригена).

ѕример текстуальной критики. ” прор. јмоса (4,13) мы читаем: Ђ»бо вот ќн,  оторый образует горы, и творит ветер, и объ€вл€ет человеку намерение его, утренний свет обращает в мрак и шествует превыше землиї. ¬ греч. переводе вместо слова Ђгорыї стоит Ђгромї. ≈сли сранить евр. слова Ђхара`амї (гром) и Ђхар`имї (горы) Ч становитс€ пон€тно, как могло произойти смешение. —лово Ђгромї в данном случае предпочтительнее, поскольку речь идет о природных стихи€х, которые в библейской символике св€заны с Ѕого€влением (ветер, бур€, гром).

3.  ритические издани€ Ѕиблии. ќгромную помощь в изучении текста оказывают так называемые критические издани€ ¬етхого «авета. —амое известное среди них осуществлено протестантским библеистом –удольфом  иттелем (1853Ц1929). ≈го ЂЅиблиа √ебраикаї содержит масоретский текст ¬етхого «авета с подстрочными примечани€ми, где указаны все основные разночтени€ в рукопис€х, а также варианты, имеющиес€ в древних переводах Ѕиблии. — 1905 года этот труд продолжает переиздаватьс€ и дополн€тьс€ в свете новых исследований и находок (см. Ѕ“, 1975, вып. 14).

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1.  аковы особенности еврейского алфавита?

2.  ем были масореты и в чем заключалась их работа?

3.  акова задача текстуальной критики?

4.  аковы ее правила?

5. „то такое Ђрецензииї?

6. „то значит Ђкритическое изданиеї Ѕиблии?

 

Ћитературна€ критика

 

1. Ћитературные жанры. ќблада€ в качестве Ђслова человеческогої всеми свойствами литературного произведени€, Ѕибли€ передает нам —лово Ѕожие средствами многообразных литературных жанров, или видов. –ассматрива€ ѕисание само по себе и сравнива€ его с пам€тниками древней литературы, толкователь может определить, к какому роду и виду письменности принадлежит та или ина€ часть Ѕиблии. Ќеобходимость в этом диктуетс€ тем, что каждому жанру соответствует специальный подход: эпическа€ поэзи€ и гимн, рассказ летописного характера и притча не могут толковатьс€ в одинаковом ключе. “ак, дл€ изучающего ≈вангелие безразлично, имело ли место в действительности событие, описанное в притче о милосердном самар€нине, но когда речь идет о фактах земной жизни и служени€ √оспода, дело обстоит иначе. ¬ книге Ќеемии мы находим не только религиозный смысл, но и описание событий современником; напротив, рассказ о вавилонской башне, дошедший через толщу веков и преданий, важен прежде всего своим духовным смыслом. »з православных авторов в изучение ветхозаветных литературных жанров немалый вклад внес профессор —ѕб. ƒуховной јкадемии ». —. якимов (1847Ц1885), а из католических Ч доминиканец ћ. ∆. Ћагранж (1855Ц1938). “руды последнего оказали вли€ние на энциклику Ђƒивино аффланте спиритуї (1943). ¬ ней, между прочим, сказано:

Ђ„асто в словах и писани€х древних восточных авторов буквальный смысл не про€вл€етс€ столь очевидно, как у писателей нашего времени; то, что они хотели сказать своими словами, не может быть установлено только законами грамматики или филологии или только контекстом. —овершенно необходимо, чтобы экзегет мысленно как бы вернулс€ к тем отдаленным векам ¬остока, чтобы, пользу€сь средствами истории, археологии, этнологии и других наук, определить и вы€снить, какими литературными родами хотели воспользоватьс€ и какими действительно воспользовались писатели этого древнего времениЕ „тобы вполне удовлетворить современным требовани€м изучени€ Ѕиблии, католический экзегет должен, толку€ —в. ѕисание, доказыва€ и защища€ его абсолютную непогрешимость, разумно пользоватьс€ этим средством; он должен исследовать, как способ выражени€ или литературный жанр, который пользуетс€ св€щенный писатель, может привести к правильному и точному пониманиюї.

Ћитературные жанры развивались у народов, окружавших »зраиль, на прот€жении веков. Ёто были официальные летописи, панегирики цар€м, плачи, мифы, сатиры, лирическа€ поэзи€, молитвы, сказки, философские трактаты, афоризмы, деловые документы. ¬се они имели свои каноны, которым подчин€лись авторы. ¬ чЄм-то это имеет сходство с иконописью, где мастер не изобретает выразительных средств, а берет их готовыми из традиции. «аконы жанра соблюдались строго, и особенности каждого легко увидеть даже при первом чтении (сравните, напр., —удебник вавилонского цар€ ’аммурапи с поэмой о невинном страдальце; см. Ѕиблиографию).

2. Ћитературные жанры в Ѕиблии. —в. библейские авторы, обраща€сь к своим современникам, усвоили эти литературные формы (подобно тому как св. ќтцы пользовались €зыком и жанрами античной литературы и философии). ѕриведем лишь некоторые из этих усто€вшихс€ жанров, как они отразились в Ѕиблии:

а) “ќЋ№ƒќ“, или √≈Ќ≈јЋќ√»» (напр., Ѕыт 10; ср. ћф 1,1 сл.), Ч обычно лаконичны, строги, лишены литературных украшений. »х цель Ч не удовлетворить любопытство читателей, а преподать в данной форме определенное учение (напр., единство рода человеческого или происхождение ’риста от рода ƒавидова). Ёта задача превышает конкретную историческую достоверность, выдвига€ на первый план духовный смысл.

б) “ќ–ќ“, или «ј ќЌџ, Ч содержат как религиозно-нравственные предписани€, так и элементы правового уложени€ и уголовного кодекса. ќни отмечены торжественностью стил€, афористичностью.

в) ѕќЁ“»„≈— »… Ёѕќ— (ѕеснь ƒеворы, —уд 5;  н. Ѕраней √осподних, котора€ цитируетс€ в „исл 21,14 сл.;  н. ѕраведного, »с Ќав 10,12Ц13), Ч характеризуетс€ образностью средств выражени€ и гиперболами.

г) Ёѕ»„≈— »≈ ѕќ¬≈—“¬ќ¬јЌ»я (напр., о патриархах, завоевании ’анаана и судь€х), в основе которых лежат реальные факты истории, но изложенные в форме сказани€. ќни отличаютс€ конкретным живым изображением лиц и событий.

д) ‘–ј√ћ≈Ќ“џ Ћ≈“ќѕ»—≈…, написанные очевидцами и современниками событий (напр., истори€ похода —иннахерима). ќни включены в Ѕиблию как своего рода призыв к пока€нию, как научение с помощью истории. ќни богаты достоверными историческими детал€ми, €зык их строг, но не лишен драматизма.

е) ѕ–ќ–ќ„≈— »≈ ѕ–ќѕќ¬≈ƒ», ћќЋ»“¬џ » √»ћЌџ отличаютс€ возвышенным стилем, €зык их исполнен св€щенного пафоса, торжественности, свойственной богослужению. Ёто обусловлено и особенностью пророческого вдохновени€, и тем, что пророки, как правило, говорили свои речи при ’раме или других св€тилищах. »х речи были частью богослужени€.

ж)  ”Ћ№“ќ¬џ≈ ѕ–ј¬»Ћј, созданные как руководство дл€ клириков и мир€н (»сх 34,18Ц25; Ћевит и др.), написаны сухим €зыком, насыщены обр€довыми подробност€ми.

з) ѕ—јЋћџ (об их формах подробнее будет сказано при разборе ѕсалтири).

и) ѕ»—јЌ»я ћ”ƒ–≈÷ќ¬ (евр. соферим и хакамим). ќни близки по стилю к изречени€м житейской мудрости ¬остока. ќдни мудрецы писали, не ссыла€сь на «авет, «акон и ќбетование (ѕритчи, »ов, сказание об »осифе в Ѕытии), другие же (ѕс 118) делали тему «акона центральной. —реди писаний мудрецов выдел€етс€ род притч (евр. маш`ал), которые первоначально представл€ли собой афоризмы о жизни и вере. Ћишь в отдельных случа€х притча ¬етхого «авета выступала в виде св€зного рассказа (—уд 9,7-15).

к) ћ»ƒ–јЎ» (напр., 2 ÷ар 13,22), то есть назидательные размышлени€ и сказани€, которые призваны иллюстрировать то или иное религиозное учение. ∆анр мидраша один из поздних в ¬етхом «авете (характерный образец его Ч  н. “овита).

л) јѕќ јЋ»ѕ“»„≈— »≈ ѕ»—јЌ»я по€вл€ютс€ в основном в послепророческий период. ќни раскрывают тайны истории и ѕромысла Ѕожи€ с помощью мистических символов, иносказаний, намеков и грандиозных картин борьбы ƒобра и «ла. ѕервые элементы апокалиптики есть уже у прор. »езекиил€.  лассический ее образец находитс€ в  н. ƒаниила (гл. 7-12). ћногие апокрифические книги ¬етхого «авета (см. І5) принадлежат к этому жанру.

ѕри толковании той или иной части Ѕиблии важно определить ее жанр, поскольку каждый из них обладает своими изобразительными средствами, €зыком, приемами. Ётому помогает изучение древневосточной культуры.

3. Ѕиблейска€ поэтика.   области литературной критики относитс€ выделение в Ѕиблии стихотворных разделов. Ёто стало возможным только после установлени€ законов древней семитической поэзии. ¬ отличие от античной и современной, она характеризуетс€ нестрогим размером и отсутствием рифмы. √лавной ее чертой, заметной даже при поверхностном чтении, €вл€етс€ параллелизм. —в€щенный поэт раскрывает и варьирует свою мысль в двух параллельных строках. —одержание обеих строк либо одно и то же, либо в них даютс€ антитезы (противопоставлени€). Ќапример:

 

√лас вопиющего:

в пустыне приготовьте путь √осподу,

пр€мыми сделайте в степи стези Ѕогу нашему.

¬с€кий дол да наполнитс€,

и вс€ка€ гора и холм да пониз€тс€.

 

»с 40,3-4

»ногда во второй строке развиваетс€ мысль, начата€ в первой, или повтор€ютс€ слова из первого стиха, чтобы дать им новое направление. “акой параллелизм более правильно называть симметрией, поскольку оба стиха или даже группы стихов имеют общий смысловой стержень. «нание этих законов библейской поэтики важно дл€ Ђвсестороннего постижени€ смысла —в€щенного ѕисани€ї (ћ. —. »ванов. Ѕиблейска€ стилистическа€ симметри€. Ч ∆ћѕ, 1981, # 7, с.70).

ƒругие особенности библейского стихосложени€ (аллитерации, акростихи и т. д.) видны лишь при чтении подлинника. »зучение текстов ¬етхого «авета показало, что почти половина их написана стихами (части ѕ€тикнижи€,  н. »ова, ѕсалтирь, б`ольша€ часть пророчеких книг, ѕритчи, ѕремудрость, ѕеснь ѕесней). ¬ св€зи с этим во всех современных переводах Ѕиблии стихотворные главы и разделы печатаютс€ колонкой. »з русских изданий это правило соблюдено только в брюссельском издании синодального перевода (1973Ц1977).

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1.  акова цель литературной критики —в. ѕисани€?

2. „то такое литературный жанр, или вид?

3.  акие жанры существовали на ƒревнем ¬остоке?

4. ѕеречислите основные литературные жанры, встречающиес€ в Ѕиблии.

5.  аковы особенности библейского стихосложени€?

 

»сторическа€ критика

 

1. Ѕибли€ и ƒревний ¬осток. »сторическа€ критика рассматривает библейскую историю и св. авторов в контексте истории древнего мира. ¬ патристический период эта работа опиралась в основном на сообщени€ античных писателей и еврейского историка »осифа ‘лави€ (ум. в 90-х гг. I в. по –.’.). Ќо греки и римл€не имели очень слабое представление о ƒревнем ¬остоке, а ‘лавий (выходец из фарисеев, участник войны с –имом) был хорошо осведомлен лишь о двух последних веках ветхозаветной истории.

 огда в начала XIX века ‘рансуа Ўамполион расшифровал египетские иероглифы, а затем трудами √енри –аулинсона и других ученых был найден ключ к прочтению клинописи ƒвуречь€, толкователи Ѕиблии получили документы, современные —в. ѕисанию. — этих пор о жизни ƒревнего ¬остока можно знать не только из √еродота или ¬етхого «авета. –аскопки пролили свет на ближневосточные цивилизации: их культуру, религии, исторических де€телей, известных из Ѕиблии. ¬озникла более точна€ картина и документированна€ хронологи€ —в. »стории. »зучение литератур ≈гипта, ¬авилона, јссирии, ‘иникии и ѕерсии обнаружило в них немало параллелей с ¬етхим «аветом. ѕравославный ученый, член ѕоместного —обора –усской ѕравославной ÷еркви Ѕорис јлександрович “ураев писал:

Ђ ак исторический источник Ѕибли€ представл€ет высокую ценностьЕ “е места ее, где говоритс€ о ≈гипте и ¬авилоне, написаны людьми, хорошо осведомленными о жизни этих монархий; новые открыти€ все более убеждают, что эти люди были насто€щими представител€ми господствовавшей в их врем€ культуры; их сведени€ посто€нно подтверждаютс€ и вы€сн€ютс€. ќднако даже специально исторические книги ¬етхого «авета не могут быть названы таковыми с нашей точки зрени€: это скорее назидательные писани€, имевшие целью на примерах истории воспитывать народ в духе религииї (»стори€ ƒревнего ¬остока. Ћ., 1935. т. 2, с.7).

2. Ѕиблейска€ археологи€. –аскопки на Ѕлижнем ¬остоке и особенно в ѕалестине дали жизнь библейской археологии как науке. Ѕыли найдены многочисленные пам€тники времен царей и пророков (надпись моавитского цар€ ћеши, надпись цар€ ≈зекии в —илоаме, письма из Ћахиса времен прор. »еремии), раскопаны давно исчезнувшие с лица земли библейские города (ћеггидон, √езер, “аанах, Ћахис и др.). ¬ 20-х годах нашего века был раскопан город ”гарит (–ас-Ўамра) в ‘иникии. ”гаритские пам€тники и тексты позволили составить более полное представление о быте и веровани€х финики€н и хананеев, ближайших соседей »зраил€. Ќаходки у ћертвого мор€ пополнили ветхозаветную историю важной главой, относ€щейс€ к так называемому межзаветному периоду.

ѕоскольку в ѕалестине чаще писали на пергаменте, а климат ее более влажный, чем в ≈гипте, в ней сохранилось сравнительно мало письменных пам€тников (в отличие от ≈гипта, ƒвуречь€ и ѕерсии, где писали на глин€ных табличках и камне). ¬ св€зи с этим дл€ датировки археологических находок в качестве эталона стали служить предметы бытовой керамики. ќдин из крупнейших палестинских археологов ‘линдерс ѕетри (1853Ц1942) установил, что каждой эпохе в ѕалестине соответствуют специфические формы гончарных издалий. ‘. ѕетри открыл стелу фараона ћернептаха (XIII в. до –.’.), в которой впервые упом€нут »зраиль (пам€тник этот, как считают ученые, относитс€ к эпохе ћоисе€ или »исуса Ќавина). ¬едущий библейский археолог XX века ”иль€м ќлбрайт (1891Ц1971) провел р€д раскопок в ѕалестине и пришел к выводу, что они великолепно подтверждают и дополн€ют данные Ѕиблии.

ќсобым разделом археологии €вл€етс€ нумизматика Ч наука о древних монетах. ќна также важна дл€ датировки раскопок, особенно периода ¬торого ’рама, от которого дошло много монет иудейских царей и правителей.

¬ насто€щее врем€ изданы атласы, отражающие успехи библейской археологии. —амые полные из них: Ђјтласї иером. Ћ. √ролленберга, вышедший в √олландии и переведенный на многие €зыки, и  эмбриджский јтлас, который служит приложением к Ќовой јнглийской Ѕиблии.

3. –елигии древности и ¬етхий «авет. »сторическа€ картина принимает во внимание и сравнительное изучение религий. —амо по себе сопоставление Ѕиблии с €зыческими пам€тниками оправдано уже тем, что €зычество, согласно ќтцам ÷еркви, имело свою долю в приготовлении мира к прин€тию —пасител€ (св. »устин ћученик, св. ‘еофил јнтиохийский, свт. јфанасий ¬еликий и др.). ¬ ¬етхом «авете затронуты многие веровани€ соседних »зраилю народов. –€д обычаев евреи заимствовали от них. Ќекоторые израильские религиозные обр€ды сложились под вли€нием религий ƒревнего ¬остока. Ќа рубеже XIX и XX веков возникла даже гипотеза, что все основы ветхозаветного учени€ заимствованы из ¬авилона. ќсобенно настойчиво распростран€л эту гипотезу немецкий ассириолог ‘ридрих ƒелич (1860Ц1922), изложивший ее в цикле лекций ЂЅибли€ и ¬авилонї (есть русский перевод). “ем не менее еще при жизни ƒелича его гипотеза была полностью отвергнута наукой. Ѕолее умеренной позиции придерживалс€ известный историк религии и библеист √ерман √ункель (1862Ц1932). ќтмеча€ элементы вавилонских легенд и мифов, которые повли€ли на литературную ткань Ѕиблии, он подчеркивал, что ветхозаветные писатели полностью возвысились над древневосточной мифологией. Ёто можно сравнить со строительством христианского храма, где используютс€ материалы древних €зыческих св€тилищ. ”становки √ункел€ до сих пор сохран€ют свое вли€ние в библеистике. —равнительное изучение религий показало, что, хот€ вера ¬етхого «авета имела нечто сходное с другими древневосточными религи€ми, ее сущность, истори€ и литература уникальны.

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1. „то такое историческа€ критика ¬етхого «авета?

2. „то помогло развитию исторической критики?

3. –асскажите о достижени€х библейской археологии.

4. Ќазовите имена двух наиболее выдающихс€ библейских археологов.

5.  акое значение дл€ библеистики имеет сравнительное изучение религий?

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 640 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

542 - | 461 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.064 с.