Ключевые термины: политика, политология, политолог, политологическое образование, политические технологии.
1. Политология - наука о политике. Ее генезис, предмет и метод. Политология, как и любая другая учебная дисциплина, содержит основные, базовые понятия, имеет свой предмет, структуру, методологию, генезис, опирается на источниковую базу.
Исходным понятием для политологии (политической науки) является термин «политика». Ряд популярных учебников и учебных пособий определяет политологию как науку о политике, разнообразии форм ее проявления.
В общем смысле слова политику можно рассматривать как процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и обогащают нормы собственного общежития. Неразрывным образом политика связана с такими явлениями, как конфликт и сотрудничество. Э. Хейвуд, автор популярного учебника, считает, что политику лучше всего понимать как поиск путей к разрешению конфликтов, поскольку не все конфликты в обществе могут быть разрешены. При неизбежности, с одной стороны, общественного разнообразия, а с другой стороны, дефицитности общественных ресурсов политика всегда будет неотъемлемой частью человеческого общества. Э. Хейвуд, приводя слова Аристотеля о том, что «человек по своей природе есть существо политическое», утверждает, что политика - это прежде всего общественная деятельность.
М. Вебер в своей хрестоматийной работе «Политика как призвание и профессия» говорит, что понятие «политика» имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Широкое понимание нужно дополнять, по мнению знаменитого немецкого ученого, и более строгим значением политики, трактуемой как руководство государством или оказание влияния на государственное управление.
Если политология - наука о политике, то слово «политика», вошедшее почти без изменения в европейские языки, этимологически подчеркивает связь с древнегреческой политической мыслью, обозначая «то, что относится к государству» (роlitica), а значит, происходит от древнегреческого понятия «роlis» (город-государство). Богатое содержание вкладывается в понятие «логос» - одну из главных категорий древнегреческой философии, введенную в научный оборот Гераклитом (конец VI в. - начало V в. до н.э.). По Гераклиту, вся природа устроена согласно «истинному рассуждению», открытие которого составляет задачу философии. Логосом в те времена называли мировой закон, или разум, оформляющий мир, космос. Позднее Платон добавил к такому пониманию логоса еще и значение суждения, теории. Для Аристотеля логос уже становиться только определением, доказательством. Позднее понятие «логос» стало восприниматься как «учение», следовательно, вторая часть слова «политология» означает «наука, знание».
Наука о политике - политология - не появилась в законченном виде. Генезис политической мысли, система интеллектуального освоения политической практики состоит, как минимум, их трех компонентов, последовательно развивающих друг друга.
В первую очередь это обыденное знание как обобщение непосредственного политического опыта. Оно находит отражение в публикациях, выступлениях, экспертных оценках политиков и политологов.
Следующий уровень - политические учения. По мнению одного из основоположников отечественной политической науки Г.Х Шахназарова, наука о политике - «одна из первых, если не первая из научных дисциплин, основы которой были заложены еще в знаменитой «Политике» Аристотеля».
Переход на следующий уровень политического знания - к знанию критическому - связан с поисками смысла и логики в самой политике. Важную роль в этом процессе выполнили гуманисты эпохи Возрождения, прежде всего Н. Макиавелли. Они противопоставили догме практический опыт. Так на деле были созданы предпосылки появления политической науки, или политологии. Объект изучения политологии (предмет) - политика во всем ее многообразии.
В науке трудно создать что-то качественное без использования результатов и опыта постижения политики в любых их формах. Поэтому политологу необходимо осваивать не только строгую науку (академическую дисциплину), но и ориентироваться в разнообразных политических учениях, трактовках событий государственными и общественными деятелями, их советниками, журналистами, публицистами.
По мнению А.И. Соловьева, автора другого учебника по политической науке, ставшего базовым в ряде высших учебных заведений, специфической формой отображения политики является технологическое отражение. В определенном смысле оно служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство».
А.С. Панарии определяет в современной политологии две методологические стратегии. «Одна из них связана с процедурами отношения к интересам. Раскрыть причины «реальной политики» - значит вскрыть стоящие за ней интересы», решить, какими средствами может быть достигнут консенсус в области интересов.
Вторая стратегия связана с процедурами отнесения к ценностям. В аналитическом смысле она предполагает раскрытие той пружины политических событий, которая связана с конфликтом ценностей, менталитета, традиций. В этой связи требуется решить, как достичь компромисса и согласования различных ценностных позиций.
Дж. Б. Мангейм и Р.К. Рич, авторы известного пособия по овладению приемами и методами политического исследования, считают, что такое исследование есть «процесс сбора и интерпретации информации. Этот процесс состоит из шести самостоятельных, но вместе с тем тесно связанных друг с другом этапов: формулирование теории, операционализация теории, выбор адекватных методов исследования, наблюдение за поведением, анализ данных и интерпретация результатов».
Важнейшая цель современной политической науки, считают авторы учебника, подготовленного в Санкт-Петербургском университете, заключается в формировании гипотез и теорий, способных объяснить окружающий нас мир политики. «Они обязаны отвечать определенным критериям. Прежде всего, это касается четкого формулирования законов развития политического процесса и теоретических концепций, лежащих в основе его научной интерпретации. Знание фактов должно предшествовать их объяснению. Только тогда эти факты могут выводиться в качестве логических следствий из тех законов или теорий, которые получены при изучении предшествующих фактов. Критерии политического анализа в данном случае неминуемо становятся объектом теоретической рефлексии.
Исследование собственных теоретических оснований - одна из приоритетных задач политической науки последних десятилетий».
«Возможны разные классификации подходов к изучению политики, но наиболее важным представляется отношение к самой специфике способов построения политической теории на основе фактов и ценностей. Различия в их интерпретации формируют нормативный подход, с одной стороны, и эмпирический и аналитический подходы - с другой.
Классификация, основанная на характеристике объектов политического анализа, формирует философский и идеологический, институциональный, структурный и бихевиоральный подходы... В настоящее время... продолжает неизменно усиливаться тенденция к разработке «смешанных» подходов путем заимствования всего того ценного, что было накоплено различными направлениями политической науки...».
Пытаясь подытожить взгляды современных российских политологов на предмет политологии, Я.А. Пляйс отмечает, что, во-первых, несмотря на определенные различия, они считают предметом политической науки либо политику как таковую, либо политическую сферу общества. Во-вторых, подчеркивает исследователь, категория политической власти также признается в политологии как одна из центральных.
В специфических условиях современной России, переживающей транзитное состояние, общим предметом политологии, или предметом в широком смысле слова (по Я.А. Пляйсу), является политическая сфера в целом. Наряду с общим предметом, Я.А. Пляйс вместе со своими коллегами вводит в научный оборот такую категорию, как основной предмет политологии, которым в условиях переходного общества является политическая власть, играющая роль ядра и системообразующего фактора политической системы общества. Движение к демократии предполагает постепенное понижение роли политической власти, и это одна из целей развития транзитного общества1.
Границы между политологией и другими родственными дисциплинами далеко не всегда являются четкими и определенными.
Говоря о важнейших функциях политологии как науки в современном обществе, следует главной назвать гносеологическую функцию, связанную с определением целей и природы человеческого знания, особенностей политических интересов, их реализации в рамках различных политических культур. Политология выполняет также мировоззренческую и прогностическую функции, а также ценностную функцию политического знания, когда в качестве отправного пункта выступают как общечеловеческие ценности, так и вполне прагматические интересы самих ученых или социальных групп.
Можно сколь угодно много говорить о том, что те или иные концепции и теории политики свободны от ценностей, - при ближайшем рассмотрении всегда обнаруживается, что это не так. Зачастую ценности до такой степени слиты с фактами, что отделить их друг от друга и рассмотреть по отдельности невозможно. Концепции и теории всегда формулируются на основе тех или иных исходных представлений о человеке, обществе, государстве и во всем этом скрыто присутствует тот или иной политический или идеологический подтекст. Э. Хейсвуд считает, что - научная объективность в смысле абсолютной беспристрастности и нейтральности для политологии остаются недостижимой целью, как бы мы ни совершенствовали исследовательские методы. По его мнению, наибольшую опасность для науки представляет не сама тенденциозность, а нежелание ее признать, позиция, то и дело проявляющаяся в «ложных притязаниях на политическую нейтральность».
Существует многообразие течений, тенденций и подходов к современной политической науке, и поиск единого теоретико-методологического базиса продолжается. С одной стороны, это усложняет использование политологии с позиции строгой научной однозначности (ее прогнозы приобретают лишь вероятностный характер). С другой стороны - делает ее динамично развивающейся наукой, все более востребованной при исследовании новых феноменов социополитической динамики современного мира.
Возможно, именно поэтому в политологии наблюдается тенденция ухода от проблем теоретического и философского характера в сторону проблем и исследований прикладного характера. Эмпирическая тенденция, по мнению ряда исследователей, давно утвердившаяся в США, сейчас утверждается в европейской и российской политологии.
Вместе с тем понятия, модели и теории являются важнейшими инструментами политического анализа. Поэтому для науки очень важно ее развитие по всем направлениям, как прикладным, так и теоретико-методологическим. В этих и других отношениях университетская политология составляет ядро политической науки.