Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность и основные модели формирования политической идеологии




Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сто­рону политики, является политическое сознание. Оно охватывает цен­ности, убеждения, эмоции людей, определяющие их поведение в сфере политических отношений. От политического сознания зависит содер­жание и характер политического процесса.

Основными формами существования политического сознания яв­ляются политическая идеология и психология. Политическая деятель­ность определяется прежде всею системой взглядов, отражающих ин­тересы людей. Эти интересы осознаются и в других формах — религии, искусства, науки и т.д., но идеологическое отражение действительно­сти непосредственным образом связано с политикой.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях». Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце XVHI в. Антуаном де Траси, одним из последних пред­ставителей поколения французских просветителей. В многотомном со­чинении «Элементы идеологии» (т. 1-4, 1805—1815) он охарактеризо­вал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть такой же точ­ной, как и все естественные науки, служить средством воспитания гражданских добродетелей, обеспечивающих стабильность общества. По мнению де Траси, в мировосприятии людей коренятся логические и психологические основы политики.

Де Траси был лидером организации под названием Институт, объе­динявшей видных философов того времени, которые считали, что иде­ология должна «изменить лицо мира». Вступивший в эту организацию в 1797 г. Наполеон Бонапарт впоследствии, 20 декабря 1812 г., публично 8


осудил «первых идеологов», списав на идеологию все свои политичес­кие ошибки. С тех пор понятие «идеология» приобрело прежде всего политическую окраску и начало применяться в негативном смысле, поскольку ассоциировалось с внушением, навязыванием и поддержа­нием диктата и принуждения.

Появление понятия «идеология» в конце XVIII в. не означало от­сутствия до этого времени идеологии как таковой. Ведь потребность в ней как рациональной основе политики испытывали все общества. Можно полагать, что до европейской секуляризации (эпоха Просвеще­ния) роль идеологии на протяжении столетий выполняла религия.

Формирование идеологий связано с процессом модернизации — переходом человечества от традиционного общества к современному. Этот процесс начался в XV—XVIII и в Х1Х-ХХ вв. охватил всю планету. К числу ученых, занимавшихся историей идей непосредственно до возникновения термина «идеология», обычно относят таких француз­ских просветителей, как Кондельяк, Д. Дидро, Гольбах, К. Гельвеций, П. Ламетри. Мощным импульсом к становлению ведущих идеологий был дан Великой французской революцией и полемикой по поводу ее последствий для человечества.

В XIX—XX вв. О. Контом, К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М. Вебе-ром, В. Парето, К. Мангеймом, Т. Парсонсом и другими учеными ис­следовались такие аспекты проблематики идеологии, как ее природа, соотношение с наукой, взаимодействие с другими сферами жизни об­щества. Появился даже термин «идеологоведение».

В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на идеологию как объект научного анализа.

В работах создателей марксистской теории термин «идеология» в зависимости от контекста использовался в трех значениях:

1) сознание определенного класса в целом;

2) теоретическое сознание;

3) ложное, извращенное сознание, порожденное противоречиями производственных отношений.

Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. В зависимости от места, которое занимает группа в общественных отношениях, ее иде­ология является научной или нет. Согласно марксизму, идеология науч­на, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тен­денциями общественного развития. Естественно, рассматривалась как научная идеология рабочего класса, которому отводилась роль освобо­дителя человечества от эксплуатации.

Ф. Энгельс в работе «Развитие социализма от утопии к науке» (1880) обосновывал научность социализма двумя теоретическими открытия-


ми марксизма — материалистическим пониманием истории и теорией прибавочной стоимости. Термин «научная идеология» применительно к марксизму был введен В. И. Лениным в работе «Что делать?» (1901— 1902), где он охарактеризовал социализм как идеологию классовой борь­бы пролетариата, основывающуюся на всем материале человеческого знания, предполагающую высокое развитие науки, требующую научного подхода и т.д.

Такой подход к идеологии доминировал в СССР, претерпевая незначи­тельные изменения и уточнения в основном фразеологического характера. Марксистская идеология обычно именовалась пролетарской, революци­онной, прогрессивной, научной и т.д. Все немарксистские направления политической мысли определялись как буржуазные, империалистичес­кие, мелкобуржуазные, реакционные, иллюзорные, ложные и т.д.

Э. Бернштейн еще в начале XX в. доказывал невозможность суще­ствования «научного социализма» по следующим причинам. Во-первых, социализм — результат классовой борьбы пролетариата против буржуа­зии, т.е. столкновения их интересов. В этой борьбе главным является защита интересов класса и партии, но не принципов познания. Во-вто­рых, социал-демократия, ставя в качестве цели социалистического дви­жения создание идеального общественного строя, до известной степени превращает социализм в утопию. В-третьих, социализм как революци­онное движение, направленное на достижение социальной справедли­вости, в отличие от науки не может не быть тенденциозным1.

Исходя из этих соображений, Э. Бернштейн считал предпочтитель­ным вместо термина «научный социализм» использовать другое понятие, которое могло бы достаю11 но ясно выразить ту мысль, что социализм зиж­дется на научных основах, признает науку своим конституирующим эле­ментом, но при этом не претендует на статус научного знания.

В отличие от марксистского экономического детерминизма в трак­товке идеологии Макс Вебер (1864-1920) обращал внимание на взаи­мообусловленность связей между материальной сферой и мировоззрен­ческими системами. Он писал: «Интересы (материальные и духовные), а не идеи господствуют непосредственно над деятельностью; но «обра­зы мира», создаваемые «идеями», очень часто служили стрелками, ука­зывающими путь, по которому действия были движимы динамикой ин­тересов»2.

Итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848-1923), не отри­цая социальную обусловленность идей и концепций, тем не менее ак­центировал1 внимание на необходимости выработки таких мировоз-

1 См.: Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? // Полис. 1991. № 4.

2 Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Мистика, религия, наука. М.:
Канон+, 1998. С. 248.


зренческих систем, «чтобы то, что из них логически следует, не вступа­ло в противоречие с условиями реальной жизни»'.

В формировании мировоззренческих доктрин, предписывающих взгляды на окружающий мир, В. Парето отводил значительную роль факторам иррационального характера и прежде всего доминирующим в обществе устойчивым чувствам. По его мнению, эти чувства и состав­ляют базовую основу наиболее распространенных идей.

Внимание ученого привлекали такие проблемы, как трансформа­ция мировоззренческих доктрин под воздействием ментальное™ наро­дов, специфика мировосприятия идейных форм разными социальны­ми слоями. Он полагал, что интерес низших слоев к социалистической идее, которая зиждется на чувстве сострадания к бедам ближних и по­иске способа избавления от подобных бедствий, предопределяет «же­лание покончить со своими бедами, овладев теми благами, которыми пользуются люди из высших слоев, порой это также зависть, жажда иметь ю, что есть у других»2.

В западной политической науке преобладают интерпретации идео­логии как надисторического явления, существующего вне зависимости от социальных и политических условий.

Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и пред­почтений (Д. Истон, М. Дюверже и др.). Благодаря ценностям осуще­ствляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по сте­пени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

Принципиальной позицией многих ученых явлется категорическое разведение идеологии и науки, отрицание у идеологии познавательных функций.

М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивает политичес­кое мировоззрение и современный политолог У. Матц3. Он считает, что идеологии не являются порождением социальных процессов, а сфор­мированы интеллектуалами определенных социальных групп, навяза­ны ими западным обществам и нашли отклик прежде всего в мифоло-i ической составляющей общественного мнения4.

Вслед за М. Вебером К. Манхейм рассматривал любую идеологию как неадекватное отражение действительности, как совокупность лож-

1 Парето В. Социалистические системы // Теоретическая социология: Антология:
В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С. П. Баньковского. М.: Кн. дом «Университет», 2002. С. 259.

2 Парето В. Указ. соч. С. 287-288.

3 Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992.
I N° 1-2. С. 130-131.

4 Там же. С. 133-134.


ных представлений, обусловленных социально-историческими обсто­ятельствами, особенностями познания действительности, интересами познающего субъекта. Зарождение феномена идеологии он связывает с трудами английского мыслителя Ф. Бэкона (учение об «идолах разума») и обнаруживает ряд высказываний об идеологическом искаженном со­знании в работах Н. Макиавелли и Юма1. Вместе с тем К. Манхейм уде­лял большое внимание функциональным характеристикам идеологии и, в частности, ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Подход к феномену идеологии американского ученого С. Зизека можно рассматривать как своеобразную форму его критики. Анализи­руя взаимосвязь политики и идеологии, он понимает идеологию как систему идей, концепций и верований, претендующих на истинность, но на самом деле служащих определенным политическим интересам. Причинами искаженного отражения действительности теми или ины­ми идеями, по его мнению, могут быть либо осознанное или неосоз­нанное влияние совокупности общественных отношений, либо поли­тические интересы создателей или приверженцев этих идей. Задачу ис­следователя С. Зизек видит в выявлении скрытого политического подтекста идеологий через различные симптомы (противоречия, умол­чания, оговорки и пр.)2.

Трактуя идеологию как систему ложных идей, искажающих и мис­тифицирующих действительность в интересах определенных соци­альных групп, известные западные социологи Р. Арон, Д. Белл, С. Лип-сет, К. Поппер, Э. Шиллз и др. предприняли попытку ее отрицания как механизма социальной регуляции. В 1950-е годы они выдвинули кон­цепцию «деидеологизации», которая основывалась на позитивистском тезисе о снижении значимости идеологических систем в связи с возра­стающим влиянием науки на общественные процессы. По мнению адеп­тов этой концепции, в условиях зрелого индустриального общества, где достигнуто общенациональное согласие и обеспечено сотрудничество интеллигенции с институтами власти, место идеологий как ценностно­го регулятора деятельности людей заняла «чистая», неангажированная социальная наука. Деидеологизация была одним из аспектов технокра­тических теорий «индустриального общества» и конвергенции мировых общественных систем.

В 1970-е годы под воздействием обострения социальных конфликтов на Западе создатели концепции «деидеологизации», утверждавшей неиз­бежность «заката», «конца» идеологий, радикально пересмотрели свои взгляды на перспективы феномена идеологии. Ими была разработана концепция «реидеологизации», которая исходила из того же основного

1 Манхейм К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М., 1994.

2 Zizek S. The Spectre of Ideology // Mapping Ideology / Ed. by S. Zizek. N.Y., 1994.


i юсыла, что и концепция «деидеологизации», — о несовместимости иде­ологии и науки, но в противоположность последней обосновывала воз­растающую роль социальных идей в современном мире. Одной из глав­ных причин появления концепции «реидеологизации» явилась необхо­димость идеологически противостоять коммунистической идеологии.

В настоящее время существует несколько версий реидеологизации. Либеральная версия ориентирована на создание «глобальной», «вселен­ской» идеологии как основы планетарного единства, средства прими­рения противоборствующих идеологий. По мнению неоконсерваторов, «возрождение духа» предполагает обращение к забытым, утраченным ценностям и традициям. Леворадикальная версия акцентирует внима­ние на поиске альтернативных форм сознания и путей общественного развития.

Таким образом, единого представления об идеологиях не существу­ет. Представляется обоснованной следующая констатация отечествен­ного исследователя Т. А. Алексеевой:

«Среди всех "сущностно оспариваемых" и крайне противоречивых кон­цепций социальных и гуманитарных наук концепция " идеологии " находит­ся вверху списка наряду с такими понятиями, как "общество", "группа", "власть", "дискурс", "разум" или "знание"»1.

Большинство ученых определяют идеологию как систематизирован­ную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения боль­ших социальных групп — классов, наций, партий и т.д. Идеология как разновидность корпоративного сознания отражает групповую точку фения на политическое и социальное развитие. Она предназначена для внедрения в массовое сознание соответствующих критериев оценки настоящего и будущего развития общества.

Любая идеология носит политический характер, но понятие поли­тическая идеология употребляется в специфическом смысле — для ха­рактеристики рационально-ценностной мотивации политического по­ведения и мировоззренческой основы политики. Политическая идео­логия обосновывает притязания общественных групп на власть и ее использование и потому предусматривает определенную стратегию дей­ствий. Она конкретизируется в программных документах партий, в за­явлениях различных политических сил, обретая четкость, направлен­ность на конкретные ситуации и властные механизмы2.

1 Алексеева Т. Насилие и демократия в политике США // Международные процессы.
I. 6. № 12(17). Май-август 2008. С. 18.

2 Согласно интерпретации политической идеологии известным американским уче­
ным К. Фридрихом, «это целостная система идей о политических средствах для сохра­
нения или преобразования политического порядка... Это система идей, связанных с дей­
ствием. Обычно они содержат программу и стратегию для их реализации вместе с главной
функцией объединения организаций, выстраивающихся вокруг них... Это совокупно-


 


Перечисленные особенности политической идеологии свойствен­ны прежде всего либерализму, консерватизму, марксизму, социал-демок­ратизму, анархизму, фашизму. В меньшей степени они характерны для экологизма, пацифизма, феминизма.

Связь между идеологией и политикой достаточно сложна и не все­гда поддается анализу. Фрагментация обществ сужает возможности по­литики, основанной на идеологии, направлять развитие общества по сценарию, предусмотренному этой идеологией.

Существуют четыре основные модели формирования политической идеологии.

Первая — модель конденсации. Механизм этой модели состоит в том, что в результате своеобразной конденсации испарений массового со­знания присущие ему представления трансформируются в идеологичес­кие структуры (например, идеология тред-юнионизма, экологизма, фе­минизма).

Вторая модель — интегративная. Для нес характерны синтез, кон­вергенция различных идей и представлений существующих идейно-по­литических течений (например, неолиберализм, неоконсерватизм).

Третья модель — дивергентная. В этом случае формирование новой политической идеологии происходит в результате дезинтеграции, рас­щепления существующей идеологии. Так, на базе марксизма возникли большевистская и социал-демократическая идеологии и политическая практика.

Четвертая модель — ревитализации идеологий, в результате которой происходит возврат к старым идеям, их возрождение в модифициро­ванной форме (например, попытки возврата к истокам марксизма, кон­серватизма и т.д.).

Следует отметить, что выделение этих моделей носит условный ха­рактер. В реальном процессе генезиса идеологий они нередко сочетаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем знание этих моделей может помочь исследованию механизма возникновения идейных течений.

Существующие в мире политические идеологии могут быть класси­фицированы на основании разных критериев:

■ по классовому содержанию;

■ по парадигмам, т.е. предлагаемым моделям общества;

■ по степени охвата ими политических реалий.

Характерный для марксизма классовый подход к различению идео­логий в значительной степени устарел в связи с тем, что все многообра-

сти идей, которые относятся к существующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить либо защищать его» (цит. по: Политология: Учеб. / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2005. С. 471).


зие идейно-политических доктрин не может быть сведено к конфрон­тации буржуазного и пролетарского мировоззрения. Основной и наи­более многочисленной группой в современных обществах является сред­ний класс, составляющий большинство населения. Кроме того, существу­ют идейные воззрения разных групп общества, не консолидировавшиеся в идеологии. Все это усложняет классификацию идеологий на основа­нии классового критерия.

В соответствии со вторым критерием политические идеологии раз­личаются на правые, центристские и левые. Правые идеологии (либе­рализм, консерватизм и их модификации) ориентированы на такую модель общества, которая основывается на принципах демократии и рыночной экономики. Левый политико-идеологический спектр состав­ляют идеологии, для которых социальный прогресс сводится к дости­жению равенства и социальной справедливости, созданию условий для всестороннего развития личности. Влиятельная левая идеология — мар­ксизм связывает возможность реализации коммунистического идеала с применением радикальных, насильственных способов преобразования общества.

Как левая идеология под воздействием марксизма возник социал-демократизм. Последующая эволюция этой идеологии привела ее к от­казу от идеи революционного осуществления социальных преобразо­ваний, к ориентации на реформы как единственно целесообразный спо­соб достижения равенства и справедливости. Последние трактуются не как равенство результатов, а равенство стартовых возможностей и шан­сов для самореализации индивидов. Происшедшая за более чем столе­тие трансформация базовых принципов и целей социал-демократизма превратила его в идеологию центристского характера.

Исходя из идеологических представлений, российские партии иден­тифицируют себя либо с правой политической ориентацией («Правое дело») и правоцентристской («Единая Россия»), либо с левой (КПРФ и другие коммунистические и социалистические организации) и левоцен­тристской ориентацией («Справедливая Россия», социал-демократы).

Изменение и обновление идеологий, появление множества идеоло­гических течений вызывают необходимость в разработке новых крите­риев классификации этого духовного феномена наряду с дихотомией «правые—левые».

С учетом охвата идеологиями политических реалий они могут де­литься на метаидеологии, претендующие на объяснение глобальных социальных и политических процессов, и частные, затрагивающие от­дельные конкретные аспекты политического бытия общества и лично­сти. К первой категории следует отнести либерализм, консерватизм, социализм. Ко второй — анархизм, национализм, экологизм, феминизм, коммунитаризм, различные формы религиозно-политической идеоло-


 




 


гии, фашизм и неофашизм и др. Со временем частные идеологии могут трансформироваться в глобальные.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 957 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2443 - | 2199 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.