В этнической истории Бел. период образования и развития ВКЛ тесно связаны с формир-ем бел. народности. В числе определяющих факторов этого процесса - политический, который обусловил консалидацию бел. этноса в составе нового госуд. образования - ВКЛ.
Важнейшим фактором, который поспособствовал формированию бел. народности, был экономический. Именно он обусловил консолидацию восточнославянских земель под время образования ВКЛ и в дальнейшем также положительно воздействовал на возникновение бел.народности в ХIV-ХVI вв. Изменения в сельском хозяйстве положительно сказались на урожайности и товарности зерна, обеспечении городов продуктами и сырьем.
Прогресс в с/хозяйстве обусловил подъем ремесла и дальнейшее развитие городов. Естественным продолжением этих процессов стало возникновение местечек, которые еще больше укрепляли связь между городам и деревней как в экономическом, так и культурном плане.
Формирование бел. народности происходило в процессе развития феодальных отношений, когда начали складываться сословные группы населения со строго указанным кругом прав и обязанностей для каждой из них. Определяющую роль в государстве играли светские и духовные феодалы
Соц.структура городов и местечек была более разнообразной, но по нац. признаку их жительства представляла преимущественно однородное белорусскоязычное сообщество, тесно связанное с аграрной частью населения ВКЛ. В процессе складывания бел. народности определились и определенные трудности, связанные с ориентацией руководства ВКЛ на политич. союз с Польшей, что привело к окатоличиванию не только литовской, но и части православной знати. В результате основная масса населения деревень и городов стала терять свою политич. и духовную элиту.
Поэтому в государстве, где наблюдалась заметная автономия отдельных земель и городов с магдебургским правом, люди обычно идентифицировали себя по традиции (русичи, русские), по месту проживания (магилёвцы, полочане), по племенной принадлежности (литва, литовцы,). Наиболее распространенной являлась самоназвание «литвины».
Относительно словосочетания «Белая Русь» ученые высказывают самые разные мнения. Первые попытки ответить на этот вопрос породили романтически-эмоциональные версии: мол, название происходит от цвета льняного одежды местных жителей,от цвета их волос, от большого количества рек и озер и их чистоты, большого количества снега и др.
Более убедительной кажется мысль, в соответствии с которой направления мира (север-юг, запад-восток) обозначались основными цветами: отсюда - Черная, Красная, Белая Русь. И наконец, не исключено, что под Белой Русью следует понимать отдельные земли бывшей Киевской Руси, которые не были завоеваны монголо-татарами, и поэтому будто сохранили христианскую чистоту.
Реформация и Контрреформация на тер-ии Беларуси в 16-17 ст. Кальвинизм. Арианство. Деятели реформации (Н.Р. Чорный, С. Будный, В. Тяпинский) Деятельность ордена иезуитов в Беларуси. П. Скарга.
Реформация нач. в 1517 г. с выступления М. Лютера против торговли индульгенциями (папскими грамотами, отпускавшими грехи). Для обозначения всей совокупности направлений Реформации (лютеранство, кальвинизм и др:) употребляется термин "протестантизм". На террит. Беларуси первые протестантские общины начали появляться в середине XVI ст. Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм ( Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал одних людей на спасение, а других — на погибель. Из семи таинств они признавали только крещение и причастие.; Н. Р. Чорный - Одним из первых среди влиятельных магнатов принял кальвинизм, оказал значительное влияние на распространение и пропаганду реформационных идей.) В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось самостоятельное направление Реформации — арианство, или движение антитринитариев. Их называли «литовскими братьями». Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. В арианстве выделяют два течения: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков, и радикальное, резко критиковавшее крепостничество, политику государственного насилия, феодальные войны. К умеренному течению антитринитаризма принадлежали С. Будный и В. Тяпинский. Известным представителем реформ. движения в ВКЛ, сторонником кальвинизма был Николай Радзивил Черный. Подавляющее число мещан и крестьян сохранили православную веру. Реформация в ВКЛ завершилась в конце XVI в. Шляхта и магнаты из протестантизма возвратились в католичество.
Со второй половины XVI в. католическая церковь начала борьбу за восстановление позиций католичества (контрреформация). Одним из главных орудий борьбы с Реформацией стал орден иезуитов, созданный в 1534 г. и утвержденный папой римским в 1540 г. Представители этого ордена были приглашены в ВКЛ в 1569 г. Главным идеологом Контрреформации был иезуит Петр Скарга. Активными ее сторонниками являлись Стефан Баторий и Сигизмунд III Лаза. Они способствовали укреплению католической церкви, поощряли деятельность католических монашеских орденов. В результате мероприятий Контрреформации упрочилось экономическое могущество и политическое влияние католической церкви, произошла клерикализация культуры. Мероприятия Контрреформации в Речи Посполитой были направлены не только против протестантизма, но и против православия. В рамках Контрреформации проведено объединение православной церкви Беларуси и Украины с католической, оформленное на Брестском церковном соборе в 1569 г. Контрреформация в Речи Посполитой фактически продолжалась до 30-х г. XVIII в.