В XVIII в. Республика Соединенных Провинций Нидерландов утратила гегемонию в мировой торговле, былое могущество и постепенно превратилась во второстепенное государство. Англо-голландские войны во второй половине XVIII в. серьезно подорвали экономику республики и положили начало ослаблению ее позиций в международных делах. Однако хотя она и была значительно ослаблена, но все же оставалась независимой республикой.
Политическое устройство Республики Соединенных Провинций было весьма прогрессивным для того времени: города и сельские общины пользовались правом самоуправления, провинции обладали широкой автономией. Высшим органом власти являлись Генеральные штаты с представителями от штатов отдельных провинций. Но наряду с этими органами власти в провинциях сохранялась должность наместника - статхаудера. По традиции на эту должность местные штаты избирали принцев из княжеского дома Оранских. Статхаудеры обладали значительной гражданской и военной властью.
Во второй половине XVIII в. возросло значение Нидерландов как кредитора Англии и Европы. В 1780 г. голландские капиталисты держали в своих руках приблизительно /7 облигаций английского национального долга. Таким образом, из соперника Англии в области торговли и промышленности Республика Соединенных Провинций Нидерландов превратилась в крупнейшего кредитора Англии, помогавшего своими капиталами росту английского экономического могущества.
Голландские торговцы, накопившие огромные капиталы в посреднической торговле, установили свой контроль над всеми отраслями экономики и узурпировали политическую власть. Во второй половине XVIII в. внутриполитическая жизнь в республике характеризовалась столкновением двух основных групп: торговая финансовая аристократия отстаивала республиканскую свободу, интересы провинций, протестовала против тирании единого правителя и централизации государственных учреждений; партия же принца, группировавшаяся под знаменем статхаудера, выступала сторонницей проанглийской политики. И если до 80-х годов XVIII в. при малейшем намеке на внешнюю опасность верх брала партия оранжистов, то начавшаяся в 1779 г. четвертая война с Англией выдвинула на авансцену голландской истории наиболее радикальные элементы буржуазии и дворянства, объединившиеся в так называемую партию патриотов. Наиболее сильные позиции движение патриотов имело в восточных провинциях, где получило поддержку мелких бюргеров и большей части населения.
Накануне Французской революции XVIII в. ситуация в Республике Соединенных Провинций была довольно сложной. Из-за частых войн в стране создавалась тяжелая экономическая ситуация. Это вызывало недовольство основной массы населения. Начавшееся народное движение поддержала партия «патриотов», которая в 1785 г. захватила власть в свои руки. Однако прусские войска, вторгшиеся в Республику Соединенных Провинций в 1787 г., восстановили власть «оранжистов», выступавших за традиционный союз с Пруссией и Англией. Статхаудер Биллем V и торгово-финансовая олигархия, подавившая с помощью прусских штыков движение «патриотов», усилили репрессии внутри страны, а во внешней политике взяли курс на сближение с державами антифранцузской коалиции. Вот почему Конвент 1 февраля 1793 г. объявил войну Соединенным Провинциям. Победы французских армий и их вторжение в страну зимой 1794/75 г. вынудили Виллема V бежать в Англию.
Пришедшие к власти «патриоты» провозгласили в мае 1795 г. Батавскую республику (по имени древнего племени батавов, восставшего против римского господства). Республика заключила с Францией мир и союз и оказалась вскоре в политической зависимости от нее. Так начался период французского господства в Голландии, продлившийся почти два десятилетия. Образование Батавской республики вызвало в стране острые разногласия по поводу дальнейшего политического устройства. После обсуждения различных проектов в 1798 г. была принята новая конституция.
В Батавской республике вводилось централизованное управление по образцу Директории с единой системой государственного законодательства, судопроизводства и финансов. Автономия провинций отменялась, права городского патрициата сильно ограничивались; остатки крепостной зависимости крестьян и привилегии дворян ликвидировались; протестантская церковь отделялась от государства. В июне 1806 г. Батавская республика была преобразована в Голландское королевство во главе с одним из братьев Наполеона - Луи, а спустя четыре года, в 1810 г. Голландия была присоединена в виде дочерней республики к Французской империи.
Страна была разделена на девять департаментов, подчиненных Парижу. Обострялась экономическая ситуация, всячески подавлялись национальные чувства. Прилив ненависти к завоевателям достиг апогея в связи с тем, что голландские полки были направлены для участия в военных действиях в Испании и России. Нигде, пожалуй, так не ждали конца Французской империи, как в Голландии. Именно поэтому поражение армии французского императора сначала в России, а затем в битве под Лейпцигом было встречено здесь с таким воодушевлением. Наполеону пришлось отозвать войска из Голландии, после этого французская администрация не продержалась и одного дня.
15 ноября 1813 г. восставший в Амстердаме народ сверг французское господство. Сторонники «оранжистов» быстро воспользовались создавшейся ситуацией. Спустя несколько дней было создано временное правительство, которое решило пригласить на голландский престол сына Виллема V Оранского, последнего статхаудера Республики Соединенных Провинций Нидерландов.
29 марта 1814 г. в Голландии была принята относительно либеральная конституция, по которой Генеральные штаты, избираемые провинциальными штатами, разделяли с государем законодательную власть. Но прерогативы государя были значительны: он один обладал исполнительной властью и решал вопросы войны и мира, жаловал дворянское достоинство и господствовал над Генеральными штатами. В связи с решением Венского конгресса о создании из Бельгии и Голландии объединенного Нидерландского королевства пришлось внести в конституцию определенные изменения. Воспользовавшись этим, Биллем VI 16 марта 1815 г. провозгласил себя королем Нидерландов под именем Виллема I. По Конституции 1815 г. король наделялся почти неограниченной властью. Министры не несли ответственности перед парламентом, бюджет утверждался на десять лет, депутатов верхней палаты назначал король. Только депутаты второй палаты избирались провинциальными штатами. Суровый закон о печати грозил прогрессивным журналистам тюремным заключением, а в армии были восстановлены шпицрутены и розги.
Акт о создании Нидерландского королевства был, по существу, сделкой, выгодной для великих держав; интересы же двух наций с различным социально-экономическим развитием, разделенных языковыми и религиозными барьерами, никем не принимались в расчет. Особенно большой контраст был в экономической области. Бельгийские провинции уже вступили на путь промышленной революции; в Голландии же мануфактура и ремесло пришли в упадок.
Пытаясь вернуть Голландии ее былое могущество, король Биллем I возложил на Бельгию половину голландского государственного долга в 1,7 млрд. гульденов и распространил на нее многочисленные налоги, взимавшиеся в Голландии. Были введены таможенные пошлины, выгодные голландским торговцам и ущемлявшие интересы бельгийских промышленников. Такая политика неизбежно вела к революции. В ходе буржуазной революции 1830 г. Бельгия отделилась от Нидерландов. Попытки голландцев подавить революцию силой вызвали активное противодействие великих держав. Голландия была вынуждена признать независимость Бельгии: были установлены границы между Голландией, Бельгией и Люксембургом.
Бывшие Соединенные Провинции сохранили статус королевства и до 1848 г. представляли собой конституционную монархию, в которой король стоял над парламентом. Борьбу против Конституции 1815 г., предоставлявшей неограниченные права королю, возглавила Либеральная партия. Активная деятельность либералов и поддержка их требований народом привели к отречению от престола 7 октября 1840 г. короля Виллема I в пользу его сына, Виллема II. Однако это не удовлетворило либералов. Их лидер, профессор государственного права Лейденского университета Йохан Рудольф Торбеке, подготовил проект новой конституции, ограничивавшей права королевского дома и расширявшей права парламента - Генеральных штатов. После продолжительной и напряженной борьбы в октябре 1848 г. проект был одобрен. Сам И.Р. Торбеке, способствовавший политическому переустройству страны, трижды возглавлял правительство.
По Конституции 1848 г. значительно расширялись рамки избирательного права и компетенция парламента. Отменялось назначение депутатов первой палаты королем, вводились ответственность министров перед парламентом и ежегодное утверждение бюджета. В последующие годы, несмотря на сопротивление различных консервативных сил, программа либералов постепенно осуществлялась. В 1857 г. была проведена реформа школы, в 1862-1863 гг. отменялось рабство в колониях, в 1870 г. упразднялась принудительная «система культур» и был открыт доступ частному капиталу в колониях.
Однако эти реформы почти не затрагивали интересы широких масс голландского народа, тщетно пытавшегося оказать воздействие на государственную политику и изменить собственное положение в структуре общественных отношений. В 1850 г. был создан в Амстердаме первый в стране, рабочий союз - Союз гранильщиков алмазов, позднее - союзы печатников, судостроителей и т. д. В 1869 г. в Амстердаме была создана секция I Интернационала.
Принятие новой конституции способствовало оживлению и в экономике. Быстро восстанавливалась пришедшая в упадок при французской оккупации промышленность. Структура ее была довольно специфичной: наибольшее развитие получили отрасли, связанные с переработкой получаемого из колоний сырья, а также отрасли, производившие товары, поставляемые в колонии,- нефтеперерабатывающая, табачно-сигарная, пищевая.
В последней трети XIX столетия зарождаются известные ныне монополии, наращивают мощности судостроительная и текстильная отрасли, быстро развиваются железнодорожное строительство, банковское дело. В целом же XIX век, вошедший в мировую историю как век индустриализации, мало затронул экономику страны. Громадные прибыли, выкачиваемые из колоний, позволяли голландской буржуазии жить безбедно, пользоваться плодами индустриализации, осуществленной в других странах. Колонии были тем «спасательным кругом», с помощью которого Голландия долгие годы и даже века держалась на плаву в бурном океане мирового хозяйства.
Глава 21. Люксембург.
Люксембург - миниатюрное государство на западе Европы, одно из древнейших на континенте. Его история восходит к 963 г., когда арденнский граф Зигфрид, вассал германского короля и императора, получил во владение массивную скалу Бокк и построил там рыцарский замок, получивший название по имени древнейшего укрепления - Люцилинбурхук, что в переводе означает «маленькая крепость». Позднее это название трансформировалось в Лютцельбург, затем - в Люксембург. Замок положил начало городу, а впоследствии и государству Люксембург.
Удобное географическое положение на перекрестке важных торговых путей, разнообразие природных условий и богатство естественными ресурсами делали Люксембург лакомым куском для соседних стран, борьба за обладание которым не прекращалась на протяжении столетий. Страну присоединяли то к одному, то к другому государству. Завоеватели - бургундцы, испанцы, французы, австрийцы, пруссаки - часто сменяли друг друга. Город Люксембург 22 раза находился в осаде.
В средние века Люксембург был заметным феодальным владением в Западной Европе. Его территория тогда примерно в 4 раза превышала современную. В начале XIV в. люксембургский граф Генрих III, избранный императором Священной Римской империи, стал основателем Люксембургской династии в Германии, а в 1354 г. Люксембург был провозглашен герцогством в составе германских земель. Однако в 1443 г. он был завоеван Филиппом Бургундским. С этого времени начался отсчет четырех столетий иноземного господства.
В середине XVI в. Люксембург отошел к Испании. Испанское владычество, продолжавшееся с небольшими перерывами до 1714 г., было самым тяжелым периодом в истории Люксембурга, установился режим жесткий и паразитический. Это было время разгула инквизиции, выкачивания из страны налогов и материальных ценностей, разорения крестьянства, вербовок солдат для непрекращавшихся войн Испании в Европе и огромных заморских владениях. Против этого режима поднялось население почти всех испанских Нидерландов, объединившихся в 1566 г. в Иконоборческом восстании. Лишь люксембуржцы остались в стороне. А губернатор герцогства граф фон Мансфельд участвовал вместе с «кровавым» герцогом Альбой в жестоком подавлении восстания. Ни Реформация, ни Крестьянская война в Германии XVI в., ни разгоревшаяся в середине XVII в. борьба Нидерландов против испанского владычества не нашли серьезного отзвука в Люксембурге. Этот край многие века служил оплотом реакционного дворянства и католической церкви. Не удивительно, что, когда в 1648 г. по Вестфальскому миру, положившему конец Тридцатилетней войне, северная часть испанских Нидерландов стала Голландской республикой, Люксембург остался вместе с их южной частью по-прежнему под гнетом испанской короны. И лишь по Утрехтскому и Раштаттскому договорам, закончившим войну за Испанское наследство, в 1714 г. он перешел к Австрии, под властью которой находился вплоть до Французской революции XVIII в.
В XVIII в. Люксембург являл собой жалкое зрелище. Многочисленные войны разорили страну и довели до обнищания ее жителей. Обрушившиеся в начале века невиданные стихийные бедствия, в результате которых погибли посевы, виноградники и фруктовые деревья, усугубили и без того бедственное положение населения. Последовавшие затем голод и эпидемия чумы вызвали массовую эмиграцию. Все, кто мог, уезжали в Америку и Канаду. Остававшиеся в стране жители пополняли толпы голодных и оборванных бродяг, колесивших по дорогам в поисках пищи. В силу исторического развития и природных катаклизмов Люксембург отстал в своем развитии на два столетия.
Однако несмотря на разорительные войны, стихийные бедствия и общую отсталость страны, хозяйство ее, хотя и медленно, но продолжало развиваться. На полях появились новые культуры, в том числе завезенный из Фландрии картофель. На базе богатых месторождений железной руды росла металлообработка, в основном для военных целей. В середине XVIII в. были построены кожевенный завод и фаянсовая фабрика. Но в целом Люксембург оставался страной сельскохозяйственной с отдельными очагами металлургии и производств по переработке местного сырья. Города росли медленно и были сравнительно невелики. Так, в конце XVIII в. город Люксембург насчитывал менее 9 тыс. жителей.
В 1792 г. Люксембург заняли войска революционной Франции, а 1 октября 1795 г. решением Конвента он был присоединен к Франции как новый департамент Форэ (Департамент лесов). Это привело к крушению господствовавших в стране феодальных порядков и установлению буржуазного строя. На Люксембург было распространено французское законодательство. Отменены крепостное право и феодальные повинности крестьян, привилегии дворянства и духовенства, ликвидированы монастыри, а их собственность была объявлена национальным достоянием. К власти пришла буржуазия.
После падения империи Наполеона по решению Венского конгресса в 1815 г. Люксембург был отделен от Франции и провозглашен самостоятельным Великим Герцогством. При этом он потерял часть отошедших к Пруссии земель по правому берегу Мозеля. В качестве «компенсации» за бывшие владения, присоединенные к Герцогству Гессен, король Нидерландов получил корону великого герцога Люксембурга, и, таким образом, Люксембург оказался в личной унии с Нидерландами. Своеобразие положения Люксембурга состояло в том, что он был связан также с Германским союзом, в который входил вплоть до распада союза в 1866 г. В силу этой связи город Люксембург - сильнейшая в Европе после Гибралтара крепость - был признан крепостью Германского союза и занят прусскими войсками. В городе был расквартирован прусский гарнизон, который в обычное время насчитывал около 4 тыс. солдат, а в периоды кризисов доходил до 7 тыс.
В результате революции 1830 г., охватившей вслед за Францией Бельгию и Люксембург, образовалось независимое бельгийское государство, к которому в 1831 г. добровольно присоединилась почти вся территория Люксембурга, за исключением самой крепости с ближайшими окрестностями. В результате девятилетней борьбы между Бельгией и Нидерландами вокруг люксембургского вопроса был достигнут компромисс. Трактат, подписанный в 1839 г. в Лондоне представителями пяти великих держав (Великобритания, Пруссия, Австрия, Франция, Россия), с одной стороны, и Бельгии и Нидерландов
- с другой, предусматривал раздел территории бывшего Великого Герцогства. Примерно 2/3 ее отошли к Бельгии, образовав провинцию Люксембург, а три района (Люксембург, Дикирх, Гревенмарх) были возвращены Нидерландам, составив в основном территорию современного государства Люксембург. Недовольство в Люксембурге утратой весьма значительной части территории побудило короля Нидерландов провозгласить в 1841 г. декларацию независимости этой маленькой страны в знак некоторой «компенсации» при сохранении, однако, личной унии.
Вопрос о полной независимости Великого Герцогства был решен лишь после распада в 1866 г. Германского союза. Возникшая между Францией и Пруссией борьба за присоединение Люксембурга едва не привела к войне. Конфликт был разрешен Лондонской конференцией великих держав в 1867 г., которая определила статус Люксембурга, провозгласив его постоянный невооруженный нейтралитет, гарантированный великими державами. Впервые в истории Люксембурга вопрос о его судьбе решался с участием самого люксембургского правительства, приглашенного в Лондон. Пруссия обязалась после ратификации договора вывести свой гарнизон из Люксембурга, а Люксембург - разрушить все крепостные сооружения и не возводить таковых в будущем. Люксембургу запрещалось также иметь на своей территории собственные крупные воинские формирования. Для поддержания внутреннего порядка и спокойствия в стране были оставлены лишь две роты жандармов и волонтеров общей численностью 300 человек.
Решение Лондонской конференции было подтверждено в Конституции Люксембурга (1868), объявившей Великое Герцогство «независимым, неделимым и неотчуждаемым, навечно нейтральным государством». Признав главой государства, как и прежде, великого герцога, Конституция в то же время ограничила его права, закрепив законодательные функции за палатой депутатов в количестве 54 человек, избираемых на шесть лет путем всеобщих прямых выборов. Правительство, назначаемое великим герцогом, должно было нести ответственность перед палатой депутатов.
Провозглашение Люксембурга нейтральным, свободным и независимым государством освободило его от бремени военных расходов, воинской повинности, что способствовало росту хозяйственной активности и подъему благосостояния населения. Принятие Конституции явилось стимулом для развития внутриполитической жизни. Провозглашенные ею свободы, в частности свобода союзов и печати, способствовали созданию политических партий, представлявших различные слои общества, росту национального самосознания.