Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политика «просвещенного абсолютизма».




 

Мария Те­ре­зия и ее сын Иосиф II, ее соп­ра­ви­тель и рим­с­кий им­пе­ра­тор с 1765 г., мог­ли це­ли­ком пос­вя­тить се­бя ре­фор­мам, смыс­лом и целью ко­то­рых яв­ля­лось соз­да­ние го­су­дар­с­т­ва «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма». Ре­фор­мы про­во­ди­лись в ос­нов­ном в ав­с­т­ро-чеш­с­ких нас­лед­с­т­вен­ных зем­лях. Они тре­бо­ва­ли мно­го де­нег, а каз­на бы­ла веч­но пус­та. Ре­ши­тель­ной пе­рес­т­рой­ке под­вер­г­лись преж­де все­го во­ен­ная и ад­ми­нис­т­ра­тив­но-фи­нан­со­вая сфе­ры. Вер­бов­ка ус­ту­пи­ла мес­то цен­т­ра­ли­зо­ван­но­му на­бо­ру рек­ру­тов на по­жиз­нен­ную служ­бу; бы­ла ос­но­ва­на вен­с­кая во­ен­ная ака­де­мия. Сос­лов­ные уч­реж­де­ния бы­ли за­ме­не­ны ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­с­т­вен­ной влас­ти, на­ло­го­вое де­ло так­же пе­ре­да­но в ру­ки го­су­дар­с­т­ва.

Мария Те­ре­зия вве­ла цен­т­ра­ли­зо­ван­ную сис­те­му уче­та и кон­т­ро­ля: она про­ве­ла пер­вую в ис­то­рии стра­ны пе­ре­пись на­се­ле­ния и зе­мель­ных вла­де­ний­; от­ме­ни­ла на­ло­го­вые при­ви­ле­гии дво­рян и ду­хо­вен­с­т­ва. Ря­дом ука­зов бы­ло нес­коль­ко об­лег­че­но по­ло­же­ние кре­пос­т­но­го крес­ть­ян­с­т­ва, умень­ше­на бар­щи­на до трех дней в не­де­лю вмес­то пя­ти - шес­ти; бы­ла ог­ра­ни­че­на су­деб­ная власть по­ме­щи­ка над кре­пос­т­ны­ми. В 1776 г. им­пе­рат­ри­ца зап­ре­ти­ла сред­не­ве­ко­вые пыт­ки и ог­ра­ни­чи­ла при­ме­не­ние смер­т­ной каз­ни в ка­чес­т­ве ме­ры на­ка­за­ния, упо­ря­до­чи­ла уго­лов­ное пра­во.

Огромное прог­рес­сив­ное зна­че­ние име­ла школь­ная ре­фор­ма, за­ло­жив­шая фун­да­мент на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния и строй­ной про­ду­ман­ной сис­те­мы школ раз­лич­ных сту­пе­ней­: от де­ре­вен­с­кой «три­ви­аль­ной­», где де­тей учи­ли чте­нию, пись­му и сче­ту, до го­род­с­ких и «нор­маль­ных» школ для под­го­тов­ки сель­с­ких учи­те­лей и уни­вер­си­те­тов, в ко­то­рых свет­с­кое об­ра­зо­ва­ние и ес­тес­т­вен­но-на­уч­ные дис­цип­ли­ны по­лу­чи­ли пред­поч­те­ние пе­ред те­оло­ги­чес­ки­ми. Еще бо­лее ра­ди­каль­ны­ми, но за­час­тую неп­ро­ду­ман­ны­ми и нас­пех под­го­тов­лен­ны­ми ста­ли ре­фор­мы при Иоси­фе II (1780-1790). Бы­ли ос­во­бож­де­ны крес­ть­яне ав­с­т­ро-чеш­с­ких про­вин­ций­, а так­же Га­ли­ции, зах­ва­чен­ной в 1772 г. по пер­во­му раз­де­лу Поль­ши, и Бу­ко­ви­ны, от­тор­г­ну­той у Ос­ман­с­кой им­пе­рии в 1775 г. Иосиф II от­ме­нил кре­пос­т­ное пра­во; ос­во­бо­див крес­ть­ян от лич­ной за­ви­си­мос­ти, но сох­ра­нив их по­вин­нос­ти.

Важное зна­че­ние для куль­тур­но­го и со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия зна­чи­тель­ной час­ти мно­го­на­ци­ональ­ной им­пе­рии име­ло про­воз­г­ла­ше­ние де­мок­ра­ти­чес­ко­го прин­ци­па ве­ро­тер­пи­мос­ти. «Па­тент о то­ле­ран­т­нос­ти» (ве­ро­тер­пи­мос­ти) от­ме­нил дис­к­ри­ми­на­цию гре­ко-вос­точ­ной (пра­вос­лав­ной­) и про­тес­тан­т­с­кой цер­к­вей­, поз­во­лил про­тес­тан­там сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ре­ли­гию, за­ни­мать об­щес­т­вен­ные и го­су­дар­с­т­вен­ные дол­ж­нос­ти, воз­во­дить шко­лы и хра­мы. Рим­с­ко-ка­то­ли­чес­кая цер­ковь ли­ши­лась мно­гих сво­их прав и при­ви­ле­гий­, в том чис­ле пра­ва про­воз­г­ла­шать пап­с­кие бул­лы без сан­к­ции го­су­да­ря. Иосиф рас­пус­тил ре­ли­ги­оз­ные ор­де­на и мо­нас­ты­ри, не за­ни­мав­ши­еся «по­лез­ной де­ятель­нос­тью» - ле­че­ни­ем боль­ных, обу­че­ни­ем де­тей и т. д. Да­же лич­ное вме­ша­тель­с­т­во «свя­тей­ше­го от­ца», при­быв­ше­го в Ве­ну сми­рен­но про­сить Иоси­фа от­ме­нить цер­ков­но-ре­ли­ги­оз­ные ре­фор­мы или смяг­чить их ан­ти­ва­ти­кан­с­кую нап­рав­лен­ность, не име­ло ус­пе­ха.

Одержимый иде­ей соз­да­ния об­раз­цо­вой мо­де­ли «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», Иосиф II шел нап­ро­лом, не счи­та­ясь с ин­те­ре­са­ми не толь­ко от­дель­ных лиц, но и сос­ло­вий и да­же це­лых на­ро­дов. Он ис­к­рен­не счи­тал, что дей­ст­ву­ет во имя и на бла­го на­ро­да. Но столь же ис­к­рен­не он по­ла­гал, что мо­жет при этом впол­не обой­тись без на­ро­да - по прин­ци­пу «все для на­ро­да, но без его учас­тия». Же­лая до­бить­ся мак­си­маль­но­го еди­но­об­ра­зия и стро­гой цен­т­ра­ли­за­ции в уп­рав­ле­нии лос­кут­ной им­пе­ри­ей­, Иосиф воз­вел не­мец­кий язык в ранг един­с­т­вен­но­го офи­ци­аль­но­го (язы­ка де­лоп­ро­из­вод­с­т­ва), низ­ве­дя тем са­мым все ос­таль­ные язы­ки на­ро­дов им­пе­рии в раз­ряд вто­рос­те­пен­ных. Это выз­ва­ло воз­му­ще­ние уг­не­тен­ных на­ро­дов и по­ро­ди­ло мощ­ное дви­же­ние за раз­ви­тие на­ци­ональ­ной ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры. У не­ко­то­рых сла­вян­с­ких на­ро­дов это дви­же­ние вош­ло в ис­то­рию как дви­же­ние за «на­ци­ональ­ное воз­рож­де­ние». Дес­по­ти­чес­кие ме­то­ды уп­рав­ле­ния вы­зы­ва­ли ос­т­рое не­до­воль­с­т­во в Бель­гии и Вен­г­рии, к кон­цу 80-х го­дов XVI­II в. они ока­за­лись на гра­ни от­к­ры­то­го воз­му­ще­ния.

Политика «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», про­во­ди­мая Иоси­фом Габ­с­бур­гом, не мог­ла ре­шить не­раз­ре­ши­мую за­да­чу - спас­ти фе­ода­лизм, прис­по­со­бив ста­рые, уже от­жив­шие свой век сос­лов­но-фе­одаль­ные эко­но­ми­чес­кие, со­ци­аль­ные и по­ли­ти­чес­кие струк­ту­ры к пот­реб­нос­тям но­вой бур­жу­аз­ной эпо­хи. Об этом сви­де­тель­с­т­во­ва­ло круп­ней­шее ан­ти­фе­одаль­ное вос­ста­ние кре­пос­т­ных крес­ть­ян в Тран­силь­ва­нии (1784), в ко­то­ром учас­т­во­ва­ли око­ло 20-30 тыс. ва­ла­хов и мадь­яр.

 

Контрреформация в Чехии.

 

Тяжелые ис­пы­та­ния вы­па­ли на до­лю двух сла­вян­с­ких на­ро­дов им­пе­рии - че­хов и сло­ва­ков. В хо­де Трид­ца­ти­лет­ней вой­ны (1618-1648) че­хи окон­ча­тель­но (1620) ли­ши­лись сво­ей са­мос­то­ятель­нос­ти, на­дол­го по­те­ряв пер­с­пек­ти­ву на воз­рож­де­ние не­за­ви­си­мос­ти. При­со­еди­нив чеш­с­кие зем­ли к сво­им нас­лед­с­т­вен­ным вла­де­ни­ям, Габ­с­бур­ги не пош­ли на лик­ви­да­цию Чеш­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва, так как но­си­те­ли чеш­с­кой ко­ро­ны яв­ля­лись кур­фюр­с­та­ми Гер­ман­с­кой им­пе­рии, а Габ­с­бур­ги как ав­с­т­рий­ские эр­ц­гер­цо­ги не име­ли пра­ва го­ло­са при вы­бо­рах ко­ро­лей и им­пе­ра­то­ров Свя­щен­ной Рим­с­кой им­пе­рии гер­ман­с­кой на­ции. Они мог­ли учас­т­во­вать в этих вы­бо­рах лишь в ка­чес­т­ве ко­ро­лей Че­хии. Сос­ре­до­то­чив уп­рав­ле­ние чеш­с­ки­ми зем­ля­ми в на­ча­ле XVII в. в вен­с­ких прид­вор­ных кан­це­ля­ри­ях, Габ­с­бур­ги од­нов­ре­мен­но сох­ра­ни­ли сос­лов­ные лан­д­та­ги (сей­мы) Че­хии и Мо­ра­вии, прав­да, с силь­но уре­зан­ны­ми пра­ва­ми. Каж­дое их ре­ше­ние под­ле­жа­ло одоб­ре­нию вен­с­кой кан­це­ля­рии. Сей­мам бы­ло ве­ли­ко­душ­но пре­дос­тав­ле­но пра­во одоб­рять за­ко­ноп­ро­ек­ты о раз­ме­ре и фор­мах вып­ла­ты на­ло­гов, вно­си­мые пра­ви­тель­с­т­вом в Ве­не, и ре­шать не­ко­то­рые воп­ро­сы мес­т­но­го зна­че­ния.

Феодалы Че­хии, Мо­ра­вии, Си­ле­зии сох­ра­ни­ли свои сос­лов­ные при­ви­ле­гии. В ре­зуль­та­те ре­ли­ги­оз­ных войн и про­дол­жав­ших­ся прес­ле­до­ва­ний про­тес­тан­тов силь­но из­ме­нил­ся эт­ни­чес­кий сос­тав дво­рян­с­т­ва Чеш­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва: пре­об­ла­да­ющим в нем стал не­мец­кий эле­мент. Пос­лед­с­т­вия ев­ро­пей­ских ре­ли­ги­оз­ных войн ока­за­лись для чеш­с­ких зе­мель не ме­нее гу­би­тель­ны­ми и опус­то­ши­тель­ны­ми, чем ре­зуль­та­ты ос­ман­с­ко­го на­шес­т­вия для зе­мель вен­гер­с­ких. Поч­ти на чет­верть сок­ра­ти­лось на­се­ле­ние ко­ро­лев­с­т­ва Св. Вац­ла­ва, нас­чи­ты­вав­ше­го в на­ча­ле XVII в. 3,3 млн. жи­те­лей. Бо­лее од­ной ты­ся­чи де­ре­вень, 102 го­ро­да и 278 зам­ков бы­ло ра­зо­ре­но. Ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­чес­кие го­не­ния, про­во­див­ши­еся в рам­ках кон­т­р­ре­фор­ма­ции, про­дол­жа­лись с не­ос­ла­бе­ва­ющей си­лой в пер­вые де­ся­ти­ле­тия и да­же в се­ре­ди­не XVI­II в., ког­да Ав­с­т­рия всту­пи­ла в эпо­ху «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма».

Осуществляя кон­т­р­ре­фор­ма­цию, Габ­с­бур­ги от­п­рав­ля­ли на веч­ное по­се­ле­ние в от­да­лен­ные угол­ки им­пе­рии че­хов и нем­цев про­тес­тан­т­с­кой ве­ры, ог­ню и ра­зо­ре­нию пре­да­ва­лись биб­ли­оте­ки, не­мец­кие и чеш­с­кие кни­ги ан­ти­ка­то­ли­чес­ко­го, ан­ти­фе­одаль­но­го, ан­ти­габ­с­бур­г­с­ко­го со­дер­жа­ния. Не слу­чай­но XVII век в чеш­с­ком на­ци­ональ­ном соз­на­нии вос­п­ри­ни­ма­ет­ся как «эпо­ха тьмы». Нав­сег­да вы­нуж­ден был рас­п­ро­щать­ся с ро­ди­ной вы­да­ющий­ся мыс­ли­тель, пе­да­гог и фи­ло­соф Ян Амос Ко­мен­с­кий (1592-1670). С осе­ни 1650 г. в те­че­ние пя­ти лет он ра­бо­тал в кол­ле­ги­уме (выс­шей шко­ле) в вен­гер­с­ком го­ро­де Ша­рош­па­так, вне­ся важ­ный вклад в под­го­тов­ку кад­ров и раз­ви­тие прос­ве­ще­ния в Вен­г­рии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.