Образование единого германского национального государства составляло главную задачу революции 1848-1849 гг. в Германии. Привлекательность национальной идеи в значительной степени определяла большинство общественных движений. Но в первые послереволюционные годы эти движения еще не развились, а правители крупнейших германских государств, Австрии и Пруссии, вели между собой борьбу за господство в раздробленной Германии.
В 1849 г. Пруссии удалось добиться некоторого успеха. В мае была подписана так называемая «прусская уния», или «уния трех королей» - Пруссии, Ганновера и Саксонии; 28 других мелких и средних германских государств присоединились к ней. В марте 1850 г. в Эрфурте собрался учредительный парламент этого нового союза, которому предстояло обсудить проект конституции.
Но к этому времени Австрийская монархия Габсбургов справилась с революционным движением в Венгрии и в итальянских областях и при поддержке России, вовсе не желавшей получить нового опасного соседа в лице союза германских государств во главе с Пруссией, выступила против унии. В октябре 1850 г. русский царь Николай I, беседуя в Варшаве с представителями Пруссии и Австрии, решительно высказался в поддержку последней. Пруссия отказалась от своих гегемонистских намерений. В конце ноября Пруссия подписала с Австрией Ольмюцкое соглашение о восстановлении Германского союза и его главного органа - бундестага, в котором главенствовала Австрия. Так бесславно кончилась первая попытка Пруссии объединить Германию под своей властью.
В Пруссии наступила реакция. В декабре 1850 г. министром-президентом был назначен Мантойфель, с именем которого было связано установление в 1849 г. реакционной трехклассной избирательной системы. Конституция, введенная в 1850 г., сохраняла королю большую власть. Палаты прусского парламента - ландтага созывались по указу короля. Король имел право запрещать или откладывать заседания палат. Нижнюю палату - палату депутатов - он мог распустить в любой момент. Верхняя палата - палата господ - состояла из представителей юнкеров, высшего духовенства и финансовой аристократии. Некоторые юнкеры получали свои места в этой палате по наследству.
В Австрии в октябре 1851 г. император отменил конституцию, вернувшись к открытому абсолютистскому правлению. Реакция охватила и другие германские государства. Проводником реакции стал Германский союз. Созданный с этой целью специальный комитет должен был следить за тем, чтобы все изменения, внесенные в годы революции в конституции отдельных государств, были пересмотрены в духе «монархического принципа». С помощью законов повсюду были усилены правительственная власть, полиция; ограничена свобода передвижения; ущемлялась свобода союзов и собраний; установлен строгий контроль за школой. Многие участники рабочего и демократического движения эмигрировали. Те, кто остался, подвергались гонениям и находились под надзором полиции. Осенью 1852 г. в Кельне состоялся процесс над членами «Союза коммунистов», основанный на подложных документах и показавший стремление прусских властей любыми способами подавить демократические и патриотические силы. В стране на 10 лет установился тяжелый политический климат насилия и конформизма. Однако окончательное возвращение к дореволюционным порядкам оказалось невозможным.
Германия начала свой путь к полному слому феодальной системы, к буржуазным преобразованиям, опираясь на Французскую революцию конца XVIII в. и английскую промышленную революцию. Это предопределило ее особый путь в капиталистическом развитии - путь реформ, постепенно превративших ее в крупнейшее капиталистическое государство.
В 50-60-х годах Германия переживала период сильнейшего экономического подъема. Несмотря на экономические кризисы 1857-1859 и 1866-1867 гг., промышленная революция достигла здесь кульминации и благополучно завершилась. Среди ведущих промышленных государств мира Германия заняла третье место после Англии и США. Главной предпосылкой быстрой индустриализации Германии было устранение феодальных порядков в сельском хозяйстве. 2 марта 1850 г. в Пруссии был принят указ «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами», завершивший многолетний процесс освобождения прусских крестьян от феодальной зависимости на основе выкупа. Были сняты все сохранявшиеся до этого времени ограничения, а для начала выкупной операции достаточно было ходатайства крестьянина. Чтобы осуществить выкуп, были созданы рентные банки, в которые крестьяне вносили выкупные суммы в рассрочку - от 41 до 56 лет.
В других германских государствах - Вюртемберге, Бадене, Гессене, Саксонии - в начале 50-х годов тоже были проведены аграрные реформы, устранившие феодальную систему. В Австрии, Баварии и княжестве Мекленбург-Шверин, где освобождение крестьян началось только в 1848 г., оно было также быстро завершено. Примерно к началу 60-х годов повсюду в Германии в сельском хозяйстве установились капиталистические отношения.
Одной из предпосылок быстрого промышленного развития было преодоление таможенной раздробленности на основе деятельности Германского таможенного союза, образованного еще в 1834 г. В 1854 г. Таможенный союз охватывал практически все земли Германии, за исключением Австрии. Требуя единых таможенных правил и решений, он обеспечивал своим членам невысокие вывозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот.
Основу роста промышленного производства составляли успехи в машиностроении, развивавшемся теперь быстрее, чем легкая промышленность. Внедрение новых машин и новых производственных технологий усовершенствовало все отрасли, прежде всего текстильную и горнозаводскую промышленность. Быстро росла железнодорожная сеть. Множилось число акционерных обществ: с 1851 по 1870 г. их было создано втрое больше, чем за предыдущие 20 лет, и они стали лучшей формой концентрации капитала, открывали возможность наиболее эффективно использовать его в промышленности. Изменялись функции банков, увеличивалось их участие в развитии экономики.
Промышленное производство росло и развивалось быстрее, чем сельскохозяйственное. Капиталы больше всего вкладывались в горное дело, металлургию и машиностроение. В большинстве отраслей, благодаря применению машин, мануфактуры уступили место фабрикам, причем, крупные предприятия вытесняли мелкие. Создавалась характерная для Германии структура региональных промышленных центров. Рейнская область, Вестфалия, Берлин, Саксония и некоторые районы Силезии стали крупными промышленными центрами. В сельском хозяйстве также происходили серьезные перемены. К 60-м годам в деревне установились капиталистические отношения. Развитие промышленности, рост городов увеличивали потребность в продукции сельского хозяйства, и аграрное производство быстро увеличивалось. Создавались крупные юнкерские хозяйства. Успешно развивалась аграрная наука, применялась новая сельскохозяйственная техника, в частности усовершенствованный плуг и новые машины.
В период быстрого развития и завершения промышленной революции существенно изменились состав, структура и положение классов германского общества. Среди владельцев крупных предприятий, особенно шахт и металлургических заводов, выделились семейства, обладавшие огромными состояниями,- Стиннесы, Штуммы, Крупны и др. Возник новый тип буржуа, особенно в химической, оптической, электротехнической промышленности,- ученый-предприниматель, придававший особое значение внедрению новейших научных достижений в производство и добивавшийся на этом пути выдающихся успехов. С развитием банков все большее влияние приобретали финансисты.
Известно, что общественное сознание изменяется медленнее, чем экономика. Предпринимательская и банковская буржуазия в Германии все еще ощущала себя принадлежащей скорее к средним слоям. Традиционное представление об аристократическом превосходстве крупных землевладельцев-юнкеров и их господствующей роли в обществе все еще сохранялось. Однако новый мир индустриального общества ширился, росли новые экономические силы, буржуазия приобретала все больший вес, уравнивавший ее с прежними ведущими силами - дворянством, военными и чиновничеством.
Существенно изменился класс юнкеров, крупных землевладельцев. Юнкеры, превращавшиеся в аграрных предпринимателей, богатели, но их сословные привилегии отмирали, хотя в государственных структурах они все еще сохраняли свои преимущества.
Происходил быстрый рост рабочего класса. Он пополнялся, с одной стороны, за счет переселявшихся в города разорившихся или обедневших крестьян, с другой - за счет ремесленников, не выдержавших конкуренции с промышленными предприятиями. Они становились чаще всего квалифицированными рабочими. Условия труда и жизни рабочих в конце 40-х и 50-е годы были весьма тяжелыми, питание скудным: ржаной хлеб, мучной суп и картофель - такова была основная пища рабочих семей, живших в тесноте и антисанитарных условиях. В текстильном производстве большинство работавших составляли женщины; широко использовался детский труд.
Но в 60-е годы многое изменилось. Серьезно была улучшена организация труда, что позволило сократить рабочий день. Владельцы предприятий стали применять новые, более сложные, усовершенствованные машины, и это требовало повышения производственной квалификации рабочих. Положение их улучшилось: так, между 1860 и 1870 гг. по сравнению с предыдущим десятилетием в 4 раза выросла заработная плата. Большую роль в этом сыграли постоянные требования рабочих и возникновение самостоятельного, организованного рабочего движения.
Среди германских крестьян в эти годы происходил процесс расслоения. Хотя кое-где, особенно в Восточной Пруссии и Мекленбурге, все еще сохранялись феодальные пережитки, повсюду произошло личное освобождение крестьян, феодальная рента и феодальная собственность на землю были отменены. Сформировался капиталистический земельный рынок и рынок труда. Изменилась социальная структура деревни. Безземельные батраки, работавшие в больших хозяйствах за скудную плату, мелкие, средние крестьяне, гроссбауэры - крестьяне, владевшие развитыми хозяйствами, и, наконец, крупные землевладельцы, юнкеры, все более превращавшиеся в буржуазных аграрных предпринимателей,- таков был состав жителей сельской местности.
В целом для большинства германских крестьян вступление в капиталистические отношения на путях реформ оказалось благотворным. Общий подъем сельского хозяйства в 50-60-х годах смягчил даже для мелких крестьян переход к новым условиям труда и жизни.
С ростом капиталистического преобразования хозяйства, возникновением единого внутреннего рынка в 50-60-е годы внутри Таможенного союза, в котором главенствовала Пруссия, сложилась общая экономическая жизнь. В эти годы усилилось национальное самосознание, понимание того, что национальное объединение необходимо.
Помехи для развития экономики, связанные с существованием мелких государств и отсутствием единого гражданства, представлялись невыносимыми быстро набиравшей силу буржуазии; к тому же деятельность на мировом рынке затруднялась отсутствием сильного государства. Создание национального государства, способного защитить страну от чужеземных посягательств, становилось насущной потребностью немецкого народа. Вопрос состоял в том, каким образом будет осуществлена эта национальная задача и в каких формах произойдет объединение Германии.
В октябре 1858 г. наследник прусского престола Вильгельм (с 1861 г.- прусский король Вильгельм I) из-за душевной болезни короля, его брата, был провозглашен принцем-регентом Пруссии. Он уволил в отставку реакционное правительство Мантойфеля, составил консервативно-либеральный кабинет и провозгласил отказ от прежнего реакционного курса, заявив, что новое правительство должно идти навстречу требованиям времени.
На выборах в прусский парламент - ландтаг - в ноябре 1858 г. ощутимой победы добились либералы, это укрепило их намерение бороться в парламенте за ограничение власти юнкеров и создание основанного на принципах либерализма правового государства. Главную задачу либералов всех направлений составляла борьба за объединение Германии. Юнкеры были тесно связаны с прусской династией Гогенцоллернов, от них они ожидали защиты и сохранения своих наследственных привилегий и не могли противостоять Прусской монархии, стремившейся к господству в объединенной Германии.
Рабочие в Германии также были заинтересованы в национальном объединении. Только единое государство могло дать им полную свободу передвижения, что расширяло возможности в поисках выгодной работы и улучшения условий жизни. Что же касается крестьянства, то большинство его было политически индифферентным, а часть занимала реакционные позиции.
Из всего этого вытекали две возможности, два различных пути объединения Германии. Первый - революция снизу, объединение путем революционного народного движения против княжеских династий и их союзников внутри и вне Германии, что было маловероятным. Такой путь пропагандировали К. Маркс и Ф. Энгельс. Другой путь, с помощью которого и была достигнута цель, это революция сверху, установление господства одной из двух сильных германских монархий - Пруссии или Австрии - в результате борьбы против мелких княжеских династий и партикуляризма, установление в Германии буржуазной монархии. Это был путь династических войн, дипломатических сделок и компромиссов.
В 1859 г. разразился международный политический кризис. Началась война между Австрией, с одной стороны, Францией и Пьемонтом - с другой, за освобождение Северной Италии от власти Габсбургов. Создалась угроза захвата Францией германских земель по левому берегу Рейна, которые Наполеон III считал «естественной границей» Франции. Независимость Германии и перспектива ее объединения таким образом ставились под вопрос.
В германских государствах возникло широкое национальное движение, участники которого требовали вмешательства Пруссии в конфликт, но прусское правительство действовало нерешительно, сохраняя колеблющийся нейтралитет, который оно называло «вооруженным посредничеством». Между тем война протекала быстро и неудачно для Австрии (см. гл. X) и завершилась ее поражением. Она потеряла земли в Северной Италии.
Но массовое политическое движение в германских землях не затихало. По всей стране возникали патриотические массовые организации, некоторые из них находились под влиянием демократических сил. В 1859 г. были созданы рабочие просветительские ферейны (так традиционно называли в Германии объединения самого различного толка). В ноябре 1859 г. либералы организовали празднества по случаю столетия Фридриха Шиллера, ставшие манифестацией единой немецкой культуры. Подъем массового патриотического движения в конце 50-х годов вызвал к жизни первые в Германии крупные буржуазно-либеральные организации - общегерманский Национальный союз (1859) и Партию прогрессистов (1861). Члены этих организаций были сторонниками малогерманского объединения (без Австрии, во главе с Пруссией).