С первых дней существования Июльской монархии во Франции разгорелась острая политическая борьба. Королю пришлось вести борьбу и с легитимистами, и республиканцами. В глазах легитимистов Луи Филипп был узурпатором, похитившим корону у герцога Бордосского, имевшего право на престол благодаря двойному отречению - Карла X и его сына герцога Ангулемского. Сторонниками этой не слишком многочисленной партии были прежде всего представители парижской аристократии, а в провинции - сельское дворянство. Духовенство открыто поддерживало эту партию. Сильнее всего легитимисты были в Вандее, где масса крестьян сохраняла верность легитимной монархии.
Гораздо опаснее для Луи Филиппа были республиканцы, которые объединились в две легальные группы. Первая - буржуазные (или умеренные) республиканцы - образовалась вокруг газеты «Насьональ», редакцию которой возглавлял А. Марраст. Они выступали за установление во Франции республики и расширение избирательного права. Выражая стремление преимущественно торговцев и промышленников, они требовали также более активной внешней политики, охраны внутреннего рынка, доступности кредита, развития железнодорожного строительства. Значительная часть республиканцев отрицала необходимость социальных реформ.
Вторая, более радикально настроенная часть республиканцев, возглавлял которую адвокат А. Ледрю-Роллен, группировалась вокруг газеты «Реформа». Они выступали с требованием всеобщего избирательного права и с программой социально-экономических преобразований, что привлекало к ним немало сторонников. Газета «Реформа» пользовалась большой популярностью среди рабочих.
В 30-е годы XIX в. во Франции начали возникать республиканские тайные организации: «Общество друзей народа», «Общество прав человека и гражданина», «Общество времен года», «Мютюэлистов» в Лионе и др. Самым радикальным из них было общество «Права человека и гражданина». После восстания, поднятого в Париже в 1834 г., общество было запрещено, многие его члены осуждены и брошены в тюрьму.
Правительство Луи Филиппа относилось к восстаниям 1832 и 1834 гг. с серьезными опасениями, так как борьба республиканцев находила горячий отклик в народных массах, ненавидевших режим Июльской монархии. В эти же годы республиканцы организовали несколько покушений на Луи Филиппа, после чего правительство стало ограничивать свободу печати и перешло к массовым репрессиям. Республиканское движение было загнано в подполье.
Революция 1848 г. Вторая республика во Франции
Первая половина XIX в.
В первой половине XIX в. во многих странах континентальной Европы начался переход от мануфактурного производства к машинному фабричному. В то время почти во всех странах Европы еще господствовали феодально-абсолютистские порядки, социальное угнетение переплеталось с национальным. В 1848-1849 гг. Париж, Вена, Берлин, Рим и многие другие европейские столицы стали центрами революционных выступлений. Пожалуй, никогда ранее Европа не знала такого всеобщего обострения борьбы, подобного размаха народных выступлений и бурного подъема национально-освободительных движений. Хотя в различных частях континента накал борьбы был неодинаков, по-разному складывались пути и судьбы восставших народов, несомненным было одно: революционные события приняли общеевропейский масштаб.
Порабощенные народы выступали за свое освобождение, буржуазия и угнетенные социальные слои крупных держав, прежде всего народные низы (рабочие, крестьяне, мелкие торговцы, ремесленники и др.),- против феодально-абсолютистского гнета. Начало революций 1848-1849 гг. ускорили сельскохозяйственные бедствия 1845-1847 гг. (картофельная болезнь и неурожай зерна и других полевых культур) и разразившийся в 1847 г. сразу в нескольких странах экономический кризис.
Постепенно внутренняя и внешняя политика Июльской монархии привела к тому, что в оппозиции к этому режиму оказались широкие слои населения - рабочие, крестьяне, значительная часть буржуазии. С середины 40-х годов быстро нарастала кризисная ситуация. Особенно росло возмущение против господства финансовой аристократии. Оппозиция, группировавшаяся вокруг газет «Насьональ» и «Реформ», столкнувшись с отказом правительства идти на уступки народу, вынуждена была обратиться к массам. Летом 1847 г. во Франции началась широкая кампания публичных политических банкетов. Банкетная кампания способствовала развитию борьбы за избирательную реформу в различных частях Франции. В виде тостов на банкетах произносились речи с требованием политических и социальных реформ.
В конце декабря 1847 г. открылась законодательная сессия французского парламента. На этой сессии, проходившей в чрезвычайно бурной обстановке, внутренняя и внешняя политика правительства подверглась острой критике со стороны либеральной оппозиции. Однако требования оппозиции были отклонены, а очередной банкет сторонников избирательной реформы, назначенный на 22 февраля, запрещен. Вечером 21 февраля оппозиционные депутаты и журналисты призвали народ подчиниться властям. 19 февраля на совещании в редакции газеты «Реформ» Ледрю-Роллен при поддержке Луи Блана высказался против того, чтобы использовать банкетный конфликт для организации выступления масс, утверждая, что народ не подготовлен к борьбе и не имеет оружия. «Реформ» призвала парижан к спокойствию, от участия в революционной борьбе предостерегали и социалисты.
Однако 22 февраля тысячи парижан, прежде всего студенты и рабочие из предместий, вышли на площади. Начались ожесточенные стычки с полицией, появились первые баррикады и число их быстро росло. Батальоны Национальной гвардии уклонялись от борьбы с восставшими, а в ряде случаев гвардейцы переходили на сторону последних.
К концу дня 23 февраля король Луи Филипп, напуганный событиями, решился наконец пожертвовать премьером Ф. Гизо. Главой нового правительства был назначен граф Моле, пользовавшийся репутацией либерального орлеаниста. В кругах либералов это известие было встречено с восторгом, деятели либеральной оппозиции и офицеры Национальной гвардии готовы были прекратить борьбу.
Однако рабочие продолжали свои выступления против монархии. Вечером того же дня в центре Парижа, на бульваре Капуцинов колонна безоружных демонстрантов, направлявшаяся к зданию Министерства иностранных дел - резиденции Гизо, была расстреляна охранявшим здание воинским подразделением. Весть об этом злодеянии мгновенно разнеслась по городу и подняла на ноги все трудовое население Парижа. Тысячи рабочих, лавочников, ремесленников и студентов за одну ночь построили около 1500 баррикад. 24 февраля все важные стратегические пункты столицы оказались в руках восставших. Луи Филипп был вынужден отречься от престола в пользу своего малолетнего внука графа Парижского, мать которого, герцогиня Орлеанская, королевским указом назначалась регентшей. После этого король и его семья поспешили покинуть столицу и бежали в Англию. Тюильрийский дворец был захвачен восставшими, королевский трон был перенесен на площадь Бастилии и торжественно сожжен.
Последний бой Июльской монархии и ее приверженцам восставший народ дал в Бурбонском дворце, где заседала палата депутатов. Монархическое большинство этой палаты намеревалось одобрить регентство герцогини Орлеанской, чтобы спасти монархию с помощью перемены лиц. Лишь небольшая группа республиканских депутатов выступила с предложением создать Временное правительство. Однако эти планы были сорваны восставшими. Они ворвались в зал заседаний палаты депутатов с возгласами «Долой палату! Ни регентства, ни короля! Да здравствует республика!» Большинство депутатов разбежалось, оставшиеся избрали Временное правительство. Революция победила.