Недовольство народных масс и части либерального дворянства деятельностью стоявших у власти умеренных монархистов-конституционалистов находило свое отражение в клубах, которые формировались по политическим интересам и играли роль еще не возникших во Франции политических партий. Это были клубы фельянов, якобинцев, кордельеров и др. В 1791-1792 гг. наиболее демократичным был клуб кордельеров, к которому тяготели так называемые братские общества, т. е. объединения ремесленников, «пассивных» граждан; в него входили Марат, Дантон, Де-мулен и др. Клуб кордельеров собирался в монастыре кордельеров - монахов, носивших власяницы и подпоясывавшихся веревкой (от фр. corde).
Большое влияние имел клуб якобинцев, собиравшийся в монастыре Св. Якоба; членство в нем оплачивалось дорого, особенно вначале. Он объединял сторонников разной ориентации. Клуб имел филиалы в провинциях. В 1791 г. их было более 400, в дальнейшем - более 1000. Его членами были Мирабо и Робеспьер. В результате раскола в 1791 г. клуба якобинцев образовался (кроме якобинского) конституционно-монархический политический клуб фельянов, прозванный так по наименованию духовного ордена, в монастыре которого члены клуба заседали. Лидерами клуба были М. Лафайет, А. Барнав, А. Ламет.
Революция вызвала к жизни множество газет. Большой авторитет завоевала газета «Друг народа», издаваемая Маратом. Ее читали больше всего в предместьях, рабочих кварталах и обществах. Велика была популярность газеты журналиста Эбера «Папаша Дюшен», в которой он обличал аристократов и богачей, используя французский фольклор, а иногда и просторечный жаргон.
Начало революционных войн
Революция во Франции вызывала беспокойство и ненависть монархов и дворянства европейских держав. Более всего опасались Французской революции Австрия и Пруссия. В феврале 1792 г. в Саксонии в замке Пильниц правительства Австрии и Пруссии заключили военный союз против революционной Франции. Король и его сторонники стремились к войне, ибо видели в ней единственное спасение от революции. Часть фельянов, а также Робеспьер, Марат и многие члены якобинского клуба были против войны и опасались ее. Жирондисты, в основном торговые и промышленные круги из департамента Жиронды и других департаментов, были за войну и рассчитывали на быструю победу.
Верх взяли сторонники войны, и 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии. Это была война революционной Франции против монархической Европы. Начало войны было неудачным для Франции: старая армия дезорганизована, многие офицеры эмигрировали; волонтеры были не обучены, плохо вооружены, не доверяли офицерам.
Законодательное собрание
Еще 1 октября 1791 г. после принятия Конституции открылось Законодательное собрание. Его состав отличался от Учредительного. Правую часть Законодательного собрания составляли фельяны - партия крупных финансистов и негоциантов, судовладельцев-работорговцев и плантаторов, крупных земельных собственников, промышленников и примыкавшего к ней либерального дворянства. Эта партия была заинтересована в сохранении монархии и Конституции 1791 г.
Левая часть собрания состояла из депутатов, связанных с якобинским клубом. Вскоре они раскололись на две группы. Одна из них получила название жирондистов (многие наиболее видные депутаты этой партии были избраны в департаменте Жиронда) - их представляли торговцы, промышленники и новые землевладельцы, главным образом южных, юго-западных и юго-восточных департаментов, заинтересованных в переустройстве общества. На первых порах они также поддерживали Конституцию 1791 г., но в дальнейшем перешли на республиканские позиции.
Крайне левая группа депутатов в Законодательном собрании была представлена монтаньярами. Они получили это название потому, что в Законодательном собрании занимали места на самых верхних скамьях в зале заседаний, на «горе» (la montagne). В условиях массового революционного подъема 48 парижских секций начали активно участвовать в общественной жизни. Секции устанавливали связи друг с другом и предпринимали коллективные действия. Они-то в основном и подготовили революцию 10 августа 1792 г. В начале августа, действуя совместно с федератами, секции энергично готовили свержение монархии. Стенды домов в Париже запестрели призывами к восстанию. Наиболее решительно настроенные секции приняли постановление об отмене монархии (32 секции из 48).