Упрочив свои позиции, Учредительное собрание, в котором большинство принадлежало промышленникам и либеральному дворянству, получило возможность продолжать свою работу и проводить дальнейшие реформы. Видную роль в нем играли маркиз Лафайет, участник Американской революции, и граф Мирабо, оратор-трибун, человек незаурядного ума, необузданных страстей и громадного честолюбия. Однако в Собрании уже были и новые силы, пока не выдвинувшиеся в первые ряды; среди них - молодой адвокат из Арраса Максимилиан Робеспьер (1758-1794) и некоторые его сторонники.
Следуя принципу гражданского равенства, в 1790-1791 гг. Собрание отменило сословные привилегии, ликвидировало институт наследственного дворянства, дворянские гербы и титулы. Утверждая свободу предпринимательства, оно уничтожило государственную регламентацию и цеховую систему. Отмена внутренних- таможен, торгового договора 1786 г. с Англией способствовала складыванию национального рынка.
Обеспечивая буржуазии свободу конкуренции и найма, Собрание отказало рабочим в праве на создание собственных организаций и борьбу за свои интересы. Когда в 1790-1791 гг. участились стачки рабочих и стали возникать рабочие союзы, Учредительное собрание приняло так называемый военный закон о суровой расправе с вожаками и подстрекателями, т. е. о смертной казне без суда. 14 июля 1791 г. был принят закон Ле Шапелье (по имени предложившего его депутата) о запрещении организаций и стачек. Этот закон был отменен лишь в 1864 г.
Новый подъем крестьянских восстаний побудил Собрание вернуться к аграрному вопросу. Декретом 2 ноября 1789 г. Учредительное собрание конфисковало многие церковные владения. Объявленные национальным имуществом, они были пущены в продажу. Поскольку земля продавалась за высокую цену, ее покупали в основном буржуазия и зажиточные крестьяне. Бедные крестьяне покупать эти земли не могли.
Конституция 1791 г.
В сентябре 1791 г. Учредительное собрание завершило выработку Конституции. Все граждане были разделены на «активных» и «пассивных», т. е. на имевших право избирать и не имевших этого права. «Активными» гражданами были мужчины с 25 лет, которые являлись собственниками и платили прямой налог не меньше 1,5-3 ливров (размер трехдневной платы среднего заработка). Из 9 млн. мужчин этим правом обладали 4,3 млн. Выборы были двухстепенными: сначала избирались выборщики (их было около 50 тыс.), затем депутаты. Выборщики вносили не трехдневный, а десятидневный налог, а кандидаты в депутаты Собрания должны были вносить налог в одну марку серебра (т. е. 52 ливра) и обладать еще земельной собственностью. Конституция не распространялась на колонии, рабство в них не отменялось.
Конституция установила во Франции конституционную монархию. Законодательная власть принадлежала однопалатному Законодательному собранию, исполнительная - наследственному монарху и назначенным им министрам. Король мог на время отклонить одобренные Собранием законы, поскольку имел право «задерживающего вето». Франция разделялась на 83 департамента, в которых власть осуществлялась выборными советами и директориями, в городах и деревнях выборными муниципалитетами.
Таким образом, Учредительное собрание утвердило и юридически оформило социальное и политическое господство имущих. В лагере революции началось социально-политическое размежевание. Третье сословие уже не было единым. Народные массы и более радикальные слои буржуазии выступали за продолжение революции. Верхи буржуазии и либеральное дворянство, получив то, чего они добивались, стремились затормозить ее.
Вареннский кризис
Это размежевание ясно обнаружилось во время Вареннского кризиса, вызванного попыткой бегства короля. Людовик XVI с семьей решил бежать из Парижа в Варенн, где собрались многие эмигранты из Франции и близко, в Бельгии, стояла австрийская армия, на которую и рассчитывала королевская семья. В ночь на 21 июня 1791 г. под видом кучера, везшего баронессу Корф, Людовик XVI и Мария Антуанетта, переодетая горничной, выехали из Парижа, якобы сопровождая русскую баронессу, а на самом деле французскую герцогиню де Турнель в Бельгию. Но на первой же почтовой станции сын начальника станции опознал короля, и толпа народа заставила отправить беглецов под конвоем обратно в Париж. Именно это событие вызвало формирование добровольных отрядов (волонтеров) в защиту революции. По возвращении в Париж к королю была приставлена стража. На улицах Парижа разбивали бюсты короля и называли его изменником.