Вторая неделя — т.е. следующее воскресенье после Пасхи (с воскресенья начинается неделя, не с понедельника, а с воскресенья) — это Антипасхи или неделя о Фоме.
Праздник | Попразднство |
À Пасха | до Среды перед Вознесением |
 Антипасхи (о Фоме) | до субботы |
à Жен-мироносиц, Иосифа и Никодима | до субботы |
Ä о расслабленном | до вторника |
*преполовение Пятидесятницы | до вторника следующей недели |
Å о самаряныне | воскресенье, а затем с четверга до субботы |
S о слепом | до Среды S, до Пятницы Ç |
* Четверг — Вознесение Господне | до Пятницы недели |
Ç Святых отцов I Вселенского собора | |
È Пятидесятница | |
À по Пятидесятнице — Всех Святых | до Субботы È недели |
Кроме этих воскресений еще два дня Преполовение Пятидесятницы — середина Пятидесятницы — в среду между?? неделями и праздник Вознесение Господне в Четверг — 40 день после Пасхи. Как и в случае со структурой памятей Великопостного цикла происхождение этих праздников несколько различно. Древнейшими являются памяти 1 и 8 воскресений, т.е. Пасха и Пятидесятница, о них мы уже сейчас говорили. Праздник Антипасхи отмечается уже в памятниках IV в., воскресенье, следующее за Пасхальным Воскресеньем. Антипасха, скорее всего, надо перевести как вторая Пасха, в данном случае, приставка «анти» означает необязательное противопоставление, а часто заместительное имеет значение, т.е. Пасха, замещающая первую Пасху – вторая Пасха. Обычай праздновать вторую Пасху, правда не через неделю, а через месяц, встречается в Ветхом Завете, где сказано, что если еврей не может принести, совершить жертву в Храме в пасхальный день, например, он находится в отъезде, то он делает это через месяц, второй раз Пасха для тех, кто не успел, как параллель к этой Антипасхе. У нас этот праздник имеет такое содержание, мы отпраздновав Пасху в воскресенье, затем празднуем всю неделю. Праздник Пасхи, как мы видели на прошлой лекции, празднуется не один день, а семь дней, в отличие от всех прочих праздников, пасхальная служба с некоторыми вариациями, но в целом одна и та же пасхальная служба повторяется 7 дней подряд, но вот на 8-ой день мы снова попадаем в воскресный день, и как бы значение этого события – Воскресения Христова – оно должно вновь как-то усилиться в нашем сознании, мы уже 7 дней подряд пели пасхальную службу, и вот для этого Церковь назначает на праздник Антипасхи службу, во всем подобную службе Господних двунадесятых праздников. Служба Антипасхи имеет ту особенность, что она празднуется по Уставу Господских двунадесятых праздников, хотя формально этот праздник среди Господских двунадесятых не отмечается, не числится среди двунадесятых, то по Уставу это совершенно нормальный Господский двунадесятый праздник, а именно: все воскресные песнопения в этот день отменяются, ничего воскресного не поется в этот день, поются только тексты Антипасхи, при этом пасхальные тексты тоже все практически отменяются, кроме тропаря – «Христос воскресе из мертвых» и «Воскресение Христово видевше» — на утрени пасхального ничего не поется в службе, еще есть катавасия Пасхи в каноне. Сама служба имеет Всенощное бдение с пением полиелейных псалмов, что нехарактерно для воскресной службы, а характерно как раз для праздничной; отменяются, как я сказал, почти все воскресные песнопения за исключением разве что – «Свят Господь Бог наш» в конце канона и «Воскресение Христово видевше» в начале канона. На трапезе полагается велие утешение, отмечает специально Типикон, т.е. трапеза более праздничная, чем в обычный воскресный день; наконец, вечером в день Антипасхи поется по уставу Великая вечерня со входом и с пением великого прокимна. Вот эти две особенности: отмена воскресного последования и пения вечером в день праздника уже вечерни со входом и с великим прокимном – эти 2 особенности бывают только у Господских двунадесятых праздников, что позволяет нам утверждать, что тип службы на Антипасху как у Господского двунадесятого праздника, т.е. иными словами, мы празднуем Воскресение Христово во весь год по уставу воскресной службы, в день Пасхи мы празднуем его по особому пасхальном уставу, а вдень Антипасхи мы празднуем его, как будто это был Господский двунадесятый праздник, всеми возможными способами мы празднуем Воскресение Христово. Кроме главной темы – Темы Воскресения в службе Антипасхи присутствует также тематика наступления весны – многократно отмечается весна, затем сама эта неделя называется Новой неделей еще – начало Нового Времени – времени после Воскресения – Новая Неделя. Противопоставляется ветхое время – время греха, Новому Времени – свободы и искупления, которое наступило для человечества после Воскресения Христова, поэтому называется Новой неделей. Ну, и наконец, празднуется явление Господа ученикам, на 8 день по Воскресении, когда Он Фому уверил в истинности Своего Воскресения, почему эта неделя называется так же неделей о Фоме. Господь показывет Фоме Свои язвы, уверяет того в действительности Воскресения. Фома оказывается из апостолов как требующий научного обоснования Воскресения, и он его получает, убеждается самостоятельно в Воскресении, и тем он убеждает всех остальных. Из Отцов написал на это воскресение проповедь Григорий Богослов, она должна читаться за богослужением по 3-ей песни канона «Слово Григория Богослова на Неделю Новую, на весну и на ап. Фому», она называется. Тоже сближает этот день Антипасхи с величайшими праздниками, с такими, как Рождество Христово или Пасха, когда тоже по 3-ей песне канона должны читаться соответствующие слова Григория Богослова на Рождество Спасителя и на Святую Пасху. Советую вам самостоятельно с этими словами ознакомиться. Они и с поэтической и с богословской точки зрения бесподобны. Слова Григория Богослова на Антипасху сейчас можно почитать раз идет пока попразднство Антипасхи.
Следующее воскресение – жен-мироносиц, а также воскресения???, имеет ту особенность, что на службе соединяются тексты воскресные и пасхальные, пасхальная служба, которую мы не пели на Антипасху, как я уже отметил – на Антипасху поется вся служба Антипасхи, а вот в воскресение вновь возникают в богослужении пасхальные тексты, соединяя, таким образом, воскресные тексты октоиха обычные, тексты, посвященные женам-мироносицам, Иосифу с Никодимом и пасхальные песнопения, мы вновь возвращаемся к празднованию Пасхи, тем самым, а память именно этих святых выбрана в связи с тем, что они, как и Апостолы были первыми свидетелями Воскресения, но Апостолов Церковь прославляет весь год, во всех воскресных службах всегда бывают в честь Апостолов песнопение, даже после Евангелия поется «Молитвами Святых Апостолов, Милостиве, очисти, т.е. Апостолы, как свидетели Воскресения всегда в воскресной службе особенным образом упоминаются, потому что именно они нам рассказали об этом чуде. А в это воскресение к апостолам прибавляются воспоминания о женах-мироносицах, Иосифе и Никодиме, тоже бывших свидетелями Воскресения, но обычно они как бы в тени апостолов находятся в обычное время года, поэтому специально здесь отдельно прославляются в это воскресение.
Такой же примерно тип службы, т.е. соединены песнопения Октоиха тех святых, того события, которые в названии недели упомянуто и Пасхального, — вот такой тип службы характерен для следующих трех воскресений: Ä, Å и S. А названия у них выбраны такие в связи с тем, что в эти воскресения соответствуют отрывки Евангелия от Иоанна. Уже говорилось на прошлой лекции, что во все время Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна, наиболее из 4-х Евангелий мистическое и духовное, вот в это наиболее мистическое время года, когда мы теснее всего, проведя дни в святом посте, очистив свою душу покаянием, в этом время года – в Пятидесятницу – мы теснее всего чувствуем свою связь с Богом, поэтому Евангелие от Иоанна считается наиболее таинственным. Эти воскресения – названия их соответствуют тем местам Евангелия от Иоанна, которые читаются в эти воскресения: исцеление расслабленного, беседа Господа с самарянкой и исцеление слепого.
На 40-й день по Пасхе празднуется Вознесение, согласно Евангелию, этот праздник праздновался также уже в IV веке, но по степени своей торжественности он немного уступает празднику Пасхи и Пятидесятницы – в нем и песнопения в основном не самогласные, а подобные, т.е. менее важные по статусу, также этот праздник Вознесения может соединяться с памятью святых, а именно: в Типиконе есть Маркова глава, если случится Иоанн Богослов в четверток Вознесения, казалось бы в двунадесятый праздник, каким является Вознесение, память святого должна была бы отменяться, но оказывается – нет, если святой – крупный – такой, как Иоанн Богослов или святитель Тихон Московский или еще какой-нибудь почитаемый святой попадает на этот день, то службы Вознесения и святого соединяются. Это говорит о том, что этот праздник имеет более низкий статус, чем праздники Пасхи и Пятидесятницы или даже Антипасхи, когда память святых отменяется.
В 3 воскресенье – память Отцов Вселенского собора, который как раз примерно в это время и происходил, в связи с этим и установлен. Ну, и наконец, праздник Пятидесятницы замыкает…? Праздник Всех Святых – он установлен сравнительно поздно, установлен он первоначально на Западе, затем начинает праздноваться и на Востоке. На западе празднование установилось осенью, теперь до сих пор он так и празднуется – осенью (праздник Всех Святых).
Навечерие Всех Святых – день накануне Всех Святых – на Западе имеет название хэллоуин. И в Америке в ХХ в. стали праздновать хэллоуин, такой сумасшедший праздник, что само по себе кощунственно, но хэллоуин – это навечерие перед праздником Всех Святых, даже если быть католиком благочестивым, то хэллоуин готовит к празднику, который на другой день будет. Это все равно, что в Страстную пятницу глумиться – то же самое примерно. А у нас есть праздник Всех Святых – воскресенье после Пятидесятницы – вспоминаются все святые. Тем самым указывается на то, что в Пятидесятнице Церковь получает дар Святаго Духа, и вот он в жизни каждого из членов Церкви каким-то образом действует, какие-то члены Церкви достигают святости, святость эта проявляется самым различным образом, все святые прославляются после Пятидесятницы. Этот полученный дар приносит какие-то плоды в виде святых, и они прославляются. В этом смысл того, что праздник Всех Святых следует за праздником Пятидесятницы. Не было бы Пятидесятницы, не было бы всех святых. Это общая структура, если на ее взглянуть в целом.
Однако, ситуация осложняется тем, что каждый из праздников имеет отдание, каждая из памятей этого цикла, кроме разве Всех Святых: имеет попразднство и отдание, т.е. в отличие от Великопостного цикла, где у нас есть какие-то отдельные дни с особой памятью, а есть просто будние дни, в которые специальная память имеется, а есть будние дни поста, когда ничего нет, т.е. постовая служба. Здесь – каждый день попразднство какого-нибудь одного, а то и нескольких праздников, иными словами – период Пятидесятницы – это период сплошных праздников и попразднств. Система достаточно сложная. Отметим, когда будет отдание каждого из праздников. См. таблицу в начале лекции.
Пасха празднуется, как уже указано, 7 дней, а затем она продолжается в виде попразднства. Пасхальные тексты – большинство их из службы исчезает, но какая-то часть присутствует, хотя бы тропарь Пасхи – он поется каждый день вплоть до отдания. Отдание Пасхи бывает перед Вознесением – в четверг Вознесение, значит в среду будет отдание Пасхи. При этом пасхальные тексты присутствуют в службе вот этих четырех воскресений: Â, Ã, Ä и Å, и в службе самого отдания – Антипасха отдается в субботу перед женами-мироносицами – отдание будет в субботу.
Отдание жен-мироносиц тоже будет в субботу перед неделей о расслабленном.
Отдание недели о расслабленном будет во вторник перед Преполовением, и со среды Преполовения начинается попразднство преполовения – оно пересекает воскресенье и заканчивается во вторник следующей недели.
А попразднство недели о самаряныне начинается с четверга, т.о. в неделю о самаряныне мы поем тексты, посвященные самаряныне, в понедельник, вторник, среду поем тексты попразднства и отдание Преполовения, а с четверга начинаем петь попразднство недели о самаряныне.
Ну, и наконец, отдание недели о слепом совмещается с отданием пасхи – бывает в среду перед Вознесением, а вознесение отдается в пятницу Пятидесятницей празднуется Вселенская Троицкая суббота заупокойная.
На следующем занятии мы будем говорить о заупокойных службах.
В году всего 2 Вселенских субботы: в самом начале триодного цикла перед великим Постом – Мясопустная, и в самом конце – перед Троицей – Троицкая суббота. Остальные субботы – не Вселенские, а малые родительские, Пятидесятница празднуется до субботы È недели, эти 2 воскресенья попразднств не имеют: Вселенские соборы – воскресенье вселенских соборов приходится на попразднство Вознесения, неделя Пятидесятницы, неделя Всех Святых, на этом заканчивается цикл.
Мы сейчас выяснили содержание этих памятей, кроме одной – кроме праздника Преполовение Пятидесятницы. В праздник Преполовения Пятидесятницы совершается Великая вечерня со входом и славословная утреня. Этот праздник находится как бы посредине между Воскресением Христовым и праздником дарования Святаго Духа, т.е. Пятидесятницей. Церковь Божия как бы странствует от Воскресения Христова к Пятидесятнице, т.е. этот праздник соответствует празднику Кущей – временем странствования в пустыне между Исходом и дарованием закона, т.е. этот праздник Преполовения соответствует Ветхозаветному празднику Кущей – об этом подробно и убедительно написано в Синаксаре, которые я оставляют вам для самостоятельного изучения. На этот праздник не обращают внимания, но он имеет важное духовное значение. Это духовное значение праздника раскрыто в текстах, в песнопениях на этот праздник, в тех паремиях, которые читаются в этот день, в Евангелии на литургии, которые читаются, а также в Синаксаре Цветной Триоди на этот праздник, где подробно объясняется смысл этой памяти. Замечательный причастен в этот праздник: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем, рече Господь».
Каждый день до отдания Пасхи все 40 дней на литургии бывает задостойник Пасхи «Ангел вопияше» и только на Преполовении и на отдании Преполовения, только 2 раза на литургии поется задостойник Преполовения.
Этот праздник даже некоторые пасхальные песнопения вытесняет. Если вам интересно, самостоятельно ознакомьтесь со службой по Триоди и с синаксарем.
На другой день по Пятидесятнице – в понедельник – бывает празднование Святаго Духа – Духов день. В этот день бывает также вечерня со входом, как и на Преполовении, и славословная утреня, но особенности вечерни – вечером в Пятидесятницу – но обычно бывает утром после литургии сразу особенности вечерни в том, что на этой вечерне читаются коленопреклоненные молитвы. С чем связано чтение коленопреклонных молитв в день Пятидесятницы? Первоначально во времена Иоанна Златоуста, еще и в какое-то время и после Иоанна Златоуста ектении читались только на коленях. Ектений было не так много в службе, как сейчас, сейчас их очень много, а раньше их было несколько в службе – всего 2-3 во всей литургии, поэтому это было вполне нормально, одна из частей литургии была – коленопреклонное моление, можно даже точно указать – какая именно часть – это те самые ектении – ектении верных – ектении перед Великим входом. Первоначально в этом месту литургии находилась мирная ектения, не в самом начале, как сейчас, а именно здесь – перед Великим Входом, после того как уйдут оглашенные, и эта мирная ектения читалась на коленях, сейчас от нее остались в виде остатков две ектении верных. Но в воскресные дни и в период от Пасхи до Пятидесятницы коленопреклонное моление было запрещено и сейчас кстати запрещено до сих пор. Согласно канону православной церкви на колени от Пасхи до Пятидесятницы, а также в воскресные дни вставать запрещается, все земные поклоны, в том числе и перед чашей, от Пасхи до Пятидесятницы запрещаются каноном. И как раз в день Пятидесятницы вечером на вечерне впервые можно вставать снова на колени; в связи с этим на этой вечерне читаются специальные коленопреклонные ектении, потому что как раз ектения была коленопрелонная, а затем для красоты к ним были добавлены молитвы – к этим ектениям, так что сейчас уже делают акцент на молитвах, которые читает епископ или священник, а ектении ради которых собственно придуманы молитвы, на второй план отошли, хотя там все равно есть слова специальные: «паки и паки преклоньше колена Господу помолимся», и после молитвы говорит дьякон: «Заступи, спаси, помилуй, восстави и сохрани нас, Боже, своею благодатию». Вот в связи с чем читаются коленопреклонные молитвы. Впервые за этот период разрешается вставать на колени и совершается славословная утреня, на которой повторяется вновь служба Пятидесятницы – второй раз. Еще раз повторяется служба Пятидесятницы. Аналогично службам Собора Божьей Матери по Рождестве на второй день и Собора Иоанна Предтечи на второй день по Богоявлению. Полная параллель: на Рождество на другой день празднуется сбор Божьей Матери, поскольку благодаря Божьей Матери произошло Рождество Христово, на второй день по Богоявлении празднуется собор Иоанна Предтечи, потому что Иоанн Предтеча крестил Христа, и здесь тоже на другой день по Пятидесятнице празднуется праздник в честь Духа Святаго, который, собственно, и сошел в день Пятидесятницы на апостолов.
Второе название праздника Пятидесятницы – Троица. День Святой Троицы. Здесь нужно отметить, что на самом деле вовсе неоднозначно эти события связаны: события Пятидесятницы и празднование специального празднования в честь Пресвятой Троицы. Скажем, в западной традиции – это 2 разных праздника: на западе – праздник Троицы и праздник Пятидесятницы – это два разные праздника, но в восточной традиции они слились в один праздник, и действительно, до пришествия Святаго Духа апостолы не знали Третьей ипостаси Пресвятой Троицы как личности – не знали, что есть Бог Отец, Иисус Христос воплотившийся, но о Духе Святом они могли только догадываться: ипостасное бытие Духа было для них еще тайной неоткрытой. Вот в Пятидесятницу они это откровение получают об ипостасном бытии Святаго Духа, т.о. празднуется полное откровение Троицы, которое начинается еще прикровенно в Ветхом Завете, затем в Крещении Господа явилась Троица, но вот, наконец, в Пятидесятнице Апостолы получают полное откровение об ипостасном бытии трех Божественных Лиц – Отца, Сына и Святаго Духа, который вселяется в их сердца, вот почему празднуется Троица. Не нужно путать эти два праздника, соответственно, есть 2 иконы – Сошествие Святаго Духа и икона Троицы, логичнее полагать на аналой в день Пятидесятницы – икону Пятидесятницы, а в день Святаго Духа – икону Троицы, так более логично.
Теперь что касается структуры и содержания празднований. Пост, согласно древним авторам в этом время отменялся всяческий, согласно нашему нынешнему Типикону монастырскому – во время Пятидесятницы во все пятницы и среды разрешается вкушение рыбы. В обычное время года Типикон не дозволяет вкушение рыбы по средам и пятницам, только если праздник случится, т.е. Типикон указывает на то, что пост некоторым образом послабляется во время Пятидесятницы, как уже на практике решается – не буду говорить, но в принципе такое указание Типикон содержит – во время Пятидесятницы пост имеет некоторые послабления.
Артос и антидор вкушать нужно обязательно натощак, есть в Типиконе указания, причем антидор нужно вкушать обязательно в храме. Много раз и разные современные авторитеты указывают, что антидор нужно вкушать в храме, но его почему-то дома хранят, такая уж практика повсеместная, но тем не менее факт есть факт. Многочисленные авторитеты, как древние, так и современные говорят, что антидор вкушается в храме. О просфорах вообще ничего не говорят в Богослужебных книгах, кроме как о Богородичной просфоре. Богородичная просфора или панагия носится на трапезу и там после трапезы вкушается, а уж дальше вы сами решайте.
Ответ на вопрос: на ектениях содержатся заупокойные прошения всегда и на пасху и на всех ектениях на проскомидии поминаются усопшие, просто не совершается заупокойная служба в честь праздника, но это во все службы – на Рождество Христово тоже не положены заупокойные моления, только если кто-то умрет, тогда совершается чин отпевания – специальный пасхальный чин. Разница в уставе никак не отмечается, это обычная совершенно служба по уставу. Но в русской традиции принято в этот день петь заупокойную службу, и тут каждый – кто во что горазд, но про Радоницу никаких упоминаний нет в уставе.
Как может быть в праздник или в его попразднство заупокойное последование? Могут быть только какие-нибудь частные отпевания, лития какая-нибудь за усопших, а заупокойных вечерни и утрени не может быть в этот день. Поэтому, мне кажется, логично сделать на Радоницу обычную службу, но к ней прилагать чинопоследование Триоди, с одной стороны – пасхальное, с другой стороны – заупокойное. Но в Типиконе нет про Радоницу ни слова.
Ответ на вопрос: В день отдания Пасхи и отдания недели о слепом очень сложный устав – соединение трех служб – предпразднства Вознесения – потому что это еще и предпразнство Вознесения, отдание Пасхи и неделя о слепом – такой интересный и необычный устав. Греки в этот день просто поют пасхальную службу без всего. Сейчас такая практика появилась: в день отдания Пасхи петь просто пасхальную службу, а с какой стати, а как же быть с отданием слепого, с предпразднством Вознесения.
Давайте продолжим. Мы говорим о структуре этих всех дней, теперь поговорим об уставе. Как и в обычное время года совершается перед Пятидесятницей служба с Бог Господь, служба с Аллилуйа невозможна, только в Троицкую субботу заупокойная служба с Аллилуйа, а так служба с Бог Господь: обычных типов — будничная, славословная, шестеричная, полиелейная, бденная. Единственно своеобразный тип службы – это служба на Иоанна Богослова, где бденная служба Иоанна Богослова соединена с будничной службой Арсения Великого. Единственный в Типиконе образец соединения бденной службы святому со службой малого святого. Но все это усложняется тем, что как мы видим, период Цветной Триоди – это период многочисленных попразднств.
Рассмотрим службу типичную в один из будних дней недели по Антипасхе – службу попразднств одного из этих праздников. На Светлой седмице службы мы уже рассмотрели на прошлой лекции. Рассмотрим службу попразднства праздника. Посмотрим гимнографический формуляр Цветной Триоди, т.е. набор текстов Цветной Триоди на какой-то конкретный будний день. Гимнографический формуляр буднего дня по Цветной Триоди.
На вечерни мы найдем на Господи воззвах — стихиры праздника, т.е. праздником Типикон называет не Пасху, а одно из тех воскресений, которое случилось только что. Сейчас, например, если мы откроем Типикон сегодня: стихира Праздника, имеется в виду стихира не Пасхи, а Антипасхи, понятно, да? Т.е. праздник – это всегда то попразднство, которое идет, не как не попразднство Пасхи. О Пасхе Типикон всегда пишет: тропарь Пасхи, никогда не пишется просто праздника, а праздник означает или Преполовение или О слепом, одно из тех событий, которые сейчас идут.
· На Господи воззвах 3 стихиры праздника
· Слава и ныне – праздника.
· 3 стихиры на стиховне из октоиха: воскресная покаянная мученичен. В Цветной Триоди выписаны стихиры из Октоиха, Октоих открывать не нужно стихиры выписаны из Октоиха наряду. Это – на вечерне. Больше ничего в Триоди нет. Слава и ныне. Тропарь праздника. Текст у нас по 3-ей службе соответственно воскресенья или Преполовения. Вот с этим тропарем может в некоторых случаях петься Богородичен. Раз мы говорим о тропаре, можно отметить, у праздника Антипасхи и Преполовения один тропарь; скажем, если тропарь святого, Слава и ныне – праздника.
У праздника жен-мироносиц 3 тропаря, поэтому у святого тропаря нет – поются все 3, если у святого есть тропарь, поется тропарь праздника, Слава святого, И ныне: еще один тропарь праздника, а 3-ий не спетый тропарь будет чередоваться с первым.
А у недель о расслабленном, слепом и самаряныне тропаря специального нет, а вместо этого используется воскресный тропарь соответствующего гласа и Богородичен соответствующего гласа.
До отдания Пасхи будет на всех утренях петься «Воскресение Христово» — перед каноном — Перед 50 псалмом будет петься «Воскресение Христово». До отдания пасхи все службы начинаются с троекратного «Христос воскресе из мертвых». С отдания Пасхи службы начинаются те, которые имеют «Царю Небесный» в обычное время года просто со «Святый Боже». Царю Небесный до Пятидесятницы отменяется.
Канон подразумевается тоже праздника на утрени, поэтому он не выписывается каждый раз заново, канон праздника – см. выше. А вот на стиховне – праздника, т.е. по сравнению с вечерней – наоборот. Тропарь поется как и на вечерне. Еще раз: на вечерне на Господи воззвах из Октоиха, а на утрене наоборот: на Хвалитех – Октоих, а на стиховне – праздника. Если святой без знака, то мы соединяем все то, что есть в Триоди с тем, что есть в Минее. Вот допустим, у нас есть святой полиелейный, у которого много своих стихир: у него есть и на Господи воззвах, и на стиховне, и на Хвалитех, а если полиелей, то стихир ан стиховне быть не может, потому что после этого поется Великое Славословие и конец. То есть, что-то можно менять. Что же тогда меняется. Общее правило такое: устав предпраздничные стихиры считает важными, а стихиры из Октоиха – не важными, т.е. Октоихные стихиры отменяются в первую очередь. Если у святого есть свои собственные стихиры, то стихиры Октоиха отменяются – поются просто стихиры святого. Если святой имеет Великое славословие, то те, которые на стиховне переносятся на Хвалитех. Нужно запомнить, что на вечерне идут сначала стихиры праздника, потом Октоиха, на утрене – наоборот: сначала Октоих, потом – праздника, и при этом если нужно что-то отменить – если стихир слишком много и надо их отменить, то отменяются Октоиха, а на их место встают стихиры праздника. Это – в общих чертах.
Почему сама книга называется Триодью. Вроде бы канон поется каждый день один и тот же: праздничный канон из воскресной службы, или из службы Преполовения – из службы того праздника, чье попразднство сейчас идет. Вроде бы где здесь Триодь? Нормальный полный канон каждый день, причем один и тот же. Оказывается, что в Цветной Триоди трипеснцы помещены в Приложении, не в самом тексте книги, а в Приложении. Там на каждый будний день есть свой трипеснец, так же как в Постной Триоди, в Цветной Триоди есть трипеснцы, а по субботам – четверопеснцы на каждый день, но они поются не на утрене, как в Постной Триоди, а на повечерии. На повечерии – Трипеснец Триоди. Если вспомнить, что повечерие – это молитва на сон грядущим, то нужно по вечерам читать трипеснец соответствующий.
И последнее, что отметим – что все-таки присутствуют в тексте Пасхальные тексты до отдания Пасхи, т.е. все службы начинаются «Христос воскресе из мертвых», на утрене всегда бывает «Воскресение Христов», по воскресениям – 3 раза, по будним дням – 1 раз, отпуст всегда начинается словами: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш», т.е. сюда прибавляется воскресная прибавка; на литургии – тоже вначале «Христос воскресе из мертвых» трижды, далее устав литургии, как и всегда в попразднство, т.е. прокимен попразднства. Задостойник пасхи, вместо «Видехом Свет истинный» — стихира Пятидесятницы – поется тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых» до Пятидесятницы, а когда Пасха заканчивается, с Вознесения поется тропарь Вознесения – «Вознеслся еси во славе» «Видехом Свет истинный» не поется поскольку это стихира Пятидесятницы. До отдания Пасхи поется тропарь «Христос воскресе из мертвых», а до отдания Вознесения – тропарь Вознесения. В Троицкую субботу, которая уже после Вознесения, но еще до Пятидесятницы, поется обычный тропарь Троицкой субботы вместо «Видехом Свет истинный» в этом месте литургии. Далее – все как обычно, но до отдания Пасхи вместо «Слава и ныне», Господи помилуй, Благослови, в самом конце уже перед отпустом хор поет трижды «Христос воскресе из мертвых» на литургии только, а все остальные службы заканчиваются обычно. Священник поздравляет всех, говоря: «Христос воскресе!», и оканчивается все это пением тропаря Пасхи, … и нам дарова живот вечный».
20.05.02 (Л-22)