В Служебнике первая глава «Чин Божественной Литургии Преждеосвященных» посвящена описанию приготовления Агнцев. Каждое воскресенье ВП, начиная с Прощенного воскресенья, на Литургии освящаются не один, а несколько Агнцев. Один – для причащения во время этой воскресной службы, остальные – для Преждеосвященной Литургии на всю седмицу. Соответственно числу Преждеосвященных Литургий освящается соответствующее число дополнительных Агнцев. В том, чтобы освящать несколько Агнцев, ничего удивительного нет. В Византии в древности всегда освящали несколько Агнцев, когда была в этом потребность, считалось вполне возможным совершать Литургию не на одном, а на нескольких Агнцах, на нескольких Дискосах и Чашах. Это считалось нормальным. Их число определялось лишь числом причастников.
Сейчас так делают – освящают на нескольких Агнцах – когда бывает Преждеосвященная Литургия. Эти Агнцы изымаются из просфор со всеми теми же словами, что и всегда, каждый в отдельности, полагаются на Дискосе. Далее воскресная Литургия совершается обычным порядком. Во время возгласа «Святая святым» священник возвышает все Агнцы, которые есть на Дискосе, сразу. После этого в Чашу вливают немного теплоты и напояют Священной Кровью заготовленные Агнцы для ЛПД. Служебник строго предписывает делать это следующим образом: «Взем св. Лжицу десную рукою (священник) омочает ею во Святей Крови. Левую же рукою емлет каждый Хлеб и наносит св. Лжицу со Св. Кровью омоченную и прикасается ею к Св. Хлебу крестообразно». Т.Е. если делать по Служебнику, священник лишь омакивает Лжицу в Крови и затем рисует крест на Агнце. Таким образом, Агнец приготовляется и откладывается в сторону. Здесь нужно отметить, что некоторые священники делают иначе. Они в Агнец вливают с помощью Лжицы какое-то количество Крови, а некоторые даже погружают Агнец в Чашу. Во-первых, это противоречит Служебнику, во-вторых, это ведет к искушениям, потому что мокрый Агнец часто плесневеет. И зачем это нужно делать, спрашивается? Здесь есть некоторое русское обрядоверие, что возле каждой молекулы Хлеба нужно, чтобы была молекула вина. На самом деле, это достаточно символическое действие и Служебник предписывает просто рисовать крест, больше ничего. Все Агнцы отлагаются и хранятся. Где полагается хранить Агнцы? Служебник об этом прямо не говорит. Но из Чина Литургии Преждеосвященных Даров следует, что Они должны, скорее всего, находиться на Жертвеннике. Действительно, в некоторых храмах Они хранятся на Жертвеннике, но все-таки в большинстве храмов Они хранятся на Престоле ради чести Тела Христова.
Сама Литургия. Изъявления пока пропускаем в Служебнике и смотрим
Порядок самой Литургии
После окончания обычного цикла суточных служб, которые относятся еще к предыдущему дню (Утреня, часы, Изобразительные) с возгласа
- «Благословенно Царство» начинается служба. Начинается обычная Вечерня, т.е.
- 103 псалом, священник читает светильничные молитвы, но не все 7, а только 4 (другие 3 будут прочитаны несколько позже);
- Мирная ектинья;
- Кафизмы (на всех седмицах ВП, кроме 5-ой – это 18-я кафизма, на 5-ой – порядок чтения кафизм меняется и нужно смотреть специально какая кафизма будет читаться на службе. Например, в четверг 5-ой седмицы должна читаться 11-я кафизма. В некоторых случаях, когда на 5-ой седмице попадает Благовещение, вообще чтения кафизм может не быть на ЛПД. Кафизма делится на 3 Славы. После каждой Славы произносится Малая ектинья. Это напоминает нам воскресную Всенощную. Только на ней бывает не одна ектинья, а три на вечерней кафизме. Во время этой ектиньи священник прочитывает одну из трех светильничных молитв, так что получается 4 с начала службы и три во время этих Малых ектиний. Получаются как раз все семь. В русской практике во время кафизм принято устраивать обряд перенесения Преждеосвященного Агнца на Жертвенник.(в Уставе нигде не указан)…Во время третьей Славы, когда священник переносит Агнец на жертвенник все в Церкви препадают на колени (обычай в некоторых храмах, в Уставе не отмечен);
- Господи воззвах (как на обычной Вечерне). В это время — дьконское каждение (как обычно). Но поется не 6 стихир, а 10, что нам напоминает воскресную службу. Мы видим 2 элемента воскресной службы: 3 ектиньи на кафизме и 10 стихир. Это должно нам указать на торжественность Преждеосвященной Литургии. Какие стихиры?
- (Какие вообще есть стихиры? Сколько всего стихир? 9, т.к. самогласен поется 2 раза). Чтобы получилось 10 одна из стихир Минеи удваивается. И поются они в таком порядке. После чтения из Ветхого Завета Вечерня заканчивается и начинается Литургия. Стиховных стихир не будет. Чтобы они не пропадали, они переносятся на Господи воззвах. И поются: самогласен (2 раза), потом мученичен, 3 подобных Триоди и 3 стихиры Минеи (с повторением получается 4 – всего 10. Тогда в Триоди Постной в среду и пятницу на Господи воззвах (для удобства там уже все переставлено): самогласен, мученичен, 3 подобных.
Теперь вопрос. Священник заболел, Преждеосвященная Литургия отменяется. Как совершается Вечерня в среду и пятницу? Как поются стихиры на Господи воззвах? Тогда самогласен переносим на стиховну (???)… И наоборот, мы решили (не в среду и не в пятницу) в какой-нибудь день совершить Преждеосвященную (настоятель благословил, например, в понедельник 3-ей седмицы поста). Сначала откроем стиховну и оттуда споем самогласен, затем уже будем петь … Для удобства они печатаются не в таком порядке, как мы здесь пишем, а все сразу перенесено.
- совершается вход (праздничная особенность) аналог Малого входа полной Литургии (если архиерейская Преждеосвященная, то как архиерей входит в алтарь на Малом входе, также и на архиерейской он входит в алтарь на Свете тихий – аналогично полной Литургии)
- затем читаются чтения: прокимен, чтение Бытия, второй прокимен;
- открываются Царские врата, священник с кадилом и свечой (по идее 3 свечи раньше всегда было или тройная свеча) возглашает: «свет Христов просвещает всех». Сначала он изображает крест лицом к Востоку и говорит: «Премудрость прости», затем лицом на Запад изображает крест и говорит: «свет Христов просвещает всех».С чем связан такой возглас? Во время ВП совершалась подготовка крещаемых. Днем принятия Крещения в Византии была Великая суббота, а также Лазарева суббота (когда много было крещаемых). Соответственно ВП был временем подготовки крещаемых ко крещению. Ради этого читаются каждый день библейские чтения, чтобы их как-то просветить, с середины поста прибавляется ектиния о готовящихся к Просвещению. Ради крещаемых и такой возглас: «свет Христов просвещает всех». Почему именно такой? Потому что у отцов-каппадокийцев, в византийско-богословской традиции нормальным термином для подготовки к Таинству Крещения и Миропомазания служит термин «просвещение». Просвещение – синоним термина Крещение и Миропомазание;
- Царские врата закрываются и читается вторая паремия из книги Притчей;
- Начинается собственно Литургия Преждеосвященных, до этого момента была обычная вечерня: псалом, ектиния, кафизма, Господи воззвах, Свете тихий, паремии, а затем начинается Преждеосвященная Литургия. Она начинается с Великого прокимна. Великий прокимен: «Да исправится молитва моя», взятый из псалма 140. Устав предписывает петь Великий прокимен достаточно сложным образом: поет по Уставу чтец (певец – один человек) посредине храма, а повторяют два клироса по очереди – правый и левый. В то время, когда поет правый клирос, на коленях стоит левый. Когда левый клирос поет, на коленях стоит правый. А при последнем пении прокимна на коленях стоят все. Когда клирос один, соблюсти этот Устав в точности невозможно. Поет все время один и тот же клирос. Поэтому все делают по-разному: кто-то все время стоит на коленях, кто-то вообще не стоит. Священник в это время совершает каждение Престола. Можно еще отметить, что у нас во многих храмах поет не хорист, а трио. Так и песнопение называется – трио. Непонятно почему. Еще можно отметить напоследок, что в некоторых храмах принято петь прокимен так: один хор на одну мелодию, а другой—на другую, зачем так – непонятно.
- затем совершаются три земных поклона молча по Уставу. На практике, чтобы народ понял, что надо делать земные поклоны, говорится молитва Ефрема Сирина, хотя ее нет по Уставу;
- затем если мы совершаем не просто Преждеосвященную Литургию, а ПЛ на полиелейного святого или на Страстной седмице, читается Новый Завет (Апостол и Евангелие или только Евангелие). На Преждеосвященной Литургии в обычные дни в среду и пятницу Евангелие не читается и сразу после поклонов
- провозглашается Сугубая ектинья «Рцем вси…»;
- как на полной Литургии ектиния об оглашаемых;
- ектиния о просвещаемых (смотрим в Служебник) начинается со среды 4-ой седмицы поста, с середины поста (преполовение поста – Крестопоклонная среда). Почему именно с этой среды начинается ектиния о просвещаемых? Потому именно с Крестопоклонного воскресения, в прошлый раз выяснили, начинался период усиленной подготовки оглашаемых. Они разделялись на две группы: просто оглашаемые и просвещаемые, т.е. те, которые крестятся уже скоро, в этом году, а оглашаемые еще не известно когда будут креститься. Дьякон здесь говорит: «Елицы оглашенние изыдите, оглашенние изыдите, елицы ко просвещению изыдите, помолитеся иже ко просвещению». Возникает закономерный вопрос – как могут молиться «иже ко просвящению», если их призывают «изойти? По гречески вместо слов «изыдите стоит глагол «…», что означает «подойдите ближе». Здесь перепутали когда-то греческие слова «изыдите» и «приступите». Одна буква разница. И редакторы нашего Служебника об этом прекрасно знали – стоят звездочки, смотрите в тексте. Кто-то хотел поставить примечание, но почему-то не поставили. Здесь должно стоять, что на самом деле «приступите». Правильный текст таков6 «елицы ко просвещению приступите, помолитеся иже ко просвещению». Так и надо читать. А уже в конце ектинии дьякон говорит: «елицы ко просвещению изыдите», т.к. после молитвы они уходят (в конце ектиньи, а уж никак не в начале);
- две ектинии верных;
- Великий вход. Когда-то он совершался как на полной литургии: дьякон несет Дискос, священник несет Чашу. Но в этой главе Изъявления говорится, как же так, почему дьякон несет освященный уже Хлеб (Тело Христово), а священник, более важное лицо, несет неосвященную Чашу, которая и освящаться-то не будет? В связи с этим недоумением возникла практика, что священник несет и то, и другое. А дьякон, который остается без какого-либо предмета, совершает каждения. Во время перенесения Святого Агнца на Престол все по Уставу в храме должны упасть ниц. Во время этого поется «Ныне Силы небесные…» – специальная Херувимская песня для Преждеосвященной Литургии. Пение прерывается перед словами «верою и любовью», как раз в это время проходит духовенство, и все в том числе и певчие, падают ниц. После того как священник войдет в алтарь, певчие встают и допевают вторую половину гимна;
- Три земных поклона как после Великого прокимна «да исправится»;
- Ектиния просительная. На первый взгляд она соответствует ектинье на полной Литургии, ектинье после Великого входа перед анафорой, но анафоры, самого главного, на Преждеосвященной Литургии как раз нет, поэтому эта ектинья соответствует сразу двум: ектинье перед анафорой и ектинье после анафоры. При этом на полной Литургии первая ектинья совершается за закрытой завесой Царских врат, а вторая – за открытой завесой. И отсюда русская практика во время ектиньи на Преждеосвященной Литургии совершать ектинью закрывать завесу до середины, как бы пол такой ектиньи, пол такой. На Афоне закрывают просто завесу;
- Отче наш (анафора пропущена);
- Священник говорит: «Преждеосвященная Святая святым», при этом Агнец не возносится в воздух, к Нему лишь прикасаются рукой, потому что Агнец уже возвышался в воскресенье за полной Литургией;
- Затем раздробляется Агнец с обычными словами: «раздробляется и разделяется Агнец Божий;
- Частицы Агнца влагаются в Потир. На полной Литургии при этом произносятся специальные слова, на Преждеосвященной Литургии это Изъявление предписывает говорить только «Господу помолимся, Господи помилуй», потому что у нас принято считать, что Чаша не освящается. Греки в это время говорят обычные слова. Затем в Чашу вливается теплота. Греки говорят обычные слова: «Теплота веры исполни Духа Святаго», а наш Служебник говорит, что только произносится «Господи помилуй, «Господу помолимся, Господи помилуй»;
- Причащение. Греческий служебник говорит, что причащение по обычному чину – сначала вкушают от Тела Христова, затем отпивают от Чаши, наш Служебник говорит, что причащение не так совершается, а именно: если служит иерей с дьяконом, то иерей вкушает Агнца, затем молча пьет из Чаши, а дьякон только вкушает Агнца, потому что он будет потреблять Святые Дары, чтобы не выпить вина перед потреблением Святых Даров, а если священник служит один, он только вкушает Агнца, а из Чаши не пьет. Вот такая русская традиция, отраженная в Изъявлении (она появилась только, благодаря этому Изъявлению). Греки совершают причащение по обычному чину;
- Причащение миря, здесь есть некоторая неясность, а именно: до революции не было принято причащаться на Преждеосвященной Литургии вовсе. Считалось, что только больные могут причащаться на Преждеосвященной Литургии. Непонятно на каком основании. До сих пор в некоторых церквах не причащают на Преждеосвященной, или причащают неохотно. Традиция ни на чем не основана. В связи с этим в Служебниках дореволюционного издания пишут так: «со страхом Божиим и верою приступите», а хор поет: «Благословлю Господа на всякое время…». И затем священник говорит «и ныне и присно…» (произносятся уже после причащения на полной Литургии), никакого причащения нет. Непонятно куда причащение вставить. У нас сейчас единое песнопение разбито на две части. Сначала хор поет: «Благословлю Господа.. моих.», затем причащение бывает, затем «Хлеб небесный, Чашу жизни…». Получается немножко нелогично, что уже после причащения звучит призыв «вкусите и видите», как можно призвать, когда уже все причастились, кто собирался. Это непонятно. Правильнее, наверное, его два раза повторить.
- «да исполнятся уста наша…», как обычно (тропарь патриарха Сергия, который, кстати, был монофелитом и анафематствован IV Вселенским собором);
- ектиния благодарственная “прости приимши…»;
- заамвонная молитва «Владыко, Вседержителю»;
- окончание: хор поет «Буди имя Господне», 33 псалом. На полной Литургии хор поет это сразу, греки поют на полной Литургии всегда «Буди имя Господне», слава и ныне, 33 псалом, а на Преждеосвященной Литургии непонятно посему у нас слава и ныне есть, как у греков на полной Литургии;
- отпуст.
Какие священнические молитвы есть на Преждеосвященной Литургии:
- светильничные молитвы (обычные молитвы вечерние);
- молитва входа (обычная вечерняя);
· молитва во время Сугубой ектеньи (тоже обычная из полной Литургии Иоанна Златоустого); начиная с молитвы об оглашенных начинаются особенные молитвы Преждеосвященной Литургии:
- молитва об оглашенных;
- молитва о просвещаемых;
- первая и вторая молитвы верных;
- молитва после Великого входа и после Отче наш;
молитва перед возгласом «Святая святым» – из обычной Литургии Иоанна Златоустого
- благодарственная после святого причащения;
- заамвонная молитва;
- молитва конечная, во время которой потребляются Святые Дары.
Эти 8 особенных молитв прочитайте дома.
25 марта. Лекция № 15.
Богослужение будних дней Великого поста. 49 глава Типикона. Полунощница и утреня.
Начнем с утрени, как наиболее яркой, может быть, службы. Богослужение правится по 49 главе Типикона, которая нам уже знакома по темам Богослужения предварительных дней перед Великим Постом.
Напомню вам, каков на каждый день Постной Триоди содержится набор песнопений и чтений. Набор текстов в той или иной богослужебной книге принято называть словом формуляр. Формуляр Постной Триоди на будний день. Мы его уже записывали на прошлой лекции.