Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


IV. –ебенок между сменой зубов и пубертетом




 

ќписанию этого второго семилетнего периода следует предпослать краткую характеристику ребенка в первом классе. ѕсихологическа€ ситуаци€ ребенка на седьмом году жизни очерчена в предшествующей схеме.

¬ своем мышлении ребенок находитс€ в последней фазе развити€, начавшегос€ на втором году жизни и позвол€вшего ему давать имена и ассоциировать окружающий мир. јбстрактные представлени€ ему еще совершенно чужды.

¬ отношении развити€ своего чувствовани€ ребенок все еще находитс€ на стадии творческой фантазии, когда силы собственной фантазии еще окутывают весь мир дл€ жизни чувств доброй пеленой. “олько жизнь воли, начинающа€с€ с постановки собственных целей во внешнем мире, вносит ноту реальности в общую ситуацию. » все же пробуждающа€с€ жизнь воли вырастает еще непосредственно из сферы желаний. ¬первые поставленна€ цель вначале всегда €вл€етс€ попыткой осуществить определенные желани€. ∆изнь желаний-воли еще тесно св€зана с жизненной сферой детского существа.

¬ этом кроетс€ причина того, почему ребенок еще не созрел к воспри€тию абстрактных представлений и их усвоению на утомительных школьных уроках.  онечно, первый класс существенно отличаетс€ от детского сада. ƒетский сад должен исходить исключительно из элемента игры; первый класс также и из пробудившейс€ воли. » все же первый школьный год вначале лишь нюансами отличаетс€ от детского сада. –ебенка следует осторожно перевести из одного периода в другой. ѕри этом нельз€ внезапно прерывать творческую фантазию и элемент ритмической игры. —огласно требовани€м официальных учебных планов дл€ первого школьного года это было бы практически неизбежно. ћетаморфоза этих душевных сил €вл€етс€ такой значительной проблемой, что ей следует посв€тить ниже особую главу. Ќо пока не будем прерывать описание и проследим путь ребенка дальше.

 

–ебенок от 7 до 9 лет

ѕерва€ метаморфоза мышлени€

 

“олько по окончании седьмого года жизни ребенок полностью вступает в новую фазу жизни. ¬ теле произошло революционное изменение, переход от облика ребенка дошкольного возраста к облику ребенка школьного возраста. ¬ переходный период начали расти ноги. –ебенок стал подвижнее. ѕосле этого изменилось туловище.  огда ребенку исполнилось семь лет, лицо начало интенсивно мен€тьс€. »змен€етс€ не только форма. »зменение формы €вл€етс€ следствием более интенсивного роста нижней челюсти, ритм роста которой параллелен ритму роста ног. »з-за этого нижн€€ челюсть больше выдаетс€ вперед. ¬ерхн€€ и нижн€€ губа плотно смыкаютс€, в то врем€ как незадолго до этого верхн€€ губа еще выдавалась вперед. Ѕлагодар€ росту нижней половины лица значительно измен€ютс€ пропорции лицевого черепа в пользу лица. √лазницы в этот период также стали относительно меньше.  ак уже упоминалось, изменилась не только форма лица. ѕрежде всего на седьмом году жизни значительно изменилось его выражение. Ёто выражение отражает важную метаморфозу во внутренней жизни ребенка. Ќа седьмом году жизни она происходит в мышлении.

”же указывалось на то, что ребенок дошкольного возраста еще полностью открыт дл€ окружающего мира. ќн весь как один широко раскрытый орган чувств, впитывающий все из окружающего мира и усваивающий это путем подражани€. ≈го открытый взгл€д, доверчиво смотр€щий на мир, его не совсем закрытый рот, посто€нно готовый как к веселой улыбке, так и к плаксивой гримасе, €вл€ютс€ физиогномическим выражением этого состо€ни€.

—емилетний ребенок имеет совершенно иной облик. ≈го глаза в ожидании направлены на окружающий мир. –от закрыт. ћежду внутренним и внешним миром воздвигнута стена, порог, который следует перешагнуть, чтобы извне попасть во внутренний мир ребенка. —обственно внутренний мир стал закрытой, замкнутой сферой, в которой ребенок начинает чувствовать себ€ "дома". ќн стал "плацдармом", с которого ребенок отправл€етс€ познавать внешний мир и где справл€етс€ с его потр€сени€ми.

ћышление больше не ограничиваетс€ жадным захватом и ассоциированием мира воспри€тий. ќно медленно обретает возможность расправить крыль€, чтобы парить в своей собственной стихии. ќно получает возможность развивать свой образный характер. ƒругими словами, ребенок переходит от воспри€ти€ к мысленному образу. ∆изнь в мысленных образах наиболее выражена прежде всего в первые годы этого второго периода жизни. ћысленные образы объедин€ютс€ в замкнутый мир, который вновь испытывает потр€сение лишь в пубертатный период. Ётот детский мир имеет в себе нечто реально-нереальное. ¬ нем находитс€ место дл€ всех элементов внешнего мира, восприн€тых в предшествующий период. Ќо последовательность, объединение и в особенности оценка €вл€ютс€ новыми и специфичными дл€ маленького ребенка в этом возрасте.

¬нутренн€€ активность про€вл€етс€ в построении образов и представлений. ќбразы еще слабо ограничены. ќни подвижны, преобразуютс€ и действуют как действующие лица в театральной постановке. »х можно сравнить с мечтами на€ву взрослых, в которых фантази€ и желани€ играют с представлени€ми в собственном мире, закрытом дл€ реального окружени€. ¬ мечтах своеобразие мышлени€ этого периода детства продолжаетс€ и в дальнейшей жизни. ќно может привести к бесполезному врем€провождению, даже к извращени€м; но также и к поэтическому настроению, в котором действительность переживаетс€ больше, чем это доступно голому рассудку.

≈сли нам знакомы мечты, мы поймем и ребенка в этот период и сможем ему помочь, дава€ ребенку необходимую пищу в трех младших классах. —обственно говор€, мы должны были бы быть поэтами.

¬ своей первой фазе жизни ребенок был сплошным органом чувств. ќн прежде всего зависел от действий своего окружени€. ќн подражал ему. ќн училс€ входить в сообщество.

¬о второй фазе жизни, после седьмого года, ребенок более открыт дл€ слов своего окружени€. ќн хочет, чтобы ему рассказали, что есть в мире, дл€ чего это и что оно должно делать. ќн чувствует влечение к человеку, рисующему мыслительные образы словами, чей голос ласкает и хвалит, который может рассказать насто€щую красивую историю.

”же указывалось на св€зь между речью и мышлением. ¬ первой фазе это был сам €зык, которым ребенок овладевал путем подражани€. ќн образовывал фундамент, на котором могло развиватьс€ первое мышление.

» теперь это снова €зык, слово, дающее мышлению возможность пройти свою первую метаморфозу и приобрести новый характер.

–ебенок способен к пониманию лишь с помощью произнесенного слова. ќн может понимать, лишь говор€ сам.

¬ этот период ребенку нужно много рассказывать. Ќо не абстрактно, име€ в виду полезность, а с фантазией, живо, действенно. —казки и басни, а также учебный материал, преобразованный в рассказы, могут дать насто€щую пищу. —ам учитель должен стать творчески и поэтически одаренным мастером слова. “огда он увлечет детей и даст им нечто непреход€щее дл€ их последующей жизни.

 огда ребенок приходит в школу, он вовсе не €вл€етс€ чистым листом. ¬ первую фазу жизни он уже восприн€л нравственность, подража€ своему родительскому окружению. “о, что подготовлено здесь, должно быть развито учителем дальше. Ќо он может это сделать лишь при помощи слова в рассказах и в общении.

Ќи в коем случае он не должен начинать морализировать; потому что тогда в детской душе образуетс€ "ханжество". ќн должен способствовать проникновению больших и малых жизненных истин во внутренний мир ребенка художественно-творческими методами.

ќдновременно с уходом мышлени€ из сферы воспри€тий и началом фазы, в которой это мышление живет в собственном мире, способность к воспоминанию расширилась и стала последовательной. ƒ-р ÷ильманс ван Ёммиховен уже указывал на то, что воспоминание ребенка посто€нно сохран€ет нечто случайное. ¬споминаютс€ лишь определенные событи€. „аще всего такие, которые пронизаны сильными чувствами или желани€ми. Ѕлагодар€ этому маленький ребенок беззаботно проводил каждый день своего существовани€ со свежим чувством радости жизни. ¬ том, что он отходит от элемента воспри€ти€, с которым он имеет дело в непосредственно насто€щем, и обращаетс€ к элементу представлений, про€вл€етс€ та св€зь между образом представлений и образом воспоминаний, котора€ описана в книге "„еловеческа€ душа".

–ебенок еще не замечает потери детского ра€, так как в отношении жизни чувств находитс€ в первой фазе развити€. “олько после метаморфозы жизни чувств ребенок начинает переживать и эту потерю.

ѕервые три года в школе образуют период, который в психологическом отношении можно рассматривать как единство. Ёто необычайно счастливое врем€! ¬се действует согласованно, чтобы привести ребенка в уравновешенное, гармоническое состо€ние, в которое он никогда в будущем больше не возвратитс€. ѕробуждающа€с€ сила воли, наход€ща€с€ еще под властью фантазии, охотно овладевает расшир€ющимс€ мышлением. ѕеред ребенком открываетс€ новый мир, которому он отдаетс€ с благоговением.

¬ первые три школьных года обычно нет никаких проблем с пор€дком. ”чител€ пользуютс€ неограниченным авторитетом. –ебенок охотно следует данному руководству. “ем важнее программа преподавани€ и больше ответственность учител€. Ќесложно за короткое врем€ привести ребенка к тому, чтобы он развил свои способности к абстрагированию сверх психологически оправданного. »менно современный, рано созревший городской ребенок охотно воспримет интеллектуальный учебный материал. Ќо именно этот ребенок, дл€ которого естественное окружение не €вл€етс€ противовесом, более всего нуждаетс€ в пробуждении и развитии своих творческих сил, св€занных с жизнью чувств и воли. ¬ этом современна€ система воспитани€ находитс€ не на высоте своих задач. —лишком раннее исс€кание источников творческих сил приводит к почти необратимым последстви€м в ходе всего дальнейшего развити€ личности ребенка. ¬с€ка€ последующа€ метаморфоза душевных сил должна основыватьс€ на ранних состо€ни€х развити€.

ѕоскольку в следующей главе обсуждаетс€ превращение сил роста в душевные силы, нужно обсудить эту проблему подробнее в новом свете.

“от, кто огл€дываетс€ назад как школьный врач или детский психиатр, с ужасом видит, как происходит искажение душевной жизни детей. ѕри этом бросаетс€ в глаза, кака€ разница существует между городскими и сельскими детьми. ” последних намного больше резервов, так что при одинаковом учебном плане они могут намного лучше сохран€ть свой нормальный ритм развити€. ѕедагогика, котора€ хочет подготовить дл€ жизни полноценных людей, должна стремитьс€ в своей методике в первые три школьных года к тому, чтобы так удовлетвор€ть и руководить интеллектуальными потребност€ми ребенка, чтобы благодар€ этому одновременно подпитывались силы творческой фантазии. ѕри этом речь идет не о том, что нар€ду с интеллектуальным преподаванием должны быть специальные уроки рассказа, ремесел, работы со звуком и ритмической гимнастики.  аждый урок должен быть пронизан духом художественности. Ёто предъ€вл€ет к педагогике высокие требовани€. Ќе €вл€етс€ ли професси€ педагога одной из самых значительных в человеческом сообществе? ѕедагог в значительной мере формирует общество будущих дес€тилетий.

Ќе раздаютс€ ли в последние полстолети€ снова и снова жалобы, что из школы выходит так мало самобытных, творческих людей? Ќе возникла ли внушающа€ ужас склонность отдаватьс€ стадному чувству и пропаганде?

ћожно разобратьс€ в сути этого зла, обраща€сь к корн€м. ј эти корни можно найти в значительной мере уже в первых трех классах народной школы.

Ќаша современна€ система воспитани€ основываетс€ в очень сильной степени на репродукции. ¬о врем€ начального, среднего и старшего школьного обучени€ достаточно тренируютс€ лишь способности к воспроизведению. “о, что написано в книгах, должно заучиватьс€ наизусть. Ћишь отдельные сочинени€ в старших классах обращены к собственным творческим возможност€м.

Ќо ничто не мешает с самого начала так построить преподавание, что дети просто не смогут опиратьс€ только на свою пам€ть. ¬ этом случае нужно позаботитьс€ о том, чтобы дети внутренне перерабатывали и преобразовывали учебный материал. ћожно что-то рассказать, преподать географию или историю, и после этого опросить, чтобы проверить, знают ли дети свой урок, то есть в состо€нии ли они воспроизвести. Ќо можно "опросить" так, что после обсуждени€ учебного материала ставитс€ задача зарисовать тот эпизод, который произвел на ребенка наибольшее впечатление. “огда интересно понаблюдать, что выбирает ребенок и как он проработал материал. “о, что воспринимаетс€ на слух, может быть создано заново визуально. “о, что воспринимаетс€ визуально, может быть выражено словами в сочинении.

¬ этом случае обход€т непосредственное репродуцирование услышанного или увиденного и побуждают ребенка заниматьс€ материалом в глубинах души. “аким методом достаточно тренируетс€ пам€ть. ¬о вновь создаваемом произведении (не в воспроизведении) участвуют творческие силы чувства и воли.

Ќынешний человек так сильно воспитан на репродуцировании, что готов следовать лишь предписанным мнени€м. Ќе в этом ли причина тех великих катастроф, которые происход€т вокруг нас? „ему отдать предпочтение, исключительной репродукции или пробуждению продуктивных сил в человеке Ч этой проблемой должно было бы серьезно зан€тьс€ школьное воспитание.

Ќормальный ребенок с растущим воодушевлением отвоевывает в этот период свой собственный мир. Ёто мир, окруженный надежными стенами чувственных сил, направленных на себ€ самого. ћежду внутренним и внешним миром находитс€ все еще пестра€ завеса собственной фантазии. –ебенок живет в своем собственном маленьком государстве, которое во многих отношени€х можно сравнить с одним из миниатюрных кн€жеств 18-го столети€, в которых герцог или кн€зь мог во врем€ утренней прогулки гул€ть вдоль границы. Ќо в этом миниатюрном мире было столь же оживленно, как и в большом государстве. ѕроводилась внешн€€ политика, а внутри были финансовые, социальные и транспортные проблемы, которые были дл€ участников так же реальны, как государственные заботы дл€ наций.

ƒл€ ребенка проблемы детского кн€жества глубоко серьезны. ќни €вл€ютс€ школой будущей "насто€щей" жизни. ѕодобно тому как маленькому ребенку нужен материал дл€ тренировки его рук, так и ребенку школьного возраста нужен тренировочный материал дл€ всей его душевной сущности, а не только дл€ "раздела интеллекта ".

ќ значении сказок уже говорилось. Ёто относитс€ и к данному периоду без вс€ких ограничений. ≈сли ребенку вначале нравились больше простые сказки, то теперь открываетс€ весь запутанный, многообразный, реально наполненный фантази€ми мир, в тыс€чах подробностей и событий которого он живет как в смотровой беседке с цветными стеклами.

 акое непонимание значени€ сказок можно сегодн€ встретить, отчетливо видно из замечани€ матери отставшего в развитии ребенка семи лет, котора€ сказала: "ƒа, когда € вижу, что он все еще интересуетс€ сказками, € замечаю, что он отстал в развитии." ћы же убеждены, что именно это €вл€етс€ обнадеживающим симптомом перспектив дальнейшего развити€. »нтерес к сказкам у семилетнего ребенка вполне нормален. Ќо многие не получают этой пищи и смотр€т на них со слишком ранним пренебрежением сверху вниз, подража€ взрослым из своего окружени€. Ќар€ду со сказками, воспитатель должен был бы создавать маленькие "шедевры рассказа", в которых "большой мир" существует, действу€ как в басн€х, с весной и осенью, с солнцем, облаками и дождем, камн€ми, растени€ми и животными.

 то сам имеет детей или может вызвать дух своей собственной юности, знает, что самые прекрасные рассказы это всегда те, которые рассказчик выдумал сам. я до сих пор благодарен д€де, который во врем€ своих регул€рных посещений рассказывал бесконечную серию историй о "бравом Ёдуардхене". "¬от, дети, что сегодн€ случилось с бравым Ёдуардхеном,.." Ч так посто€нно начиналась истори€, и дети уже видели и слушали, дрожа от напр€жени€.

ћышление, которое после седьмого года принимает уже описанное направление, развиваетс€ в таком духе вплоть до пубертета. ћежду тем из других сфер детской душевной жизни приход€т преобразовани€, сотр€сающие гармонию первых лет в школе и тем самым вли€ющие на весь мир детских представлений. »х нужно описать.

 

–ебенок между 9 и 12 годами

ћетаморфоза чувствовани€

 

ѕервое большое и на этот раз радикальное изменение отношени€ ребенка к миру происходит на четвертом году учебы в школе или при переходе к нему.  аждый опытный воспитатель знает, что четвертый школьный год гораздо труднее, чем три предшествующие. „асто за эти три первых года класс становитс€ маленьким сообществом, в котором при€тно преподавать. ƒети даже кл€нутс€ воспитательницей или учителем. ¬ классе есть подлинна€ сплоченность, позвол€юща€ гармонично и плодотворно работать. „асто такой превосходно управл€емый класс с началом четвертого года обучени€ превращаетс€ в недисциплинированную, непослушную толпу. »нтимна€ сплоченность утрачиваетс€. “а же воспитательница, тот же учитель, за которого полгода назад они были готовы пойти в огонь, станов€тс€ "хитрой лисой", "стервой" или чем-то еще худшим. –ебенку исполнилось дев€ть лет. „то случилось в это врем€? ѕочему ребенок так изменилс€? ¬друг находит сказки детскими, становитс€ капризным, строптивым, все критикует.

Ќаступило €вно большое изменение во всем характере чувств ребенка.  ажетс€, что ребенок вышел из-под защиты собственного проецирующегос€ на внешний мир мира фантазии. ћир кажетс€ ему враждебным и очень сильно переживаетс€ его темна€, дурна€ сторона.

¬ действительности прошла фаза детски свободной фантазии, котора€ так тепло укрывала ребенка. ∆изнь чувств претерпевает большие изменени€. “о, что уже произошло с мышлением на седьмом году, на дес€том году происходит с чувствованием. „увствование объективируетс€. ¬начале ненадолго, в последующие годы все чаще, ребенок переживает свое одиночество. ќн полусознательно ощущает свою оторванность от  осмоса и пленение в темном мире, ограниченном телесностью.

¬друг ребенок начинает бо€тьс€ темноты. ќн боитс€, что под кроватью лежит человек, и он заползает глубоко под оде€ло, быстро вт€гива€ ноги. ƒверь в коридор должна оставатьс€ открытой, он должен слышать отца и мать. —нова и снова он пытаетс€ освободитьс€ от страха, который внушает ему мир, с помощью всевозможных магических заклинаний; кашл€€, прежде чем войти в комнату, или пробира€сь к кровати, не наступа€ на ковер, чтобы с ним ничего не случилось и т. д.  аждый по собственным воспоминаци€м хорошо знает эту фазу жизни, котора€ может продолжатьс€ вплоть до пубертета.

–ебенок стал критически настроенным. Ћюди, которых он уважал, и которые сто€ли на высочайшем пьедестале, падают наиболее низко. ќт этого сам ребенок очень несчастен. »з-за этого ощущени€ несчасть€ он использует все более резкие выражени€.

–ебенок стал критически относитьс€ к своему непосредственному окружению. ќн может вдруг посмотреть на мать долгим и серьезным взгл€дом и сказать: "я нахожу, мама, что ты сделала совершенно ненормальную прическу,"Ч никак не объ€сн€€, почему это вдруг пришло ему в голову.  ажетс€, будто он тот мир, который раньше воспринимал как нечто само собой разумеющеес€, которым он так гордилс€ даже перед своими друзь€ми, видит впервые: "я нахожу наш сад довольно-таки заброшенным, фи!" или "ѕочему это в доме всегда так темно на этой противной улице!" ѕри этом вначале еще бывают недели, когда все оживает в прежнем цвете и красоте. Ќо критика проникает всюду и портит и все больше и больше оттесн€ет непосредственность. ƒети отличаютс€ в этот период остротой наблюдений; несогласие между родител€ми, мимо которого ребенок раньше проходил, теперь замечаетс€ и переживаетс€ ребенком как большое несчастье.

»ным становитс€ отношение к смерти. „асто вызывает удивление, как трезво маленькие дети принимают смерть. ћертвое есть мертвое, и это значит просто, что людей здесь больше нельз€ будет увидеть, и что они "у ангелочков". "...ј дедушка у ангелочков тоже носит черную шапочку?" Ч может спросит ребенок вечером в кроватке, чтобы вскоре после этого болтать об огромной €ме, которую они выкопали и завтра будут продолжать. Ќо в этом возрасте смерть впервые переживаетс€ как проблема и становитс€ поводом дл€ глубоких рассмотрений.

–ебенок ощущает себ€ самого противосто€щим окружающему миру. ћир не так прекрасен, послушен и мудр, каким его создала его фантази€. — определенным страхом стоит теперь ребенок, станов€щийс€ одиноким, перед противоположностью "€ и мир". ѕредыдуща€ метаморфоза мышлени€ еще не делала эту пропасть ощутимой, так как жизнь чувств была защищена детской фантазией. “еперь же покров сорван и противоположность "€ и мир", "внутри и вне" становитс€ реальностью. ѕротивосто€ние становитс€ жизненной реальностью в сфере чувств. Ќо не воли. –ебенок еще не делает выводов из своей дуалистической жизненной позиции; она про€вл€етс€ скорее в непосто€нстве, капризах, внезапном духе противоречи€, в резких колебани€х между реакци€ми удовольстви€ и неудовольстви€. » прежде всего в оппозиции к окружающему миру. Ќо все это выражаетс€ на лице или в чувствах, а не в поступках. — одной стороны, дл€ ребенка "все скучно" или "пусто" Ч а с другой, он жаждет новых впечатлений, путешествий туда, "где еще никогда прежде не был". ∆изненна€ позици€ стала €вно амбивалентна. ƒуализм становитс€ "лейтмотивом".

ѕедагогика, стрем€ща€с€ воспитать полноценного человека, должна попытатьс€ заранее предусмотреть этот кризис дес€того года жизни. ѕрежде чем исчезнет благоговение перед человеком, оно должно быть направлено на нечто выход€щее за рамки личного. –ебенок должен почувствовать, что уважаемый им взрослый сам признает более высокий авторитет, и этим живет. ќн должен суметь почувствовать авторитет своего авторитета.  роме того, рассматриваема€ нова€ направленность ощущени€ "€ Ч мир" требует водительства. –ебенок должен обрести не научное, а художественно прочувствованное отношение к природе; и прежде всего к положению человека в природных границах. “огда он сможет в тот момент, когда абсолютное почтение к отдельному человеку исчезает, перенести его на человека, занимающего как человек определенное положение в мире камней, растений и животных.

–ебенок обретает, наконец, открытый взгл€д на природу. ¬нутреннюю потребность ребенка удовлетвор€ют, рассказыва€ много о природе и превраща€ это в переживание. —рисовывание формы листа и всего растени€ €вл€етс€ вспомогательным средством ознакомлени€ его с миром форм в природе.

Ѕлагоговение после направленности в прошлом на определенного отдельного человека ищет теперь новый объект. ќно должно быть направлено на образы, возвышающиес€ над обыденно-человеческим. ѕодход€щий материал в этом возрасте дают ¬етхий «авет и мифологи€. ¬ последующие годы уроки истории также могут знакомить ребенка с геро€ми, представл€ющими в развитии человечества сверкающие образцы. «десь уместно благоговение. ¬ человеке вызываютс€ лучшие силы. ≈сли не направить в правильное русло пробуждающуюс€ в ребенке внутреннюю потребность в почитании героев, ребенок обратитс€ к идолам. Ёто неизбежно должно привести к разочаровани€м.

¬ главе о месте "я" в развитии ребенка кризис дес€того года будет освещен еще и с другой стороны. “олько тогда станет €сно, что здесь обозначен важный поворотный пункт в детском развитии. ќно вступает в иной ритм развити€, чем рассмотренный до сих пор.

 

–ебенок между 12 и 14 годами

ѕрепубертатный период

 

ѕосле кризиса дес€того года жизни на двенадцатом- тринадцатом году наступает тот период, который обычно называют препубертатным. ¬ новой метаморфозе своего существа ребенок подводит итоги того, что было пережито в сфере чувств.

ѕрепубертатный период €вл€етс€ началом полного обособлени€ собственной личности от внешнего мира. Ёто метаморфоза волевого отношени€ к миру.

—озрев дл€ школы, ребенок начал заниматьс€ миром. ќн поставил перед собой конкретную цель, которую намеревалс€ осуществить. “еперь активность направлена на то, чтобы завоевать окружающий мир. Ётот процесс начинаетс€ в препубертатный период и завершаетс€ в годы собственно полового созревани€.

—лово о "завоевании" внешнего мира было выбрано не случайно; потому что отношение к нему становитс€ откровенно агрессивным. ƒл€ мальчиков обычны игры в разбойников, в солдат, в индейцев. ќни охотно дерутс€ друг с другом, не потому что ссор€тс€, а потому что им доставл€ет радость игра в нападение. ќпредел€ющим €вл€етс€ ощущение волевого импульса и собственной силы. ƒл€ мальчиков девочки стали низшими существами, которые пригодны самое большее дл€ того, чтобы подергать их за волосы или как-то иначе подразнить. ƒвижени€ мальчиков станов€тс€ угловатыми и неловкими. ƒетска€ миловидность исчезла. “олько теперь становитс€ €сно, что маленький ребенок в своих движени€х имел природные ритмы. ≈го действи€ исходили из ритмического игрового элемента. ќни еще не были направлены на определенную цель.

ћальчики этого возраста охотно создают клубы и союзы дл€ возможных и невозможных целей: чтобы построить плот и пустить его плавать, чтобы соорудить хижину, чтобы "только" искать приключений и часто лишь дл€ того, чтобы боротьс€ с другими союзами. — осознанием воли пробуждаетс€ и социальный элемент. —тремление к социальному оформлению всегда св€зано с волевой сферой.

¬оспитание должно направл€ть высвобождающие силы. »наче молодые люди быстро станов€тс€ уличными хулиганами. ќрганизаци€ походов, лагерей на природе может принести замечательные воспитательные результаты.

Ќадо строго следить за тем, чтобы молодежь этого возраста не вовлекалась в эгоистические политические группировки.

ћальчику непосредственно перед возмужанием следует показать цельность мира, чтобы он сумел найти моральные силы в мировой всеобщности. ћногие молодежные движени€ предприн€ли немало прекрасных попыток такого рода в области молодежного лагерного дела. » несмотр€ на все, этого слишком мало. Ўкола сама должна вз€ть проблему в свои руки.

” девочек проблемы иные. » здесь есть склонность к созданию кружков. Ќо агрессивное стремление к завоеванию не так сильно выражаетс€ вовне. ќно более обращено внутрь и приводить к враждебному обособлению от окружающего мира со склонностью к исключительности. ћечтательность, нетерпимость и капризность в отношении взрослых €вл€ютс€ признаками этого возраста.

ƒо сих пор мы обсуждали развитие "ребенка" и не делали различи€ между мальчиками и девочками, потому что различие еще не было существенным. Ќо теперь наступил момент, с которого описание мальчиков и девочек должно обособитьс€.

‘изиологическое развитие девочек начинаетс€ раньше. Ёто сказываетс€ определенным образом на психологическом развитии.” девочки между двенадцатым и тринадцатым годами начинаетс€ физическое созревание. ¬незапно сильно увеличиваетс€ рост. Ѕольша€ часть физических сил девочки расходуетс€ на физический рост. —ледствием этого €вл€етс€ объективное уменьшение внешней работоспособности. ƒевочка внезапно ощущает себ€ менее работоспособной. ќна быстрее устает и уже не может кататьс€ на велосипеде или заниматьс€ спортом, как раньше. „асто в это врем€ наблюдаетс€ склонность к малокровию и "чрезмерному" росту. ѕсихически это дает повод дл€ дурного настроени€ и депрессии и к уже упом€нутой капризности. —осто€ние длитс€ обычно не дольше года. ѕотом равновесие восстанавливаетс€. –ост становитс€ менее бурным.  огда начинаютс€ регулы, обычное ощущение жизни возвращаетс€ и "гроза" проходит. ѕосле этого наступает первый период психического пубертета. который следует обсудить позднее. ≈го нельз€ смешивать с периодом более физиологической перестройки, который имеетс€ здесь в виду.

¬ отличие от девочек, у которых в пубертатный период наблюдаетс€ уменьшение внешней работоспособности, у мальчиков происходит как раз наоборот. ћальчика буквально распирает от жизненных сил и он должен освободитьс€ от их избытка: либо в конструктивной де€тельности, дибо в шалост€х.

∆алобы на невоспитанную молодежь не помогут. Ўкола должна будет в этот период решать проблему в педагогическом смысле. Ёто требует больших усилий от педагогов. ѕодлинные воспитатели должны быть в состо€нии возглавить этот период жизни и руководить им. Ќовое развитие воли возрождает ощущение благоговени€, но его теперь невозможно так же легко удовлетворить, как у шестилетнего.

” мальчика волевое отношение к миру становитс€ реалистически-романтическим. ¬осьмилетний ребенок хочет быть кондуктором трамва€, "потому что это так прекрасно, компостировать билеты", или учительницей, "потому что можно ставить такие симпатичные п€терки красными чернилами на работах учеников."

” двенадцатилетнего ребенка уже более реалистическое представление о жизненных отношени€х вокруг него. ≈го идеалы идут несколько дальше. ќн хочет познать мир и стать водителем грузовика, мор€ком или летчиком. ќн считает, что таким образом он сможет избавитьс€ от угнетающей узости родительского окружени€ и отправитьс€ в мир.

ѕервый семилетний период принес физиологическое развертывание человеческой души. ћышление, чувстование и воление освободились от прежней зависимости от сферы телесного.

¬о второй семилетний период происходит психологическое развертывание. ћышление, чувствование и воление развиваютс€ в надежном уединении в собственной личности.

—одержанием третьего семилетнего периода €вл€етс€ социальное развертывание человеческой души. „еловек должен найти свое отношение к миру и оказывать активное воздействие на мир, исход€ из своего внутреннего.

–азвитие ребенка до четырнадцатого года жизни можно обобщить в следующей схеме:

 

“аблица 3.

 

0-2 года ѕериод органочувственного воспри€ти€. ¬ыпр€мление - ходьба - речь (облик грудного младенца)
  ћышление „увствование ¬оление
с 2-х лет –азвитие мышлени€.јссоциирование содержани€ воспри€тий. ѕереход от облика грудного младенца к облику маленького ребенка.    
с 4-х лет   –азвитие чувствовани€,творческа€ фантази€, облик маленького ребенка (1-ое наполнение).  
с 5 1/2 лет     –азвитие направленной воли. Ўкольна€ зрелость. ѕереход к облику ребенка школьного возраста (1-ое выт€жение).
с 7 лет ћетаморфоза мышлени€. «амкнутый мир мыслительных "образов". ќблик ребенка школьного возраста.    
c 9 лет   ћетаморфоза чувствовани€. ѕробуждающа€с€ критика. ќбособление"€" от внешнего мира. (2-ое наполнение).  
с 11-12 лет     ћетаморфоза воли, препубертет (2-ое выт€жение).

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

748 - | 583 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.056 с.