УДК 16 ББК87.4 Л 33
Рецензенты:
А.Р. Познер — доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского Государственного технического университета им Н.Э. Баумана;
Л.А. Асланов — доктор химических паук, профессор химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Лебедев С.А.
Л 33 Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
ISBN 5-8291-0338-9
Настоящий словарь представляет собой первое подобное издание в России. В нем дано определение и раскрыто содержание около 500 основных терминов современной философии науки, всех главных ее разделов (логика и методология науки, социология науки, этика науки, наука как часть инновационной системы общества, социальная психология науки, общий научный менеджмент). Рекомендуется студентам, научным сотрудникам, преподавателям философии, всем, кто интересуется проблемами современной философии науки, но в первую очередь аспирантам и соискателям для эффективного усвоения содержания нового кандидатского минимума «История и философия пауки».
УДК 16 ББК87.4
ISBN 5-8921-0338-9
© Лебедев С.А., 2004 © Акг)л<-'мическин Проект, оршикал-м<жет, оформление, 2004
Предисловие
Этот словарь задуман как часть методического обеспечения нового кандидатского минимума для аспирантов и соискателей по истории и философии науки. Он является дополнением к учебникам «Философия науки. Общий курс». М.: Академический проект, 2004; «Основы философии науки». М.: Академический проект, 2004.
Жанр словаря интересен и увлекателен тем, что представляет собой оригинальную научную форму изложения (с большим числом степеней свободы) взглядов на предмет путем создания эскизных зарисовок отдельных, но взаимосвязанных между собой аспектов темы. Отсутствие жесткой логики в организации текста открывает для читателя возможность сотворчества, создания собственной теоретической конструкции предмета путем возможной замены отдельных элементов предложенной конструкции на новые (наполнение отдельных категорий новым содержанием).
В написании ряда статей словаря приняли участие мои коллеги и друзья, с которыми я давно и плодотворно сотрудничаю: чл.-корр. РАН, проф. Б.Г. Юдин, докт. филос. п., проф. В.Г. Борзенков, докт. филос. н. А.Н. Ав-дулов, докт. филос. н. Э.М. Мирский, докт. филос. н., проф. В.В. Ильин, докт. филос. н., проф. Ф.В. Лазарев, докт. филос. н., проф. В.П. Казарян, докт. физ.-мат. н., проф. Л.В. Лесков, канд. техн. н. Г.В. Бромберг. Разу-
_____________________________________________________________ ПРЕДИСЛОВИЕ
меется, за всю предложенную конструкцию в целом, как в содержательном, так и в методическом отношениях, полную ответственность несу я. Авторство статей каждого из соавторов специально отмечено.
Я выражаю им свою самую сердечную признательность. Наконец, я благодарен коллективу кафедры философии ИППК МГУ, всем, кто помогал мне в осуществлении данного проекта1.
Проф. С.А. Лебедев
! Проект осуществлен при финансовом поддержке РГНФ, грант № 04-03-00207а.
АБСОЛЮТ — категория, обозначающая такой тип реальности, которая в способе своего существования ничем не определена извне, ни от чего не зависит, кроме самой себя (самодетерминируемая — в пределе чисто рефлексивная сущность). С другой стороны, Абсолют часто мыслился как реальность, определяющая собой существование всех остальных видов бытия. Роль Абсолюта в религиозном мировоззрении играет Единый Бог (или боги — в политеизме); в философии образами Абсолюта выступали: мир объективных идей Платона, атомы и пустота Демокрита, Абсолютная идея Гегеля, монада Лейбница, Природа (материя) французских материалистов. В науке понятие абсолюта используется либо в смысле «абсолютно изолированной системы», либо в смысле «инварианта». Но это, если можно так выразиться, условные, конструктивные, множественные абсолюты. (См. покой, неизменность).
АБСТРАГИРОВАНИЕ — способ замещения чувственно данного (наблюдаемого объекта) мысленным конструктом (абстрактным объектом) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур — отвлечения и объективации, при которых, с одной стороны, в содержание конструкта включается лишь часть из множества наблюдаемых эмпирических данных, а с другой стороны, это содержание наделяется статусом самостоятельного бытия. Результаты абстрагирования принято называть абстракциями. (См. объект, абстрактный объект, абстракция).
Ф.В. Лазарев
АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ - когнитивно представленный объект научного познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира. В современном научном познании абстрактные объекты часто репрезентируют не только соответствующее множество объектов эмпирического опыта, но и множество абстрактных объектов предшествующего уровня абстракции (абстракция от абстракции). (См. объект, абстрагирование, эмпирическое знание).
АБСТРАКЦИЯ— результат мысленного членения объекта познания с помощью анализа и абстрагирования, в результате которого в науке вырабатываются мысленные конструкты и связи между ними (понятия, суждения и др.). (См. абстрагирование, абстрактный объект, анализ).
Ф.В. Лазарев
АВТОРСКОЕ ПРАВО - часть гражданского законодательства, регулирующая отношения по использованию произведения науки, литературы и искусства, а также программ для ЭВМ (баз данных) и топологий интегральных микросхем. (См. интеллектуальная собственность).
Г.В. Бромберг
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЕКТОР НАУКИ - в большинстве стран мира под этим термином обычно понимается совокупность научных подразделений высших учебных заведений. В СССР же под академическим сектором имелись ввиду научные организации Академий Наук. В значительной мерс такое же понимание термина сохранилось в РФ. Вузовская наука в таком случае рассматривается как отдельный сектор. (См. управление наукой, национальный научно-технический потенциал).
A.M. Авдулов
АКСИОЛОГИЯ - в общем случае - учение о ценностях; при этом весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения — от естественно-
натуралистических до метафизически-религиозных. (См. ценности, философия, мировоззрение).
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ организации научного (в особенности, теоретического) знания, сущность которого состоит в выделении среди всего множества истинных высказываний об определенной предметной области такого его подмножества (аксиом), из которого логически следовали бы все остальные истинные высказывания (теоремы и единичные истинные высказывания). Идеал аксиоматического построения научного знания, начало реализации которого было положено построением геометрии в Древней Греции (VII — IV вв. до н. э.), оказался наиболее подходящим для организации систем математического знания, где огромный вес в познании принадлежит не только эмпирически-абстрагирующей деятельности рассудка, но и конструктивно-созидательной деятельности разума. В естествознании, социально-гуманитарных и инженерно-технических науках аксиоматический метод организации знания занимает подчиненное положение по сравнению с другими формами когнитивной организации. (См. доказательство, дедукция, теория, метод).
АКСИОМЫ — множество исходных положений теории, постулатов, законов, принципов, общих суждений о свойствах и отношениях ее базовых или производных абстрактных объектов. В рамках конкретной теории истинность ее аксиом принимается всегда конвенционально, условно, предположительно (как бы «в кредит»). Аксиомы большинства теорий являются синтетическими, фактуальными высказываниями (аксиомы естественно-научных, социально-гуманитарных и технических теорий). К ним предъявляются следующие методологические требования: 1) логическая независимость друг от друга (т. е. невозможность логического выведения любой аксиомы из остальных аксиом данной теории); 2) непротиворечивость (как каждой из аксиом, так и в отношениях между ними); 3) полнота (множество аксиом теории должно быть достаточным основанием для построения (в частности, логического выведения из них) всего остального мно- '
жества истинных утверждений данной теории о свойствах, отношениях и законах некоторой фиксированной области ее объектов. Особо важное значение соблюдение этих требований для аксиом имеет при исследовании структуры математических и логических теорий. Эти исследования осуществляются в рамках соответствующих металогических (металогика) или метаматематических теорий (метаматематика). (См. теория, доказательство, метаматематика).
АКТУАЛИЗМ — метод научного исследования исторически изменяющихся объектов, при котором настоящее их состояние выступает ключом к пониманию их прошлого. В соединении с постулатом униформизма, т. е. допущением, согласно которому основные законы изменения объектов едины и неизменны в течение всего времени их существования, принцип актуализма сыграл выдающуюся роль в становлении в XIX в. научной геологии (Ч. Лайель), а затем и научной биологии (Ч. Дарвин) путем построения соответствующих эволюционных теорий процессов исторического развития земной коры и видов живых организмов, населяющих ее. Следует иметь в виду, что в отличие от простых исторических реконструкций прошлого, эволюционные теории исследуют универсальные причинные механизмы и законы исторического развития (как путем прямого наблюдения этих сил в природе, так и методами эксперимента и математического моделирования) и, следовательно, без допущения принципов актуализма и униформизма сама формулировка их была бы попросту невозможна. По существу принцип актуализма является специфической формой выражения в науках, имеющих дело с исторически развивающимися объектами, более общего методологического принципа единообразия законов природы, лежащего в основе всего классического естествознания. (См. исторический метод познания, развитие, научная теория).
В.Г. Борзенков
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ - распространенный феномен в истории научного познания, ставший массовым явлением в современной науке, когда
практически во всех научных дисциплинах при описании и объяснении одних и тех же объектов, процессов, структур существуют не просто разные, а взаимоисключающие, противоречащие друг другу теории, парадигмы, научно-исследовательские программы. Природа этого феномена была понята только в неклассической философии науки как необходимое следствие трех факторов:
1) конструктивной природы теоретического мышления;
2) отсутствия абсолютного надежного, «окончательного» эмпирического и/или теоретического обоснования любых концепций;
3) ограниченно разрешающей способности любых конкретных и мысленных моделей по отношению к своему объекту.
Неполнота любых научных концепций была почти одновременно осознана, с одной стороны, в физике (корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности), а с другой — в математике (ограничительные теоремы К. Геделя). В силу антифундаментального характера процесса научного познания, выбор между альтернативными концепциями и предпочтение одной из них является, в конечном счете, итогом длительных и подчас драматичных научных дискуссий и «переговоров» между членами профессионального научного сообщества и выработкой определенного и, в принципе, никогда не окончательного научного консенсуса. (См. выбор альтернативных теорий, научный консенсус, история науки, парадигма).
АНАЛИЗ — один из важнейших методов научного познания, состоящий в расчленении предмета исследования, который на уровне созерцания всегда дан как некоторая целостность, на определенные составные части, элементы, аспекты, подсистемы и т. п. Общей философской предпосылкой анализа является принимаемое наукой положение, что целое всегда состоит из частей, содержание которых имеет существенное значение для бытия любого целого как определенного качества, отличающего его от других объектов. Расчленение объекта на определенные элементы (кото-
рые могут быть как вещественными, так и мысленными свойствами и отношениями) позволяет поставить вопрос о значимости (весе) и функциях каждого из элементов, их вкладе в общее содержание и поведение предмета научного исследования в целом (который может быть как объективно-эмпирическим, так и абстрактным, в том числе логическим или математическим (например, некоторой функцией или математической структурой). Аналитический подход к предметам познания является необходимым условием осуществления редукционистской стратегии научного исследования как одной из главных в науке. Анализ явлений и процессов — не самоцель науки, он является необходимой предпосылкой для осуществления такой важной задачи науки как интегрирование, синтез информации, полученной в ходе анализа. Соответствие такого синтеза наблюдаемым характеристикам предмета как целого является критерием истинности осуществленного анализа. (См. аналитическое знание, синтез).
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ - совокупность аналитических суждений, то есть таких, истинность которых зависит не столько от их содержания, сколько от логической формы («Человек есть человек», «Все тела протяженны», законы логики, все дедуктивные рассуждения). Критерием истинности аналитических суждений является приведение их в конечном счете к тавтологической форме «А есть А». Областями существенно аналитического знания в науке являются математика и логика. Бинарной оппозицией «аналитическому знанию» является «синтетическое знание» (См. синтетическое знание, логика, математика).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - очень широ кос и разнородное по содержанию течение современной философии (от логического позитивизма до герменевтики, постструктурализма, а также не поддающаяся рубрикация философская деятельность таких мыслителей, как Хайдеггер), объединенное идеей анализа различного рода общих понятий и философских *п концепций (на материале прежде всего истории фи-I" лософии) как главной и единственно полезной задачи
философии. Одной из основных установок аналитических философов является тезис: «Время философских систем как грандиозных метафизических синтезов закончилось и закончилось окончательно». В рамках этого течения соответственно трактуются и все проблемы философии науки (от логического до лингвистического анализа языка науки и различных концепций самой «философии науки»). (См. философия, метафизика).
АНАЛОГИЯ — одно из важных эвристических средств научного познания, когда на основе сходства двух предметов по каким-то одним свойствам, отношениям делается вывод об их возможном сходстве и по другим параметрам. Для повышения вероятности достоверности умозаключений по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы сравниваемые объекты были подобны в существенных свойствах, а не в чисто внешних или случайных признаках, а также к тому, чтобы связь между уже известными подобными свойствами и новым, предполагаемым свойством была закономерной, необходимой или высоковероятной. Так, на основе аналогии действия многих химических препаратов на животных и на человека делается вывод о применимости многих лекарств для изучения тех или иных болезней человека после успешного их применения для излечения соответствующих болезней у животных. На основе исследования аналогии основан метод моделирования в науке и технике, делаются различного рода прогнозы и т. д. (См. сравнение, моделирование).
АНТИИНТЕРАКЦИОНИЗМ - концепция соотношении философии и науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания, считают антиинтсракционисты, развивается по своей внутренней логике, и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для
них обеих. «Философия — не научна, наука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма. (См. позитивистская концепция соотношения философии и науки, диалектическая концепция соотношения философии и науки, трансценденталистская концепция соотношения философии и науки).
АНТИСЦИЕНТИЗМ — оппозиция сциентизму в мировоззренческой оценке познавательных возможностей науки и ее роли в жизни общества. Существует в двух формах: радикальной и умеренной. Радикальная форма сциентизма, исходя из амбивалентности науки, делает упор на ее когнитивных ограничениях и неизбежных отрицательных последствиях использования ее результатов в динамике общества (совершенствование военного оружия, в том числе создание средств массового уничтожения с непредсказуемыми последствиями для самого существования человеческого рода, техногенные катастрофы, непомерно возросшее экологическое давление на природу как неизбежное следствие технического и технологического прогресса, требующего огромных энергозатрат для своего поддержания, и др.). Антисциентисты подчеркивают также, что от имени «науки» всегда выступают все тоталитарные режимы, предлагая и осуществляя различные научные по форме, но антигуманные по сути программы социального переустройства мира (коммунизм, национализм, расизм, моноглобализм). Идеология антисциентизма используется в качестве одного из оснований ряда оппозиционных современной цивилизации социально-протестных движений (хиппи, антиглобализм, зеленые, духовно-религиозные практики Древнего Востока — буддизм, зороастризм и т. п.). Умеренная форма антисциентизма, выступая против сциентистской абсолютизации и гипертрофирования познавательных, социальных и практических возможностей науки, подчеркивает вместе с тем необходимую и незаменимую роль науки в обеспечении дальнейшего познавательного и социального прогресса, особенно в решении глобальных проблем современного человечества. (См. сциентизм).
АНТИЦИПАЦИЯ — предвосхищение субъектом будущих событий и состояний внешнего и внутреннего опыта; имеет своей основой либо прежний опыт причинно-следственных и многократно повторявшихся функциональных связей (см. экстраполяция), либо интегральную (и рационально трудно объяснимую) оценку сознанием возможного будущего (предчувствие, наитие, откровение, интуиция и т. п.). (См. над-сознательное, рефлексия).
АНТИЧНАЯ НАУКА — сплав сугубо научных интенций на фундаментальность, имперсональность, концептуальное моделирование с установками незрелого эмпиризма. Апология первых — в творчестве Пифагора, стоиков, элеатов, Платона, развивавших картину бытия-логоса, подпадающего под умозрение. Платон, как известно, рекомендовал подходить к вещам средствами одной мысли, не привлекая никаких чувств и пытаясь уловить сущность бытия самого по себе, во всей его чистоте, отрешившись как можно полнее от собственных глаз, ушей, всего своего тела. Апология вторых — в трудах Аристотеля, настаивавшего на опытной природе знания: обладание отвлеченным знанием в отсутствии опыта, познание общего без представления содержащего в нем единичного влечет ошибки, ибо дело приходится иметь с единичным.
Синтез умозрения и эмпиризма обусловил возникновение специфического типа науки в Античности: с одной стороны, соответствие гносеологическим стандартам научности математики, а с другой — стандартам донаучного (при отсутствии квантитавизации, проверочного эксперимента) натурфилософского естествознания. (См. исторические формы науки).
В.В. Ильин
АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП - одно из базовых утверждений современной космологии, согласно которому имеет место удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека. Эта приспособленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже малые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств 1и
Вселенной, при котором возникновение в ней человека было бы принципиально невозможно.
Л.В. Лесков
АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Основоположником современной научной, так наз. симиальной (от лат. «simia» — обезьяна) теории антропогенеза является Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и всесторонне обосновал ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Исследования в области антропогенеза, интенсивно проводившиеся в течение всего XX в., шли под определяющим влиянием эволюционных идей Ч. Дарвина, хотя противников у этих идей было (и остается) более чем достаточно. Эти исследования идут по трем главным направлениям: 1) уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео- и палеохронологической шкале; уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа; 2) выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезьяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе и трудовой деятельности, социальной организации и др.; 3) выработки общей теории происхождения человека или антропогенеза как сложного комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо вытекает из дарвиновской симиальной теории ан- тропогенеза. Что касается общей теории антропоге- неза, то ее основу в течение всего XX в. составляла
идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического (филогенетического) становления человека и человеческого общества, но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главные изменения, которые она претерпела, это переход от прямолинейного механистического понимания орудийной деятельности в качестве непосредственной детерминанты развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как одного из элементов целого комплекса детерминирующ"их факторов антропосоциогене-за, среди которых важнейшими являются такие, как язык, речь, сознание, религия, нравственность, ритуальная практика, инцест и др. (См. человек, эволюция).
В.Г. Борзенков
АНТРОПОЛОГИЗМ — 1) концепция предмета философии как общей теории Человека, его сущности, способов и смысла существования. Такое понимание философии идет от Протагора и софистов, которые противопоставили его концепции философии как общему учению о природе, Космосе и человеке как его части. В антропологизме человек понимается не натуралистически, а как личность, реализующая своим бытием определенное множество ценностей (Добро, Красота, Истина, Справедливость и др.). Такого понимания предмета философии придерживался и Сократ, разрабатывавший методы эксплицирования истинного содержания ценностей, которыми врожденно обладает каждый человек. Такими методами, согласно Сократу, являются майевтика, индукция и диалог. Антропологическая линия в понимании предмета философии была продолжена киниками, скептиками, стоиками, частью религиозных философов в Средние века. Мощное развитие антропологизм (в его секуляризированном варианте) получил в эпоху Возрождения и Новое время (Леонардо да Винчи, Паскаль, Монтень и мн. др.). Впоследствии антропологизм реализовался в формах экзистенциализма, философии жизни, философии культуры и др. (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, неокантианство, Бердяев, Шестов, До- _ стоевский, Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). Антрополо- 1и
гическое понимание предмета философии лежит в основе антиинтеракционистской концепции соотношения философии и науки, отрицающей их внутреннюю взаимосвязь вообще, либо ограничивающей ее связью философии лишь с социальными и гуманитарными науками; 2) установка на гуманитарное познание всех предметов, поиска их человекоразмерного смысла и значения. (См. человек, гуманитарное знание).
АПОСТЕРИОРНОЕ ЗНАНИЕ - знание, полученное в результате чувственного и эмпирического исследования предмета познания. Не существует абсолютного апостериорного знания, то есть знания, которое было бы получено без опоры на какие-то явно или неявно принятые когнитивные основания и предпосылки. Особенно очевидно это в отношении научного познания, любой акт которого всегда опирается на некоторую предпосылочную информацию, в том числе и априорного характера (например, математические и логические структуры). (См. априорное знание, эмпирическое и теоретическое).
АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость каждого акта восприятия от предшествующего накопленного конкретным субъектом жизненного опыта или/и от априорных условий самой возможности его осуществления (см. трансцендентальная апперцепция, идеогенез).
Априорное знание — знание, полученное не в результате опытного, эмпирического исследования предмета, а до него и независимо от такого исследования и вообще от содержания объективной действительности. Например, многие философы и ученые считают примером априорного знания математическое и логическое знание, особенно в его современной интерпретации. Прежде всего потому, что математику и логику — в отличие от естественных и социальных наук — можно рассматривать как аналитическое знание. Хотя, как известно, Кант, интуиционисты и конструктивисты интерпретируют логическое и особенно математическое знание как синтетическое априорное знание. Более неоднозначно в философии решается вопрос о возможности и допустимости априорного знания в естествознании. Здесь наиболее
уместным считается говорить о существовании относительно априорного знания. Например, по отношению к новым эмпирическим и теоретическим исследованиям все прежнее научное знание является априорным, так как не только получено до и независимо от новых исследований, но и во многом направляет их. Наиболее трудным вопросом является то, возможно ли и существует ли абсолютное, предшествующее всякому возможному опыту, априорное знание. Но и среди тех, кто признает существование абсолютного априорного знания, существуют серьезные разногласия о природе такого знания («врожденное знание» Платона, наиболее простые и очевидные формы созерцания и категории рассудка Канта, Абсолютная саморазвивающая себя Идея Гегеля и др.). Поиск абсолютного, но при этом минимального по содержанию априорного знания представляется вполне правомерным, если исходить из того, что бесструктурного сознания и мышления не может быть по определению. В полной мере это относится и к чувственному, и к эмпирическому сознанию и познанию. (См. апостериорное знание, сознание, знание).
АРХАИКА — рецептурно-эмпирическое, утилитарно-технологическое знание, функционировавшее как набор индуктивных генерализаций и прикладных навыков.
Архаичное знание древнего мира (Майя, Китай, Египет, Индия, Ближний Восток) — преддверие науки. Не выражая подлинных законов, оно вместе с тем ориентировано на выявление, постижение столь существенных для процесса наукообразовапия связей, как каузальные. Индуктивные генерализации, в конце концов, приводят к установлению импликативных отношений «если... то», что оказывается удаленной предтечей закона. Технические навыки, имеющие норматив!ю-инструктивный статус (организующие деятельность субъекта с объектом, в чем сказывается отличие знания-технологии от знания-созерцания) эффективны при опоре на подлинные (сущностью необходимые) отношения действительности, а потому складываются на основе вычленения последних. Это способствует прогрессу типично научной установки
на раскрытие, воспроизведение законообразныхчерт мира. В историческом времени данный гносеологический процесс совпадает с расцветом древнегреческой культуры. (См. исторические формы науки).
В.В. Ильин
АРХЕТИП — категория, обозначающая фундаментальные психические структуры, укорененные в «коллективном бессознательном», поэтому выступающие по отношению к сознанию отдельных индивидов как априорное знание (например, установка на созерцательно-эстетическое восприятие действительности у древних греков, или деятельностная установка у немцев и англичан в Новое время и т. п.). Особенно активно понятие архетипа используется в гуманитарном познании при исследовании различных аспектов культуры, ее развития и функционирования, позволяя объяснить ее устойчивость и возможность взаимопонимания среди представителей одного типа культуры. (См. бессознательное, сознание).
АТТРАКТОР — структура (функция), задающая (определяющая) устойчивое состояние любой системы. (См. синергетика, нелинейное мышление).
БАЗИС ОБОБЩЕНИЯ — совокупность посылок обобщения. В качестве посылок обобщающей процедуры могут выступать: протокольные предложения, фиксирующие факты эмпирического наблюдения; суждения об абстрактных представителях классов (для «правила Локка»); формулы со свободной переменной, по которой производится обобщение; понятия, понятийные конфигурации, теории. (См. эмпирическое знание, теоретическое и эмпирическое, факт (научный).
Ф.В. Лазарев
БЕСПАТЕНТНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - передача «ноу-хау» (знаний, не защищенных правами промышленной собственности) для использования. Секрет производства («ноу-хау») — техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного использования третьими лицами, если: информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности. (См. интеллектуальная собственность, патент).
Г.В. Бромбсрг
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — категория для обозначения одного из уровней сознания, имеющего огромное значение для понимания функционирования сознания как целого, а также для поведения как отдельного человека, так и социальных систем различных масштабов. В научный обиход ввел в научный обиход 3. Фрейд, изучая психоаналитическими методами
различные случаи девиантного поведения личности. По Фрейду, индивидуальное бессознательное представляет собой наиболее глубинный и генетически первичный уровень человеческой психики, имеющий частично биологическую и частично социальную природу, основными регуляторами которого являются половой и питательный инстинкты. Формой существования и проявления последних в сознании являются глубинные ценностные ощущения индивида (как отрицательные — дискомфорт, неуверенность, так и положительные — ощущение защищенности, абсолютной уверенности, положительной предрасположенности и др.). Бессознательное оказывает влияние на все другие уровни психики человека и сферы сознания (чувства, волю, познание). По аналогии с индивидуальным бессознательным и в дополнение к нему К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного» как одного из уровней социального (общественного) сознания. Оно активно используется в философии культуры, философской антропологии, истории. В частности, в качестве его репрезентации в теории этносов может быть рассмотрено понятие «пассионарность». В концепциях философии науки-понятия «личностного знания» М. Полани, «психо-космо-логоса» Г. Гаче-ва и «неявного знания». (См. сознание, архетип).
БИОЛОГИЯ — совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и отношений на Земле. Впервые термин был предложен одновременно и независимо друг от друга в 1802 г. выдающимся французским ученым Ж.Б. Ламарком и немецким натурфилософом Т.Р. Тревиранусом. Хотя биология относится к числу старейших научных дисциплин, сложность и разнообразие форм живых организмов долгое время были серьезным препятствием на пути формирования научного видения живой природы как единого целого. Только в 1735 г. К. Линней с помощью предложенной им бинарной номенклатуры построил первую искусственную классификацию всех известных тогда растительных и животных организмов. В XIX в. этот процесс был продолжен вначале Т. Шванном (1839) в его клеточной теории строения ZD живых организмов, а затем Ч. Дарвином (1859), дока-
завшим в теории естественного отбора историческое единство всего живого на Земле. Важным этапом на пути развития общей биологии стал 1900 год, когда независимо тремя авторами были переоткрыты законы Г. Менделя и положено начало развития ГЕНЕТИКИ — науки, исходящей из положения о существовании единых материальных носителей наследственных свойств всех живых организмов и единого механизма их передачи по поколениям по линии «предок-потомок». В 1944 г. была раскрыта химическая природа «вещества наследственности» (ДНК), а в 1953 г. — раскрыта его структура в виде известной теперь всем двойной спирали, благодаря которой ДНК выполняет свои уникальные информационно-управляющие функции (репликация, трансляция, транскрипция) в жизни любой клетки, любого живого организма. Так началась эра «молекулярной биологии», добившейся с тех пор необычайных успехов, имеющих уже сейчас огромное практическое значение (развитие биотехнологии).
Наряду с этим в первой половине XX в. шла интенсивная обобщающая работа и на «надорганизменных уровнях» организации живого. Осознание того обстоятельства, что именно популяция (т. е. группа близкородственных организмов) является элементарной единицей эволюции, а затем объединение в рамках такого подхода дарвиновской идеи естественного отбора и идей корпускулярной (менделеевской) генетики привели в конечном счете к современной синтетической теории эволюции — крупнейшему теоретическому достижению биологии наших дней. Параллельно шла разработка учения и о более высоких уровнях организации жизни на Земле: экосистемах (А. Тенс-ли, 1935), биогеоценозах (В.Н. Сукачев, 1942), о биосфере в целом (В.И. Вернадский, 1926). В результате этих усилий было достигнуто понимание жизни как многоуровнего, но единого целого, а биология стала пониматься как наука о живых системах на всех уровнях их сложности — от макромолекул до биосферы в целом. Однако все попытки продвинуться в этом направлении еще глубже наталкиваются на факт непримиримых разногласий в среде современных биологов по вопросам природы жизни, генеральных стратегий ее научного познания и путей формирования общей 21
(теоретической) биологии. Так, одни авторы связывают будущее теоретической биологии преимущественно с развитием комплекса наук, изучающих молекулярные, физико-химические основы жизни, и именно в физике1 видят теоретическую основу классической (описательной) биологии. Другие — с дальнейшей разработкой идеи системной организации живой природы, построением общей теории биологических систем как главной и завершающей цели всей работы по теоретизации биологических наук. Но подавляющее большинство практически работающих биологов продолжает считать эволюционный подход и эволюционную теорию (т. е. теорию естественного отбора Ч. Дарвина в ее современной генетической интерпретации) стержнем и основой уже созданной и существующей теоретической биологии. (См. дарвинизм, жизнь, генетика, социобиология).
В.Г. Борзенков
БИОФИЛОСОФИЯ — вариант натуралистически ориентированной философии, исходящей из убеждения, что исходным и центральным при решении мировоззренческих, нравственных и эпистемологических проблем должно быть понятие ЖИЗНИ в его научно-биологической интерпретации. Биофилософия в этом смысле достаточно четко обозначилась уже в конце XIX в. под влиянием и на базе дарвинизма. Не только вопрос о возникновении человека и человеческого общества был поставлен в контекст дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора, но и более тонкие вопросы, традиционно разрабатывавшиеся как сугубо философские, например, вопрос о природе научной истины, о происхождении и природе морали и др., начали рассматриваться в контексте биологической теории адаптивной эволюции. Эта тенденция, пережив в первой половине XX в. некоторое затишье, затем, под влиянием успехов развития биологической науки середины века, с необычайной силой и размахом возродилась в последней трети XX в. В настоящее время имеются, по меньшей мере, три самостоятельные, но взаимосвязанные области исследования, из которых складывается биофилософия: 1) исследования в области философских проблем
биологии, или философии биологии, со всей очевидностью демонстрирующие специфику этих проблем, вытекающую из специфики жизни как предмета научного познания; 2) исследования в области биологических основ всего, что связано с человеком и человеческой культурой, опирающиеся на мощный аппарат современной общей, молекулярной и популяционной генетики и синтетической теории эволюции (и, разумеется, целого ряда других биологических дисциплин, особенно, нейробиологии человеческого мозга), породивших такие дисциплины, как биополитика, биоэтика, биоэстетика, социобиология, эволюционная эпистемология и др.; и 3) направление, имеющее, в свою очередь, как бы два вектора интересов, один из которых связан с исследованием феномена жизни под более общим углом, чем это характерно для самой биологии (скажем, в рамках кибернетики и синергетики), а другой, напротив, с переносом понятий, наработанных при исследовании жизни, на весь класс сложных природных, социальных и культурных систем, в том числе и на Вселенную в целом. На этом пути возникли и продолжают продуцироваться различные концепции и модели «самоорганизующейся Вселенной», «глобального эволюционизма» и др. варианты современных универсалистских построений и мировых схематик, у истоков которых лежат результаты научного анализа и философского осмысления феномена жизни. (См. биология, философия, философия науки).
В.Г. Борзенков
БИОЭТИКА — область знания, изучающая этико-правовыс проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. Термин впервые был предложен в 1969 г. американским научным журналистом У. Поттером, понимавшим биоэтику в духе этического натурализма, как доктрину, ставящую в качестве высшего морального требования сохранение жизни на Земле. Впоследствии, однако, этот термин, как и сходный с ним по значению термин «биомедицинская этика», стал применяться главным образом для обозначения медицинской (или врачебной) этики на современном уровне ее развития. От традиционной медицинской этики биоэтику отличает то, что после-
дняя не является корпоративной этикой профессионального сообщества, — на смену патерналистским установкам во взаимоотношениях между врачом и пациентом, характерным для традиционной медицинской этики, приходит принцип уважения личности пациента (или испытуемого, если речь идет о биомедицинском эксперименте на человеке). Этот принцип конкретизирует применительно к практике биомедицины идею Канта о том, что каждая личность — самоцель и ни в коем случае она не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Соответственно происходит перераспределение прав и обязанностей во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Так, принцип информированного согласия требует, чтобы каждое медицинское вмешательство (диагностического, профилактического, лечебного или исследовательского характера) проводилось на основе добровольного и осознанного согласия того, на кого оно направлено. Другой причиной появления биоэтики стало распространение новых медицинских технологий, позволяющих осуществлять глубокие и интенсивные воздействия на телесность и психику человека. Трансплантация органов и тканей человека; современные методы искусственной репродукции (оплодотворение в пробирке с последующей пересадкой эмбриона в утробу матери; т. наз. «суррогатное материнство» — вынашивание плода, зачатого от одной женщины в утробе другой); методы жизнеподдерживающего лечения, позволяющие продлевать в течение многих месяцев и даже лет основные жизненные процессы в теле человека навсегда потерявшего сознание; перспективы вмешательства в генетические структуры человека в целях генодиагностики и генотерапии и т. п. — все это остро ставит новые филос. и этические проблемы. В их числе — идентичность человеческого существа, определение начала и конца человеческой жизни, приемлемость различных критериев смерти человека, в частности критериев полной мозговой смерти и смерти высшего мозга при продолжающейся деятельности систем дыхания и кровообращения, право собствен- ности на генетическую информацию о человеке и
защита ее конфиденциальности. При решении всех этих и многих других биоэтических проблем, которые имеют общечеловеческую значимость, далеко выходящую за рамки биомедицины, самую существенную роль играют культурно-исторические традиции, разнящиеся в разных странах и регионах мира, в разных религиозных учениях. Вследствие этого для поиска конкретных решений обычно бывает недостаточно опыта, знаний и компетенции одних лишь профессионалов — социальна и культурно приемлемыми могут стать только те решения, которые получены в ходе широких общественных дискуссий, позволяющих определить и согласовать ценности и интересы различных социальных групп.
Биоэтика — это междисциплинарная область знания, в развитии которой участвуют философы, медики, биологи, юристы, теологи, культурологи и т. п., ее высокая практическая действенность во многом обусловлена тем, что в ходе ее развития были предложены и отработаны доказавшие свою эффективность структуры и механизмы морально-этического контроля в сфере биомедицины, такие, например, как этические комитеты, которые создаются при научно-исследовательских учреждениях, проводящих эксперименты на человеке и на животных. Любое конкретное исследование, предполагающее такие эксперименты, в обязательном порядке должно получить одобрение соответствующего этического комитета, в составе которого наряду с профессионалами должны быть представлены и тс, кто независим от интересов профессионального сообщества. Биоэтическая проблематика занимает все более заметное место в деятельности международных организаций — не только медицинских, таких, как Всемирная Организация Здравоохранения и Всемирная Медицинская Ассоциация, по и ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, которые разрабатывают нормативные документы, регулирующие практику здравоохранения и проведение биомедицинских исследований. (См. этика науки, этос науки).
Б.Г. Юдин
БИФУРКАЦИЯ — нарушение устойчивости эволюционного режима системы, приводящее к возникно- 25
____________________ БНШУРККДЦНЯ
вению после точки бифуркации квантового спектра альтернативных виртуальных сценариев эволюции. Вследствие потери системой устойчивости в зоне бифуркации фундаментальную роль приобретают случайные факторы. Это обстоятельство имеет важное значение в процессах социокультурной динамики и приводит к новому, нелинейному пониманию соотношения необходимости и свободы воли. В рамках нелинейного мышления свободу следует понимать не как осознанную необходимость, а как возможность выбора среди виртуальных альтернатив, но одновременно и нравственную ответственность за этот выбор. (См. синергетика, нелинейное мышление).
Л.В. Лесков
БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ — сингулярность пространства — времени, приведшая к возникновению 13,7 миллиардов лет назад и последующей эволюции нашей Вселенной. Согласно стандартной космологической модели, Вселенная возникла как результат этой сингулярности. Теоретическим обоснованием этой теории явилось решение нестационарных уравнений относительности, полученное в 1922 г. А.А. Фридманом. В пользу этой теории свидетельствуют два экспериментальных факта. Во-первых, это открытие разбега-ния далеких галактик, сделанное в 1929 г. на основании регистрации красного смещения в спектрах их излучений. Во-вторых, это открытие реликтового фонового излучения с температурой 3,5° К, равномерно заполняющего космос. Это открытие было сделано в 1964 г. А. Пензисом и Р. Вильсоном. В 1948 г. Г. Гамов теоретически показал, что если на ранних стадиях после Большого взрыва Вселенная была очень горячей, то впоследствии в процессе ее расширения свободный фотонный газ должен был охладиться примерно до 5" К, что и наблюдалось в экспериментах. Согласно современным космологическим теориям возникновение Вселенной явилось следствием фазового перехода квантового вакуума. Ее первоначальные размеры соответствовали планковским масштабам — 10~33 см., 10~43 см. А. Гут, С. Хокинг, А.Д. Линде пока- зали, что в промежуток времени от 10~34 сек. до 10~32 сек. Вселенная испытывала стадию сверхбыстрого, или ин-
БРЕННСТНРМИНГ __________________
фляционного, расширения, когда ее размеры увеличились в 1030 раз. В процессе расширения Вселенной началось формирование элементарных частиц, а ко времени порядка 100 миллионов лет — звезд и галактик. (См. эволюция, космос, космология).
Л.В. Лесков
БРЕЙНСТОРМИНГ («мозговой штурм») — один из эффективных методов стимуляции творческого мышления, разработанной А. Осборном. Широко применяется для решения сложных проблем, особенно технических изобретений.В основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз творческого процесса: генерирования идей и их критической оценки, которые обычно бывают слиты. В классическом «мозговом штурме» группа специалистов делится на две команды: генераторов и критиков. Участники «мозгового штурма» должны придерживаться следующих правил: 1) строго соблюдать двухфазность процесса; 2) предлагать как можно больше идей; 3) настраиваться на генерирование самых «диких предложений»; 4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, считать все высказанные идеи достоянием команды. За соблюдением этих достаточно жестких правил следит специально обученный (или прирожденно-способный к этому) ведущий, от которого во многом зависит окончательный успех. Было установлено, что наилучшая продуктивность в использовании данного метода достигается при решении изобретательских задач. А также тех, которые имеют одно правильное решение. При этом эффективность метода возрастает is научных коллективах, в составе которых есть полный набор основных научных ролей: эрудит, критик, генератор, систематизатор, а также в группах, состоящих из специалистов, работающих в смежных областях и дополняющих друг друга по своим знаниям и профессиональному опыту. (См. психология науки, научное творчество). 2/
БЫТИЕ — одна из базовых категорий философии, обозначающая реальность, противостоящую сознанию, находящуюся вне его и являющуюся предметом его теоретического (познавательного) и практического освоения (присвоения). С гносеологической точки зрения бытие — один из конструктов сознания, его абстрактных объектов, продукт самополагания сознанием своего собственного содержания в качестве отчужденного от себя и самостоятельного «в себе» объективного продукта. Содержанием бытия является, прежде всего, объективный, «внешний мир», данный в чувственном опыте субъекта познания. Этот вид бытия часто называется «материей». Другим видом бытия является объективированный «внутренний мир» субъекта, опыт его саморазличений, идентификаций и рефлексии. Этот вид бытия называется «психикой». Различают также имманентное (сознанию) и трансцендентное бытие. Имманентное бытие суть все то, что может быть или является результатом объективирования содержания чувственной или рациональной сфер сознания. Соответственно, это чувственно-наблюдаемая (материальная) или трансцендентальная, умопостигаемая реальности. Все, что выходит за пределы возможностей и разрешающих способностей чувственной и рациональной ступеней сознания и, тем не менее, может обладать существованием, называется трансцендентной реальностью (Бог, мир религиозной реальности и т. п.). Трансцендентная реальность создается актом веры, а способами контакта с ней и удостоверения ее существования выступают не общезначимые познавательные процедуры, а внутреннее субъективное переживание, откровение, экстаз, мистические видения и оккультная практика. Среди важнейших видов бытия различают также мир вещей и мир идей (как проформ или возможностей мира вещей). Мир вещей изменчив, текуч, временен, пространственен. Мир идей, напротив, инвариантен, устойчив, вечен, внепрост-ранственен. Установить корреляцию между элементами этих двух миров — основная задача научного познания. Наконец, важнейшим различением в мире бытия выступают, с одной стороны, действительный,
актуальный, реализованный мир и мир, состоящий из объективных возможностей, мир потенций. Очевидно, что действительный мир всегда есть лишь ничтожно малая часть реализации мира возможностей, обладающего абсолютной полнотой бытия. (См. сознание, опыт, не-Я).
ВАКУУМ — в житейском понимании пустота, отсутствие реальных частиц. В квантовой механике вводится понятие физического вакуума как основного состояния квантовых полей, обладающих минимальной энергией и нулевыми значениями импульса, углового момента, электрического заряда, спина и др.
Физический, или квантовый, вакуум также не является пустотой: он содержит виртуальные частицы, которые рождаются в нем за промежутки времени порядка 10~22 сек., как следствие квантовых флуктуации в соответствии с соотношениями неопределенности Гейзенберга. Хотя индивидуально виртуальные частицы (электроны, протоны и др.) наблюдать нельзя, как ансамбль они оказывают приборно регистрируемое воздействие на свойства реальных частиц.
Вакуум — фундаментальное понятие, т. к. его свойства определяют свойства всех относительных состояний материи. Все, что происходит в нашем мире, обусловлено, в конечном счете, изменениями геометрических характеристик квантового вакуума. (См. физика, картина мира).
Л.15. Лесков
ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ - одна из догм раннего логического позитивизма (Нейрат, ранний Витгенштейн, Шли к и др.), согласно которой любое научное понятие и любое научное высказывание должны выдерживать независимую проверку на обладание научным значением и истинностным содержанием. В качестве средства верификации предлагалась логичес-
для верификации научного значения различных эмпирических и теоретических высказываний в науке путем редукции к элементарным, исходным эмпирическим высказываниям (протокольным предложениям). Методологический и логический анализ реального научного знания показал, что требование верификации применимо к научным понятиям и высказываниям лишь частично, особенно к теоретическому знанию, многие объекты которого имеют идеализированный, а потому чувственно невоспри-нимасмый характер. (См. верификационизм, теоретическое и эмпирическое, джастификационизм, фальси-факиционизм).
ВЕЩЕСТВО — одна из разновидностей материи, главное свойство которой, согласно представлениям современной науки, заключается в том, что оно состоит из элементарных частиц. При этом структурными элементами самих элементарных частиц являются еще более фундаментальные объекты — кварки и лепто-ны. Кварки — это гипотетические материальные объекты, из которых состоят протоны и нейтроны, являющиеся наряду с электронами основным типом элементарных материальных частиц. Кварки обладают спином S и дробным электрическим зарядом как положительным, так и отрицательным. В свободном состоянии кварки не наблюдаются; они удерживаются внугри протонов и нейтронов посредством обмена глюонами (glue по-английски означает клей, склеивать) — безмассовыми частицами со спином 1. Теория, описывающая свойства и поведение кварков, называется квантовой хромодинамикой, т. к. глюоны обладают специфическим квантовым числом — «цветом». Эффект удержания кварков внутри элементарных частиц, или конфайнмента, — это принципиально новое явление природы.
Известно четыре типа фундаментальных взаимодействий, которые связывают между собой элементарные частицы (гравитационные, электромагнитные и ядерные — сильные и слабые). Но если протоны и нейтроны участвуют во всех четырех 32 типах взаимодействий, то леитоны (электроны,
мюоны, нейтрино и др.) сильным взаимодействием не обладают.
Объединяясь, прогоны, нейтроны и электроны образуют атомы — всем хорошо известный основной структурный элемент вещества. Масса протона равна 1.67Т0"-1 г., электрона 9, НО"-8 г., масса нейтрона отличается от массы протона незначительно. Протоны и электроны являются стабильными частицами; время жизни свободного нейтрона, т. с. вне атомного ядра, около 15 мин. (См. материя, энергия, поле).
Л.В. Лесков
ВЕРОЯТНОСТЬ - степень (мера) возможности, точное определение которой задается в аксиоматическом исчислении вероятностей, впервые построенным русским математиком А.Н. Колмогоровым. Имеет несколько содержательных интерпретаций, каждая из которых удовлетворяет аксиоматическому определению вероятности. Это: 1) вероятность как значение частоты (или предела частоты) появления какого-либо определенного события среди класса других событий (Р. Мизес, Г. Рейхенбах); 2) вероятность как степень объективной возможности наступления некоторого события (степень его предрасположенности к этому) при реализации определенной ситуации (М. Смолу-ховский, В. Гейзенберг, К. Поппер); 3) вероятность как логическое отношение между высказываниями, как степень частичной выводимости одного из другого (в частности, как степень подтверждения некоторой гипотезы эмпирическими данными) — Р. Карнап и др.; 4) вероятность как степень уверенности рационального субъекта в наступлении какого-либо события или в истинность какой-либо гипотезы (Л. Сэвидж, Бруно дс Финетти). Каждая из этих интерпретаций является законной, так как удовлетворяет исчислению вероятностей. (См. возможность, интерпретация, случайность).
ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА - магемагико-логи-ческая система, моделирующая традиционное понятие формальной логики — отношение подтверждения одного высказывания другим(и) как вероятностную функцию. Поскольку подтверждение теории данными опыта есть индуктивное умозаключение от частного к общему, постольку вероятностная логика счи- 33
тается современной формой индуктивной логики. Одну из наиболее развитых систем вероятностной логики разработал Р. Карнап. В отличие от Рейхенба-ха, он строит ее как систему, оценивающую не степень истинности, а степень выводимости с (h, с) одного высказывания h (называемого «гипотезой») по отношению к другому высказыванию е (называемого «данными»). Термины «гипотеза» и «данные» в системе Кармана имеют не буквальный, а метафорический смысл, намекающие на возможную область применения функции с. В принципе h и е — это любые два высказывания в некотором языке L. Карнап ввел новые, обобщенные понятия «дедукции» и «индукции». Дедукция, согласно Карнапу, это такой тип логического отношения между двумя высказываниями р и q, когда р или логически следует из q или противоречит ему. В первом случае степень выводимости р из q оценивается значением 1, во втором — 0. Все остальные случаи логического отношения между высказываниями р и q, когда ни одно из них не следует из другого, но и не противоречит одно другому, Карнап называет индуктивными. Индукция (или «степень подтверждения») — это обобщение понятия дедукции с помощью интерпретации отношения выводимости как вероятностной функции. Дедукция в таком случае есть частный случай индукции, а дедуктивная логика — частный случай индуктивной логики. Задача индуктивной логики — разработка чисто логического метода однозначной оценки степени выводимости одного высказывания по отношению к любому другому. Хотя Карнап показал, что степень выводимости действительно может быть проинтерпретирована как одна из моделей формально-аксиоматического определения вероятности (для различения двух интерпретаций вероятности: как относительной частоты и как степени выводимости. Карнап даже предложил ввести для них специальные обозначения: «вероят-ность1» и «вероятность2»). Однако, ему не удалось решить ряд основных проблем индуктивной логики. Во-первых, предложенный Карнапом метод вычисления степени подтверждения работает только в языках с одноместными предикатами и потому возможность его применения к реальным научным языкам для рс-
шения проблемы подтверждения научных теорий фактами, то есть для решения подлинной проблемы индукции, является в высшей степени проблематичной. Во-вторых, предложенный Карнапом метод определения с (h, с) даст разные ее значения для языков с разным количеством предикатов, а потому всегда поднимает отнюдь не чисто логический вопрос об основаниях выбора того или другого языка. При таком подходе не только неправомерно считать отношение степени выводимости чисто аналитическим, но и вообще ставится под вопрос универсальность законов логики. Наконец, в-третьих, точное знание степени выводимости абсолютно ничего не говорит нам о степени (вероятности) истинности «выводимого» высказывания из истинных посылок, так как никогда не позволяет нам отделять его от своих посылок. Каков тогда вообще практический смысл такой логики? Она оказалась теоретически интересным расширением (обобщением) дедуктивной логики, но абсолютно бессильной в решении традиционной гносеологической проблемы индукции и ее роли в научном познании. (См. логика, подтверждение, индукция).
ВНЕНАУЧНЫЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ - исторически сформированные и социально закрепленные формы дискурсной информации, не отвечающей в полной мере критериям научности, но имеющей не менее важное, чем научное знание, практическое значение для адаптивного существования как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Это — обыденное знание, литература (проза, поэзия), мифология, как специфическая форма организации и функционирования ценностного сознания, религия, философия, идеология. Некоторые из них, такие как обыденное познание, хотя и имеют донаучное происхождение, но при этом более универсально используются в процессе познания и коммуникации, нежели наука. Другие, такие как искусство, философия, религия, столь же партикулярны, как наука, столь же важны как она и в принципе не сводимы друг к другу. Они отличаются от науки прежде всего тем, что репрезентируют в отличие от нее не предметно-атрибутивную, а ценностную сферу сознания. Вненаучные ии
формв1 знания отличаются от науки и друг от друга прежде всего целями, средствами и способами репрезентации и утверждения информации. Все они находятся друг по отношению к другу и к научному знанию в отношении дополнительности, выполняя свои необходимые функции в целостном ансамбле человеческого сознания. (См. знание, информация, сознание).
ВОЕННЫЕ НАУКИ — комплекс дисциплин, направленных на разработку военных доктрин, планирование и успешное проведение военных операций, строительство военной инфраструктуры, повышение боеготовности армии, качественную подготовку рядового и командного состава, проектирование, разработку и испытание новых образцов вооружения и военной техники и др. Основные методологические категории военных наук: планирование военных операций, эффективная защита от нападения вероятного противника, стратегия и тактика успешных военных действий, военная педагогика, военный конфликт и др. (См. государство, политика, техника, инженерные науки, управление).
ВОЗМОЖНОСТЬ — одна из важнейших категорий философии, имеющая в качестве своих бинарных оппозиций понятия «действительность» и «необходимость». По отношению к действительности, к тому, что актуально существует, возможность выступает как предшествующее ей состояние, как «додействитсль-ность». Будучи понимаема не в логически-виртуальном, а в реальном, объективном смысле, возможность является специфическим видом объективного бытия, которое греки впервые обозначили как особый мир потенций, который первичен по отношению к действительному, материальному миру, представляющему собой лишь ничтожно малую, реализованную часть бесконечного мира потенций, мира вечного, неизменного, абсолютного в своей полноте, структурном и функциональном многообразии (В.В. Налимов). Вопрос о возможности в науке интересен как в онтологическом отношении, так и в гносеологическом — в 00 смысле разведения предметов эмпирического и тео-
ретического знания. Так, в последние годы В. Гейзен-берг был склонен считать, что в то время как предметом эмпирического познания является действительный мир, предметом теорий (квантовой механики, в частности) является мир возможностей, мир потенций. В несколько ином контексте подобную мысль высказывают математики, трактуя последнюю как науку об абстрактных структурах (Н. Бурбаки), оппозициони-руя их от реальных, физических структур. В этом плане интересной представляется мысль интерпретировать мир объективных идей Платона или объективного мышления Гегеля как мир объективных возможностей (у Гегеля — развивающихся при этом) или как сущностный мир, мир по истине, в отличие от действительной, эмпирически наблюдаемой реальности. Объективные возможности могут различаться количественно, иметь различный (больший или меньший) вес или меру. В этом случае вероятность и есть не что иное, как количественная мера возможности и является, как и последняя, диспозиционной характеристикой действительных явлений и процессов. В эмпирическом, действительном мире вероятность реализуется, репрезентирует себя в виде относительной частоты. Другая бинарная оппозиция возможности — необходимость может рассматриваться, с одной стороны, в качестве ее частного случая как возможность, имеющая максимальный вес (значение), равное 1, либо как дополнение к возможности, если из континуума численных значений последней исключить значения О и 1. Тогда весь универсум предстанет в виде трех взаимно-непересекающихся множеств (мир невозможного, мир возможного и мир необходимого). (См. вероятность, необходимость, случайность).
ВРЕМЯ — одно из базовых понятий философии и науки. Развитие представлений о времени в различных областях науки, особенно в физике, оказало большое влияние на философские концепции времени. Категория времени выражает проявления бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и покоящихся на них отношениях «раньше, чем...», «позже, чем...», «одновременно с...». Время неразрывно связано с изменением. Без изменений, т. е. без про- о/
цессов, нет времени. Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Оно относительно независимо от них в том смысле, что время относится к изменению так же, как числа относятся к нумеруемому. Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека. Человек не только познает время, но и переживает его, отчасти управляя им. Время вплетено во все сферы бытия — потому определенное истолкование времени входит в различные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, обыденное повседневное сознание. Время является измеряемым. Процессы, используемые для его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, биологические ритмы, исторические эпохи, процесс счета. Человек конструирует специальные приборы для измерения времени, называемые часами (часы песочные, солнечные, механические, атомные, лазерные и т. д.). Процедура измерения осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того чтобы можно было приложить эталон к измеряемому времени. В физике появились высоко абстрактные модели времени, которые далеко отстоят от конкретного бытия как природы, так и человека. В них время репрезентируется множеством моментов, на которые наложена определенная система отношений между ними. Все моменты имеют одинаковый статус существован