Правоохранительные органы в целом и органы внутренних дел являются активными участниками правореализующей управленческой деятельности государства [2, с. 322].
Различные формы реализации правовых норм находятся в тесном взаимодействии, поскольку нормы права регулируют общественные отношения комплексно, а не посредством только одного вида правового предписания. Исполнение одних юридических норм часто сопровождается соблюдением других, запрещающих совершать определенные действия, и т. п. В этой связи органы внутренних дел, другие правоохранительные органы являются субъектами правореализации во всех ее формах. К примеру, применение норм уголовного или административного права всегда связано с необходимостью соблюдения норм, содержащих требования законности в ходе применения, норм, регламентирующих компетенцию соответствующих правоохранительных органов, и т.д. Сочетание различных форм реализации правовых норм в деятельности органов внутренних дел прослеживается при осуществлении ими различных видов деятельности: в процессе контроля за соблюдением запрещающих норм в сфере охраны общественного порядка, в ходе профилактики, выявления, пресечения преступлений и административных правонарушений, ведения административного процесса, проведения розыскных мероприятий, при оказании помощи гражданам в осуществлении ими своих прав [2, с. 322].
Однако наиболее специфической формой реализации правовых норм в деятельности органов внутренних дел является правоприменение. Применение юридических норм, в сущности, составляет основное содержание деятельности этих органов.
Применение права как форма его реализации - это особый вид социальной деятельности, который предполагает наличие у его исполнителей специальных правомочий, юридических знаний и определенного практического опыта [2, с. 323].
Всестороннее знание сотрудниками органов внутренних дел различных аспектов этой формы правореализации, ее особенностей предопределяет эффективность всей их деятельности. Глубокое понимание значения каждой стадии процесса правоприменения, умение их разграничивать и проводить соответствующие процессуальные действия - необходимое условие успешного разрешения юридических дел в рамках строгой законности.
Правоприменительная деятельность органов внутренних дел осуществляется в двух основных направлениях. Первое направление обусловлено необходимостью осуществления внутриорганизационных мероприятий, связанных с выполнением возложенных на эти органы задач. Они состоят прежде всего в определении оптимальной внутренней структуры органов, в целесообразном их построении, в организации планомерного функционирования всех структурных подразделений. Указанная деятельность обусловлена, с одной стороны, необходимостью выполнения нормативных установлений вышестоящих органов (Президента, парламента, правительства), а с другой- реализацией своих, ведомственных нормативных правовых актов, изданных (принятых) в развитие актов вышестоящих органов [2, с. 323].
Эта сфера применения правоохранительными органами юридических норм охватывает служебные отношения по подготовке, подбору и расстановке кадров, поддержанию необходимого уровня их профессионализма, физической подготовки, определению порядка деятельности сотрудников, взаимодействия служб и подразделений. В данную группу входят организационно-управленческие действия соответствующих должностных лиц по обеспечению порядка, служебной дисциплины и т. д. В указанных случаях применяются нормы, определяющие порядок зачисления в кадры МВД, назначения на должность, перемещения по службе, присвоения специальных званий, направления на обучение, сборы и курсы по переподготовке, увольнения со службы, предусматривающие меры поощрения и дисциплинарного взыскания. Такие нормы содержатся, например, в Положении о прохождении службы в органах внутренних дел, в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел, утвержденных Президентом страны, в других нормативных правовых актах [2, с. 323].
Субъектами указанного вида правоприменительной деятельности являются руководители всех уровней, кадровые аппараты и некоторые другие службы системы органов внутренних дел.
Другое основное направление правоприменительной деятельности органов внутренних дел связано с непосредственным практическим осуществлением ими возложенных на них задач. К числу основных задач, возложенных на органы внутренних дел, относятся профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией, розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, других лиц в случаях, предусмотренных законодательством, организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий (ст. 2 закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь») [12, с. 4].
При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники соответствующих подразделений в пределах своей компетенции осуществляют применение норм закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других актов законодательства. Определенный массив норм, в деталях регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, содержится в ведомственных нормативных правовых актах (приказы, постановления, инструкции и т. д.). Следует учитывать, что в силу специфики данной сферы деятельности применяемые нормы могут содержатся в нормативных правовых актах закрытого типа. Соответственно и акты их применения могут носить такой же характер [2, с. 324].
Органы внутренних дел относятся к числу органов, уполномоченных в соответствии с законодательством рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах предоставленных им полномочий (ст. 3.1, 3.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Субъектами применения юридических норм в сфере административной деятельности являются сотрудники многих подразделений (оперативно-дежурная служба, служба участковых инспекторов милиции, подразделения ГАИ, по гражданству и миграции, охраны и т. д.). Соответствующие подразделения органов внутренних дел при наличии к тому оснований могут возбуждать в отношении физических лиц и организаций административный процесс. Его целью является применение санкций соответствующих норм административного права на основе оценки совершенного деяния. В этих случаях нормы административного (материального) права реализуются посредством норм административно-процессуального права [11, с. 333, 338].
Актами применения административно-процессуальных норм могут быть различные процессуальные действия: составление протоколов об административных правонарушениях, изъятии вещей и документов, административном задержании, личном обыске, проведении опросов, постановления о назначении экспертизы, осмотре жилища и т. д. Конечным актом применения нормы административного права является постановление о наложении административного взыскания (в том числе и в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется) или постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Некоторые виды административных взысканий (исправительные работы, административный арест, конфискация и т. д.) могут быть наложены только судом (ст. 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). По некоторым видам административных правонарушений, за совершение которых предусмотрены указанные взыскания (умышленное причинение телесных повреждений, мелкое хищение, мелкое хулиганство, обман потребителей, нарушение правил охоты и т. д.), органы внутренних дел уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В этих случаях суды рассматривают представленные органами внутренних дел материалы по административным делам и на их основе выносят решения по существу [11, с. 22].
Изложенное выше дает весьма общее представление о правоприменительной деятельности органов внутренних дел, поскольку она является многогранной и объемной.
Таким образом, правоохранительные органы в целом и органы внутренних дел являются активными участниками правореализующей управленческой деятельности государства. Очень важно, чтобы в процессе осуществления правоприменительной деятельности сотрудники органов внутренних дел действовали инициативно, но при этом всегда руководствовались требованиями законности, что означает необходимость четкого следования правилам и логике правоприменительного процесса на всех его стадиях, безупречную юридическую квалификацию обстоятельств дела, обоснованность, целесообразность, определенность принятого решения, должное оформление правоприменительного документа. В итоге правоприменительное решение должно восприниматься общественным мнением как справедливое, отвечающее интересам личности и общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в данной работе исследования можно сделать вывод о том, что с помощью реализации права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели.
Ознакомившись с формами реализации законодательной воли, можно сделать вывод о том, что в практическом отношении их классификация тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов. Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п., чего так не хватает нашей стране. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Необходимо сделать вывод о том, что если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. В связи с этим государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия. История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений – это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-либо благ. Иными словами – это всем хорошо известные методы кнута и пряника. В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.
При таком условии глобальная перспектива состоит в постепенной отпадении необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права обуславливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан. Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя понимать упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование методы командно-волевого, административного нажима, принудительные и даже репрессивные методы. Заинтересованность участников общественных отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет волю их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.