Византийская художественная система, опираясь на античные представления о сути прекрасного, трансформировала их в духе христианского вероучения. Новая эстетика – эстетика, соответствующая нравственным запросам и эмоциональному восприятию средневекового человека. Христианское миросозерцание, овладевая умами и душами людей, меняло самого человека его видение мира. Идея Средневековья – «Симфония» (союз) христианской церкви и христианского государства. Собор святой Софии в Константинополе – архитектурное выражение этой идеи.
«Храм Храмов» (77 метров длина храма, архитекторы Анфимий из Тралл, Исидор из Милета) воздвигнут по велению императора Юстиниана в 532 – 537 годах, посвящен «Премудрости Божьей»: отражение политики императора, направленной на укрепление власти и всей государственной системы, ее разумное устройство. Образ храма олицетворял целесообразность жизнеустройства; София – градостроительница и мудрая устроительница «Дома» от человеческого жилища до мироустройства – символ библейской Премудрости. Задача, поставленная перед архитекторами, выразить в архитектурных формах «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия вселенной и воплотить идею централизации и могущества империи, была решена соединением чистоты и строгости монументальной античной архитектуры с достижениями зодчества Востока: реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным сферическим куполом (диаметр – 31,5м), который возведен на четырех столбах при помощи парусов – треугольных изогнутых сводов, напоминающих паруса: между столбами переброшены арки, на верхние точки которых опирается основание купола, а в промежутках между этими четырьмя точками тяжесть свода принимиают на себя паруса, своими нихними углами упирающимися в столбы. В плане: вытянутый прямоугольник, в центре мощными устоями выделен квадрат. Основа – трехнефная базилика, устои отделяют центральный неф от боковых.. Боковые нефы перекрыты цилиндрическими и крестовыми сводами. С двух сторон к куполу примыкает сложная система полукуполов. Над восточной, алтарной, частью храма и западной, где вход в храм, - малые полукупола. Два больших полукупола располагались вдоль продольной оси здания. Такая соподчиненность объемов храма, закономерно возрастающая к куполу, вознесенному на огромную высоту, художественно воплотила иерархию, проповедуемую церковью как основа мироустройства. Гармония форм, рациональная организация объемно – пространственной структуры – это должно было рождать ассоциацию с мудростью и силой императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единодержавие. Площадь, на котором воздвигли храм, являлась городским центром, к которому сходились главные городские улицы, за дворцовыми зданиями Мраморное море переходило в Босфор и бухту Золотой Рог – морской путь и главную пристань. Т.о. площадь воспринималась как центр подвластного византийцам мира.
Городской ансамбль Византии сложился в первой полов ине 5 века, когда был построен Большой императорский дворец; его основные сооружения уступами спускались в сторону Мраморного моря, «красуясь террасами и аркадами». Золотые ворота построены в эпоху Юстиниана. Все постройки и сооружения к моменту строительства храма сохраняли античный стиль. Храм Софии Константинопольской являл миру образ Вселенной таким, каким его воспринимало сознание нового времени. Внешний вид храма был строг, аскетичен; внутреннее строение и убранство поражали великолепием. Блеск разноцветного мрамора, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной. Послы древнерусского князя, возвратившись из Царьграда, сказали: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле». Подобное восприятие достигалось целым арсеналом конструктивных и художественных средств: простые византийцы допускались в собор через двери, ведущие в боковые нефы, с невысоким пространством. Центральный неф, видимый через колоннаду, поражал огромным пространством, в центре которого возвышался огромный амвон – сложное сооружение из серебра и драгоценных камней, в котором разворачивалось литургическое служение, символизирующее историю Вселенной в христианской интерпретации. Центральное помещение храма - идеальная модель ойкумены / мироздания. Конструктивные задачи были решены таким образом, что пространство храма казалось безмерным; стены и перекрытия, ажурные и просвечивающие, прорезанные аркадами и окнами,утрачивали свою материальность за счет облицовки поверхностей цветным мрамором с использованием световых эффектов. Освещение центрального зала нарастало по мере подъема вверх от приглушенного свечения нижнего яруса к яркому сплетению солнечных лучей, которые падали сквозь многочисленные окна у основания куполов. В этом потоке света главный купол, облицованный изнутри голубой мозаикой с золотым крестом в центре, воспринимался как явившееся чудо. 40 окон у его основания создавали иллюзию светового кольца - купол казался подвешенным к небу на золотой цепи. (Сравним с ориентацией архитектурного сооружения в античности).
8 – 9 века в византийском строительстве главенствует крестово-купольный тип храма. Купол на барабане более устремлен ввысь, чем более плоские и низкие купола до этого времени, опирался на 4 свободно стоящие опоры. От подкупольного пространства крестообразно, ориентируясь по сторонам света, расходились «рукава» равноконечного «греческого» креста – прямоугольные помещения, перекрытые цилиндрическими сводами. Все пространство храма, от северной до южной стены, от главного входа до алтарной части было связано воедино и подчинено центральному куполу. Эффект «свисающей» архитектуры достигался арками, куполами и сводами – в крестокупольных постройках отсутствовали прямолинейные перекрытия. В Средневековый период культовые сооружения отражали комплекс идей, выражавшихся с помощью христианских символов. Пространственная ориентация, выражавшаяся в одновременном движение вверх к куполу и вниз от купола как центра, символизировала идею библейской мистической «Лестницы», по которой совершается общение Земли и Неба. Наружный вид терял свою суровость. Объемы зданий приобрели большую расчлененность, группировались вокруг купола, повышались к центру. Большое значение стали придавать обработке стен с наружной стороны. Церковь «Неа» (Новая, 881 год, император Василий 1).
11- 12 века общая тенденция архитектуры: изменение пропорций, уменьшение размеров, нарастание вертикализма, новое эмоциональное звучание (монастырские и приходские церкви, частные молельни рассчитаны на небольшое количество молящихся).
В это время византийский архитектурный стиль распространился по всей территории империи, что послужило появлению локальных школ. Увеличение значения внешнего вида храма привело к изменению силуэта: увлечение вертикальными линиями, членение фасада, использование узорной кирпичной кладки, полихромной пластики.
13 - 14 века правление династии Палеологов (1261 – 1453) время провинциальной культуры.
Изобразительное искусство.
Монументальная живопись. Цель византийской художественной системы – создание на земле некоего образа небесного Мира, что возможно только при соединении архитектуры с живописью. В Византии была выработана система объемно – пространственной структуры храма и его росписей, которые аллегорически изображали библейскую историю человечества, этические нормы, освященные христианством.
В 4 – 6 веках шло становление нового искусства, которое отрицало эллинизм, его принципы: перспективу, объемность, воздушную среду – все, что создавало ощущение реального мира. В росписях фигуры ставились в ряд или одна над другой, причем главные были больших размеров/ доэллинская эстетика. В раннехристианском искусстве преобладает символика и геометрический орнамент Востока (Малая Азия, Сирия). В живописи Византии укрепляется свой стиль, очищенный от инородных влияний, в основе которого лежит опыт мастеров Запада и Востока, пришедших независимо друг от друга к созданию своих художественных форм, не уходя в мир чистых абстракций и не отказавшись от изображения человека, как это случилось на мусульманском Востоке. Основные виды – это монументальная живопись и мозаика.
Отличительная черта византийской мозаики – это мастерское использование света и цвета. Свет – это важнейшая категория гносеологии, мистики и эстетики. Монументальная мозаика применялась не только в соборах, но и в светских зданиях. Цвет – это материализованный свет, играл важнейшую роль в византийской культуре, благодаря своим свойствам как возбудитель мистического и подсознательного.
Пурпурный цвет – божественное и императорское достоинство. Василевс (титул византийский императоров с первой половины 7 века) восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги, писал пурпурными чернилами. Только Богоматерь изображалась в пурпурных одеждах.