Перед Рождеством проходит Рождественский, или Филипповский, пост, длящийся с 15 (28) ноября до Рождества Христова. Он продолжается сорок дней, потому называется че-тыредесятницей.
Перед Пасхой проходит Великий пост, продолжающийся семь недель. Он состоит из святой Четы-редесятницы — в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и Страстной неделе. Во время Великого поста, соблюдая воздержание, верующие готовятся к самому большому празднику — дню Пасхи.
Перед Успением — с 1 по 15 августа — наступает Успенский пост. В дни летней страды соблюдается Петровский пост, продолжающийся от второй недели после Троицы до дня апостолов Петра и Павла. Его сроки — от 8 до 42 дней — зависят от дня Пасхи.
Кроме больших постов, в православии приняты однодневные посты. В течение года полагалось поститься по средам и пятницам, а также в определенные дни: в Крещенский сочельник — 18 декабря (5 января); на Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября); на Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября.
Во время постов следовало «смирять свою плоть», употреблять только постную пищу — хлеб и овощи. В определенные дни нельзя было есть и рыбу. Не разрешалось предаваться веселью, развлекаться, посещать зрелища. Православный человек должен был ходить в церковь, молиться, исповедоваться и причащаться.
Кроме установленных, могли исполняться «обещанные» посты, принятые по коллективному или личному обету. Поводом могла стать болезнь близкого человека, несчастье в семье или желание- замолить грех. Постились и перед совершением поездки на богомолье. Чтобы скорее выйти замуж, девушке следовало поститься накануне дней святой Екатерины (24 ноября) и Андрея Первозванного (30 ноября). Для хорошего урожая постились накануне дня иконы Казанской Божией Матери (8 июля). Чтобы очиститься от греха прелюбодеяния, следовало поститься 1 апреля — в день Марии Египетской, считавшейся покровительницей раскаявшихся блудниц.
На Руси традиция поститься укоренилась далеко не сразу. Известно множество поучительных сочинений, в которых доказывалась необходимость соблюдать посты. В начале XVI века эта идея утвердилась окончательно, и посты широко распространились. Известно, что в ХУП веке за несоблюдение поста наказывали «торговой казнью», то есть проведением по улице и кнутобитием, а позже — наложением епитимьи. Однако со второй половины XIX века традиция соблюдения постов постепенно ослабевает, на что указывают и опросы, и литературные произведения. Н. С. Лесков, в частности, пишет, что в 1860 году во время поста на станциях Николаевской железной дороги не подавали постную пищу. Однако в сельской местности традиция сохранялась и в середине XX века.
Пятница
В народном православии пятница — день, с которым связаны поверья и ритуалы.
В течение года выделялось двенадцать пятниц, во время которых следовало быть особенно осторожным.
Первая пятница отмечалась во время первой недели Великого поста, вторая наступала на Страстной неделе, третья — перед Благовещением, четвертая — перед Вознесением, пятая — перед Троицей, шестая — перед Иоанном Предтечей, седьмая — перед днем пророка Ильи, восьмая — перед Успением Пресвятой Богородицы, девятая — перед днем Козьмы и Демьяна, десятая — перед днем Архангела Михаила, одиннадцатая — перед Рождеством, двенадцатая — перед Крещением.
Постившийся во время первой пятницы стремился уберечься от внезапной смерти, второй — от разбойников, третьей — от меча, четвертой — от пожара, пятой — от внезапной смерти, шестой — от лихоманок (лихорадок), седьмой — от грома и молнии. Постившийся в восьмую пятницу мог увидеть Богородицу. В девятую старались предохраниться от великого грехопадения. Верили, что в десятую пятницу душа сразу переносилась в рай через огненную реку. Полагали, что за постившегося в одиннадцатую пятницу станет молиться Богородица, в двенадцатую — Иоанн Предтеча.
Поскольку у древних славян пятница считалась днем богини Мокоши, во время праздника запрещалось заниматься каким-либо женским трудом. В многочисленных быличках рассказывается о том, как Пятница появляется в человеческом образе и наказывает тех, кто нарушает запрет.
В народном православии персонифицировались и другие дни недели — Среда и Суббота. В быличках рассказывается, что эти дни и Пятница — сестры, вместе они ходят по земле, помогают нищим и наказывают нерадивых. В частности, Пятница исцелила больного ребенка, дав матери совет искупать его, произнося при этом молитву.
С образом Пятницы связана легенда о возникновении лягушек. Рассказывают, что Пятница превратила в животное женщину, которая не почитала святую и работала во время праздника.
Радуница
— см. Фомина неделя
Рождество Христово
Двунадесятый праздник, отмечается 7 января (25 декабря); со дня Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта) проходит девять месяцев. По церковному календарю Рождество открывает цикл зимних Господских праздников. С него начинается двухнедельный период Святок. Рождеству предшествует сорокадневный Рождественский, или Филипповский, пост.
Идея празднования рождения Бога заимствована христианской традицией из более древних религий. В первые века христианства Рождество отмечалось одновременно с Крещением. Только в IV веке праздники разделили двухнедельным промежутком.
Предшествующий Рождеству день называется сочельником (от славянского «сочиво» — кутья[ 5 ]). Кутья — единственное кушанье, которое разрешалось есть в этот день. В православной церкви принято воздерживаться от еды до появления на небе первой звезды. После ужина обычно отправлялись в церковь на ночную Рождественскую службу. На Рождество служат литургию Василия Великого. Она открывается Великим повечерием, на котором звучит песнь «Яко с нами Бог».
В сочельник приветствовали души умерших, приходивших, чтобы отметить Рождество и Крещение. С ними связан обряд согревания покойника (Христа). В ночь перед Рождеством на улицах и во дворах зажигали многочисленные костры. Иногда на возвышенном месте сваливали воз соломы и поджигали его. Считалось, что к кострам собираются покойники, чтобы погреться во время зимних холодов.
Костры разводили на кладбищах и на принадлежащих семье участках земли. Около них нередко оставляли пищу, лили вино, воду и расстилали коврики. Затем умерших приглашали таким приговором: «Иван, Петр, здесь ли вы? Приходите и обогрейтесь».
Как и другие пограничные даты года, Рождество считалось временем наибольшей активности нечистой силы. Рождественский праздник как бы делится на две части — светлую и темную. Верили, что в этот день нечистая сила стремится омрачить радость, вызванную появлением на свет Спасителя, а также тем, что в природе происходит поворот к теплу, начинает увеличиваться день.
В первый день Рождества устраивали угощение. С дохристианских времен сохранился обычай подавать свиную голову, запеченного поросенка или горячий окорок. Традиционно на стол ставили лишний прибор для приходящих в дом гостей или умерших.
Второй день Рождества назывался в соответствии с народной традицией бабьими кашами. Обычно в этот день чествовали повивальных бабок. Женщины с детьми приходили к повивальным бабкам и приносили им водку и блины. Труд повитухи считался важным и богоугодным делом. Ее благодарили, дарили подарки — мыло, полотенце, отрез ткани. После угощения повитуха подавала на стол горшок с кашей. Ее делили между всеми, затем присутствующие складывали туда деньги, а бабка благодарила их приговором: «Расти отцу на украшение, матери на утешение, миру на прославление». Православная церковь отмечает в этот день праздник иконы Пресвятой Богородицы «Блаженное чрево». Считается, что именно эта икона помогает во время родов.
С бабьих каш начинался период Святок (святых вечеров). После Рождества почти каждую ночь по улицам ходили колядовщики, ряженые и просто любители развлечений.