Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћасленичные балаганы. Ћубок. XIX в.




 

 аждый день масленичной недели имеет свое название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещины вечерки, золовкины посиделки, ѕрощеное воскресенье.  ануном ћасленицы считаетс€ ¬селенска€, или больша€, родительска€, суббота, когда об€зательно поминают усопших родителей. — каждым днем масленичной недели св€зан свой комплекс обычаев и ритуальных действий. ћасленична€ недел€ начиналась с встречи праздника, когда впервые начинали угощать тонкими блинами, которые пекли всю неделю.

 остюмы р€женых (фото автора)

 

¬ понедельник дети и молодежь собирались на возвышенност€х или на горах дл€ катани€, грелись около костров, пели масленичные песни, в которых приветствовали ћасленицу. ќбычно день завершалс€ семейным пиршеством.

—обственно гул€нье начиналось во вторник, во врем€ заигрыша. ”тром посылали к родным и знакомым позываток Ч тех, кто передавал приглашение прийти вечером в гости. ќбычно позыватка произносил благопожелание и получал в обмен какое-нибудь подношение. ¬о вторник в большинстве районов катались на снежных горах и брали снежные города. ¬о врем€ игры собравшиес€ делились на две группы, одна из которых оборон€ла, а друга€ пыталась захватить специально построенную снежную крепость. “е, кому удавалось вз€ть город, получали право целовать всех девушек, присутствовавших на празднике.

«начительна€ часть обычаев масленичной недели посв€щалась чествованию молодоженов, сыгравших свадьбу во второй половине прошедшего года. ћолодым устраивали своеобразные смотрины. »х могли поставить в воротах и заставить целоватьс€ под крики Ђгорької. »ногда молодых зарывали в снег или осыпали снегом в знак будущего благополучи€.

¬ среду наступало врем€ лакомки, когда теща приглашала в дом молодого з€т€ с женой. ѕоэтому за столом и после окончани€ угощени€ произносились благопожелани€ в честь молодых.

¬ масленичный, или широкий, четверг начинались народные гул€нь€. Ётот день получил название загула. — четверга начинали работать балаганы, происходили кулачные бои и катани€ на тройках. ¬ечером по улицам ходили р€женые и кол€довщики. ќни приходили в дома и произносили кол€ды Ч благопожелани€, адресованные хоз€ину и хоз€йке. ¬ ответ хоз€ин одаривал кол€довавших специально приготовленными блинами или хлебом округлой формы.

¬плоть до начала XX века сохран€лс€ обычай Ђвозить деревої.  акое-нибудь сухое дерево, чаще всего березу или ольху, спиливали, укрепл€ли в сен€х, украшали лентами, лоскутами, бубенчиками и провозили вдоль деревни. »ногда вместо дерева в сани клали колесо, на ступицу сажали юношу или молодого мужчину, державшего в руках вино и калачи. «а первыми сан€ми через всю деревню ехали другие сани с участниками ритуала, певшими песни:

Ќаша ћасленица годова€,

ќна гостейка дорога€,

ќна пеша€ к нам не ходит,

¬се на конон€х разъезжает,

„тобы коники были вороные,

„тобы слуги были молодые.

ќб€зательной составл€ющей ћасленой недели были взаимные визиты недавно породнившихс€ семей. ѕриходившим в гости молодые должны были выставл€ть угощение. ¬ п€тницу, на тещины вечерки, молодожены принимали родителей. ќбычно з€ть посылал в дом родителей сватов, передававших приглашение. »х также одаривали подарками. —пециальные дары з€ть готовил дл€ тещи, показыва€, что в молодой семье все благополучно.

ћасленична€ суббота Ч золовкины посиделки Ч считалась праздником молодых женщин, когда молода€ невестка принимала своих подруг и сестер мужа. — этого дн€ она становилась полноправным членом женского коллектива. ќбычно угощение сопровождалось взаимным обменом подарками.

¬оскресенье посв€щалось проводам ћасленицы, поэтому его называли целовником, или ѕрощеным днем. Ѕлизкие люди просили друг у друга прощение за причиненные в году обиды. —ледовало также посетить кладбище, чтобы попросить прощени€ у умерших родственников.

–итуал прощани€ (прощени€) совершали после обеда. ’оз€ин и хоз€йка садились в переднем углу.   ним поочередно подходили все родственники: сначала сыновь€, за ним дочери и жены сыновей.  аждый клан€лс€ и произносил: Ђѕрости мен€, дедушкаї. ¬ обр€де сохранились €зыческие представлени€: в древнерусском €зыке слово Ђдедушкаї €вл€лось синонимом слова Ђпредокї. ’оз€ин и хоз€йка олицетвор€ли умерших предков, поэтому собравшиес€ прикладывались к щеке хоз€ина и целовали руку хоз€йке.

ћасленична€ недел€ завершалась проводами Ч сожжением ћасленицы. ¬ воскресенье чучело провозили по улице и затем сжигали за деревней (иногда бросали в реку, разрывали и разбрасывали по полю). ¬о врем€ обр€да пели корильные песни (а позже и частушки), в которых ћасленицу упрекали за то, что она слишком быстро ушла и привела с собой ¬еликий пост (см. Ђязыческие персонажиї).

”гощение и веселье продолжались до начала вечернего богослужени€. —читалось, что с него начиналс€ ¬еликий пост. ѕоэтому с первым ударом колокола веселье прекращалось. «начение ритуала состо€ло в том, чтобы изгнать, похоронить враждебные человеку силы.

¬о врем€ ћасленой недели совершались обр€ды, направленные на обеспечение будущего урожа€. ¬ них участвовали только женщины.  огда они катались с гор, то старались съехать как можно дальше. —уществовало поверье, что тогда летом урод€тс€ высокие лен и конопл€. ћолодожены скатывались под крики: Ђ—олите рыжиков, солите рыжиков!ї (целуйтесь гор€чее). »х специально приглашали на горку: Ђћолоду на горку!ї ћолодуха должна была поклонитьс€ всем и съехать с горы на колен€х у мужа. —то€вшие наверху держали сани, чтобы молодые целовались как можно дольше: Ђ≈ще раз, еще раз подмажь, быстрее пойдет!ї

—амым значительным днем ћасленицы считалось воскресенье. ¬ этот день отмечали заговенье перед началом ¬еликого поста. ќсновным эпизодом последнего дн€ ћасленицы становились проводы. —пециально изготовленное чучело из соломы или тр€пок Ч ћасленицу Ч одевали в женскую одежду, сажали на колесо и несли через всю деревню с песн€ми и играми, в конце обр€да натыкали на заранее приготовленный шест, сжигали или разрывали на части.

„учело всегда сопровождали р€женые, одетые в вывернутые наизнанку тулупы, специальные маски или шкуры животных. ќни танцевали и делали забавные и неприличные движени€, стремились задеть присутствующих своими шутками. ѕосле сожжени€ чучела золу и солому собирали и разбрасывали по полю, чтобы обеспечить основу будущего урожа€. »ногда чучело топили в речной проруби.

ѕрдздннкн и овр€ды

¬о врем€ проводов ћасленицы на возвышенност€х разжигали костры и приносили собранные по деревне старые вещи и вышедшую из употреблени€ утварь. ќбычно это делали дети. ѕосередине костра ставили колесо Ч символ приближающейс€ весны. »ногда в костры бросали остатки масленичного пира: блины, масло, молоко.

ѕоследний день ћасленицы завершалс€ пиром, на который приглашали всех знакомых. ѕосле ухода гостей со стола не убирали, поскольку вслед за живыми в гости приходили навии. ѕрощание с ћасленицей завершалось в первый день ¬еликого поста Ч в „истый понедельник, когда очищались от совершенных грехов и, прежде всего, от употреблени€ скоромной пищи: мылись в бане, парили посуду (молочную утварь), освобожда€ ее от жира и скверны.

Ќавий день

Ч см. ‘омина недел€

Ќовоселье

 омплекс обр€довых действий, св€занных с переездом в новый дом.

 огда начинали строить новый дом, совершали цикл ритуальных действий, чтобы преодолеть возможные происки нечистой силы. ¬ыбира€ безопасное место, вначале выпускали корову. Ѕели она ложилась на землю, считалось, что выбрали удачное место дл€ постройки.

ѕеред закладкой нижних бревен под передним углом закапывали монету Ч Ђдл€ богатстваї, р€дом с монетой клали кусочек ладана Ч Ђдл€ св€тостиї. ѕосле возведени€ сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла. ∆ивотное зарывали под дверью, чтобы домовой охран€л дом и его жильцов.

—читалось, что при переезде в новую избу нечиста€ сила стремилась помешать будущему благополучию. „тобы обмануть ее, первыми в дом пускали петуха или кошку. ќни должны были прин€ть на себ€ возможные происки нечистой силы. —читалось также, что с кошкой в дом незримо входит домовой. —ледом за животными шли члены семьи с иконой и хлебом-солью. ѕолагали, что безопаснее переезжать ночью, поскольку, по поверь€м, нечиста€ сила не ожидает, что в это врем€ люди могут засел€ть дом. ѕоставив в передний угол икону, все члены семьи крестились перед ней. «атем хоз€йка отрезала от карава€ хлеба первый ломоть и клала его под печку, таким образом приветству€ домового.

ƒо середины XIX века во многих област€х –оссии еще сохран€лс€ древний ритуал. —н€в одежду, до рассвета хоз€йка дома обходила новую избу и произносила приговор: Ђѕоставлю € около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не загл€дывалї. „тобы придать закл€тию дополнительную крепость, женщина трижды переворачивалась в воротах, приговарива€: Ђƒай, чтобы род и плод в новом доме увеличивалисьї.

Ќезадолго до новосель€ или сразу после переезда хоз€ин об€зательно приглашал домового перебратьс€ на новое место: ставил под печку угощение и просил последовать за семьей. ¬вод€ в новый хлев скотину, хоз€ин представл€л ее домовому: Ђ’оз€ин и хоз€юшка мне по уму, а вам по шерсти. ѕои и корми моего живота!ї —читалось, что иначе скотина не приживетс€ на новом месте.

≈сли одновременно с домом строили баню, то перед первой топкой приветствовали банника: брали черную курицу, душили ее и неощипанную закапывали в землю под порогом бани. ¬о многих местах этот обр€д совершали регул€рно в ночь под „истый четверг. ¬ бане также оставл€ли ломоть ржаного хлеба, посыпанный солью. ќ св€зи домового с предком-охранителем дома напоминает быличка, записанна€ на —евере: Ђќн (хоз€ин) в аккурат как мой дедкої.

ѕасха ’ристова

√лавнейший христианский праздник, завершающий семинедельный ¬еликий пост, день ¬оскресени€ ’риста.

ѕасхе предшествует —трастна€ недел€, в течение которой совершаютс€ все приготовлени€ к празднику: производитс€ уборка и побелка домов, готов€тс€ специальные пасхальные кушань€ (куличи, пасха, крашеные €йца) и накануне осв€щают в церкви.

 

ѕасхальный натюрморт — картины ј ѕластова. ¬тора€ половина 1920-х гг.

 

¬ течение ѕасхальной недели (—ветлой седмицы) любой прихожанин мог подн€тьс€ на колокольню и позвонить в колокола. ѕоэтому в некоторых местах первую неделю после ѕасхи называли звонильной.

 улич пасхальный и крашеные €йца

 

ѕасхальные торжества начинались с крестного хода. ¬озглавив процессию верующих, св€щеннослужители обходили церковь по часовой стрелке, нес€ иконы, специальные зажженные фонари и хоругви.  огда процесси€ возвращалась к церковному порогу, св€щенник объ€вл€л о ¬оскресении ’ристовом. ”частники крестного хода входили в храм, где продолжалась празднична€ служба. ќна заканчивалась под утро. ¬ыход€ из храма, люди христосовались и обменивались крашеными €йцами.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 378 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

511 - | 536 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.