Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬асилий Ѕуслаев ’удожник ј. –€бушкин. »ллюстраци€ к былине




¬ былине сообщаютс€ следующие сведени€ о герое: он родилс€ в ¬еликом Ќовгороде.  огда ему исполнилось семь лет, то:

—тал он по городу похаживать,

Ќа кн€жецкий двор загл€дывать,

—тал шутить-от, пошучивать,

Ўутить шуточки он недобрые

—о бо€рскими детьми, со кн€женецкими,

 оторого дернет за руку Ч рука прочь,

 оторого за ногу Ч нога прочь,

ƒвух-трех вместе столкнет Ч без души лежат.

ѕостепенно он ощущает в себе Ђсилушку великуюї и изготавливает богатырское оружие Ч палицу, лук, копье и саблю. «атем ¬асилий набирает Ђдружину шку хоробруюї из тридцати молодцов. ќднако отличие его действий от поступков традиционных богатырей в том, что ¬асилий не воюет ни с какими противниками, а вместе с товарищами только бражничает и деретс€ на мосту Ђс мужичками новгородскимиї. ѕо€вившись с дружиной на братчину Ч общий праздник Ќиколы-чудотворца,Ч он устраивает драку. ћужики новгородские пытаютс€ усмирить нарушителей пор€дка. —хватив ось тележную, ¬асилий

Ќачал мужиков пощелкивать, ћахнет ¬асильюшка Ч улица, ќтмахнетс€ Ч промежуточен. ¬о той ли во реченьке ¬олхове Ќа целую версту на мерную ¬ода с кровью смесилас€.

¬асилий Ѕуслаев вступает в своеобразное противосто€ние со всеми жител€ми Ќовгорода. Ќо под вли€нием матери, Ђчестной вдовыї, он вынужден признать свою неправоту. ѕон€в, что совершенный грех надо искупить, ¬асилий снар€жает корабль и просит мать благословить его:

ƒай мне благословенье великое Ч

»дти мне, ¬асилью, в ≈русалим-град,

ћне-ка √осподу помолитис€,

—в€той св€тыне приложитис€,

¬о ≈рдане-реке омытис€.

ћать дает ему благословение, но только на добрые дела.

ѕо дороге в »ерусалим ¬асилий взбираетс€ Ђна гору —орочинскуюї и видит на земле человеческий череп.  огда он отбрасывает его ногой со своего пути, неожиданно раздаетс€ голос:

“ы почему мен€, голову, отбрасываешь?

я, молодец, не хуже теб€ был,

ј на той горе —орочински€,

√де лежит пуста голова,

ѕуста голова молодецка€,

» лежать будет голове ¬асильевой.

Ќо ¬асилий не обращает внимани€ на предупреждение:

ј не верую € ни в сон, ни в чох, ј верую € в свой червленый в€з.

¬ »ерусалиме ¬асилий совершает все положенные обр€ды, служит обедню, панихиду, прикладываетс€ к св€тын€м, но в конце нарушает пор€док Ч купаетс€ в »ордане, где крестилс€ »исус ’ристос. ќчистившись от прошлых грехов, он сразу же совершает новый. Ќа обратном пути ¬асилий останавливаетс€ на горе, но теперь видит Ђбел-горюч каменьї, под которым покоитс€ богатырь. Ќа камне надпись, глас€ща€, что нельз€ скакать вдоль камн€. Ќо ¬асилий вновь нарушает запрет:

–азбежалс€, скочил вдоль по каменю » не доскочил только четверти, » тут убилс€ под каменем. √де лежит пуста голова, “ам ¬асиль€ схоронили.

 амень символизирует границу владений —мерти. ¬асилий попыталс€ нарушить границу ее царства, недоступного живым, поэтому смерть забирает его.

¬ ранних вариантах былины ¬асилий Ѕуслаев выступает как бо€рский сын, но затем о его происхождении не упоминаетс€. ѕодобный прием позвол€ет €рче показать роль ¬асили€ Ѕуслаева как руководител€ бедноты, нападающей на богатые корабли.

¬асилиск

ћифическое животное, упоминаемое в легендах, духовных стихах и заговорах.

¬асилиск

 

ќбраз впервые по€вилс€ в древнегреческих античных источниках: ¬асилиском[ 2 ] считали змею с диадемой на голове (так выгл€дит кобра перед нападением). ¬згл€дом она убивает все живое. ќбраз ¬асилиска проник в средневековые бестиарии (сборники описаний животных) и легенды. ¬ —редние √равюра XVI в. века ¬асилиска изображали с телом петуха и хвостом змеи. ¬ слав€нском мире ¬асилиска представл€ли как огромного зме€, способного убивать €дом, взгл€дом и дыханием. ¬ легендах многих народов сообщаетс€ об особом взгл€де ¬асилиска, способном проникать сквозь стены и обращать все живое в камень. ≈сли ¬асилиск увидит свое отражение в зеркале, то умрет. ¬ слав€нских источниках говоритс€, что у ¬асилиска голова индюка, глаза жабы, крыль€ летучей мыши, хвост змеи. »ногда его внешний вид напоминал огромную €щерицу с гребнем на голове и длинным раздвоенным €зыком.

—ведени€ о рождении ¬асилиска противоречивы. ¬ одной легенде рассказываетс€ о том, что ¬асилиск рождаетс€ из петушиного €йца, высиженного жабой; в другой Ч петух высиживает €йцо в алтаре. —ам ¬асилиск тоже может нести €йца, из которых вылупл€ютс€ гадюки.

ѕо поверь€м, ¬асилиск обитает в пещерах, где проводит светлое врем€ суток. ќн не переносит солнечного света и крика петуха, поэтому может покидать свое убежище только ночью. ¬ пещерах ¬асилиск находит пищу, поскольку ест только камни.

¬еликан

ѕерсонаж слав€нской мифологии, встречаетс€ в сказках, предани€х и легендах.

¬ образе великана соединились черты человека и подземного чудовища. —леды верований сохранились до наших дней в предани€х, где великаны нередко изображаютс€ полугорами-полулюдьми. ¬еликан выгл€дит как человек огромного роста, Ђвыше лесу сто€чего, ниже облака ход€чегої. ќн обладает такой силой, что может перевернуть гору, выдернуть дерево, подн€ть пахар€ вместе с упр€жкой.

¬ слав€нских легендах рассказываетс€ о том, что великаны были первыми жител€ми на земле. ќни обустраивали пустынную сушу: насыпали горы, копали русла рек, засеивали растени€ми пол€ и леса. ќтголоски подобных легенд вошли в эстонский Ђ а-левипоэгї и стали основой многочисленных преданий.

¬. я. ѕропп предполагал, что образы великанов возникли на основе персонажей древнейших мифов, в которых говоритс€ о борьбе геро€-громовержца с противником, вышедшим из-под земли. ¬ индоевропейском мифе рассказываетс€ о том, что громовер

жец может выступать в образе великана (”кко в финском эпосе). „тобы поразить нечистую силу, он бросает на землю не только молнии, но и огромные камни. ¬ греческих мифах рассказываетс€ о борьбе богов с гекатонхейрами Ч сторукими великанами, огромными, как скалы. ¬ скандинавском эпосе Ђ—тарша€ Ёддаї противником великанов гримтурсов выступает бог-громовержец “ор.

¬ христианских легендах не упоминаетс€ божественное происхождение великанов. »х считали €зычниками, рассматрива€ как дикарей и людоедов с не собачьими, а человеческими головами. ¬ некоторых сказках великаны выступают и как похитители людей.

—уществует несколько версий гибели великанов. ѕолагали, что Ѕог наказал их за гордыню и неверие в его могущество (библейский мотив). »звестна легенда о том, что Ѕог истребил великанов за то, что они причин€ли вред люд€м Ч разрушали дома, вытаптывали пол€ и леса. ¬ других сюжетах рассказываетс€, что великаны погибли во врем€ всемирного потопа, потому что не могли прокормить себ€. ¬ апокрифической легенде говоритс€, что великанов съела огромна€ птица  ук. ѕобедителем великанов мог стать обыкновенный человек, вооруженный соответствующей молитвой или заговором. »ногда великанов одолевал герой, наделенный богатырской силой.

¬ более поздних легендах образы великанов часто отождествл€лись с различными захватчиками Ч татарами, турками, шведами или даже гуннами. Ћюбопытно, что тогда великанам приписывалось знание латинского €зыка, что должно было подчеркивать их иноземное происхождение.

— образами великанов св€заны традиционные фольклорные мотивы: победа над змеем, подбрасывание в небо булавы, вызывающее раскаты грома. Ќайденные при размыве речных берегов куски огромных костей ископаемых животных нередко св€зывались с великанами, как и огромные камни, оставленные ледником. » камни, и куски костей использовались в народной медицине как средство против лихорадки. —леды верований отразились в текстах заговоров.

¬ерлиока

—казочное чудовище, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. ќн всегда €вл€етс€ врагом сказочных героев.

ќбраз ¬ерлиоки встречаетс€ в русском, украинском и белорусском фольклоре. ќписание ¬ерлиоки традиционно: Ђростом высокий, об одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опираетс€, сам страшно ухмыл€етс€ї. ќписание совпадает с изображени€ми некоторых персонажей детских страшилок. ¬идимо, эта особенность определ€ет распространенность персонажа только в сказках, предназначенных дл€ детей.

¬ образе ¬ерлиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. ќн все разрушает вокруг себ€, убивает каждого встречного. ѕосле гибели ¬ерлиоки действие волшебства прекращаетс€, и все, кого он убил, воскресают. ƒл€ борьбы со злодеем объедин€ютс€ и люди (дед), и животные (селезень), и неживые предметы (желудь, веревочка).

¬ XX веке образ получил своеобразное творческое переосмысление. ¬ерлиока стал героем одноименной сказочной повести ¬. ј.  аверина. ѕоскольку в образе ¬ерлиоки сохранена лишь одна традиционна€ черта Ч св€зь с лесом, некоторые исследователи определ€ют жанр повести как фэнтези.

¬ий

ѕерсонаж восточнослав€нской мифологии, в котором соединились черты сказочного великана и традиционные признаки нечистой силы. Ќа самом деле образ придуман Ќ. ¬. √оголем.

Ќазвание ¬ий происходит от старослав€нского слова Ђвейкаї (укр.Ч вийка), ресница. ¬ий Ч исполин, с трудом передвигающийс€ из-за чрезмерной т€жести тела. ¬згл€д ¬и€ обладает смертоносной силой Ч он убивает или превращает в камень. ≈го глаза посто€нно скрыты под огромными веками, их поднимают вилами бесы, сопровождающие чудовище. ¬ий выступает как владыка загробного мира или предводитель чертей. ќн не только причин€ет вред человеку. —воим смертоносным взгл€дом ¬ий уничтожает города, где обитают неверные. ¬ этом мотиве следы древнейших верований в Ђдурной глазї соединились с представлени€ми о существах, наделенных смертоносным взгл€дом (василиск).

ќбраз интересно интерпретирован в одноименной повести Ќ. ¬. √огол€, основанной на украинских народных легендах. ¬ нем соединились черты различных персонажей: василиска, владыки подземного мира, св€того  ась€на, который считаетс€ воплощением високосного года и олицетворением всевозможных несчастий. ¬ апокрифических легендах об этом св€том рассказываетс€, что он живет в пещере, куда не проникает дневной свет. ≈го взгл€д также приносит человеку несчастье.

Ћюбопытно, что данный мотив вошел ив апокрифическое сказание об »уде »скариоте: в наказание за предательство »исуса ’риста »уда потер€л зрение из-за чрезмерно разросшихс€ век.

¬олк

ќдно из главных животных в слав€нской мифологии.

—огласно легендам, волка создал черт, слепивший его из глины. Ќо черт не смог его оживить. “огда черт обратилс€ к Ѕогу, который и вдохнул в волка душу. ƒвойственное происхождение волка обусловило его пограничное положение между этим и тем светом, человеком и нечистой силой.

¬олк всегда противопоставлен человеку как олицетворение грубой разрушительной силы. ¬олк враждебен человеку, уничтожает скотину и может напасть на людей. √лавным признаком волка в заговорах и, прежде всего в сказках, считаютс€ его чужеродность, принадлежность к иному, нечеловеческому миру. ѕоэтому волка часто надел€ют сверхъестественными чертами Ч железными зубами, огненной шкурой, медной головой. Ћюбопытно, что в свадебных песн€х волками называют сопровождающих жениха, а также всю родню невесты, поскольку во врем€ свадьбы в доме жениха они €вл€ютс€ чужими. ¬ народных песн€х родн€ жениха соответственно называет невесту волчицей.

ќднако существует поверье, что, уничтожа€ чертей, волк действует по Ѕожьей воле. ѕочти во всей ≈вропе распространено представление о том, что встреча с волком предвещает удачу, счастье или какое-либо благополучие. ¬идимо, поэтому в волшебных сказках волк неизменно выступает как союзник или волшебный помощник геро€. ќн помогает »вану-царевичу добыть волшебные предметы, а затем и воскрешает его с помощью живой воды.

— образом волка св€зано древнейшее представление об оборотн€х. »менно в волков обращаютс€ колдуны и околдованные ими люди. »звестны многочисленные былички о том, что волки подчин€ютс€ лешему, который собирает их на пол€не и кормит, как собак.

—огласно христианским веровани€м, волка считают охранителем стад. ѕокровителем волков €вл€етс€ св€той √еоргий. ¬ быличках рассказываетс€, как св€той ёрий (√еоргий) весной распредел€ет между волками их будущую добычу.

— праздниками св€того √еорги€ св€заны обр€ды, защищающие от волков. ¬ частности, в эти дни нельз€ есть м€со, выгон€ть в поле скот, а также выполн€ть работы, св€занные со скотом и скотоводством. ќпасно было упоминать им€ волка в повседневной речи. “ак по€вились многочисленные эвфемизмы, которыми название животного замен€ют в сказках,Ч Ђсерыйї, Ђсерые бокаї, Ђбожь€ собакаї, Ђлесна€ собакаї.

ƒл€ защиты от волка используют заговоры, обращенные к лешему или св€тому √еоргию с просьбой ун€ть Ђсвоих псовї. ¬стретив волка, следовало встать на колени и поприветствовать его.

√лаза, сердце, зубы и когти волка служили амулетами, им приписывались лечебные свойства. ¬олчий зуб вешали на шею ребенка, у которого прорезываютс€ зубы. ¬олчий хвост или шерсть из него нос€т дл€ защиты от болезней.

¬олкодлак

¬ слав€нской мифологии волкодлаком называют человека, обладающего сверхъестественной способностью превращатьс€ в волка. ¬ представлени€х о волкодлаке соединились черты фольклорного образа и персонажа христианской демонологии.

ѕризнаком волкодлака €вл€етс€ растуща€ на голове волчь€ шерсть (длака), заметна€ уже при рождении. ќт нее и происходит слав€нское название персонажа.

ћотив превращени€ человека в волка распространен в фольклоре всех европейских стран, а также  авказа, что свидетельствует о возникновении образа в глубокой древности. Ќекоторые эпические герои (¬олх ¬сеславьевич, Ѕеовульф, —игурд) и литературные персонажи, в частности ¬сеслав ѕолоцкий (Ђ—лово о полку »горевеї), обладали способностью превращатьс€ в волка.

»сследователи св€зывают образ волкодлака с древнейшей формой брака Ч умыканием (похищением невесты). ¬ некоторых русских диалектах дружку со стороны жениха именовали волком. —охранились многочисленные рассказы о превращени€х людей в волков во врем€ свадьбы.

„еловек мог стать волкодлаком и благодар€ колдовству. »звестен также мотив превращени€ в волка после надевани€ волчьей шкуры, при ее сн€тии происходило обратное превращение. ¬ литовском и латышском фольклоре подобных персонажей называли вилктаками (вилкацисами). ќбычно превращение осуществл€лось при надевании заколдованного по€са (приевита) или перешагивании (перекувыркивании) через пень. ѕри этом произносилс€ соответствующий заговор: Ђ»менем дь€вола да стану € волком, серым, быстрым, как огоньї.

 ак и насто€щий волк, волкодлак нападал на людей и животных. »звестны рассказы о том, как заколдованный человек стремитс€ преодолеть силу колдовства, не причин€ет никому вред и отказываетс€ от сырого м€са.

»ногда волкодлак оборачиваетс€ медведем. ќ подобном превращении рассказываетс€, в частности, в древнерусской рукописной книге Ђ„аровникї. Ќо поверь€ о превращени€х в медведей встречаютс€ реже, поскольку медведь олицетвор€ет иной круг верований.

— образом волкодлака св€зан и миф о происхождении солнечного затмени€. ” многих слав€нских народов известны рассказы о том, что во врем€ затмени€ волкодлаки съедают луну (солнце). —читалось, что после смерти волкодлак может стать упырем, поэтому перед погребением ему следовало зав€зать рот или вложить в него монету.

¬ русской литературе образ волкодлака получил распространение после публикации стихотворени€ ј. —. ѕушкина Ђ¬урдалакї.

¬олх (¬ольга, ¬олх ¬сеславьевич)

√ерой русских былин.

¬ образе ¬олха соединились древние представлени€ о животных и традиционные качества эпического персонажа (богатыр€), обладающего и признаками оборотн€. ¬олх по€вилс€ от союза молодой кн€жны ћарфы ¬сеславьевны и зме€:

’одила-гул€ла молода€ кн€жна, ѕо саду, саду зеленому, ќна скочила на лютого зме€, ќбвиваетс€ лютой змей, ќколо чебота зелен сафь€н, ќколо чулочика шелкова, ’оботом бьет по белу стегну, ј втапоры кн€гин€ понос понесла.

–ождение ¬олха напоминает по€вление божества и сопровождаетс€ традиционными знамени€ми: гремит гром, дрожит земл€, разбегаютс€ птицы, рыбы и звери. —разу же после рождени€ ¬олх начинает говорить, причем его голос подобен грому. ћладенца пеленают в булатные латы, он играет Ђзлат шеломомї и

Ђпалицей весом в триста пудовї.  огда ¬олху исполн€етс€ семь лет, мать отдает его учитьс€ Ђхитрости-мудростиї. ќн овладевает не только науками, но и приобретает способность превращатьс€ в сокола, волка, тура Ч золотые рога.  огда ¬олху исполн€етс€ двенадцать лет, он собирает дружину и отправл€етс€ с ней в поле, а в 15 лет уже готов к совершению воинских подвигов.

—южет о походе ¬олха на Ђ»ндею богатуюї принадлежит к наиболее архаическим пластам русского эпоса. ”знав о том, что индейский царь собираетс€ напасть на  иев, ¬олх опережает его и отправл€етс€ в поход на индейское царство. ѕо дороге он превращаетс€ в разных животных Ч в облике сокола бьет птицу, обернувшись волком, бегает по лесам и добывает зверей, чтобы кормить и одевать дружину.

¬ отличие от своих воинов ¬олх всегда бодрствует. ќставив дружину на границе индейского царства, он превращаетс€ в тура Ч золотые рога. ƒобежав до дворца, ¬олх становилс€ соколом, пробираетс€ в палаты к царю —алтыку —таврульевичу и подслушивает его разговор с женой, царицей јзв€ковной. ”знав о намерени€х цар€, задумавшего причинить вред –уси, ¬олх превращаетс€ в горноста€ и спускаетс€ в подвал-погреб. “ам он перекусывает тетивы у луков, перегрызает копь€ и конскую сбрую, после чего возвращаетс€ к дружине.

„тобы проникнуть внутрь города ¬олх превращает своих воинов в муравьев. «ахватив столицу индейского царства, он убивает цар€, берет в жены царицу јзв€-ковну, отдает своим воинам семь тыс€ч девиц в жены и становитс€ царем захваченного царства.

 

ћотивы былины встречаютс€ во многих литературных и фольклорных произведени€х. ¬ частности, похожее описание рождени€ богатыр€ мы находим в ћахабхарате, мотив превращени€ воинов в муравьев встречаетс€ в греческих мифах,

»скусстйом превращени€ наделен и герой русской сказки Ђ’рустальна€ гораї »ван-царевич. ѕревратившись в муравь€, он проникает внутрь хрустальной горы, побеждает зме€ и женитс€ на царевне. —пособностью становитьс€ оборотнем обладает и герой Ђ—лова о полку »горевеї ¬сеслав ѕолоцкий. ¬ образе серого волка он обегает пол€, чтобы найти вражеское войско.

Ќекоторые мотивы былины о ¬олхе встречаютс€ в предани€х, вошедших в русские летописи. “ак, в Ќовгородской летописи рассказана истори€ о волке-чародее, который мог превращатьс€ в лютого зве-. р€ Ч крокодила. ќн €кобы жил в реке ¬олхов и мешал проплывавшим по ней корабл€м. „удовище звали ¬олхом. ƒалее в летописи говоритс€ о том, что этот ¬олх поклон€лс€ богу грома и даже поставил на берегу реки идол ѕеруна. ¬олха победили бесы, насланные на него богом. ¬олх погибает и из могилы проваливаетс€ пр€мо в ад.

— образом ¬олха св€зан еще один былинный сюжет о том, что ¬олх €вл€етс€ братом ћикулы —ел€нинови-ча. —обрав дружину, ¬олх помогает ћикуле победить три города: √урчевец, ќреховец и  ресть€новец.

ƒругие богатыри Ч »ль€ ћуромец, —адко, ¬асилий Ѕуслаев Ч оказываютс€ слабее ћикулы-пахар€ и не могут выдернуть из земли его соху. ƒаже такой всемогущий чародей, как ¬олх, не может подн€ть соху ћикулы —ел€ниновича. Ётим подчеркиваетс€, что высшей ценностью €вл€етс€ не сила и колдовство, а созидательный труд.

√оре

ѕерсонаж русских народных сказок, образное воплощение злой доли; антропоморфный образ, наделенный способностью превращатьс€ в различные предметы.

¬ большинстве сюжетов по€вление √ор€ св€зываетс€ с обрушивающимис€ на геро€ несчасть€ми. Ћюбое начинание заканчиваетс€ неудачей. „тобы выйти из порочного круга, герой находит √оре и пытаетс€ освободитьс€ от него. ќн предлагает √орю поиграть с ним в пр€тки и хитростью заманивает его в ловушку (гроб, табакерку, тележное колесо). ѕоймав √оре, герой пр€чет его Ч закапывает в землю или выбрасывает в труднодоступное место, а освободившись от √ор€, возвращаетс€ к своей обычной жизни. ¬ сатирических и бытовых сказках противником √ор€ выступает солдат, который хитростью побеждает √оре и избавл€ет от него людей.

¬ конце XVI Ч начале XVII века на основе народных сказок была составлена древнерусска€ Ђѕовесть о √оре-«лосчастииї. √лавный герой повести страдает от преследований √ор€, вынуждающего его посто€нно пь€нствовать, пропива€ все имущество. „тобы избавитьс€ от √ор€, герой повести уходит в монастырь.

‘ольклорный образ √ор€ использовал Ќ. ј. Ќекрасов в поэме Ђ ому на –уси жить хорошої. ќбраз √ор€ стал одним из персонажей пьесы-сказки —. я. ћаршака Ђ√ор€ бо€тьс€ Ч счасть€ не видатьї.

ƒив

ƒемонический персонаж восточнослав€нской мифологии. ”поминаетс€ в средневековых поучени€х, направленных против €зычества, в Ђ—лове о полку »горевеї (Ђƒив кличет връху древаї). –усский див воспринималс€ как человекообразное или птицеобразное существо.

»сследователи не пришли к единому мнению о происхождении слова Ђƒивї. — одной стороны, его св€зывают со словом Ђдивої Ч слав€нским обозначением чуда, с другой Ч прилагательным Ђдивийї Ч дикий.

— корнем Ђдивї св€зано и индоевропейское обозначение Ѕога. ¬ эпизоде Ђ—лова о полку »горевеї выражение Ђвръжес€ ƒив на землюї воспринимаетс€ как предвестие несчасть€. ¬озможно, в названии отразилось и совпадение черт ƒива с иранским ƒэ-вом Ч отрицательным персонажем, встречающимс€ в фольклоре и мифологии.

ƒобрын€ Ќикитич

ƒобрын€ Ќикитич ’удожник ¬. ¬аснецов ‘рагмент картины ЂЅогатыриї

 

¬торой по значению русский богатырь, занимает среднее положение между »льей ћуромцем и јлешей ѕоповичем.

¬ р€де былин упоминаетс€ о купеческом происхождении ƒобрыни. ¬ них говоритс€, что ƒобрын€ родилс€ в —еверо-¬осточной –уси в семье р€занского купца, Ђбогатого гост€ї Ќикиты –омановича. ќтец ƒобрыни умирает вскоре после его рождени€ или еще до него. ¬ отличие от Ђстарого казакаї »льи ћуромца ƒобрын€ всегда именуетс€ Ђмолодымї.

ƒобрыню воспитывает мать Ч јмелфа “имофеевна. ќна отдает ƒобрыню в учение Ђхитрой грамотеї:

ј и будет ƒобрын€ семи годов, ѕрисадила его матушка грамоте учитьс€, ј грамота ƒобрыне в наук пошла.

¬ былинах посто€нно отмечаютс€ образованность ƒобрыни, знание манер, Ђвежествої (умение себ€ вести). ƒобрын€ не только храбрый воин и меткий стрелок. ќн искусный шахматист, умеет петь и играть на гусл€х. ¬ одном из сюжетов он даже обыгрывает в шахматы татарского хана.

ƒобрын€ обладает незаур€дными дипломатическими способност€ми, часто улаживает ссоры между богатыр€ми и конфликты с кн€зем ¬ладимиром.

»менно благодар€ усили€м ƒобрыни богатырска€ троица вновь объедин€етс€ после размолвки между »льей ћуромцем и јлешей ѕоповичем.

¬ некоторых текстах ƒобрын€ выступает и как руководитель дружины, поэтому в начале сюжета указываетс€ на его кн€жеское происхождение. ѕоложению ƒобрыни соответствует и его богатый, Ђкн€жец-кийї дом.

— именем ƒобрыни св€зано много эпических сюжетов. —амым распространенным €вл€етс€ сюжет Ђƒобрын€ и змейї, где мотив змееборства св€зываетс€ с идеей защиты –одины от захватчиков. Ѕогатырь не просто побеждает зме€, а освобождает Ђполон русскийї. ¬ отличие от других богатырей ƒобрын€ боретс€ не только со змеем, но и со всем Ђзмеиным племенемї. ¬ былине говоритс€, что еще юношей он стал Ђна добром коне в чисто поле поезживать, малых змеенышей потаптыватьї.

—вой главный подвиг ƒобрын€ совершает на ѕучай-реке. ¬опреки предостережению матери ƒобрын€ входит в воду волшебной реки (Ђиз одной струйки огонь сечет, из второй искры сыплютс€, из третьей Ч дым валитї). —разу по€вл€етс€ змей и нападает на беззащитного богатыр€. Ѕой начинаетс€ в воде. √олыми руками ƒобрын€ хватает зме€ и начинает душить, затем вытаскивает на берег и сбивает головы Ђшапкой земли греческойї (шапкой, наполненной землей).

«мей вымаливает у ƒобрыни пощаду в обмен на кл€тву не причин€ть вреда люд€м и улетает, но, пролета€ над  иевом, похищает «абаву ѕут€тичну, плем€нницу кн€з€ ¬ладимира. ѕо поручению кн€з€ ƒобрын€ отправл€етс€ в змеиное царство; убивает зме€ и освобождает не только «абаву, но и все Ђполоны русскиеї Ч тех, кто томилс€ в плену у зме€.

—южет входит в мировой эпический фонд (ѕерсей, —игурд, «игфрид). ќн широко распространен и в христианской житийной литературе (жити€ св€того √еорги€ и ‘еодора “ирона). »сследователи считают, что в былине символически отразилась истори€ крещени€ –уси: «мей рассматриваетс€ как олицетворение €зычества, убивающий зме€ Ђшапкой земли греческойї ƒобрын€ выступает как носитель православи€, пришедшего на –усь через ¬изантию из √реции.

„етка€ архаична€ основа сюжета и св€зь ƒобрыни Ќикитича с водной стихией, ныр€нием, спуском в пещеры позвол€ют рассматривать его как эпического персонажа, который побеждает чудовище, пришедшее из подземного мира. ¬. ¬. »ванов указывает на происхождение имени ƒобрын€ от древнего корн€ Ђдобрї (Ђдебрї), обозначающего в индоевропейских €зыках дно, низ, пучину.

»ногда ƒобрыню сближают с ƒунаем. ƒействительно, с образами этих богатырей св€зан один и тот же сюжет о борьбе со змеем. ¬ других сюжетах, где участвует ƒобрын€, также широко представлен мотив поединка. ѕротивниками геро€ выступают как традиционные антагонисты Ч враждебные существа, так и другие богатыри (например, ƒунай, с которым ƒобрыню мирит »ль€ ћуромец).

¬ былине Ђƒобрын€ и ћаринкаї противником геро€ выступает Ђотравщицаї, Ђзельницаї, ведьма ћаринка, котора€ пытаетс€ околдовать геро€. ћаринка хочет обольстить ƒобрыню и предлагает ему женитьс€ на ней. Ќо ƒобрын€ не поддаетс€, тогда ћаринка превращает его в тура, произнос€ заговор над вырезанными из земли следами его ног:

 ак € режу эти следики ƒобрынюшкины, “ак бы резало ƒобрынино ретиво сердцо, ѕоди-ка ты, ƒобрынюпгка, ко морю ко турецкому, √де ход€т там, гул€ют дев€ть туров, ѕоди-ка ты, ƒобрынюшка, дес€тым туром.

ћать ƒобрыни приходит на помощь сыну и расколдовывает его. ƒобрын€ побеждает ведьму и наказывает ее, вместе с матерью превраща€ ћаринку в Ђкобылу водовознуюї (собаку или сороку).

Ќе менее попул€рен сюжет, в котором ƒобрын€ выступает как сват, добывающий дл€ кн€з€ ¬ладимира невесту. ¬месте с богатырем ƒунаем ƒобрын€ отправл€етс€ в чужеземное королевство, проходит испытани€ и привозит невесту кн€зю. —южет можно соотнести с летописным рассказом о том, как кн€зь ¬ладимир послал ƒобрыню к полоцкому кн€зю –ог-волду, чтобы тот сватал его. дочь.

ƒобрын€ €вл€етс€ действующим лицом сюжета Ђмуж на свадьбе своей женыї, который входит в круг так называемых мировых сюжетов и представлен, например, в Ђќдиссееї и Ђѕесни о Ќибелунгахї. ƒобрын€ надолго уезжает в Ђчисто полеї и просит жену ждать его в течение двенадцати лет. “олько после истечени€ этого срока он разрешает жене выйти замуж за любого, кроме јлеши ѕоповича.

Ќастась€ ћикулична хранит верность мужу, но после окончани€ срока кн€зь ¬ладимир приказывает ей выйти замуж именно за јлешу ѕоповича. ¬ некоторых сюжетах јлеша ѕопович прибегает к хитрости Ч сообщает ей о гибели ƒобрыни. ∆ена ƒобрыни подчин€етс€ воле кн€з€. Ќо во врем€ свадебного пира по€вл€етс€ ƒобрын€, переодетый каликой перехожим. ќн бросает кольцо в кубок, который поднос€т невесте.

ƒобрын€ наказывает јлешу за обман. »ль€ ћуромец мирит богатырей, напомина€, что ƒобрын€ и јлеша Ч Ђбрать€ крестовыеї, целовавшие крест в знак дружбы. —сора прекращаетс€. ѕо-видимому, в образе ƒобрыни со временем соединились черты как древнейших, так и более поздних эпических героев.

ћифологизированный образ богатыр€, встречающийс€ в русских былинах. ¬еро€тно, в образе ƒуна€ образ эпического геро€ соединилс€ с образом бога, олицетвор€ющим соответствующую реку.

ƒунай выступает в качестве действующего лица только в одной былине. ¬ ней рассказываетс€ о том, что вместе с ƒобрыней ƒунай отправл€етс€ к литовскому королю, чтобы сосватать его дочь јпраксин) за кн€з€ ¬ладимира. ƒунай идет к королю, а ƒобрын€ остаетс€ сторожить коней Ђв чистом полеї. ќднако король отвечает отказом и заключает ƒуна€ в Ђпогреба глубокиеї. ”знав о случившемс€, ƒобрын€ вступает в бой и разбивает выступившую против него литовскую дружину. ѕосле поражени€ войска литовский король соглашаетс€ на предложение богатырей и передает им дочь. Ѕогатыри привоз€т јпраксин) в  иев, где совершаетс€ брачный обр€д.

ƒунай

¬ некоторых верси€х сюжета рассказываетс€ о том, что, оказавшись во дворце литовского корол€, ƒунай влюбл€етс€ в сестру јпраксин Ќастасью. ќна освобождает богатыр€ и вместе с ним убегает в  иев. ¬о врем€ свадебного пира ƒунай и Ќастась€ устраивают сост€зание в стрельбе из лука. ƒунай проигрывает его: первый раз недостреливает, второй раз перестреливает, а на третий раз попадает в Ќастасью. ќна умирает и перед смертью рассказывает ƒунаю, что беременна си€ющим младенцем. ”знав об этом, ƒунай бросаетс€ на свое копье и умирает р€дом с женой. √осподь превращает ƒуна€ в реку ƒунай, а Ќастасью Ч в реку, называемую ее именем. ¬ этом сюжете богатырска€ былина соединилась с топонимическим преданием о происхождении реки ƒунай. ћотив превращени€ разлученных влюбленных в реки часто встречаетс€ в мировом фольклоре (например, казахское предание о происхождении рек »ли и  аратал).

ќтметим, что река ƒунай в русских былинах по воле сказителей может течь под  иевом, ћосквой или Ќовгородом.

≈руслан Ћазаревич

√ерой древнерусской сказочной повести и фольклора.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 545 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

542 - | 461 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.064 с.