42.1. В ИЕРУСАЛИМЕ – РАССКАЗ О ДОБРОМ САМАРИТЯНИНЕ
Пока обустраивался лагерь у Пеллы, Иисус, взяв с Собой Нафанаила и Фому, тайно отправился в Иерусалим на Праздник Обновления Храма. Только тогда, когда они перешли Иордан у вифанской переправы, двое апостолов поняли, что их Учитель направляется в Иерусалим. Осознав, что Он всерьёз решил присутствовать на Празднике Обновления, они как только могли стали отговаривать Иисуса и пытались переубедить Его, используя всевозможные доводы. Но их усилия оказались напрасными. Иисус был полон решимости посетить Иерусалим. На все их уговоры, на все их предупреждения о том, что отдавать Себя в руки Совета – безумная и опасная затея, Он отвечал только одно: «Пока не пришло Моё время, Я хотел бы дать этим учителям Израиля ещё одну возможность увидеть свет».
По дороге в Иерусалим двое апостолов продолжали выражать опасения и высказывать сомнения в разумности этой явно самонадеянной затеи. Они достигли Иерихона около половины пятого и приготовились остановиться здесь на ночлег.
В тот вечер вокруг Иисуса и двух апостолов собралось много людей. Они задавали вопросы, на многие из которых отвечали апостолы, а другие обсуждал Иисус.
В ходе вечера один учитель Закона, пытаясь втянуть Иисуса в компрометирующий Его спор, сказал: «Учитель, я хотел бы спросить Тебя, как я должен поступать, чтобы унаследовать жизнь вечную?»
Иисус ответил: «Что написано в Законе и у пророков? Как ты понимаешь Писания?»
Учитель Закона, знавший учения как Иисуса, так и фарисеев, ответил: «Возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всем разумом и всей силой и возлюби ближнего своего, как самого себя».
Тогда Иисус сказал: «Ты ответил верно. Поступай так и обретёшь жизнь вечную».
Однако собеседник, желая оправдать себя, а также надеясь смутить Иисуса, решил задать Ему ещё один вопрос. Подойдя поближе к Учителю, он сказал: «И всё же, Учитель, я просил бы Тебя сказать мне, кто именно является моим ближним?»
Он задал этот вопрос в надежде поймать Иисуса в западню – заставить Его сделать какое-нибудь заявление, которое противоречило бы иудейскому Закону, определявшему ближних как «детей одного народа». На всех остальных иудеи смотрели как на «псов языческих». Этот учитель был в общих чертах знако́м с учениями Иисуса и потому знал, что Иисус придерживается иных взглядов. Поэтому он надеялся заставить Иисуса сказать нечто такое, что могло быть истолковано как оскорбление священного Закона.
Но Иисус понял намерения учителя Закона и вместо того, чтобы попасться в ловушку, рассказал Своим слушателям историю, хорошо понятную любому жителю Иерихона.
Иисус сказал: «Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался жестоким разбойникам, которые ограбили его, сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумёртвым. Случайно той дорогой проходил священник, и когда он обнаружил раненого и увидел его умирающим, то перешёл на другую сторону дороги. Пришёл на то же место и левит и, увидев этого человека, перешёл на другую сторону. И вот, примерно в такое же время, некий самаритянин, направлявшийся в Иерихон, набрёл на этого человека. И когда он увидел, что тот ограблен и избит, он сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, посадил на своего осла и привёз его сюда, на постоялый двор, где ухаживал за ним. На следующий день он дал хозяину постоялого двора немного денег и сказал: «Позаботься как следует о моём друге, а если истратишь на него сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь».
Теперь позволь спросить у тебя: который из этих трёх оказался ближним тому, кто попался разбойникам?»
И когда учитель Закона увидел, что угодил в свою собственную ловушку, он ответил: «Тот, кто сжалился над ним».
Иисус же сказал: «Иди и поступай так же».
42.2. В ИЕРУСАЛИМЕ
Иисус посетил Праздник Шалашей, чтобы возвестить Радостную Весть паломникам со всей империи. Теперь Он прибыл на Праздник Обновления Храма с единственной целью: предоставить Совету и иудейским вождям ещё одну возможность увидеть свет. Главное событие этих нескольких дней, проведённых в Иерусалиме, произошло в пятницу вечером в доме Никодима. Здесь собралось около двадцати пяти религиозных вождей, поверивших в учения Иисуса. Четырнадцать из них являлись – или были до недавнего времени – членами Совета. На этой встрече присутствовали Эвер, Матадорм и Иосиф Аримафейский.
В данном случае все слушатели Иисуса были учёными людьми, и как они, так и двое Его апостолов поразились кругозору Учителя и глубине Его замечаний, высказанных этому знатному обществу. Со времени Своих бесед в Александрии, Риме и на островах Средиземного моря Иисус не проявлял таких обширных познаний и не демонстрировал такого понимания человеческих дел, – как мирских, так и религиозных.
Когда эта короткая встреча подошла к концу, все разошлись, озадаченные личностью Иисуса, покорённые Его благородными манерами и влюбленные в этого Человека. Они попытались дать Иисусу совет относительно Его желания завоевать на Свою сторону остальных членов Совета. Учитель внимательно выслушал их предложения, но ничего не ответил. Он прекрасно понимал, что все их планы невыполнимы. Он предполагал, что большинство иудейских вождей никогда не примут Радостной Вести Царства. И тем не менее, Он дал всем им последнюю возможность сделать выбор. Однако, отправляясь в тот вечер на ночлег на Масличную гору вместе с Нафанаилом и Фомой, Иисус ещё не решил, какой метод следует избрать, чтобы вновь привлечь внимание Совета к Своему труду.
В ту ночь Нафанаил и Фома почти не спали – настолько они были поражены тем, что услышали в доме у Никодима. Они много размышляли над последним замечанием Иисуса в ответ на предложение прежних и нынешних членов Совета предстать вместе с ними перед семьюдесятью.
Учитель сказал: «Нет, братья Мои, такой шаг был бы напрасным. Вы приумножили бы гнев, который обрушится на ваши головы, но ничуть не смягчили бы их ненависть ко Мне. Пусть каждый из вас занимается делом Отца, подчиняясь велениям собственного духа. Я же ещё раз привлеку их внимание к Царству так, как это решит сделать Мой Отец».
42.3. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО НИЩЕГО
На следующее утро все трое пришли на завтрак в Вифанию, к Марфе, после чего сразу же отправились в Иерусалим. В это субботнее утро, когда Иисус и двое Его апостолов подходили к Храму, они заметили известного в округе нищего – слепого от рождения, сидевшего на своём обычном месте. Хотя нищие не просили и не получали подаяний по субботам, им позволялось сидеть на своих привычных местах. Иисус остановился и посмотрел на нищего. Пристально глядя на этого слепорождённого человека, Он придумал, каким образом сможет ещё раз привлечь внимание Совета и других иудейских вождей и религиозных учителей к Своему служению на Земле.
Пока Иисус стоял перед слепым, погружённый в Свои мысли, Нафанаил, размышляя о возможной причине слепоты этого человека, спросил: «Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?»
Учителя Закона учили, что все случаи врождённой слепоты были следствием греха. Не только зачатие детей происходило во грехе, но ребёнок мог также родиться слепым в результате какого-то греха, совершённого его отцом. Они даже учили, что само дитя могло согрешить до того, как родиться на свет. Также они учили, что такие увечья могли быть следствием греха или иной слабости матери во время вынашивания ребёнка.
Во всех этих краях издавна существовала вера в перевоплощение. Древние еврейские учителя – наряду с Платоном, Филоном Александрийским и многими из секты ессеев – допускали, что в течение одного воплощения люди могут пожинать то, что было посеяно за время предшествующего существования. Поэтому считалось, что в этой жизни они расплачиваются за грехи, совершённые в предыдущих жизнях. Иисусу было трудно заставить людей поверить в то, что их души ранее не существовали.
При всей парадоксальности подобной практики, евреи считали в высшей степени похвальным делом подавать милостыню слепым нищим, хотя слепота этих нищих представлялась следствием греха. Эти слепые, по своему обыкновению, непрестанно кричали нараспев прохожим: «О, милосердные, помогите слепому, и зачтётся вам».
Иисус начал обсуждать этот случай с Нафанаилом и Фомой не только потому, что Он уже решил использовать слепого как средство для того, чтобы в тот же день ещё раз всерьёз привлечь внимание еврейских вождей к Своей миссии, но и потому, что Он всегда призывал Своих апостолов искать истинные причины всех явлений, природных и духовных. Он часто предостерегал их против распространённой тенденции приписывать духовные причины обычным физическим явлениям.
Иисус решил использовать этого нищего в Своих планах, но прежде, чем сделать что-либо для слепого, которого звали Иосия, Он ответил на вопрос Нафанаила.
Учитель сказал: «Ни он не грешил, ни его родители, чтобы через него проявились деяния Божьи. Эта слепота возникла у него обычным образом, но сейчас нам следует совершить дело Пославшего Меня, пока ещё день, ибо неизбежно придёт ночь, когда мы уже не сможем сделать того, что собираемся совершить. Пока Я в мире, Я – свет миру, но пройдёт совсем немного времени, и Меня не станет с вами».
Сказав это, Иисус обратился к Нафанаилу и Фоме: «Сотворим зрение этому слепому в субботу, чтобы дать учителям Закона и фарисеям все основания, необходимые им для обвинения Сына Человеческого».
Затем, наклонившись, Иисус плюнул на землю и смешал глину со слюной. Говоря обо всём этом так, чтобы слепой мог слышать, Он подошёл к Иосии и положил глину на его невидящие глаза со словами: «Пойди, сын Мой, смой эту глину в Силоамской купальне, и ты сразу обретёшь зрение».
И когда Иосия умылся в Силоамском водоёме, он вернулся к своим друзьям и семье прозревшим.
Поскольку всю свою жизнь он просил милостыню, он не знал никакого другого занятия. Поэтому, когда первый восторг от сотворённого зрения прошёл, Иосия вернулся на то место, где он обычно просил подаяния. Заметив, что он видит, его друзья, соседи и все, кто знал его раньше, стали удивляться: «Разве это не слепой нищий Иосия?» Некоторые говорили, что это он, в то время как другие утверждали: «Нет, этот похож на того, но зрячий». Но когда они спросили самого Иосию, тот ответил: «Это я».
Когда они начали спрашивать, как он прозрел, он отвечал: «Человек по имени Иисус проходил здесь и, говоря обо мне со Своими друзьями, смешал слюну с глиной, помазал мне глаза и послал умыться в Силоамской купальне. Я сделал, как велел этот Человек, и тут же прозрел. С тех пор прошло лишь несколько часов. Пока ещё я не понимаю многого из того, что вижу». И когда люди, которые начали собираться вокруг него, спросили, где найти Этого странного Человека, исцелившего его, он мог лишь ответить, что не знает.
Это одно из самых странных чудес, сотворённых Иисусом. Этот человек не просил исцеления. Он не знал, что Иисус, пославший его умыться в Силоамской купальне и пообещавший ему зрение, является тем Пророком из Галилеи, Который проповедовал в Иерусалиме на Празднике Шалашей. Этот человек слабо верил в то, что прозреет, но в те дни люди глубоко верили в силу слюны великого или святого человека, а из беседы Иисуса с Нафанаилом и Фомой Иосия заключил, что Тот, Кто собирается облагодетельствовать его, является великим Человеком, образованным Учителем или святым Пророком. Поэтому Он сделал так, как Иисус велел.
Иисус использовал глину и слюну и послал его умыться в символической Силоамской купальне по трём причинам.
Во-первых, это было чудо, которое Иисус решил сотворить в Своих личных целях, но которое было устроено им так, чтобы этот человек мог извлечь для себя длительную пользу.
Во-вторых, поскольку слепой не просил об исцелении и его вера была слабой, эти материальные действия должны были обнадёжить его. Будучи суеверным человеком, он действительно верил в силу слюны, и знал, что Силоамская купальня является полусвященным местом. Но он вряд ли отправился бы туда, если бы ему не нужно было смыть глину, которой были помазаны глаза. В этой процедуре было ровно столько обрядности, чтобы заставить его действовать.
В-третьих, за счёт этого чуда, совершённого исключительно в подчинение своему собственному решению, Он желал научить Своих последователей не презирать и не отрицать материальные средства лечения. Он хотел, чтобы люди перестали считать чудеса единственным методом излечения человеческих болезней.
В то субботнее утро, вблизи иерусалимского Храма, Иисус чудесным образом дал этому человеку зрение в первую очередь для того, чтобы открыто бросить вызов Совету и всем еврейским учителям и вождям. Так Он заявил об открытом разрыве с фарисеями.
42.4. ИОСИЯ ПРЕДСТАЁТ ПЕРЕД СОВЕТОМ
К середине второй половины дня об исцелении Иосии говорили уже по всему Храму, в связи с чем Совет решил собраться на совещание на своём обычном месте в Храме. Они приняли это решение в нарушение действующего правила, запрещавшего Совету собираться по субботам. Иисус знал, что нарушение субботы будет одним из главных обвинений против Него при последнем испытании, и Он хотел предстать перед Советом по обвинению в исцелении слепого в субботу, когда само заседание верховного суда иудеев – судящего Его за этот милосердный поступок – являлось бы обсуждением этих вопросов в субботу, в нарушение их собственных законов.
Однако они не вызвали Иисуса из-за страха перед Ним. Вместе этого они сразу же послали за Иосией. После нескольких предварительных вопросов, председатель Совета (присутствовало около пятидесяти человек) распорядился, чтобы Иосия рассказал, что с ним произошло. За время, прошедшее после его утреннего исцеления, Иосия узнал от Фомы, Нафанаила и других, что фарисеи недовольны его исцелением в субботу и что все, имеющие к этому отношение, могут ждать от них неприятностей. Но Иосия ещё не понимал, что Иисус был Тем, Кого называли Избавителем. Поэтому на допросе у фарисеев он сказал: «Этот Человек пришёл, положил мне на глаза глину, велел умыться в Силоаме, и вот теперь я вижу».
Один из старших фарисеев, произнеся пространную речь, сказал: «Этот Человек не может быть от Бога, ибо вы видите, что Он не соблюдает субботу. Он нарушил Закон, тем, что формовал глину. Кроме того, Он послал этого нищего умыться в Силоаме в субботу. Такой Человек не может быть Учителем, посланным Богом».
Тогда один из молодых членов Совета, тайно веривший в Иисуса, сказал: «Если Этот Человек не послан Богом, то как Ему удаётся такое? Мы знаем, что простой грешник неспособен творить такие чудеса. Все мы знаем этого нищего и то, что он был рождён слепым, – теперь он видит. Не хочешь ли ты сказать, что этот Пророк творит все эти чудеса силой властителя бесов?»
И на каждого фарисея, который осмеливался обвинить или осудить Иисуса, находился другой, который поднимался, задавая трудные и обескураживающие вопросы, так что у них возникли серьёзные разногласия. Увидев, какой оборот принимают события, председатель собрания решил остудить накал страстей и продолжить допрос самого Иосии.
Повернувшись к нему, он спросил: «Что ты можешь сказать об этом Человеке, Иисусе, Который, как ты утверждаешь, дал тебе зрение?»
Иосия ответил: «Я думаю, что это Пророк».
Вожди были чрезвычайно обеспокоены и, не зная, что ещё предпринять, решили послать за родителями Иосии, чтобы выяснить, действительно ли он был рождён слепым. Им не хотелось верить в исцеление нищего.
В Иерусалиме хорошо знали не только то, что Иисусу был закрыт доступ в синагоги, но и то, что верующие в Его Учение изгоняются из синагог, – отлучаются от религиозного братства Израиля, что означало лишение всех прав и привилегий во всём еврейском обществе, за исключением права покупать предметы первой необходимости.
Поэтому, когда родители Иосии – бедные и запуганные люди – предстали перед внушающим благоговейный страх Советом, они побоялись говорить открыто.
Председатель суда спросил: «Ваш ли это сын? И следует ли нам понимать, что он родился слепым? Если так, то как же он теперь видит?»
Тогда отец Иосии, которому вторила мать, сказал: «Мы знаем, что это наш сын и что он был рождён слепым, но как случилось так, что он стал видеть, или кто тот человек, который вернул ему зрение, мы не знаем. Спросите его: он совершеннолетний; пусть сам о себе скажет».
После этого они вторично вызвали Иосию. Первоначальный план – устроить формальный суд – не удавался, и некоторые из них чувствовали себя неловко из-за того, что это происходило в субботу. Поэтому, вызвав Иосию, они попытались запутать его, используя другой подход.
Чиновник суда обратился к бывшему слепому: «Почему ты не воздаёшь хвалу Богу за свершившееся? Почему ты не говоришь нам всей правды о том, что произошло? Все мы знаем, что этот Человек – грешник. Почему ты отказываешься постичь истину? Ты знаешь, что и ты, и этот Человек обвиняетесь в нарушении субботы. Разве ты не желаешь искупить свой грех и признать своим целителем Бога, если ты по-прежнему утверждаешь, что сегодня тебе было возвращено зрение?»
Но Иосия не был простофилей, да и чувства юмора ему было не занимать. Поэтому он ответил чиновнику суда: «Грешник Он или нет, я не знаю, но я знаю одно – что я был слеп, а теперь вижу».
И так как им не удалось заманить Иосию в ловушку, они продолжали спрашивать его: «Как именно Он дал тебе зрение? Что конкретно Он для тебя сделал? Что Он тебе сказал? Просил ли Он тебя верить в Него?»
Иосия ответил с некоторым раздражением: «Я подробно рассказал вам, как всё это произошло, но вы не поверили моим словам. Почему вы хотите услышать всё заново? Не собираетесь ли, случайно, и вы стать Его учениками?»
После этих слов поднялся шум. Заседание было прервано, и дело чуть не дошло до рукоприкладства, так как вожди бросились к Иосии, гневно восклицая: «Это ты можешь считать себя учеником этого Человека, а мы – ученики Моисея, мы – учителя Закона Божьего! Мы знаем, что Бог говорил через Моисея. Что же касается этого Человека, Иисуса, то мы не знаем, откуда Он взялся».
Тогда Иосия взобрался на скамейку и прокричал всем, кто мог его слышать: «Послушайте, вы, называющие себя учителями всего Израиля! Говорю вам, что я весьма удивлён, ведь вы признаётесь, что не знаете, откуда Этот Человек, однако же доподлинно знаете из выслушанного вами свидетельства, что Он дал мне зрение. Мы все знаем, что Бог не совершает таких чудес для нечестивых, что Бог совершил бы это только по просьбе истинно верующего, такого, который свят и праведен. Вы знаете: никогда ещё не бывало, чтобы кто-то дал зрение человеку, который родился слепым. Посмотрите же все на меня и поймите, что было совершено сегодня в Иерусалиме! Я говорю вам: если бы этот Человек не был от Бога, Он не смог бы этого сделать».
Расходясь в гневе и смущении, члены Совета кричали Иосии: «Ты родился в грехах, и пытаешься нас поучать?! Может быть, на самом деле ты не был рождён слепым. Но даже если тебе и дали зрение в субботу, то сделано это было силой властителя бесов!»
И они тут же отправились в синагогу, чтобы отлучить Иосию.
42.5. ОБУЧЕНИЕ В ПРИТВОРЕ СОЛОМОНА
В течение всего заседания Совета, проходившем в нарушение субботы в одном из залов Храма, Иисус прогуливался поблизости, учил людей в притворе Соломона и надеялся на то, что Его вызовут в Совет, где Он сможет рассказать добрую Весть о свободе и радости божественного сыновства в Царстве Божьем. Но посылать за Ним боялись. Эти внезапные публичные появления Иисуса в Иерусалиме всегда приводили их в замешательство. Иисус дал им тот самый повод, которого они с таким нетерпением ждали, но они не решились вызвать Его в Совет даже в качестве свидетеля – не говоря уже о том, чтобы арестовать Его.
В Иерусалиме стояла середина зимы, и люди приходили в притвор Соломона, чтобы хоть как-то укрыться от непогоды. И пока здесь находился Иисус, они задавали Ему много вопросов, и Он учил их более двух часов.
Некоторые еврейские учителя попытались заманить Его в ловушку, спрашивая при всех: «Сколько Ты будешь держать нас в недоумении? Если Ты Помазанник, то почему не скажешь нам прямо?»
Иисус отвечал: «Много раз Я говорил вам о Себе и Отце Моём, но вы не желали верить Мне. Разве вы не видите, сколь красноречивы дела, которые Я творю именем Отца Моего? Но многие из вас не верят, потому что не принадлежат к Моей пастве. Учитель истины привлекает только тех, кто стремится к истине и жаждет праведности. Моя паства прислушивается к Моему голосу. Я знаю её, и она следует за Мной. И всем, кто следует Моему Учению, Я даю жизнь вечную: они не погибнут вовек, и никто не уведёт их из-под Моей руки. Отец Мой, Который дал Мне этих детей, превыше всех, а потому никто не сможет увести их из-под руки Отца Моего. Отец и Я едины».
Некоторые из неверующих евреев бросились туда, где ещё продолжалось строительство Храма, чтобы набрать камней и побить Иисуса, но верующие удержали их.
Иисус продолжал учить: «Я совершил для вас много добрых дел волей Отца Моего, а потому позвольте спросить вас: за какое из них вы собираетесь побить Меня камнями?»
Один из фарисеев ответил: «Не за добрые дела мы собираемся побить Тебя, а за то, что Ты, простой смертный, богохульствуешь, осмеливаясь равнять Себя с Богом».
Иисус ответил: «Вы обвиняете Сына Человеческого в богохульстве, потому что отказывались верить Мне, когда Я говорил вам, что послан Богом. Если Я не совершаю дела Божьи, не верьте Мне. Но Мне кажется, что если Я совершаю их, то вы – даже если и не верите в Меня – должны были бы поверить Моим делам. Но чтобы вы не сомневались в том, о чём Я возвещаю, позвольте ещё раз сказать, что Отец во Мне и Я в Отце, и что так же, как Отец пребывает во Мне, так и Я буду пребывать в каждом, кто поверит в эту Радостную Весть».
И когда люди услышали эти слова, многие из них побежали, чтобы набрать камней и побить Его, но Он покинул территорию Храма. Встретившись рядом с Храмом с Нафанаилом и Фомой, которые присутствовали на заседании Совета, Он подождал вместе с ними, пока Иосия не вышел из зала заседаний.
Иисус и двое апостолов отправились искать Иосию к нему домой только после того, как узнали, что тот был изгнан из синагоги.
Когда они пришли к нему, Фома вызвал его в сад, и Иисус, обратившись к нему, сказал: «Иосия, веришь ли ты в Сына Божьего?»
Иосия ответил: «Скажи мне, кто Он, чтобы я мог поверить в Него».
Тогда Иисус сказал: «Ты видел и слышал Его, и это Тот, Кто сейчас говорит с тобой».
Иосия ответил: «Верю, Господи» – и, пав ниц, поклонился Иисусу.
Поначалу – узнав, что изгнан из синагоги, – Иосия впал в уныние, но воспрял духом, когда Иисус велел ему сразу же собираться, чтобы вместе с ними отправиться в лагерь у Пеллы.
Иисус ушёл из Иерусалима и вернулся сюда лишь перед тем, как приготовился покинуть этот мир. Вместе с двумя апостолами и Иосией Учитель отправился назад в Пеллу. Иосия оказался одним из тех, в ком семена чудотворной помощи Иисуса принесли плоды: всю оставшуюся жизнь он проповедовал Радостную Весть Царства.