29.1. МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ
Второе проповедническое путешествие по Галилее началось в воскресенье, 3 октября 28 года н. э., и продолжалось почти три месяца, завершившись 30 декабря. В нём участвовали Иисус и Его двенадцать апостолов, которым помогал вновь набранный корпус из 117 евангелистов и многие другие заинтересованные люди. Во время этого путешествия они посетили Гадару, Птолемаиду, Иафию, Дабаритту, Мегиддо, Изреель, Скифополь, Тарихею, Гиппос, Гамалу, Вифсаиду-Юлию и многие другие города и селения.
В это воскресное утро, перед тем как отправиться в путь, Андрей и Пётр попросили Иисуса дать последний наказ новым евангелистам, но Учитель отклонил эту просьбу, сказав, что не Его дело заниматься теми вещами, которые могут быть с успехом выполнены другими. После должного обсуждения было решено, что с наказом выступит Иоанн Зеведеев.
Когда Иоанн закончил краткую речь, Иисус сказал евангелистам: «Идите же в путь выполнять этот наказ, а позднее, когда вы покажите свои умения и преданность, Я посвящу вас в проповедники Радостной Вести Царства».
Во время этого путешествия Иисуса сопровождали только Иаков и Иоанн. Пётр и каждый из остальных апостолов взяли с собой примерно по двенадцать евангелистов и поддерживали с ними тесную связь, пока те проповедовали и учили. Как только верующие были готовы вступить в Царство, апостолы крестили их. В течение этих трёх месяцев Иисус и двое Его провожатых много путешествовали, посещая подчас по два города за один день, чтобы проследить за работой евангелистов и поддержать их усилия по установлению Царства. Весь смысл Второго проповеднического путешествия сводился к тому, чтобы предоставить практический опыт членам этого корпуса из 117 новых евангелистов.
На всё это время, равно как и позднее – вплоть до последнего отбытия Иисуса и двенадцати апостолов в Иерусалим, – Давид Зеведеев превратил вифсаидский дом своего отца в постоянный штаб деятельности во благо Царства. Этот дом стал информационным центром земных трудов Иисуса и эстафетным пунктом курьерской службы, благодаря которой Давид связывал друг с другом тех, кто трудился в различных частях Палестины и прилегающих районах. Всё это он делал по своей собственной инициативе, но с одобрения Андрея. Давид использовал от сорока до пятидесяти гонцов в этой информационной службе, созданной в рамках растущей и расширяющейся деятельности по установлению Царства. Занимаясь этим, он частично обеспечивал себя тем, что некоторое время уделял своему прежнему делу – рыболовству.
29.2. ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЛАВЫ ИИСУСА
К тому времени, когда лагерь в Вифсаиде прекратил своё существование, слава Иисуса – в первую очередь как Целителя – распространилась на все районы Палестины, всю Сирию и окружающие страны. На протяжении ещё многих недель после того, как Иисус покинул Вифсаиду, сюда продолжали прибывать больные, и, не найдя Учителя, они узнавали о Его местопребывании от Давида и отправлялись на поиски. Во время этого путешествия Иисус не совершил по Своей инициативе ни одного из так называемых чудесных исцелений. Тем не менее, десятки страждущих восстановили своё здоровье и обрели счастье под действием той возрождающей силы, которую даёт глубокая вера, заставляющая искать исцеления.
Со временем этой миссии совпадают и первые случаи необычных и необъяснимых исцелений, продолжавшихся на протяжении всей оставшейся земной жизни Иисуса. В течение этого трёхмесячного путешествия более ста мужчин, женщин и детей из Иудеи, Идумеи, Галилеи, Сирии, Тира, Сидона, а также Заиорданья, были облагодетельствованы неосознанным целительством Иисуса и, вернувшись в родные места, способствовали распространению Его славы. И они делали это, невзирая на то, что всякий раз, когда Иисус становился свидетелем спонтанного исцеления, Он тотчас наказывал облагодетельствованному человеку никому об этом не рассказывать.
Учитель никогда не объяснял Своим апостолам, как происходили эти исцеления, кроме того, что в нескольких случаях Он лишь сказал: «Чувствую, что от Меня изошла сила». В одном из случаев, когда Его коснулся больной ребёнок, Он произнёс: «Чувствую, что от Меня изошла жизнь».
Многие же стремились излечиться только в эгоистических целях. Богатая вдова из Тира явилась вместе со своей свитой в поисках исцеления от многочисленных немощей. Следуя за Иисусом по всей Галилее, она продолжала предлагать Ему все больше и больше денег – как будто Божью силу можно приобрести, предложив самую высокую цену. Но её совершенно не интересовала Радостная Весть Царства, ведь она стремилась только к излечению недугов своего тела.
29.3. ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Действуя из лучших побуждений, ранние последователи Иисуса сформулировали Его учения таким образом, чтобы сделать их более приемлемыми для некоторых наций, народов и религий, но это привело лишь к тому, что учения Иисуса стали менее приемлемы для всех остальных наций, народов и религий.
В своём стремлении обеспечить учениям Иисуса благоприятный приём со стороны некоторых групп своих современников, апостол Павел написал много посланий директивного и назидательного характера. Так же поступили и другие учителя Радостной Вести Иисуса, ведь никто из них не предполагал, что некоторые из этих писаний могут быть впоследствии объединены теми, кто представит их как воплощение учений Иисуса. Поэтому, хотя так называемое христианство действительно содержит больше от Радостной Вести Иисуса, чем любая другая религия, в то же время в нём есть много вещей, не имеющих отношения к Учению Иисуса. Помимо включения в раннее христианство целого ряда доктрин, заимствованных из персидских мистерий, а также значительной части греческой философии, были допущены следующие принципиальные ошибки.
Попытка соединить Учение Иисуса непосредственно с еврейским богословием, примером чему является христианский догмат искупления – учение о том, что Иисус является принесённым в жертву Сыном, удовлетворяющим суровое правосудие Отца и умиротворяющим Божий гнев. Эти учения были порождены похвальным стремлением сделать Радостную Весть более приемлемой для неверующих иудеев. Хотя эти попытки оказались неудачными в том, что касалось обращения евреев, им удалось смутить и отвратить многие искренние души во всех последующих поколениях.
Вторым огромным просчётом ранних последователей Иисуса, упорно повторявшимся всеми последующими поколениями, была организация христианских учений всецело вокруг личности Иисуса. Такое чрезмерное выпячивание фигуры Иисуса в христианском богословии привело к оттеснению Его слов на задний план, и всё это сделало принятие учений Иисуса ещё более трудным для евреев, мусульман, индуистов и представителей других восточных религий.
Хотя в тот конкретный период времени слава Иисуса опиралась в основном на Его репутацию Целителя, это не означает, что положение оставалось неизменным. Постепенно всё больше людей начинало обращаться к Нему за духовной помощью. И всё же именно физическое исцеление производило наиболее непосредственное и сильное впечатление на простой люд. Всё больше жертв морального порабощения и психического угнетения стремились к Иисусу, и Он неизменно учил их путям избавления. Отцы спрашивали, как им поступать с сыновьями, а матери приходили за советом в воспитании дочерей. «Сидящие во тьме» приходили к Нему, и Он раскрывал им «свет жизни». Он всегда был готов откликнуться на человеческое горе, и Он всегда помогал тем, кто искал Его помощи.
Наиболее поразительным и революционным аспектом служения Иисуса на Земле было Его отношение к женщинам. В то время и в том поколении, когда мужчине не полагалось приветствовать в общественном месте даже свою жену, Иисус осмелился взять с Собой женщин в качестве учителей Радостной Вести во время своего Третьего путешествия по Галилее. И Он обладал высшим мужеством, чтобы поступить так вопреки учению ревнителей Закона, утверждавших, что «лучше сжечь слова Закона, чем передать их женщинам».
За одно поколение Иисус вызволил женщин из непочтительного забвения и многовекового тяжкого рабского труда. И самой позорной чертой религии, позволившей себе взять имя Иисуса, является то, что ей не хватило нравственного мужества последовать этому благородному примеру в своём последующем отношении к женщинам.
29.4. ВРАЖДЕБНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЖДЕЙ
Несмотря на благосклонный приём, который Иисус и Его учения встречали среди простых людей, отношение религиозных вождей Иерусалима становилось всё более настороженным и враждебным. К тому времени фарисеи уже создали систематическое, догматическое богословие. Иисус же был Учителем, Который учил при всяком удобном случае, не придерживаясь какой-либо системы. Он учил, опираясь не столько на Закон, сколько на жизнь – с помощью притч. (И когда Он пользовался притчей для иллюстрации Своей мысли, Его целью было использовать для этого только один аспект Своего рассказа. Можно прийти ко многим ложным представлениям об учениях Иисуса, если пытаться превратить Его притчи в аллегории).
Религиозные вожди Иерусалима были вне себя после недавнего обращения молодого Авраама и дезертирства трёх шпионов, крещённых Петром и участвовавших теперь вместе с евангелистами во Втором проповедническом путешествии по Галилее. Страх и предрассудки всё больше ослепляли еврейских вождей, а их сердца черствели из-за упорного отрицания притягательных истин Радостной Вести Царства. С того времени они неустанно планировали и готовили гибель Иисуса. Они были уверены в том, что Иисус должен быть схвачен, осуждён и казнён как еретик, осквернитель самих основ еврейского священного Закона.
29.5. О ГНЕВЕ
Во время этого проповеднического путешествия Иисус почти не выступал перед народом, зато провёл много вечерних бесед с верующими в большинстве городов и селений, которые Ему довелось посетить с Иаковом и Иоанном. На одной из таких вечерних встреч молодой евангелист задал вопрос о гневе.
В ответ Иисус, среди прочего, сказал: «Гнев есть явление этого мира, которое, в общем смысле, выражает меру неспособности духа подчинить себе разум и тело. Гнев свидетельствует о нехватке терпимой братской любви, а также о недостаточном самоуважении и самообладании. Гнев подрывает здоровье, портит разум и препятствует духовному учителю человеческой души. Разве вы не читали в Писаниях, что «глупца убивает гневливость [Иов, 5:2]» и человек раздирает «душу в гневе [Иов, 18:4]»? Что «у терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость [Притч, 14:29]»? Все вы знаете, что «кроткий ответ отвращает гнев [Притч, 15:1]» и что «оскорбительное слово возбуждает ярость [Притч, 15:1]». «Благоразумие делает человека медленным на гнев [Притч, 19:11]», и в то же время «что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий своим духом [Притч, 25:28]». «Жесток гнев, неукротима ярость [Притч, 27:4]». «Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит [Притч, 29:22]». «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых [Еккл, 7:9]»…
Пусть ваши сердца исполнятся любовью настолько, чтобы вашему духовному проводнику было легко освободить вас от склонности давать выход бурям животного гнева, несовместимым с богосыновством».
29.6. О СЧАСТЬЕ
Когда Иисус навещал группу евангелистов, работавших под началом Симона Зелота, на вечернем собрании Симон спросил Его: «Учитель, почему одни люди более счастливы и довольны, чем другие? Есть ли какая-нибудь связь между удовольствием и опытом веры?»
Иисус, в частности, ответил следующее: «Симон, некоторые люди от природы счастливее других. Многое, очень многое зависит от желания человека подчиняться водительству живущего в нём духа Отца. Разве ты не читал в Писаниях слова мудреца: «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» [Притч, 20:27]? А также то, что такие ведо́мые духом смертные говорят: «Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня» [Пс, 15:6]. «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» [Пс, 36:16], ибо «добрый – от своих [путей насытится]» [Притч, 14:14]. «Весёлое сердце делает [лицо] весёлым» [Притч, 15:13]. «У кого сердце весело, у того всегда пир» [Притч, 15:15]. «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога. Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть» [Притч, 15:16,17]. «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» [Притч, 16:8]. «Весёлое сердце благотворно, как [лекарство]» [Притч, 17:22]. «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа» [Еккл, 4:6].
Причиной многих переживаний человека является крушение его честолюбивых замыслов и оскорблённая гордость. Конечно, люди должны сами стремиться сделать свою жизнь на земле как можно лучше, но если усилия человека были искренними, то он должен, не унывая, принять свою участь и воспользоваться своей находчивостью, дабы извлечь как можно больше из того, что выпало на его долю. Слишком многие неприятности человека произрастают на почве страха, таящегося в его собственной душе. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» [Притч, 28:1]. «Нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого во́ды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог» [Ис, 57:20,21].
А потому ищите не ложного мира и мимолётной радости, а той твёрдости, которую создаёт вера, и той уверенности, которую даёт богосыновство. Ибо они приносят спокойствие, довольство и высшую радость в духе».
29.7. О СТРАХЕ ГОСПОДНЕМ
Когда они были в Гамале, Филипп спросил Иисуса на вечернем собрании: «Учитель, почему Писания учат нас бояться Господа, в то время как Ты хотел бы, чтобы мы взирали на Отца Небесного без страха? Как нам привести эти учения к согласию?»
Иисус ответил Филиппу: «Дети Мои, Меня не удивляет то, что вы задаёте подобные вопросы. Вначале только страх мог научить человека благоговению. Но Я пришёл раскрыть любовь Отца, чтобы привлечь вас к поклонению Вечному через пробуждение благодарного встречного чувства в сыне – в ответ на бесконечную и совершенную любовь Отца. Я хотел бы избавить вас от темницы рабского страха, в объятиях которого вы подвергаете себя утомительному служению ревнивому и гневливому богу-царю. Я хотел бы рассказать вам, что Бог и человек связаны отношениями Отца и сына, чтобы с радостью вести вас к этому возвышенному небесному поклонению. К свободному поклонению любящему, справедливому и милосердному Богу-Отцу.
Слова «страх Господень» имели разные значения на протяжении последовательных эпох: от страха – через мучения и ужас – до трепета и благоговения. И теперь Я хотел бы провести вас по восходящему пути от благоговения – через признание, понимание и благодарность – к любви. Когда человек признаёт только дела Божьи, он склоняется к страху перед Высшим. Но когда человек начинает понимать и ощущать личность и замыслы живого Бога, он начинает всё больше любить такого добродетельного и совершенного, всеобщего и вечного Отца. Именно в этом изменении отношения человека к Богу и заключается служение Сына Человеческого на земле.
Разумным детям не нужно бояться своего отца, чтобы получать из его рук щедрые дары. Но, получив уже в изобилии то, что было посвящено им отцовской любовью к своим сынам и дочерям, эти горячо любимые дети начинают любить своего отца с ответной признательностью, в благодарность за столь щедрое благодеяние. Добродетель Бога ведёт к раскаянию. Добрые дела Бога ведут к служению. Милосердие Бога ведёт к спасению. Любовь же Бога ведёт к разумному и чистосердечному поклонению.
Ваши предки боялись Бога, потому что Он был могущественным и таинственным. Вы будете поклоняться Ему, потому что Он величествен в любви, великодушен в милосердии и славен в истине. Могущество Бога пробуждает в человеческом сердце страх, однако благородство и праведность Его личности порождает благоговение, любовь и добровольное поклонение. Почтительный и любящий сын не боится и не содрогается от страха даже перед могущественным и благородным отцом. Я пришёл в этот мир заменить страх любовью, горе – радостью, ужас – уверенностью, рабскую темницу и бессмысленные обряды – любвеобильным служением и благодарным поклонением. Для тех же, кто всё ещё сидит во тьме, остаётся верной истина: «Начало мудрости – страх Господень» [Притч, 1:7]. Когда же свет становится ярче, Божьи сыны склоняются к прославлению Бесконечного за то, что Он есть, вместо того, чтобы бояться Его за то, что Он творит.
Когда дети малы и неразумны, их приходится увещевать, чтобы они уважали своих родителей. Но когда они вырастают и становятся как бы более признательны за те блага, которые даёт им родительская опека и защита, они, через разумное уважение и растущую привязанность, поднимаются к такому опыту, на котором их любовь к родителям как таковым превышает любовь за то, что родители для них сделали. Отец от природы любит своё дитя, но дитя должно обрести любовь к отцу, пройдя путь от страха перед тем, что отец может сделать, – через трепет, ужас, зависимость и благоговение – к благодарной и нежной любви.
Вас учили, что вы должны делать так: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» [Еккл, 12:13]. Я же пришёл дать вам новую и более высокую заповедь. Я хотел бы научить вас любить Бога и учиться исполнять волю Его, ибо такова высшая честь освобождённых сынов Божьих. Ваших отцов учили «бояться Бога – всемогущего Царя». Я же учу вас: «Люби́те Бога – всемилостивого Отца».
В Царстве Небесном, которое Я пришёл провозгласить, нет высокого и могущественного царя. Это Царство представляет собой божественную семью. Всеобще признанным и безусловно почитаемым Центром и главой этого обширного братства разумных созданий является Мой и ваш Отец. Я – Его Сын, и вы тоже Его сыны. Поэтому вечно истинно то, что вы и Я – это братья на Небесах. И это ещё больше усиливается тем, что мы стали братьями во плоти в земной жизни. А потому перестаньте бояться Бога, как царя, или служить Ему, как хозяину. Учитесь уважать Его как Создателя. Чтите Его как Отца вашей духовной юности. Любите Его как милосердного Защитника. И, наконец, поклоняйтесь Ему как любящему и премудрому Отцу вашего более зрелого духовного понимания и признательности.
Из неверных представлений об Отце Небесном произрастают ложные идеи о смирении и в значительной мере ваше лицемерие. По своей природе и происхождению человек может быть тленным червём, но когда в него вселяется дух Отца Моего, этот человек становится божественным в своём предназначении. Дух, посвящённый Отцом Моим, обязательно вернётся к божественному источнику и вселенскому дому своего происхождения. И вместе с божественным духом душа смертного человека, который станет возрождённым чадом этого пребывающего в нём духа, обязательно взойдет к самому́ присутствию вечного Отца.
Смирение действительно к лицу смертному человеку, получающему все дары от Отца Небесного. Хотя всем таким верующим и желающим вечного восхождения в Царстве Небесном присуще божественное достоинство. Бессмысленные, рабские привычки показного и фальшивого смирения несовместимы с пониманием источника вашего спасения и участи вашей рождённой духом души. Смирение пред Богом совершенно уместно в глубине вашего сердца. Скромность в отношениях с людьми похвальна. Но лицемерие нарочитой и показной покорности глупо и недостойно просвещённых сынов Царства.
Вы правильно поступаете, смиряясь пред Богом и владея собой перед людьми. Но пусть ваша скромность несёт в себе начало духовное, а не является насквозь лживым и самовлюблённым показом своего превосходства. Слова пророка не случайны: «Смиренномудренно ходить пред Богом [Мих, 6:8]» ибо хотя Отец Небесный Бесконечен и Вечен, Он также пребывает «с сокрушёнными и смиренными духом [Ис, 57:15]». Отец Мой презирает гордыню, ненавидит лицемерие и питает отвращение к пороку. Именно для того, чтобы подчеркнуть значение искреннего и совершенного доверия к неизменной поддержке и преданному руководству Отца Небесного, Я столь часто указываю на малое дитя как пример отношения разума и духа, – столь существенных для вхождения смертного человека в духовные миры Царства Небесного.
Пророк Иеремия хорошо описал многих смертных, сказав: «В устах их Ты близок, но далёк от сердца их» [Иер, 12:2]. И разве не читали вы сурового предупреждения пророка, сказавшего: «Священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, между тем говоря «Не среди ли нас Господь?»» [Мих, 3:11]. Разве не предостерегали вас неоднократно против тех, кто «с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло» [Пс, 27:3], тех, чьё «сердце – пагуба, языком своим льстят» [Пс, 5:10]? Из всех мучений доверчивого человека самое страшное – быть «раненным в доме верного друга» [Зах, 13:6 – «били в доме любящих»]».
29.8. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ВИФСАИДУ
Посоветовавшись с Симоном Петром и получив одобрение Иисуса, Андрей велел Давиду послать из Вифсаиды гонцов к разным проповедническим группам с инструкциями завершить путешествие и вернуться в Вифсаиду в четверг, 30 декабря. В тот дождливый день все члены апостольской семьи и проповедники Радостной Вести собрались к ужину в доме Зеведея.
Все они провели субботу вместе, разместившись в домах Вифсаиды и соседнего Капернаума, после чего были отпущены на две недели, получив возможность побывать в своих семьях, навестить друзей или порыбачить. Несколько дней, проведённых ими вместе в Вифсаиде, действительно прошли в атмосфере приподнятости и воодушевления. Даже более опытные учителя извлекли для себя пользу из рассказов молодых проповедников, делившихся своими впечатлениями.
Из ста семнадцати евангелистов, участвовавших в этом Втором проповедническом путешествии по Галилее, лишь около семидесяти пяти выдержали практическое испытание и после двухнедельного отдыха были готовы к служению. Иисус, вместе с Андреем, Петром, Иаковом и Иоанном, оставался в доме Зеведея, уделяя много времени беседам, посвящённым благополучию и расширению Царства.