Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬нутренн€€ и внешн€€ политика ‘ранции в конце 4 страница




¬ конце XVI века после окончани€ религиозных войн ‘ранци€ снова обратила свои взоры на »талию. ќсобенно привлекало ее “осканское герцогство (‘лоренци€). √енрих IV Ѕурбон даже женилс€ на ћарии ћедичи, плем€ннице правител€ “осканы. Ќо захватить италь€нское государство ‘ранции не удалось, »спани€ все еще крепко держала его в своих руках.

¬ первой половине XVII века »тали€ вновь превратилась в арену жестоких войн. Ёти войны отражали борьбу ‘ранции с √абсбургами за гегемонию в ≈вропе: война из-за ¬альтелины (1623- 1626), война за мантуанское наследство (1627-1631. “олько —авой€ вела до известной степени самосто€тельную политику, да ¬енеци€ пассивно реагировала на эти противоречи€; она заботилась лишь о сохранении в неприкосновенности собственных границ. » все же в 1669 году ей пришлось уступить ќсманской империи остров  рит. “урци€ притесн€ет ее, чем дальше, тем больше. ¬енецианский патриций ћорозини метко охарактеризовал политическое положение ¬енеции XVII века: ЂЌынешнее состо€ние публичных дел можно лучше описать слезами, нежели чернилами: воспоминани€ о прежнем величии причин€ют одни только мучени€ї. Ёти слова можно отнести ко всем италь€нским государствам в целом. ¬нешнеполитический упадок €вл€лс€, несомненно, не только результатом испанского владычества, но и следствием глубокого кризиса социально-экономической и политической жизни »талии. ќбщее настроение неустроенности и регресса отчетливо видны в стихах великого ћикеланджело:

я сердцем сник и охладел с годами,

ј прошлое, как боль, всегда со мной.

Ѕескрыла жизнь с угасшими страст€ми.

Ќапрасно занималс€ € стихами. «ачем

болванов каменных плодил...

 аковы же характерные черты италь€нского регионального абсолютизма?

1. –егиональные государства јпеннинского полуострова не знали никакой верховной власти, даже номинальной, как это было в √ермании.

2. ¬ политическом отношении они были тоже различны: синьории, графства, герцогства и ѕапское государство.

3. ¬нешнеполитический статус их также неоднороден: часть из них находилась в пр€мой зависимости от »спании, другие Ц в частичной зависимости, немногие остались независимыми.

4. ¬ конфессиональном плане это католические государства, –еформаци€ их почти не затронула.

5.Ёкономическое развитие их крайне неоднородно: с одной стороны Ц передовой —евер и отсталый ёг, с другой же, даже прогрессивное развитие северных государств было не последовательным. ѕодъем экономики в XV, второй половине XVI века, стагнаци€ и спад в первой половине XVI и XVII вв.

3. Ќ. ћакиавелли и ‘. √виччардини о государственной власти

¬ жизни раздробленной, растерзанной »талии большую роль играли политики. »менно здесь жил один из виднейших теоретиков политической мысли XVI века Ќикколо ћакиавелли (1469-1527). ќн происходил из нобильского рода, его герб Ц голубой крест на серебр€ном фоне с гвозд€ми на концах. Ёта эмблема рода Ђмалькь€веллої означала Ђзлой гвоздьї. ћакиавелли родилс€ в 1469 году, с 1498 по 1512 год был секретарем ‘лорентийской республики. ¬ 1512 году восстанавливаетс€ синьори€ ћедичей, и ћакиавелли лишают должности, высылают на год за пределы города. ¬ 1513 году он был заподозрен в участии в антимедичейском заговоре, брошен в тюрьму, подвергнут пытке. ¬ыпущен он был только благодар€ амнистии по поводу избрани€ Ћьва X (ƒжованни ћедичи) на папский престол. ¬тора€ половина жизни мыслител€ прошла в деревне, где он и занималс€ литературной де€тельностью. ќ второй половине жизни известно из письма ћакиавелли: Ђя встаю с восходом солнца и направл€юсь к роще посмотреть на работу дровосеков, вырубающих мой лес, оттуда следую к ручью, а затем к птицеловному току. я иду с книгой в кармане, либо с ƒанте и ѕетраркой, либо с “ибуллом и ќвидием. ѕотом захожу в посто€лый двор на большой дороге. “ам интересно поговорить с проезжающими, узнать о новост€х в чужих кра€х и на родине, наблюдать, сколь различны вкусы и фантазии людей.  огда наступает обеденный час, € в кругу своей семьи сижу за скромной трапезой. ѕосле обеда € возвращаюсь снова на посто€лый двор, где обычно уже собрались его хоз€ин, м€сник, мельник и два кирпичника. — ними € провожу остальную часть дн€, игра€ в карты... — наступлением вечера € возвращаюсь домой и иду в свою рабочую комнату. ” двери € сбрасываю кресть€нское платье все в гр€зи и сл€коти, облачаюсь в царственную придворную одежду и, переодетый достойным образом, иду к античным дворам людей древности. “ам, любезно ими прин€тый, € насыщаюсь пищей, единственно пригодной мне, и дл€ которой € рожден. “ам € не стесн€юсь разговаривать с ними и спрашивать о смысле их де€ний, и они, со свойственной им человечностью, отвечают мне. » на прот€жении четырех часов € не чувствую никакой тоски, забываю все тревоги, не боюсь бедности, мен€ не пугает смерть, и € весь переношусь к нимї. (–утенбург ¬.».∆изнь и творчество ћакиавелли // Ќикколо ћакиавелли. »стори€ ‘лоренции.- Ћ., 1973, с.362-363).

Ѕудни и праздники жизни, теори€ и практика ее отражены в одном дне мыслител€. ћожет быть, отсюда противоречивость его политических взгл€дов и оценок, его жесткие призывы к действию и утопичные мечты, его Ђ√осударьї и Ђ–ассуждени€ о первой декаде “ита Ћиви€ї.

‘ранческо √виччардини моложе ћакиавелли на 14 лет. ќн родилс€ в 1483 году. ќба великих философа были не только современниками, но и друзь€ми.

¬первые мыслители встретились в 1521 году, ћакиавелли было 52 года, √виччардини Ц 38. ћакиавелли был в это врем€ в опале, √виччардини, наоборот, в почете. ќба они вышли из Ђреспублики разумаї. ѕопробуем сравнить их взгл€ды.

1. »х отношение к католической церкви. ‘ранческо √виччардини Ц папский губернатор и адвокат, знал папство не понаслышке. ѕоэтому его отношение к католической церкви Ц резко отрицательное. ќн писал: Ђя любил бы Ћютера, как самого себ€... ради того, чтобы видеть, как скрут€т эту шайку злодеевї. » далее он продолжает: Ђ“ри вещи € хотел бы видеть: хорошо устроенную республику; »талию свободную от варваров (т.е. неиталь€нцев); и мир, избавленный от этих злодеев Ц поповї. “акое же негативное отношение к церкви было присуще и ћакиавелли. «начит ли это, что мыслители были атеистами? ¬р€д ли! –ечь идет о церкви, а не о религии. ѕравда есть в их взгл€дах существенное различие: √виччардини подходил к церкви с точки зрени€ морали, ћакиавелли первым сделал открытие: религи€ Ц это форма идеологии. ѕотер€ ее эффективности требует создани€ новых форм. Ѕез религии общество существовать не может. Ќо к папству и церкви его отношение негативное. ћакиавелли писал: Ђ÷ерковь Ц причина нашего крахаї, и Ђименно церковь держала и держит нашу страну разобщеннойї. “аким образом, ћакиавелли одну из причин политической раздробленности страны видит в деструктивной роли папства.

2. ѕроблема государства и формы государственного устройства.

 акой же форме государственного устройства отдавали предпочтение ћакиавелли и √виччардини? „тобы ответить на этот вопрос, нужно учитывать обстановку в »талии начала XVI века. ¬с€ »тали€ и ‘лоренци€ (в частности) были объектами прит€заний ‘ранции и »спании (затем »мперии √абсбургов) в »таль€нских войнах. ¬ 1512 году во ‘лоренции в очередной раз пал республиканский режим, синьори€ ћедичи постепенно превращалась в ¬еликое герцогство “осканское, то есть налицо эволюци€ от республики к монархии. Ёта эволюци€ подтверждала теорию цикличности развити€ государственных форм ѕолиби€ (демократи€ Ц олигархи€ Ц аристократическа€ республика Ц монархи€). Ёту теорию раздел€ли и ћакиавелли и √виччардини: ЂЅывшие возвращаютс€, только под другим названием и в другой окраскеї.  акие новые формы они искали? »сследователи считают, что ћакиавелли был республиканцем, но историческа€ обстановка подсказывала ему, что в ≈вропе наступает врем€ сильных централизованных монархий. “о есть, ћакиавелли понимал, что самой прогрессивной формой его времени был абсолютизм. ѕримерно на таких же позици€х сто€л √виччардини. “аким образом, общим в их взгл€дах на государство был реализм.

 аким же видели мыслители будущее »талии?

ќбщеизвестным, но никем не доказанным €вл€етс€ мнение ученых о том, что ћакиавелли был сторонником объединени€ »талии. –утенбург ¬.». считает, что эта точка зрени€ весьма у€звима.  ак мечта это могло быть, но не более того. √виччардини выступал за конфедерацию, то есть содружество италь€нских государств. Ёто, конечно же, утопи€ применительно к реальност€м бурного XVI века.

ј что же реально? –еален абсолютизм! ¬о всей своей многогранности теоретические основы абсолютизма выработаны в сочинении ћакиавелли Ђ√осударьї. ќн первым выдвинул идею о том, что государство Ц это не божественное, а человеческое установление, которое выражает интересы вли€тельных общественных групп. ѕоскольку цели людей противоречивы, а сами люди корыстны, трусливы и склонны к предательству, ими должен управл€ть жесткий монарх. Ќовый √осударь ћакиавелли Ц это не просто человек, обладающий теми, или иными свойствами Ц нет, это, прежде всего сама€ бескомпромиссна€, сама€ решительна€, беспощадна€ альтернатива нового буржуазного общества Ц старому феодальному. Ѕеспощадность исходила из лозунга Ц Ђцель оправдывает средстваї. ѕравда, сам великий флорентинец полагал, что только велика€ цель может оправдать подобные средства. ƒл€ него такой целью было объединение »талии под властью одного сильного правител€. ќтсюда сразу же возникла проблема морали и аморальности в политике. ѕо мнению автора Ђ√осудар€ї такой вопрос вообще не должен подниматьс€, политика и мораль отделены друг от друга. Ќет, ћакиавелли не осуждает аморализм, он его просто не замечает. ћакиавелли советует государ€м во им€ достижени€ своих целей не останавливатьс€ ни перед чем, даже перед подкупом и убийством. ¬от почему так непри€тен макиавеллизм (абсолютна€ беспринципность в политике) дл€ либерала “.Ќ. √рановского. » не только дл€ него.

ћакиавелли начинает главу Ђќ том, как государи должны держать слової следующими размышлени€ми: Ђ»злишне говорить, сколь похвальна в государе верность слову, пр€модушие, честность. ќднако мы знаем по опыту Ц великие дела удавались лишь тем, кто не старалс€ сдерживать данное слово, и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца... “акие государи преуспевали куда больше, чем те, кто ставил на честностьї. ƒалее мыслитель говорит о борьбе с врагами. — ними можно и нужно боротьс€ двум€ способами: с помощью законов, и с помощью силы. ѕервый способ, считал ћакиавелли, присущ человеку, второй Ц зверю. Ќо правитель может быть и зверем, прибега€ ко второму способу. ‘лорентийский мыслитель советует государю быть лисицей, чтобы распознать западню, и львом, чтобы устрашать волков. Ќаверное, все же правы те авторы, которые считают, что ћакиавелли не проповедует аморализм, а констатирует его (другого способа достичь величи€ государства в XVI веке просто не было).

ƒостаточно много внимани€ автор Ђ√осудар€ї удел€ет взаимоотношени€м нового правител€ с народом. Ёти отношени€ должны строитьс€, полагает он, на законе; на защите частной собственности и ее неприкосновенности; на твердости и решительности, ибо народ уважает только сильных правителей. » последний вопрос. Ќа кого, какие силы должен опиратьс€ правитель нового времени? ћакиавелли убежден, что важнейшей опорой монарха должна быть арми€, он ратует за создание национальной армии. Ќаемники не смогут защищать чужую дл€ них страну, про€вл€€ храбрость и патриотизм. ¬торой опорой режима личной власти должна стать государственна€ бюрократи€. » третьей Ц советники государ€. ѕоследний должен серьезно подойти к выбору советников, ближайших соратников правител€. ¬ыбор советников зависит от интеллекта самого государ€: Ђ»бо умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может пон€ть то, что постиг первый; третий сам ничего не постигает и постигнутого другим пон€ть не может. ѕервый ум Ц выдающийс€, второй Ц значительный, третий Ц негодныйї. ѕо мнению ћакиавелли, хорошо, если государь обладает умом первого рода, неплох и второй тип ума, но в таком случае успех государства зависит от того, какие советники помогают правителю. ”м же третьего рода никуда не годитс€. “акой государь не сделает страну сильной и процветающей.

ѕо многим положени€м был согласен со своим другом и ‘ранческо √виччардини. »х идеальный монарх должен придерживатьс€ принципа твердой власти, использовать любые средства дл€ ее упрочнени€, Ђхорошо использовать жестокостьї и подавл€ть любые про€влени€ недовольства, особенно со стороны толпы (т.е. народа).

“аким образом, политическа€ теори€ XVI века выросла на италь€нской почве, стала первой страницей науки о политике (политологии), первым практическим руководством абсолютизма. ѕравда, более успешно используетс€ это практическое руководство в других странах Ц монархами јнглии, ‘ранции, »спании и т.д.

 

Ћ ≈   ÷ » я 15

 

»—ѕјЌ»я ¬  ќЌ÷≈ XV-Ќј„јЋ≈ XVII вв.

 

1. »сторическа€ справка. ќбразование империи  арла V.

2. Ќачало экономического упадка »спании в XVI-начале XVII вв.

3. ¬осстание Ђкомунеросї и его последстви€. ќсобенности испанского абсолютизма.

4. ¬нешн€€ политика »спании в конце XV-XVI вв.

 

Ћитература

1. јльтамира-и- ревеа –. »стори€ »спании: ѕер. с исп. - “. 2. - ћ., 1951.

2. јрский ».¬. ћогущество и упадок »спании в 16-17 вв. // »сторический журнал, 1937. є7.

3. ¬едюшкин ¬.ј. ƒостоинство труда глазами сословий. »спани€ XVI-XVII вв. // ≈вропейское двор€нство XVI-XVII вв.: √раницы сословий. - ћ., 1997.

4.  удр€вцев ј.≈. »спани€ в средние века. - ћ., 1937.

—м. также работы ¬едюшкина ¬.ј., ƒенисенко Ќ.√., Ћитавриной Ё.Ё.

5. ¬ега  арньо Ћ.‘. (Ћопе де ¬ега). ¬еликий герцог ћосковский (1617). —обака на сене (1618) (люб. изд).

6. —ервантес ћигель де. ’итроумный идальго ƒон  ихот Ћаманческий. (ƒон  ихот) (люб. изд).

 

1. »сторическа€ справка. ќбразование империи  арла V

— 1492 года »спании принадлежали значительные территории на юго-западе ≈вропы: —ардини€, —ицили€, Ѕалеарские острова, Ќеаполитанское королевство и Ќаварра. „то же это за государство? –одина —ервантеса и его ƒон  ихота, Ћопе де ¬ега и ¬еласкеса. Ђјкадемикї „ертобеса написал на гробнице ƒон  ихота эпитафию:

–ыцарь здесь почиет в боге.

ћного битый, зр€ плутавший,

–осинанта погон€вший

¬доль дорог и без дороги.

—анчо ѕанса - дурачина

–€дом с ним навек

—амый верный человек

»з людей того же чина.

»ногда кажетс€, что эта эпитафи€ относитс€ ко всей »спании, одной из самых могущественных монархий начала XVI века и самой слабой к середине XVII.

ƒавайте вспомним уже знакомые нам факты:

1. — конца XV столети€ »спани€ необычайно быстро превращаетс€ в колониальную державу. Ётому способствовали плавани€ ’ристофора  олумба и ‘ернандо ћагеллана.

2. «начительно увеличиваетс€ ее территори€ в самой ≈вропе. Ётот процесс завершилс€ тем, что »спани€ очутилась в составе еще более широкого объединени€ Ц —в€щенной –имской империи.  ак это случилось? ¬ 1516 году испанским королем стал  арл I, с 1519 года он же, под именем  арла V, избираетс€ императором —в€щенной –имской империи германской нации. ¬ XV веке крупнейшим вопросом европейской политики был т.н. Ђбургундский вопросї. ћари€ Ѕургундска€ (она была и наследницей Ќидерландов) стала женой германского императора ћаксимилиана I (сына ‘ридриха III). ќт этого брака родилс€ сын ‘илипп, прозванный  расивый. — другой стороны, у ‘ердинанда и »забеллы Ђкатолических государейї »спании была дочь ’уана Ѕезумна€. ¬ 1500 году от брака ‘илиппа и ’уаны родилс€ сын  арл. ‘илипп  расивый умер в 1506 году. ≈го жена по причине умственного расстройства не могла наследовать престол. ¬ 1516 году после смерти своего деда ‘ердинанда  атолика  арл стал королем »спании под именем  арл I. ¬ 1519 он был избран и германским императором под именем  арла V. “ак образовалась огромна€ импери€. Ќо следует подчеркнуть Ц ее центр оказалс€ за пределами »спании, в —в€щенной –имской империи.

’од истории на несколько дес€тилетий круто изменил свое направление.

2. Ќачало экономического упадка »спании в середине XVI - начале XVII вв.

¬след за открыти€ми и завоеванием јмерики »спани€ переживала экономический переворот.  азалось бы, этот переворот должен быть стартом дл€ перехода к раннему капитализму. Ќо этого не случилось. Ёкономический подъем первой половины XVI века сменилс€ стагнацией и упадком в XVII.

Ќужно отметить, что экономическое развитие »спании в указанный период было крайне неоднородным, причем эта неоднородность была как во временном, так и пространственно-территориальном измерений. „то это значит?

1). XVI век, особенно его перва€ половина Ц врем€ экономического подъема, развити€ рыночных отношений, новых форм организации промышленности и торговли, врем€ роста городов.

2). ¬тора€ половина XVI и начало XVII в. Ц упадок экономики, сокращение внешней и внутренней торговли, натурализаци€ хоз€йственной жизни.

Ёто изменени€ во времени. ј в пространстве? Ќеравномерно были развиты различные районы »спании. ¬ частности,  астили€ была более развитой, чем ¬аленси€ и другие области. » даже в самой  астилии —евер отставал от ёга.

—ледует заметить, что »спани€ имела самые благопри€тные стартовые услови€.

1. ¬ результате географических открытий ей принадлежали обширные колонии. —трана была монопольной обладательницей и распределительницей американских сокровищ. ѕо данным американского историка √амильтона, за 1503-1660 гг. в »спанию поступило 191333 кг золота, 16886815 кг серебра. ѕричем, вначале вывозилось только золото. Ёто только официальные данные. ќчевидно, была и контрабанда.

2. ¬ первой половине XVI века идет непрерывный рост населени€.   концу века оно достигло 8 млн. человек.

Ќо эти материальные богатства не способствовали развитию национального хоз€йства, а скорее наоборот Ц усилили экономический кризис.

ќбщие причины кризиса.

1). ќдной из причин была т.н. Ђреволюци€ ценї. ќна охватила все страны, но нигде ее последстви€ не были так губительны, как в »спании. ѕодъем цен началс€ с третьего дес€тилети€ XVI века и проходил с резкими колебани€ми все столетие. ¬ первой половине XVI века цены возросли на 107, 6%, во второй половине Ц еще один резкий скачок. Ђ«олотой векї в »спании дал в итоге повышение цен в 4,5 раза. “€желее всего рост цен отразилс€ на пшенице (за 100 лет цены на пшеницу в јнглии возросли на 155%, в »спании на 556%). ƒл€ каких слоев населени€ выгоден рост цен? ƒл€ производителей зерна на рынок! Ќо таковыми в испанской деревне были не кресть€не, а двор€не, именно они на юге создавали крупные латифундии, где даже примен€етс€ наемный труд. ќб этом писал в своих стать€х ¬едюшкин ¬.ј. ѕокупательска€ способность кресть€н, ремесленников и пролетариев сократилась на 1/3.  онечно, революци€ цен была не единственной и, пожалуй, не основной причиной экономического упадка »спании.

2). Ћитаврина Ё. Ё. в работе Ђ—осто€ние земледели€ в »спании во 2 половине XVI векаї (—оциально-экономические проблемы истории »спании. ћ., 1965) отмечает: основна€ причина упадка св€зана с тем, что важнейшие материальные силы находились в руках паразитических слоев населени€. ¬ первую очередь в руках двор€нства, которое владело землей, колони€ми, финансами. ќтсюда вывод исследовател€ о рефеодализации испанской экономики, т.е. обратимом характере процесса генезиса капитализма. Ёкономический застой и затем упадок начинаютс€ с середины XVI века и продолжаютс€ весь XVII век. ¬ начале кризис охватил сельское хоз€йство. «десь можно выделить три составл€ющих упадка:

а) т€жесть налогов, в первую очередь алькабалы Ц 10% налога с каждой торговой сделки;

б) существование системы такс Ц искусственного сдерживани€ государством цен на хлеб. „то это такое и к чему привело? ¬ 1503 году правительство впервые установило максимальную цену на хлеб. ¬ыше нельз€! ¬ 1539 система такс окончательно утверждалась. “ак как в стране была фиксированна€ феодальна€ рента, проиграли те, кто продавал зерно. ѕричем простым кресть€нам было особенно трудно, в то врем€ как оптовики Ц обходили официальные запреты.  ортесы  астилии в одной из петиций требовали отмены такс, Ђ...ибо многие люди покидают земли, и все больше полей остаетс€ без посева... многие из тех, кто жил земледелием, превратились в брод€г и нищих...ї;

в) кризис в сельском хоз€йстве был св€зан и с де€тельностью ћесты. ћеста Ц это привилегированна€ организаци€ овцеводов, возникша€ в XIII веке. «а триста лет она значительно расширила свои привилегии. ¬ нее входили около 3000 человек: двор€не, духовенство, зажиточные горожане.  аждую осень стада ћесты следовали по трем основным пут€м Ц кань€дам с —евера на ёг, весной Ц обратно на —евер. ћеста была выгодна государству, так как она вывозила шерсть-сырец во ‘ранцию, Ќидерланды, »талию.  ороль получал стабильные доходы от вывозимых пошлин. ѕоэтому у ћесты было немало привилегий: овцеводы были освобождены от уплаты многих пошлин; они практически беспреп€тственно захватывали под пастбища общинные земли; кань€ды были настолько узкими, что во врем€ перегона овцы наносили ущерб кресть€нским пол€м и виноградникам. ¬се вместе вз€тое привело к упадку сельского хоз€йства.  ресть€не покидали свои земли, следовательно, шла концентраци€ земельной собственности в руках крупнейших феодалов. Ќар€ду с кресть€нскими хоз€йствами разор€ютс€ и мелкодвор€нские хоз€йства.

3). ”же в начале XVI века в »спании раздаютс€ жалобы на разорение ремесла. ’от€ насто€щий кризис в этой отрасли наступил на рубеже XVI-XVII вв. ѕричины же его были заложены ранее.

 ризис в промышленности был обусловлен антимеркантилизмом испанского абсолютизма. »спанска€ продукци€ была очень дорогой, даже на внутреннем рынке она стоила дороже импортной, то есть нидерландской, французской, английской.  огда же вырос спрос на шерсть и ткани в колони€х, »спани€ вывозит в јмерику не свои, а чужие ткани, в первую очередь голландские. ѕочему?

»спанска€ мануфактура не выдержала конкуренции с нидерландской. ƒело в том, что испанское правительство рассматривало Ќидерланды как часть своего государства, поэтому пошлины на ввозимую туда шерсть были низкими, а ввоз фламандского сукна в »спанию осуществл€лс€ на льготных услови€х. » это происходило именно тогда, когда неокрепшую испанскую мануфактуру нужно было поддерживать.   XVII веку от некогда процветающих городов и ремесел не осталось и следа. ѕромышленность свернулась с удивительной быстротой. ¬ одном из кварталов “оледо в 1665 году осталось только 10 ремесленников из 608. ¬ бывшей столице  астилии ранее в шерст€ной и шелкоткацкой промышленности было зан€то 50 тыс. человек, в 1665 Ц осталось всего... 16 ткацких станков.

¬ св€зи с упадком ремесла сократилось население городов и поселков. ¬ ћедина-дель- ампо в XVI столетии проживало 5 тыс€ч домохоз€ев, в начале XVII Ц осталось 500. ¬ ћадриде середины XVI века Ц 400 тыс€ч человек, середина XVII Ц 150 тыс€ч.

¬ 1604 году кортесы жаловались: Ђ астили€ так обезлюдела, в ней не хватает людей дл€ сельскохоз€йственных работ, во множестве поселков число домов сохранилось со 100 до 10, а то и вообще не осталось ни одногої.  уда же девались многочисленные нищие и брод€ги? „асть их была отправлена в колонии, часть обездоленных погибла в войнах. ћануфактуры и хиреющее городское ремесло не могли их всех поглотить.

4). Ёти €влени€ привели к созданию в стране особого социально- психологического климата, который нередко заставл€л современников - иностранцев считать, что испанцы не склонны к экономической де€тельности. ќдин венецианский посол писал: ЂЁкономика Ц слово из €зыка, неизвестного испанцам; беспор€док становитс€ вопросом престижа и честиї.

Ќа фоне упадка сельского хоз€йства и промышленности долгое врем€ еще процветала колониальна€ торговл€. ≈е наивысший подъем пришелс€ на конец XVI-начало XVII вв. ќднако эта торговл€ не приносила уже богатств »спании, ибо в колони€х она продавала товары иностранного производства, за которые платила американским золотом.

  тому же, те средства, которые »спани€ получала от ограблени€ колоний, шли на непроизводительное потребление клики феодалов. ¬се это вместе вз€тое позволило  арлу ћарксу говорить о том, что »спани€ была одной из первых стран, вступивших на путь первоначального накоплени€ капитала. ќднако, специфические особенности социально-экономического развити€, о чем говорилось выше, помешали »спании пойти по пути прогрессивного развити€.

“аким образом, золото јмерики, выкачанное »спанией, стало важнейшим рычагом ѕЌ  в других странах и в первую очередь в Ќидерландах, значительно ускорив там процесс развити€ капитализма. ¬ »спании в начале века капитализм развиваетс€, в середине века Ц его развитие приостанавливаетс€, начинаетс€ рефеодализаци€. “о есть, разложение старого феодального не сопровождаетс€ прочным становлением нового прогрессивного Ц это основной итог экономического состо€ни€ страны. —ледует также добавить, что в силу перечисленных выше обсто€тельств, испанска€ буржуази€, не только не окрепла, но и совершенно разорилась. ќбнищание буржуазии сопровождалось обогащением высшего двор€нства. ќно жило за счет грабежа народа своей страны и колоний. ¬нутри него не сложилась группа типа английского Ђджентриї или французского Ђдвор€нства мантииї. ќно было крайне реакционным, и всю экономику »спании и колоний приспособило к своим интересам. Ёто нашло выражение и в особенност€х испанского абсолютизма, о котором речь пойдет ниже.

Ѕудучи составной частью более обширного целого Ц монархии  арла V, »спани€ стала источником, из которой черпались финансовые средства дл€ ведени€ войн и других целей, чуждых интересам испанского общества. ¬ »спании это почувствовали с первого же момента по€влени€ на ее территории нового корол€.

3. ¬осстание Ђкомунеросї и его последстви€. ќсобенности развити€ испанского абсолютизма

 арл родилс€ в 1500 году в Ќидерландах, не знал испанского €зыка, впрочем, как и немецкого. ¬ 1517 году он впервые приехал в »спанию. »з Ќидерландов за ним следовал целый эскорт фламандских советников. ќни вскоре зан€ли все важнейшие государственные, церковные должности и начали расхищать государственную казну. “ам было что расхищать. Ёто не понравилось испанским грандам, так как они считали, что ограбление государства Ц их неотъемлемое право. ƒа и сам  арл смотрел на »спанию, как на источник доходов.

¬ 1518 году  арл с большим трудом добыл деньги у кортесов Ц эти деньги он был должен немецким банкирам ‘уггерам, Ђподдержавшихї его кандидатуру на пост императора —в€щенной –имской империи. ¬ 1519 году  арл попросил новый заем. ќднако кортесы выдвинули определенные услови€:

король не должен покидать »спанию;

не назначать на государственные должности иностранцев;

не отдавать им на откуп сбор налогов.

 арл согласилс€ с требовани€ми кортесов, получил деньги... и тут же покинул страну, оставив вопреки всем обещани€м своим наместником епископа утрехтского јндриана (20 ма€ 1520г.) ƒепутаты  ортесов разъехались домой, и в стране вскоре началось восстание, получившее название Ђкомунеросї (1520-1522). ¬ нем принимали участие различные слои испанского общества: среднее и мелкое двор€нство; города, в лице ремесленников и торговцев; кресть€не.

¬о главе движени€ стал город “оледо (столица »спании в этот период). »з него вышли два вожд€ этого движени€: ’уан де ѕадиль€ и ѕедро Ћасо дела ¬era, оба из толедской знати.

√лавный лозунг движени€ Ц Ђƒа здравствует король и смерть дурным министрамї. 29 июл€ 1520 года представители городов собрались в јвиле и провозгласили создание союза Ђ—в€той ’унтыї. Ћитаврина Ё.Ё. в своей статье Ђ  проблеме экономического упадка »спании в XVI векеї, опубликованной в сборнике Ђ»з истории средневековой ≈вропы (X-XVIII вв.ї Ц ћ., 1957) выдел€ет два периода движени€: лето-осень 1520 года, 1521-1522 гг.

Ќа первом этапе, считает автор, сложилс€ союз двор€нства и городов. „ем это объ€снить? —епаратизм феодальной знати находил поддержку у городского патрициата и бюргерства, которые выступали за сохранение средневековых вольностей, т.е. против абсолютизма. Ќе случайно экономически развитые города јндалузии не поддержали восстание. ¬ этот период и программа была довольно умеренной. ∆алобы восставших были изложены в 1520 году.  оннстабль так их суммирует в письме королю от 7 июл€ 1520 года:

Ђнелюбовь корол€ к испанцам Ц все должности светские раздали иностранцам;

вывоз звонкой монеты из страны Ц что т€жело отразилось на экономике;

назначение иностранцев на церковные должности;

несогласованность с местными власт€ми налоговой политики;

нарушение законов и обычаев  астилии;

отсутствие корол€ в стране и трудности общени€ с нимї.

ќднако по мере развити€ событий движение становилось все более

радикальным, в нем €вно слышались антидвор€нские, антифеодальные ноты.

»спанский историк јльтамира-и- ревеа считает, что первоначально движение было чисто политическим. ќно объедин€ло все слои испанского общества и, в первую очередь, мелкое двор€нство. ќднако вскоре восстание приобрело народный, антисеньориальный характер.

Ќа втором этапе (1521-1522) программа восставших стала более радикальной. ќна называлась Ђ99 статейї. ¬ ней кортесы требовали:

независимости от королевской власти;

в том числе, права собиратьс€ каждые три года, независимо от воли корол€;

запрещени€ продажи государственных должностей и т.д.

¬ стать€х имелись и антидвор€нские требовани€. Ќапример, восставшие предлагали:

закрыть доступ двор€н к муниципальным (городским) должност€м;

обложить двор€нство налогами;

ликвидировать его Ђвредные привилегииї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1119 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1999 - | 1924 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.056 с.