Свидетельством образования государства является активная внешняя политика киевских князей.
18 Особое значение имели отношения с Византией (Империей ромеев), преемницей могущественной Римской империи и одной из самых развитых в политическом и культурном отношениях держав тогдашнего мира. В 907 и 941 гг. князья Олег и Игорь совершали походы на Константинополь (в русских летописях — Царьград). С походом Олега связана знаменитая легенда о привешенном к городским воротам Константинополя щите русского князя, символизировавшем его победу. Поход же Игоря закончился неудачно: русский флот был сожжен «греческим огнем» — горючей смесью на основе нефти. Итогом этих походов стали русско-византийские договоры 911 и 944 гг., сохранившиеся до нашего времени и являющиеся древнейшими памятниками русской дипломатии (изначально написаны по-гречески и позднее переведены на древнерусский язык).
19 Отношения с Византией не сводились к войнам: основанная на православной вере высочайшая цивилизация Империи ромеев привлекала элиту Руси. В 40-е или 50-е гг. X в. киевская княгиня Ольга посетила Константинополь, встретилась там с византийским императором и приняла православное крещение. Впрочем, ее сын
Святослав Игоревич остался язычником. Святослав долгое время воевал на Балканах: сначала в союзе с Византией против Дунайской Болгарии — южнославянского царства, потом — против Византии. В конце концов, между Святославом и византийским императором в 971 г. был заключен мирный договор, также сохранившийся до нашего времени.
20 Именно из Византии Русь при Владимире Святославиче получила православие — восточный вариант христианства. Хотя при Ольге на Руси действовали христианские проповедники с Запада (из Германии), с Русью соседствовали народы, придерживавшиеся ислама и иудаизма (эта ситуация получила своеобразное отражение в летописном предании о выборе Владимиром веры), окончательный выбор был сделан в пользу византийского православия.
21 Архаичное славянское многобожие входило в противоречие с уровнем развития Руси. Бóльшая часть соседних стран к этому времени уже отказалась от язычества, а их элиты не могли рассматривать князей-язычников как вполне равноправных партнеров. Особенно это относилось к такому важнейшему партнеру Руси, как Византия. Кроме того, единому государству с одним князем во главе наиболее адекватно соответствовал именно монотеизм (единобожие). Христианство сразу же вводило Русь в круг более развитых, цивилизованных стран. Исторические факты показывают, что те народы Центральной и Восточной Европы, которые не приняли христианства, не смогли создать свои государства, были покорены более развитыми соседями, а многие из этих народов вообще перестали существовать. Такая судьба постигла, например, западнославянских ободритов, лютичей, руян (славян, живших на о-ве Рюген в Балтийском море), балтских пруссов. Теперь земли, населенные некогда многочисленными народами, находятся в составе государств, образованных другими народами, принявшими когда-то христианство.
22 Новая вера способствовала укреплению княжеской власти, объединению различных этнических групп под властью рода Рюриковичей. Христианство приобщало Русь к важнейшим достижениям мировой культуры, закрепляло новые, более гуманные, правила жизни людей, запрещало многоженство и кровавые жертвоприношения. Выбор же Владимиром именно византийской, православной традиции обусловливался существовавшими издавна наиболее тесными отношениями Руси с Империей ромеев. Приобщение Руси, где до этого не было ни литературы, ни письменности, а искусство было крайне примитивным, к византийскому наследию в результате Крещения привело к возникновению в очень быстрые сроки христианской в своей основе и исключительно яркой древнерусской культуры.
23 Где именно принял крещение Владимир, точно неизвестно. Самым распространенным является предание о крещении Владимира в византийском городе Херсонесе (древнерусское название — Корсунь) в Крыму, на территории современного Севастополя. Однако еще в древнерусские времена бытовали и другие точки зрения (в частности, о крещении в Киеве). Крещение Руси заняло несколько лет, но традиционно датой крещения считается 988 г., под которым о крещении Владимира рассказывается в летописи. Вскоре после Крещения была
установлена церковная организация, во главе которой стоял митрополит всея Руси, подчиненный константинопольскому патриарху. Автокефальной (то есть независимой) Русская церковь стала только в
XV в.
24 Впоследствии отношения Руси с Византией оставались в основном мирными, хотя случались и военные конфликты (в 1043 г. при Ярославе Мудром и в 1116 г. при Владимире Мономахе).
25 На востоке главным партнером Руси была тюркоязычная Волжская Болгария, находившаяся в Среднем Поволжье. Непросто складывались отношения с также тюркоязычными кочевниками-хазарами, создавшими на Дону и в Нижнем Поволжье свое государство — каганат. В ΙΧ—Χ вв. ряд восточнославянских «племен» платил дань хазарам, но постепенно киевские князья установили над ними свое господства, а в 965 г. Святослав нанес Хазарскому каганату жестокое поражение, вскоре после чего он прекратил свое существование. После этого южные степи заселили другие тюрки-кочевники — сначала печенеги (в столкновении с ними погиб князь Святослав), а после того, как при Ярославе Владимировиче были побеждены и печенеги, — половцы. В ΧΙ в. они заняли просторы от Прута и Днестра на западе до Поволжья на Востоке и постоянно нападали на русские земли, разоряя их и угоняя пленников. Русские князья, в свою очередь, также совершали походы в Половецкую степь (самые известные: победные походы киевского князя Владимира Мономаха в 1111 и 1113 гг. и неудачный — новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г., ставший основой сюжета одного из самых известных памятников древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве»). Отношения со Степью представляли собой существенный фактор развития древней Руси. Они были неоднозначными и отнюдь не сводились только к войнам, конфликты сменялись периодами мира. В эпоху раздробленности многие русские князья привлекали на свою сторону половецкие отряды для участия в междоусобицах с другими князьями; заключались и браки русских князей с половчанками (например, основатель Москвы, суздальский князь Юрий Долгорукий первым браком был женат на половчанке).
26 На Западе наиболее важными были отношения с соседними странами, Польшей и Венгрией, но устанавливались связи и с более отдаленными государствами. Так, дочь киевского князя Ярослава Владимировича Анна была выдана замуж за французского короля Генриха Ι.