Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внешние связи Руси. Крещение




 

Свидетельством образования государства является активная внешняя политика киевских князей.

 

18 Особое значение имели отношения с Византией (Империей ромеев), преемницей могущественной Римской империи и одной из самых развитых в политическом и культурном отношениях держав тогдашнего мира. В 907 и 941 гг. князья Олег и Игорь совершали походы на Константинополь (в русских летописях — Царьград). С походом Олега связана знаменитая легенда о привешенном к городским воротам Константинополя щите русского князя, символизировавшем его победу. Поход же Игоря закончился неудачно: русский флот был сожжен «греческим огнем» — горючей смесью на основе нефти. Итогом этих походов стали русско-византийские договоры 911 и 944 гг., сохранившиеся до нашего времени и являющиеся древнейшими памятниками русской дипломатии (изначально написаны по-гречески и позднее переведены на древнерусский язык).

 

19 Отношения с Византией не сводились к войнам: основанная на православной вере высочайшая цивилизация Империи ромеев привлекала элиту Руси. В 40-е или 50-е гг. X в. киевская княгиня Ольга посетила Константинополь, встретилась там с византийским императором и приняла православное крещение. Впрочем, ее сын


Святослав Игоревич остался язычником. Святослав долгое время воевал на Балканах: сначала в союзе с Византией против Дунайской Болгарии — южнославянского царства, потом — против Византии. В конце концов, между Святославом и византийским императором в 971 г. был заключен мирный договор, также сохранившийся до нашего времени.

 

 

20 Именно из Византии Русь при Владимире Святославиче получила православие — восточный вариант христианства. Хотя при Ольге на Руси действовали христианские проповедники с Запада (из Германии), с Русью соседствовали народы, придерживавшиеся ислама и иудаизма (эта ситуация получила своеобразное отражение в летописном предании о выборе Владимиром веры), окончательный выбор был сделан в пользу византийского православия.

 

 

21 Архаичное славянское многобожие входило в противоречие с уровнем развития Руси. Бóльшая часть соседних стран к этому времени уже отказалась от язычества, а их элиты не могли рассматривать князей-язычников как вполне равноправных партнеров. Особенно это относилось к такому важнейшему партнеру Руси, как Византия. Кроме того, единому государству с одним князем во главе наиболее адекватно соответствовал именно монотеизм (единобожие). Христианство сразу же вводило Русь в круг более развитых, цивилизованных стран. Исторические факты показывают, что те народы Центральной и Восточной Европы, которые не приняли христианства, не смогли создать свои государства, были покорены более развитыми соседями, а многие из этих народов вообще перестали существовать. Такая судьба постигла, например, западнославянских ободритов, лютичей, руян (славян, живших на о-ве Рюген в Балтийском море), балтских пруссов. Теперь земли, населенные некогда многочисленными народами, находятся в составе государств, образованных другими народами, принявшими когда-то христианство.

 

22 Новая вера способствовала укреплению княжеской власти, объединению различных этнических групп под властью рода Рюриковичей. Христианство приобщало Русь к важнейшим достижениям мировой культуры, закрепляло новые, более гуманные, правила жизни людей, запрещало многоженство и кровавые жертвоприношения. Выбор же Владимиром именно византийской, православной традиции обусловливался существовавшими издавна наиболее тесными отношениями Руси с Империей ромеев. Приобщение Руси, где до этого не было ни литературы, ни письменности, а искусство было крайне примитивным, к византийскому наследию в результате Крещения привело к возникновению в очень быстрые сроки христианской в своей основе и исключительно яркой древнерусской культуры.

 

23 Где именно принял крещение Владимир, точно неизвестно. Самым распространенным является предание о крещении Владимира в византийском городе Херсонесе (древнерусское название — Корсунь) в Крыму, на территории современного Севастополя. Однако еще в древнерусские времена бытовали и другие точки зрения (в частности, о крещении в Киеве). Крещение Руси заняло несколько лет, но традиционно датой крещения считается 988 г., под которым о крещении Владимира рассказывается в летописи. Вскоре после Крещения была


установлена церковная организация, во главе которой стоял митрополит всея Руси, подчиненный константинопольскому патриарху. Автокефальной (то есть независимой) Русская церковь стала только в

 

XV в.

 

24 Впоследствии отношения Руси с Византией оставались в основном мирными, хотя случались и военные конфликты (в 1043 г. при Ярославе Мудром и в 1116 г. при Владимире Мономахе).

 

25 На востоке главным партнером Руси была тюркоязычная Волжская Болгария, находившаяся в Среднем Поволжье. Непросто складывались отношения с также тюркоязычными кочевниками-хазарами, создавшими на Дону и в Нижнем Поволжье свое государство — каганат. В ΙΧ—Χ вв. ряд восточнославянских «племен» платил дань хазарам, но постепенно киевские князья установили над ними свое господства, а в 965 г. Святослав нанес Хазарскому каганату жестокое поражение, вскоре после чего он прекратил свое существование. После этого южные степи заселили другие тюрки-кочевники — сначала печенеги (в столкновении с ними погиб князь Святослав), а после того, как при Ярославе Владимировиче были побеждены и печенеги, — половцы. В ΧΙ в. они заняли просторы от Прута и Днестра на западе до Поволжья на Востоке и постоянно нападали на русские земли, разоряя их и угоняя пленников. Русские князья, в свою очередь, также совершали походы в Половецкую степь (самые известные: победные походы киевского князя Владимира Мономаха в 1111 и 1113 гг. и неудачный — новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г., ставший основой сюжета одного из самых известных памятников древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве»). Отношения со Степью представляли собой существенный фактор развития древней Руси. Они были неоднозначными и отнюдь не сводились только к войнам, конфликты сменялись периодами мира. В эпоху раздробленности многие русские князья привлекали на свою сторону половецкие отряды для участия в междоусобицах с другими князьями; заключались и браки русских князей с половчанками (например, основатель Москвы, суздальский князь Юрий Долгорукий первым браком был женат на половчанке).

 

 

26 На Западе наиболее важными были отношения с соседними странами, Польшей и Венгрией, но устанавливались связи и с более отдаленными государствами. Так, дочь киевского князя Ярослава Владимировича Анна была выдана замуж за французского короля Генриха Ι.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 465 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2316 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.