Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕерва€ научна€ картина мира




–елигиозное засилье объективно не могло остановить природные процессы. –азвитие человеческой личности, рост потребностей общества шли своим чередом. Ќаступивший в XIVЦXVI веках этап быстрого развити€ совместил целую систему взаимосв€занных €влений: распад средневекового социально-политического стро€, возрождение интереса к личности человека (эпоха ¬озрождени€), становление новых подходов в познании. јскетические идеалы религиозных течений пришли в резкое противоречие с интересом человека к самому себе, к своему внутреннему миру. ¬ыдающиес€ из своего времени личности стали отстаивать право человека на познание окружающего мира, право развивать свои способности.

¬ учении гуманизма, зародившемс€ в XV веке, центральной идеей стал своего рода антропоцентризм. √уманисты добивались высвобождени€ интеллекта из собственности религиозных догматиков. ќни почитали высшей доблестью и добродетелью стремление человека к познанию и к самовыражению. »х старани€ми общество было подготовлено к секул€ризации интеллекта и к по€влению качественно новых идей в естествознании.

Ќ» ќЋј…  ќѕ≈–Ќ»  (1473-1543 гг.) Ц польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи –енессанса. Ќаиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

ѕользу€сь фактически лишь методами натурфилософии, то есть наблюдени€ми и умозаключени€ми, создал новую астрономическую картину мира. ¬ своей книге Ђќ вращении небесных сферї, опубликованной лишь в последний год его жизни,  оперник вполне обоснованно показал, что в центре ¬селенной должно быть —олнце Ц √елиос. ѕланетам же суждено вращатьс€ вокруг —олнца по круговым орбитам. ¬о времена  оперника было известно шесть планет Ц ћеркурий, ¬енера, «емл€, ћарс, ёпитер, —атурн. «емл€ в этой последовательности представл€лась р€довой планетой в прекрасно организованной —олнечной системе.

√елиоцентризм, провозглашенный и доказанный  оперником, потр€с не только естественников, но и гуманитариев, и теологов, и обывателей. — одной стороны, гелиоцентризм отодвигал «емлю и людей вместе с ней куда-то на задворки, отвод€ человеку, творению божественному (атеистов тогда было мало), место отнюдь не центральное. ќсознание этого ставило на дыбы не только служителей культа, но и большинство ученого сообщества. — другой стороны, открытие  оперника возвеличивало человека, ибо люди оказались способными сотворить знание об истинном устройстве —олнечной системы. »менно человеческое величие привлекло на сторону учени€  оперника многих выдающихс€ людей современности.

√елиоцентрическа€ система в варианте  оперника может быть сформулирована в семи утверждени€х:

орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;

центр «емли Ц не центр ¬селенной, но только центр масс и орбиты Ћуны;

все планеты движутс€ по орбитам, центром которых €вл€етс€ —олнце, и поэтому —олнце €вл€етс€ центром мира;

рассто€ние между «емлЄй и —олнцем очень мало по сравнению с рассто€нием между «емлЄй и неподвижными звЄздами;

суточное движение —олнца Ц воображаемо, и вызвано эффектом вращени€ «емли, котора€ поворачиваетс€ один раз за 24 часа вокруг своей оси, котора€ всегда остаЄтс€ параллельной самой себе;

«емл€ (вместе с Ћуной, как и другие планеты), обращаетс€ вокруг —олнца, и поэтому те перемещени€, которые, как кажетс€, делает —олнце (суточное движение, а также годичное движение, когда —олнце перемещаетс€ по «одиаку) Ч не более чем эффект движени€ «емли;

это движение «емли и других планет объ€сн€ет их расположение и конкретные характеристики движени€ планет.

ƒ∆ќ–ƒјЌќ Ѕ–”Ќќ (1548-1600 гг.) Ч италь€нский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

Ѕудучи католическим монахом, ƒжордано Ѕруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пыталс€ дать в этом ключе философскую интерпретацию учени€  оперника.

Ѕруно высказывал р€д догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открыти€ми: о том, что звЄзды Ч это далЄкие солнца, о существовании неизвестных в его врем€ планет в пределах нашей —олнечной системы, о том, что во ¬селенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему —олнцу. Ѕруно не первый задумывалс€ о множественности миров и бесконечности ¬селенной: до него такие идеи выдвигались античными атомистами, эпикурейцами, Ќиколаем  узанским.

Ќар€ду с идеей бесконечности и единства мироздани€ Ѕруно отстаивал мысль о неограниченности познавательных способностей человека, о свободе исследований. ћысли о множественности Ђчеловечествї в дошедших до нас сочинени€х Ѕруно нет, но из его учени€ она пр€мо-таки напрашивалась.

Ѕыл осуждЄн католической церковью как еретик и приговорЄн светским судом –има к смертной казни через сожжение. ¬ 1889 году, спуст€ почти три столети€, на месте казни ƒжордано Ѕруно был воздвигнут пам€тник в его честь.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 825 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

539 - | 480 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.