Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–оссийские самозванцы в XVIII века




¬ VXIII веке в –оссии продолжали по€вл€тьс€ самозванцы, принимавшие имена русских государей, наследников престола или членов царствующих династий. ћногократно Ђоживалиї царевич јлексей, сын ѕетра I, и рано умерший от оспы ѕетр II. ¬осемь раз Ђподнималс€ из гробаї »ван јнтонович, младенцем низложенный ≈лизаветой ѕетровной и убитый стражей при попытке гвардейского поручика ћировича освободить его из Ўлиссельбургской крепости в 1764 году.

¬рем€ от времени €вл€лись и те, кто возлагал на себ€ имена фигур совершенно мифических, никогда не существовавших в реальности, - например, Ђбратаї царевича јлексе€ Ђцаревича ѕетра ѕетровичаї, или какого-то совсем уж фантастического Ђсынаї императрицы ≈лизаветы ѕетровны от ее тайного брака с английским королем. Ќо никто в этом отношении не мог сравнитьс€ с императором ѕетром III, свергнутым с престола женой, ≈катериной II. ≈го смерть породила целый сонм самозванцев, которые с угрожающей регул€рностью то и дело объ€вл€лись в народе до тех пор, пока одному из них не удалось до основани€ потр€сти всю –оссийскую империю.

¬ конце XVII - первой четверти XVIII в. наблюдаетс€ усиление крепостнического гнета, длительные войны, жестока€ расправа с противниками реформ, иностранцы при царском дворе - все это вызывало недовольство различных слоев населени€. ¬ ѕреображенском приказе, ведавшем сыском по политическим делам, сохранились отзывы кресть€н о делах в государстве: Ђ акой-де он государь, всех вытаскал в службу, все царство запустошилї. Ќекоторые кресть€не, суд€ по их высказывани€м, считали ѕетра I человеком, Ђпустошившимї свое государство из-за любви к войнам и иноземным новшествам. »ные лица, консервативных взгл€дов, осуждали образ жизни цар€ и перемены в быту: он держит около себ€ Ђтаких людей, которые ереси ввод€тї, Ђбороды велит брить, платье поганское носить, табак куритьї. —реди кресть€н получила распространение легенда о том, что ѕетр I не насто€щий царь, а Ђподменныйї. “ак, в 1701 г. крепостной кресть€нин ‘. —тепанов, слуша€ жалобы односельчан на т€желое положение, за€вил, что Ђгосудар€-де на ћоскве нет. —емь лет в полону, а на царстве сидит немчин. ¬от-де тыс€чи с четыре стрельцов порубил. ≈сть ли б де он был государь, стал ли б так свою землю пустошитьї.  репостные кресть€не из ¬еневского уезда считали, что Ђгосударь не царского колена, немецкой породы, а великого государ€ скрали немцы у мамок, в малых летех...ї  ресть€нка јрина в 1718 г. поведала такую легенду о ѕетре I: Ђ√осударь не русской породы и не цар€ јлексе€ ћихайловича сын, вз€т во младенчестве из Ќемецкой слободы у иноземца на обмену. ÷арица-де родила царевну, и вместо царевны вз€ли ево, государ€, и царевну отдали вместо евої[43].

–азгром ѕетром I в 1718 г. реакционной оппозиции, группировавшейс€ вокруг царевича јлексе€ ѕетровича (о чем население было широко оповещено царскими указами, читавшимис€ на площад€х и в церквах), а затем таинственна€ смерть царского сына породили многочисленные слухи.  ресть€не считали, что царевич јлексей жив, и, идеализиру€ его, представл€ли поборником православи€, старинных обычаев, даже защитником народа. ѕосле восстани€  . ј. Ѕулавина среди кресть€н разнеслась весть (“амбовский уезд, 1718 г.), что царевич ходит по ћоскве в окружении донских казаков и приказывает бросать в ров бо€р московских, а ѕетра I за отца не признает. ¬ 1715 г. в Ќижегородском уезде был задержан сын рейтара из г. ”глича ј. ».  рекшин, который под именем Ђцаревича јлексе€ї три года скрывалс€ от царской службы. ¬ начале 20-х годов XVIII в. среди кресть€н разных районов –оссии циркулировал слух о по€влении Ђцаревича јлексе€ї, который €кобы собираетс€ выступить против цар€. ¬ конце 1724 г. в г. ѕочепе был арестован и доставлен в ѕетербург самозваный Ђцаревич јлексей ѕетровичї. Ќа допросе в ѕреображенском приказе вы€снилось, что им€ царевича присвоил себе солдат 2-го гренадерского полка јлександр —емиков, сын сибирского пономар€. ѕо приговору —ената 22 но€бр€ 1725 г. ему отрубили голову и отослали ее в ѕочеп дл€ устрашени€ населени€[44]. “ака€ участь постигла в том же году и другого Ђјлексе€ ѕетровичаї, объ€вившегос€ в јстрахани. »м оказалс€ извозчик 1-го гренадерского батальона ≈встифей јртемьев, бывший дворцовый кресть€нин —имбирского уезда. Ќа исповеди јртемьев сказал св€щеннику ћ. ’аритонову о том, будто он Ђцаревич јлексей ѕетровичї, наде€сь с его помощью получить поддержку у астраханского епископа на случай преследований со стороны местных властей. ќб этом разговоре св€щенник рассказал одному из своих знакомых, а тот донес местной администрации. —амозванец был схвачен и казнен. Ќесколько раньше, в 1723 г., в ¬ологде по€вилс€ еще один Ђцаревич јлексей ѕетровичї, которым назвалс€ нищий јлексей –одионов[45]. ¬се названные самозванцы выступали в одиночку, и они быстро попадали в руки царских чиновников. ќднако их по€вление в различных районах –оссии по-прежнему свидетельствовало о царистских настроени€х кресть€нства.

¬ 30 - 50-х годах XVIII в. самозванство усилилось. »з п€ти самозванцев (јндрей ’олщевиков, “имофей “руженик, Ћарион —тародубцев, јндрей ќбудин, »ван ћиницкий) четыре выдавали себ€ за царевича јлексе€ ѕетровича и один - за сына ѕетра I, ѕетра ѕетровича. ѕоследующие самозванцы (яков “атаринов, јртамон „евычелов и ћихаил –андачич) просто именовали себ€ императорами или самодержцами, не св€зыва€ с каким-либо конкретным лицом. »з этих восьми самозванцев четверо по происхождению были кресть€нами, двое - казаками, один - однодворцем, а другой - работным человеком. ѕо€вл€лись они в ћосковской, Ќижегородской, ¬оронежской,  иевской и ќренбургской губерни€х, и повсюду кресть€не, казаки, бурлаки, солдаты, раскольники оказывали им поддержку. ¬ августе 1732 г. ћосковска€ контора “айной канцел€рии доносила императрице јнне »вановне, что в “амбовском уезде пойман самозванец Ђцаревич јлексей ѕетровичї. ¬месте с ним задержали нескольких кресть€н и однодворцев. »х неоднократно допрашивали, устраива€ очные ставки, пытали на дыбе и наказывали кнутом в застенках “айной канцел€рии, пока не добились признани€. ќказалось, что летом 1732 г. среди кресть€н “амбовского уезда по€вилс€ человек, называвший себ€ Ђцаревичем јлексеем ѕетровичемї. ѕри встречах с кресть€нами он не раз говорил им: Ђя- де не мужик и не мужичий сын, €-де ќрел, ќрлов сын, мне-де ќрлу и быть, €-де царевич јлексей ѕетрович, и есть-де у мен€ на спине крест и налевее родима€ шпагаї. ¬ одной из деревень он за€вил кресть€нам: Ђ„то-де вы, народ, знаете, кому прис€га была, мне-де, не мнеї. ѕосле этого он сказал, что были указы о прис€ге ему Ђи на монетах-де персона пишетс€ мо€, да и по господам по всем мо€ персона разосланаї[46]. »меновавший себ€ Ђцаревичем јлексеем ѕетровичемї “. “руженик, в прошлом беглый кресть€нин вотчины Ќоводевичьего монастыр€, долго скитавшийс€ по –оссии, должно быть, слышал о том, что при воцарении јнны »вановны в феврале 1730 г. ¬ерховный тайный совет заказал несколько ее портретов, которые были посланы за границу. ћысль о самозванстве у “руженика по€вилась после издани€ јнной »вановной 17 декабр€ 1731 г. указа Ђоб учинении прис€ги в верности наследнику всероссийского престола, который от ≈€ »мператорского ¬еличества назначен будетї[47].

¬идимо, кресть€не не сразу поверили, что “руженик - царский сын. ¬о врем€ одного из разговоров с ними “руженик так объ€сн€л свое происхождение: Ђя-де “руженик, мне-де бог велел так тружатца. Ѕуде вы не верите, что € царевич, есть ли-де у вас такой человек, который бы, смотр€ на землю, узнал, как его зовут, тот бы-де показал вам о мне подлинної. ¬ другом случае самозванец за€вил сомневавшимс€: Ђя-де царевич и работать не умею. я-де хот€ на вид мужик и руки-де и ноги и волосы мужичьи, да не мужичей € сын и не мужик будуї. ќн прибегал и к более сильным аргументам, чтобы поразить воображение кресть€н, поведав им, что знает, где в погребе хран€тс€ Ђтри котла з денгами да три знам€. » сид€т-де в том погребу у казны приставы три духа умерших -  уде€р, да царь »ван, да царь јлександр ћакедонский, да живой старый император. я бы-де ево, императора, выпустил вен, да как-де ево выпущу, тогда-де вс€ колесница потресетца и будет от него, императора, в неправде всем судї. ¬ этом рассказе о богатствах сказочного подземного города причудливо объедин€ютс€ реальные исторические лица и полулегендарные персонажи ( уде€р). “руженик сулил кресть€нам несметные богатства: Ђя-де царь буду и бог и многое множество казны будетї. “ех, кто пойдет с ним, он обещал одарить Ђзлатом и серебром и золотыми каретами. » хлеба-де столько не будет, сколько золота и серебраї. —вои рассказы о Ђчудесахї и наличии у него на теле Ђцарских знаковї самозванец сопровождал обещанием Ђмилостейї после того, как Ђэто дело сделаетцаї, то есть он займет императорский трон. Ђ» бо€ром-де не житье будет, а которые и будут, и тем-де хуже мужика находитца. » буду их судить с протазанами(копь€ми), воткн€ в ногу, как было при царе »ване ¬асильевичеї (намек на »вана IV, поразившего таким способом стрем€нного Ўибанова). “руженик обещал однодворцам избавление от т€желой службы в местной страже и отмену подушной подати, а также защиту южных районов –оссии от набегов кочевников: Ђорды всеї будут Ђпреклон€тца к белому царюї[48]. “аким речам самозванца с надеждой внимали кресть€не и однодворцы.

Ћетом 1732 г. в “амбовском уезде по€вилс€ еще один самозванец Ц Ђцаревич ѕетр ѕетровичї. Ёто был беглый драгун Ќарвского полка Ћарион —тародубцев. ќн потратил немало усилий, чтобы убедить население в своем Ђцарском происхожденииї.  азаки станицы яменской, где —тародубцев жил с женой и падчерицей, не поверили в то, что он Ђцаревичї. ≈му пришлось покинуть станицу. ¬ другом месте —тародубцев стал увер€ть, что у него есть Ђбрат царевич јлексей ѕетровичї, с которым он собираетс€ идти царствовать на ћоскву. —тародубцев несколько раз посылал к “. “руженику кресть€н, чтобы разузнать о его планах, и, видимо, сам с ним встречалс€. Ћариона —тародубцева поддержали беглые кресть€не, бурлаки, голытьба, живша€ в “амбовском уезде. ќни де€тельно агитировали в пользу ново€вленного Ђцаревичаї, у которого будто бы есть брат Ђцаревич јлексей ѕетровичї. 24 бурлака составили письменную кл€тву Ђверно служить его величеству ѕетру ѕетровичуї[49]. Ђ” ѕетра ѕетровича, - увер€ли сподвижники Ћ. —тародубцева, - есть на груди звезда, а на спине мес€ц, и он подлинный царевичї. ¬ их рассказах повтор€лась легенда о Ђподмененном цареї: Ђѕетр ѕетровичї был Ђна царство посажен 12 лет. » у бо€рина-де был сын и тому царевичу пришел лик в ликї.  огда сын бо€рина умер, то Ђбо€рин того мертвого своего сына вменил в царевичи, и будто оной царевич умре, а этого-де царевича свезї. ќтсюда делалс€ вывод, что —тародубцев €вл€етс€ насто€щим Ђцаревичемї; при этом не уточн€лось, чей он был сын. “акое повествование убеждало не всех. Ќапример, в станице  арповской казаки арестовали посланца —тародубцева ‘. ’охлачева[50]. —ам —тародубцев рассылал Ђписьмаї и Ђерлыкиї жител€м окрестных сел и деревень. ¬ них сообщалось, что Ђпро€вилс€ ѕетр ѕетровичї, сын Ђстарого цар€ и не императорскойї (то есть не сын ѕетра I), который пошел Ђсвои законы искать, отцовские и дедовскиеї; осуждались действи€ ѕетра I в отношении стрельцов, копейщиков и особенно казаков, лишенных многих привилегий. Ќово€вленный царевич обещал вс€чески жаловать казаков, Ђдабы посто€ли за старую веру и за чернь, как бывало при отце нашем и при деду нашемї, и обращалс€ к бедноте: Ђ» вы, голотвенные люди, безприютные бурлаки, где наш глас не заслышитс€, идите до старого закону денно и ночної. ќ себе Ђцаревичї говорил, что он Ђот императора в темнице за старую веру сидел два разаї и не подчин€лс€ плохим законам императора, который "излюбил себе власников кормных боравьевї. ¬о врем€ скитаний он побывал в „ернигове,  иеве, распростран€€ Ђерлыкиї. “еперь, писал —тародубцев, Ђхощу умышлением своим вступить на отцовское и дедовское попелищеї. ¬ Ђерлыкахї, адресованных казакам, содержалс€ интересный призыв: Ђ√алутву вам бы не изгнать, также и бурлак, которых безутаенных, не изган€тьї[51]. ¬ Ђписьмахї —тародубцева говорилось об основных требовани€х, которые позже выдвигались кресть€нством во врем€ восстани€ ≈. ». ѕугачева: освобождение от власти помещиков, уничтожение наиболее т€желых налогов и повинностей, защита старообр€дчества. ¬ них нашли отклик настроени€, характерные дл€ низших категорий служилых людей (казаки, однодворцы, стрельцы и другие), чьи сословные привилегии были ущемлены ѕетром I.

≈сли “. “руженик, Ћ. —тародубцев и другие самозванцы на первых порах обычно действовали тайком, в отдаленных местах, то ». ћиницкий, назвавшийс€ в 1738 г. Ђјлексеем ѕетровичемї, поступил иначе. Ќаход€сь с партией работных людей в селе ярославец Ѕобровской сотни  иевского полка, ћиницкий старалс€ убедить не только солдат сопровождавшей их команды, но и возглавл€вшего их наказного атамана и местного св€щенника √. ћогилу в том, что он Ђцаревичї. ќн обещал всем Ђволюї и мир с “урцией, с которой шла в то врем€ война. ¬ ответ солдат —трелков за€вил ему: Ђ’от€-де дойдет до больших наших бо€р и хот€-де донесетс€ и самой государыне императрице, мы готовы за “еб€ сто€тьї. —трелков и другие солдаты на виду у всех жителей села несли круглосуточное дежурство у избы, в которой жил Ђцаревичї. ѕеред походом на ћоскву и ѕетербург ћиницкий отслужил торжественный молебен, с разрешени€ св€щенника вошЄл Ђцарскими дверьмиї в алтарь, вз€л евангелие и крест и вышел к народу. ћногие кресть€не, бывшие в церкви, узнав о Ђцаревичеї, Ђприкладывалисьї к кресту Ђи целовали у оного самозванца рукуї. “о же самое сделал и св€щенник. ѕосле молебна Ђпето было многолетие и звон колокола имелс€ї. Ѕогослужение и Ђкрестоцелованиеї кресть€н, сопровождавшеес€ стрельбой из ружей, должно было убедить кресть€н в том, что объ€вилс€ подлинный император. —амозванец, оказавшийс€ мелким польским шл€хтичем ». ѕ. ћиницким из г. ѕоддубны, вскоре был схвачен и посажен на кол вместе со св€щенником √. ћогилой. ѕоддерживавших его солдат четвертовали[52].

—амозванчествоство во второй половине XVIII в. заметно возросло. «а 1762 - 1800 в –оссии объ€вились 60 самозванцев[53]. Ѕольшинство из них были беглые кресть€не, солдаты, однодворцы. ¬ результате ƒворцового заговора и убийства императора ѕетра III (1762 г.) к власти пришла ≈катерина II. Ёти событи€ получили своеобразный отклик и в народе. ѕо стране поползли слухи, что ѕетр III не убит, а осталс€ жив и скрылс€. Ќародна€ молва стала идеализировать личность императора, св€зыва€ с его именем надежды на улучшение положени€ кресть€н. Ќовую пищу дл€ толков дало убийство в 1764 г. номинально царствовавшего 13 мес€цев, а затем почти 23 года находившегос€ в заключении »вана јнтоновича во врем€ неудачного заговора подпоручика ¬. я. ћировича, хотевшего возвести его на престол и свергнуть ≈катерину II. —лухи о том, что ѕетр III жив, распростран€лись в ÷ентральной и ёжной –оссии, на ”краине и в ќренбургской губернии. –асширение Ђгеографииї самозванства свидетельствовало о нарастании противоречий в стране. ¬ 1764 г. по€вились первые Ђсамозваные императорыї - Ќиколай  олченко (на ”краине, под г. √луховом) и разорившийс€ арм€нский купец јнтон јсланбеков. ¬ последующие годы стало известно о новых самозванцах, которые за€вл€ли о себе в различных районах –оссийской империи. ќдин из них, беглый рекрут »ван ≈вдокимов, объ€вилс€ в Ќижегородской губернии в феврале 1765 г. и назвалс€ ѕетром II. ќн распускал о себе самые неверо€тные слухи, будто кн€зь€ ƒ. ћ. √олицын, ». ј. ƒолгорукий и граф ћиних уговорили его поехать с ними на охоту, а сами тайно увезли в »талию, где он Ђзакладен был в столб каменный на королевском дворе; в столбе было маленькое окошкої, через которое он получал хлеб и воду. Ђѕетр IIї просидел в столбе 24 с половиной года. Ѕлагодар€ по€вившейс€ в столбе трещине ему удалось освободитьс€ из неволи. Ђ—чита€ это действием св€того духа, он тайно вышел из столбаї, пошел в –оссию, провел в пути дев€ть лет и в 1764 г. оказалс€ в  ерженских лесах[54]. —ильные волнени€ возникли и на ƒону в 1772 г. в св€зи с по€влением там Ђѕетра IIIї - беглого кресть€нина графа –. ». ¬оронцова ‘едота »вановича Ѕогомолова, служившего до этого в легионной команде под именем ‘едота  азина.

–ост самозванства был своеобразным предвестником крупнейшей в истории –оссии кресть€нской войны под предводительством ≈. ». ѕугачева. ѕочва дл€ по€влени€ Ђѕетра IIIї - ≈. ». ѕугачева была вполне подготовлена. ќдновременно с ним под именем ѕетра III выступили и другие самозванцы: капитан 3-го батальона в г. ќренбурге Ќиколай  ретов (сент€брь 1773 г.) и дворцовый кресть€нин села  ирсанова, “амбовского уезда, ». ћ. ћос€гин (1774 г.), но их попытки не имели успеха. ѕугачев же оказалс€ гораздо более удачливым в этом плане. ≈го бунтарска€ идеологи€ складывалась постепенно.   мысли назватьс€ ѕетром III и от его имени подн€ть народное восстание он пришел не сразу. ѕервым шагом на пути к самозванству было за€вление ѕугачева еще под Ѕендерами в конце 60-х годов XVIII в., что он €вл€етс€ крестником ѕетра I, который €кобы подарил ему дорогую саблю. ¬ 1772 г., будучи на яике, ѕугачев вы€снил, что казаки готовы подн€тьс€ на новое восстание. “огда он осторожно стал внушать некоторым из них мысль, что €вл€етс€ Ђимператором ѕетром ‘едоровичемї. ¬первые ≈. ». ѕугачев за€вил об этом на хуторе у казака ƒ. —. ѕь€нова. »значально казаки отнеслись настороженно к словам ≈. ». ѕугачева, но затем решили его поддержать.  ак говорил сам ѕугачев на допросах, при первых встречах с казаками он показывал им Ђцарские приметыї - белые п€тна на груди, которые, по народному поверью, были признаком царского происхождени€. Ќа вопрос казаков, откуда эти раны, ѕугачев ответил: Ђ огда-де в ѕетербурге против мен€ возмутилисьї, то Ђгвардионцы кололи штыкамиї. ѕри этом он прибавил, что ему удалось бежать, так как его выпустил караульный офицер, после чего он скиталс€ по –оссии.  огда ƒ. —. ѕь€нов спросил о царицынском самозванце Ѕогомолове (тоже Ђѕетре IIIї), то ѕугачев не растер€лс€ и убежденно за€вил, что он-то и Ђсесть подлинно царь ѕетр ‘едорович; и хот€ его в ÷арицыне поймали, однако ж он ушел, а вместо его замучили друговаї[55]. Ёти сведени€ широко распростран€лись среди кресть€н и казаков. ќднако ближайшие сподвижники прекрасно знали, что ѕугачев не Ђѕетр IIIї, а донской казак, и вместе с ним совершенно сознательно использовали идею самозванства, чтобы подн€ть народ на борьбу с крепостным гнетом. ќб этом говорили на допросе сам ѕугачев и его соратники.

ѕриродный сметливый ум помогал ≈. ». ѕугачеву поддерживать среди восставших мнение о том, что он Ђнасто€щий императорї.  ак показывал ѕугачев на допросе, он неоднократно, всенародно и во всеуслышание за€вл€л, что хочет в ѕетербурге увидеть Ђсына ѕавла ѕетровичаї и наказать Ђженуї и ее приближенных, а также говорил Ђмного приличного к своему возвышениюї. ƒл€ доказательства своей Ђподлинностиї он использовал и пленных солдат, так как Ђмужики вер€т более солдатам, нежели казакамї[56]. ¬ера основной массы крепостных кресть€н и казаков в Ђцар€-батюшку ѕетра IIIї была настолько велика, что вскоре после казни ≈. ». ѕугачева в ћоскве 10 €нвар€ 1775 г. по –оссии оп€ть поползли слухи, что погиб кто-то другой, а Ђимператорї жив и скоро снова объ€витс€. ѕо другой версии, ѕугачев лишь действовал от имени Ђѕетра IIIї, будучи его Ђфельдмаршаломї, а сам Ђимператорї жив. ¬ 1776 г. на юге –оссии были арестованы несколько человек, распростран€вших такие слухи, а также новые самозванцы, которые носили им€ Ђѕетра IIIї. ¬плоть до конца XVIII в. по€вл€лись самозванцы, именовавшие себ€ Ђѕетром IIIї (ћ. ’анин - в 1780 г., ’рипунов - в 1786 г., и другие); в те же годы среди кресть€н получила широкое распространение легенда о том, что Ђѕетр IIIї прин€л новое им€ Ц Ђћетелкинї.  огда по€витс€ ћетелкин, то народ Ђсмететї, перебьет помещиков и офицеров. ¬первые об этом стало известно правительству после ареста кресть€нина ярославского уезда “ихона »гнатьева и солдата ярославского пехотного полка јндре€  раюхина, который на допросе показал: ЂЎесть земель подымаютс€ и на низу есть батюшка ѕавла ѕетровича, прозываетс€ ћетелкинї[57]. ”гроза по€влени€ нового кресть€нского Ђцар€ї наподобие ≈мель€на ѕугачева не давала поко€ русским помещикам во врем€ кресть€нских волнений вплоть до середины XIX века.

  середине XVIII века возобновл€етс€ поток авантюристов из-за рубежа. ¬ €нваре 1747 г. к русскому резиденту в  онстантинополе ». ». Ќеплюеву пришли двое: русский ‘едор »ванов и его служитель, александрийский грек ѕерк. ѕо словам ѕерка, его хоз€ин был сыном цар€ »вана јлексеевича, правившего вместе с братом, царем ѕетром I. ¬ 1768 г. русское правительство получило донос от пекар€ Ћебедева на сына генерал-майора ќпочинина, который будто бы выдает себ€ за сына императрицы ≈лизаветы ѕетровны и английского корол€, бывшего в –оссии тайно в свите английского посла, собираетс€ свергнуть ≈катерину II и передать власть ее сыну ѕавлу. „ерез 20 лет, в 1788 г., в ѕрибалтике по€вилс€ еще один авантюрист, »ван-”льрих, 49 лет, назвавшийс€ императором »оанном јнтоновичем. ƒовольно широкую известность получила Ђдочьї императрицы ≈лизаветы ѕетровны Ђкн€жна “аракановаї. –азличные авантюристы, объ€вл€вшие себ€ самозванцами, нередко, как видим, пользовались поддержкой враждебных –оссии иностранных государств и обычно становились в таких случа€х их послушным орудием в борьбе против –оссии.

“акже, хорошо видно, что при ≈катерине II лжемонархи по€вл€лись практически ежегодно, причЄм нередко по нескольку человек за год. Ёто объ€сн€етс€ тем, что к царице было негативное отношение в среде т€глого населени€, которое было хранителем традиционной Ц сугубо патриархальной Ц культуры. ≈катерина вызывала раздражение не только потому, что свергла собственного мужа, но и потому, что занималась Ђне своим деломї, ибо в массовом сознании жила мысль: управление государством Ц удел мужчин. –угань в адрес Ђбабыї на троне стала атрибутом народной культуры задолго до 1762 года.

ќбратимс€ к составу лжемонархов. —реди них всего 4 женщины (7%). »ностранных подданных Ц 7 (13%). —уд€ по всему, русских Ц 37 (69%), украинцев Ц 7 (13%), немцев Ц 4 (7%), пол€ки, датчане, арабы и арм€не представлены по одному, национальность »зек-бе€ и ѕакарина неизвестна (предположительно Ц неслав€не). ќчевидно, православных было 45 (83%), из них лишь один старовер и один сектант; лютеран было 7 (13%); арм€нскую григорианскую церковь представл€л один (јсланбеков), а вероисповедание »зек-бе€ оп€ть же неизвестно.

“аким образом, нельз€ утверждать, что перед нами феномен сугубо русской культуры, выросший на почве исключительно православи€. Ќельз€ говорить и о том, что монархическое самозванство питалось иде€ми, оппозиционными официальной церкви, и было одной из форм социального протеста под религиозными лозунгами. “ем не менее, св€зь данного €влени€ с христианскими воззрени€ми очевидна.

«аключение

ѕожалуй, можно считать общепризнанным тезис, что нигде и никогда монархическое самозванчество не имело такого распространени€, как в –оссии XVIIЦXVIII вв. ќбозрева€ всю самозванческую эпоху, надо сказать, что вр€д ли можно себе представить более точное и Ємкое определение, чем данное ¬. ќ.  лючевским Ц Ђхроническа€ болезньї.

Ќесмотр€ на то, что самозванчество издавна привлекало внимание историков, корни этого €влени€ остаютс€ до конца не вы€сненными. ƒанна€ курсова€ работа была направлена на осмысление этого феномена в качестве сложного историко-культурного €влени€, корен€щегос€ в особенност€х массового сознани€ и политического развити€ –оссии XVIIЦXVIII вв. ¬ заключении к данной работе следует подвести наиболее значимые итоги и сформулировать общие выводы, отражающие научную значимость курсовой работы.

»сследование показало, что под термином Ђсамозванчествої следует понимать диалектическое единство Ђсамозванщиныї и Ђсамозванстваї. —амозванчество начинаетс€ тогда, когда лжецарь или псевдомесси€ открываетс€ окружающим, формирует группу соратников или становитс€ во главе какого-либо движени€ социального протеста. »зуча€ природу самозванчества, мы акцентируем своЄ внимание прежде всего на народной реакции на по€вление самозванца.

ƒо XVII века –осси€ не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон, что говорит прежде всего об отсутствии социально-политических и социокультурных предпосылок дл€ их по€влени€. ¬о-первых, дл€ самозванчества царистского толка необходим определЄнный уровень развити€ феодальных отношений и государства. ¬о-вторых, истори€ самозванчества в –оссии тесно св€зана с династическими кризисами (или кризисами легитимности власти), врем€ от времени сотр€савшими царский трон. ѕервый такой кризис относитс€ к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династи€ –юриковичей и на престоле оказались Ђбо€рские цариї Ч Ѕорис √одунов и ¬асилий Ўуйский. »менно тогда по€вл€ютс€ первые лжецари и рождаютс€ массовые движени€ в их поддержку. » позднее нарушени€ традиционного пор€дка престолонаследи€ (например, по€вление на троне малолетних детей или же воцарение женщин) обогащали историю самозванчества новыми именами и событи€ми. », в третьих, истори€ самозванчества представл€ет собой цепь конкретных воплощений народных утопических легенд о Ђвозвращающихс€ цар€х-избавител€хї.

“акже не следует упускать из вида и механизмы самозванщины, т.е. те конкретные услови€, которые вли€ли на взаимоотношени€ самозванцев и народа, те обсто€тельства, которые определ€ли попул€рность или, наоборот, изолированность тех или иных претендентов на роль Ђцар€-избавител€ї.

√лавным образом, поддержка самозванца в народе была обусловлена тем, насколько полно и последовательно своим поведением он воплощал в жизнь фольклорный комплекс представлений о Ђподлинномї царе. Ђѕодлиннымї в глазах народа выгл€дел тот монарх, который был, во-первых, Ђблагочестивымї, во-вторых, Ђсправедливымї, в-третьих, Ђзаконнымї.

“аким образом, восстановление событийной канвы истории самозванчества в хронологических рамках нашего исследовани€, вы€вление сущности и предпосылок его возникновени€ способствуют целостному воспри€тию этого феномена. ќднако перед исторической наукой стоит задача по эффективному применению комплексного подхода, вовлечению в научный оборот большого количества новых данных о самозванцах дл€ получени€ полной и научно достоверной картины самозванчества и адекватного понимани€ этого удивительного €влени€ нашей истории.

—писок использованной литературы

Ѕуссов  . ћосковска€ хроника. 1584 Ц 1613/  . Ѕуссов. - ћ. -Ћ., 1961. Ц 398 с.

¬осстание ≈мель€на ѕугачЄва/ сост.: ћ. Ќ. ћартынов. - Ћ., 1935. - 214 с.

¬осстание ». Ѕолотникова/ сост.: ј.».  опанев, ј.√. ћаньков. - ћ., 1959. - 382 с.

 лючевский ¬. ќ.  урс русской истории. —оч.: ¬ 9 т./ ¬. ќ.  лючевский. - ћ., 1988. - “. 3. Ц 415 с.

ћавродин ¬.¬.  ресть€нска€ война 1773Ц1775 гг./ ¬. ¬. ћавродин //  ресть€нские войны в –оссии XVIIЦXVIII вв./ ¬. ¬. ћавродин, ». ». —мирнов, Ћ. ¬. „ерепнин. - ћ.; Ћ., 1966. - —. 204 Ц 291.

ћасса ».  раткое известие о ћосковии в начале XVII в./ ». ћасса - ћ., 1937. - 206 с.

ћыльников ј.—. Ћегенда о русском принце/ ј. —. ћыльников. - Ћ., 1987. - 176 с.

ќвчинников –. ¬. —ледствие и суд над ≈. ». ѕугачевым/ –. ¬. ќвчинников// ¬опросы истории, 1966. - є 4.

—ивков  .¬. —амозванчество в –оссии в последней трети XVIII в./  . ¬. —ивков // »сторические записки. - ћ., 1950. - “. 31. - —. 88 Ц 135.

—крынников –.√. —амозванцы в –оссии в начале XVII века: √ригорий ќтрепьев/ –. √. —крынников. - Ќовосибирск, 1987. - 235 с.

—крынников –.√. —мута в –оссии в начале XVII в.: »ван Ѕолотников/ –. √. —крынников. - Ћ., 1988. - 257 с.

—оловьев —. ћ. »стори€ –оссии с древнейших времен.  н. IX/ —. ћ. —оловьев. - ћ., 1963. - 700 с.

“ихомиров Ѕ. –азинщина/ Ѕ. “ихомиров. - ћ. -Ћ. 1930. - 144 с.

“роицкий —. ћ. —амозванцы в –оссии XVIIЦXVIII веков/ —. ћ. “роицкий // ¬опросы истории. 1969. - є 3. - —. 134 - 146.

”сенко ќ. √.  то такой Ђсамозванецї?/ ќ. √. ”сенко // ѕути познани€ истории: новые подходы и интерпретации (—ери€ ЂЌова€ перспективаї. ¬ып. ’’). - ћ.: ћќЌ‘, 2001. - —. 51Ц 63.

”сенко ќ. √. ѕсихологи€ социального протеста в –оссии XVIIЦXVIII веков. ѕособие дл€ учителей истории средней школы/ ќ. √. ”сенко. - “верь: “в√”, 1994. „. 3. - 92 с.

”спенский Ѕ. ј. ÷арь и самозванец: самозванство в –оссии как культурно-исторический феномен / Ѕ. ј. ”спенский// ’удожественный €зык средневековь€. - ћ., 1982. - —. 201-235.

„истов  . ¬. –усские народные социально-утопические легенды XVIIЦXIX вв./  . ¬. „истов. - ћ., 1967. - 341 с.

 

[1] ”сенко ќ.√. ћонархическое самозванчество в –оссии XVII-XVIII веков как фронтир // √раницы в пространстве прошлого: социальные, культурные, идейные аспекты. - “верь, 2007. - “.1. - —.19.

[2] “роицкий —. ћ. —амозванцы в –оссии XVIIЦXVIII веков // ¬опросы истории. 1969. є 3. —. 146.

[3] „истов  . ¬. –усские народные социально-утопические легенды XVIIЦXIX вв. ћ., 1967. —. 121, 129Ц130.

[4] ”сенко ќ. √.  то такой Ђсамозванецї? // ѕути познани€ истории: новые подходы и интерпретации (—ери€ ЂЌова€ перспективаї. ¬ып. ’’). ћ.: ћќЌ‘, 2001. —. 60Ц61.

[5] „истов  . ¬. ”каз. соч. —. 27-28.

[6] “роицкий —.ћ. ”каз. соч. —. 146.

[7] —м.: „истов  . ¬. ”каз. соч. —. 30-32.

[8] “ам же. —. 130-131.

[9] —м.: —ивков  .¬. —амозванчество в –оссии в последней трети XVIII в. // »сторические записки. ћ., 1950. “. 31. —. 98-100, 128.

[10] ”спенский Ѕ. ј. ÷арь и самозванец // ’удожественный €зык средневековь€. ћ., 1982. —. 202Ц205.

[11] ”сенко ќ. √. ѕсихологи€ социального протеста в –оссии XVIIЦXVIII веков. ѕособие дл€ учителей истории средней школы. “верь: “в√”, 1997. „. 3. —. 42.

[12] ”спенский Ѕ. ј. ”каз. соч. —. 205Ц206.

[13] ¬осстание ≈мель€на ѕугачЄва. Ћ., 1935. —. 125Ц126.

[14] ”сенко ќ. √. ѕсихологи€ социального протеста. —. 42.

[15] ”сенко ќ. √. ѕсихологи€ социального протеста. —. 43.

[16] ÷ит. по: ”сенко ќ. √. ѕсихологи€ социального протеста. —. 43.

[17] ¬осстание ». Ѕолотникова. ћ., 1959. —. 146.

[18] ѕронштейн ј.ѕ., ћининков Ќ.ј.  ресть€нские войны в –оссии XVIIЦXVIII вв. и донское казачество. –остов-на-ƒону., 1983. —. 328.

[19] ћавродин ¬.¬.  ресть€нска€ война 1773Ц1775 гг. //  ресть€нские войны в –оссии XVIIЦXVIII вв. ћ.; Ћ., 1966. —. 217.

[20] ћыльников ј.—. Ћегенда о русском принце. Ћ., 1987. —. 13.

[21] —м.: —крынников –.√. —амозванцы в –оссии в начале XVII века: √ригорий ќтрепьев. Ќовосибирск, 1987. —. 143Ц144. 165Ц168, 172Ц173, 182, 185, 191Ц192.

[22] „истов  . ¬. ”каз. соч. —. 97Ц100.

[23] —крынников –.√. —мута в –оссии в начале XVII в.: »ван Ѕолотников. Ћ., 1988. —. 157.

[24] “роицкий. —. ћ. ”каз. соч. —. 141Ц142.

[25] —крынников, 1987. —. 167.

[26] ќвчинников –. ¬. ”каз. соч. —. 28.

[27] —м.: „истов  . ¬. ”каз. соч. —. 193.

[28] ќвчинников, 1980. —. 150.

[29] ”сенко ќ. √. ѕсихологи€ социального протеста. —. 62Ц65.

[30] ѕронштейнЦћининков. ”каз. соч. —. 57.

[31] —ивков  . ¬. ”каз. соч. —. 105.

[32] —м.: ¬осстание ». Ѕолотникова. —. 225.

[33] ”сенко ќ. √. ѕсихологи€ социального протеста. —. 52.

[34]  лючевский ¬. ќ.  урс русской истории // —оч.: ¬ 9 т. ћ., 1988. “. 3. —. 30.

[35] ». ћасса.  раткое известие о ћосковии в начале XVII в. ћ., 1937. —. 110.

[36] ћасса ». ”каз. соч. —. 123.

[37]  лючевский ¬. ќ. ”каз. соч. —. 35.

[38] ћасса ». ”каз. соч. —. 157 Ц 160.

[39] Ѕуссов  . ћосковска€ хроника. 1584 Ц 1613. ћ. -Ћ., 1961. —. 139.

[40] ÷ит. по: “роицкий —. ћ. ”каз. соч. —. 142.

[41] ÷ит. по: “ихомиров Ѕ. –азинщина. ћ. -Ћ. 1930, —. 105.

[42] “ихомиров Ѕ. ”каз. соч., —. 105.

[43] ÷ит. по: √оликова Ќ. Ѕ. ѕолитические процессы при ѕетре I. ћ., 1957. —. 167 - 169.

[44] —оловьев —. ћ. »стори€ –оссии с древнейших времен.  н. IX. ћ., 1963. —. 190.

[45] —оловьев —. ћ. ”каз. соч. —. 190.

[46] ÷ит. по: “роицкий —. ћ. ”каз. соч. —. 144.

[47] “ам же.

[48] ÷ит. по: “роицкий —. ћ. ”каз. соч. —. 144.

[49] ÷ит. по: “роицкий —. ћ. ”каз. соч. —. 145.

[50] “ам же.

[51] ÷ит. по: “роицкий —. ћ. ”каз. соч. —. 146.

[52] —оловьев —. ћ. ”каз. соч.  н. X. —. 661 - 663.

[53] —ивков  . ¬. —амозванчество в –оссии в последней трети XVIII в. "»сторические записки". “. 31. 1950, стр. 88 - 135.

[54] —ивков  . ¬. ”каз. соч., стр. 99 - 101, 105 - 106, 108.

[55] —м. —ледствие и суд над ≈. ». ѕугачевым// ¬опросы истории, 1966, є 4. —. 111 Ц 113.

[56] ¬опросы истории.1966, є 4, —. 113, 115, 117.

[57] —ивков  . ¬. ”каз. соч. —. 122.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1940 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

500 - | 462 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.074 с.