Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Составные стороны схоластики




1) Комментаторство. Средневековое мышление характеризуется обращение к истокам, авторитетом как священным и непрогрешимым. Чем древнее литература христианской направленности и другие источники: теологический, исторический, тем они надежнее, достовернее и истиннее, например, Библия. Для верующего человека единственным подлинным творцом является Бог. Люди же могут только комментировать и систематизировать то, что содержится в Священных Писаниях – боговдохновенных произведениях. Поэтому мыслители средневековья считали возможным интерпретировать священные тексты, не выдвигая принципиально новых идей. Примечательно, что основные произведения Ф. Аквинского называются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

2) Систематизаторство. Истины, изложенные в авторитетных источниках, считались абсолютными и непогрешимыми, поэтому схоласты ставили перед собой лишь задачу привести в систему догматы и высказывания, содержащиеся в Священных Писаниях.

 

3. Номинализм и реализм, спор между ними

 

1. В зависимости от способа решения вопроса об отношении единичного к общему и о реальности общего в средневековой философии возникли два направления: номинализм и реализм и спор между ними. (nomen - имя, наименование).

Все началось с вопросов:

· Существуют ли роды и виды реально, самостоятельно или же только в мыслях?

· Если же они существуют, то, являются ли они телами или же это бестелесные сущности, котоорые имеют идеальную природу?

· Обладают ли они отдельным бытием или же существуют в чувственных вещах и наряду с ними?

Реалисты считали, что универсалии (род, вид) существуют вне ума, сознания человека. Род, вид имеют духовную природу. Дух существует объективно, оно реально наличествует вне и до вещей, имеющих конечное существование. Вечно существует только Бог, который творит единичные вещи. Такая позиция напоминает учение Платона об идеях, о существовании царства идей и царства вещей.

Номиналисты – представители противоположной точки зрения, они считали, что действительным, объективным и реальным существованием обладает только единичное, т.е. отдельные вещи с их индивидуальными качествами, а общее может быть просто в уме и существует оно после вещей.

4. Проблема человека в средние века

1) природа (Космос) уже не рассматривается, как в античности, в качестве самостоятельного и ведущего начала, она сотворена Богом. Основной объект познания – это уже не природа, а Бог и человеческая душа, их взаимоотношения. В античной философии Космос определяет человека и всё существующее, сейчас же человек – господин природы: «Сотворим же человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И да владычествует он над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею Землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по Земле».

2) Человек как образ и подобие Бога.

«И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Итак, Библия определяет человека в качестве образа и подобия Божьего. В соответствии с традицией античной философии «человек – разумное животное» (Аристотель).

5.Двойственная природа человека

С одной стороны, человек – господин природы, стоит над нею и обладает бессмертной душой, устремленной ко всему возвышенному, к Богу. С другой стороны, наделен человек бренным телом, низменной плотью, поэтому человек находится в плену собственных страстей, в том числе порочных, в основе которых изначальная греховность человеческого рода – первородный грех – грехопадение Адама и Евы.

Проблема души и тела: душа – это наше собственное «Я», она образует индивидуальность, уникальность, неповторимость. Душа реализует свободу воли человека. В эпоху античности в этом качестве выступает рок, фатум, судьба. Душа позволяет осуществить выбор между добром и злом, но в силу двойственности человек подвержен, греховности, низменным страстям. Для преодоления этого необходима аскеза (добровольное лишение себя маленьких радостей жизни).

Проблема разума и воли: в средние века философы утверждали превосходство воли над разумом, веры над знаниями.

Тертулион: «Верую, потому что абсурдно». Почему разум должен занять подчиненное место? Блаженный Августин объясняет это так: человек одобряет одно, а поступает по другому (лицемерие). Знание того, что есть благо и добро не ведет автоматически к соответствующему поступку. (Вл. Маяковский: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «что такое хорошо и что такое плохо». У меня секретов нет, слушайте детишки, папы этого ответ помещаю в книжке.» Затем отец рассказывает, что дразнить гусей нехорошо, бегать по лужам нехорошо и т.д.). Это суждение противоположно этическому рационализму Сократа: «Никто не будет поступать дурно по своей воле», но корреспондируется с позицией Блеза Паскаля: «Никогда люди не делают зла так много и радостно как тогда, когда делают это сознательно».

Блез Паскаль: «Человек не делает зла так много и радостно, когда делает это сознательно».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.