Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 атегори€ выбора при отсутвствии рационального выбора.




я хочу обратить ваше внимание на слово рационального. –ациональный выбор в данном случае отменен. ≈сли вы попадаете в иррациональный мир.

 

Ќо выбор возможен даже в таких обсто€тельствах, вернее, в преддверии таких обсто€тельств, и, как мы понимаем впоследствии, именно этот выбор, сделанный до  олымы, сохран€ет ему рассудок Ч и возможность свободы в лагере. Ўаламов готовилс€ к сопротивлению до лагер€, и благодар€ этому смог сохранить душу.

 

Ќо чему прежде всего надо сопротивл€тьс€? Ќасилию власти в лагере: администрации, блатар€м, нквдэшникам и эсэсманам? Ч “ак вопрос не стоит.

Ёто все еще рациональность. — позиции иррациональности кака€ может быть цель? ÷ели?

÷ель перва€: —охранить уважение к себе, свое человеческое достоинство. ƒл€ этого нам нужен рассудок.  ак его сохранить? ќтветив себе на этот вопрос, мы поймем кака€ нужна стратеги€.

ƒва главных тезиса:

 

ѕервый: лагерь Ч только отрицательный опыт дл€ человека.

¬торой: единственна€ возможность свободы и сохранени€ человеческого в лагере Ч ненависть и восстание.

Ќо восстание, сопротивление возможно только до определенного физического предела: холодом и голодом человека реально свести к одним животным инстинктам. » именно это становитс€ основой лагерного растлени€.

 

Ўаламов отмечает:

 

Ђ√розна€ поговорка Уумри ты сегодн€, а € завтраФ начинает повтор€тьс€ все чаще и чаще во всей своей кровавой реальности. ”вы, в блатарской поговорке нет никакого переносного смысла, никакой условностиї.

“аким образом, главна€ растлевающа€ сила лагер€ заключаетс€ именно в том, что в нем голодом, непосильной работой и холодом вс€ мораль изничтожаетс€ и замен€етс€ животным принципом естественного отбора. ќбычный человек в этих услови€х принимал Ђморальї блатарей, собственно, и заключающуюс€ в принципе естественного отбора.

 

¬ чем феномен?

 

¬от отрывок из —артра Ђћертвые без погребени€ї

јнри.   черту исповедь. “еперь € только одному себе должен дать ответ. ¬се должно было кончитьс€ иначе. ≈сли бы € только мог найти ошибку.

 анорис. “ы бы от этого много выиграл.

јнри. я бы взгл€нул ей пр€мо в лицо и сказал: вот почему € умираю. „ерт возьми! „еловек не может подыхать, как крыса, не зна€ за что, даже не вздохнув напоследок.

 анорис. ƒа?

—орбье. ѕочему ты пожимаешь плечами? ќн имеет право оправдать свою смерть. Ёто все,что ему осталось.

 

Ќевинна€ жертва не может оправдать собственную смерть. » тем самым освободитьс€ от страха смерти. Ќа этом и держалась эта дь€вольска€ сталинска€ система уничтожени€.

 

Ўаламов.Ђ” профессоров, партработников, военных, инженеров, кресть€н, рабочих, наполнивших тюрьмы того времени, не было за душой ничего положительного. ќтсутствие единой объедин€ющей идеи ослабл€ло моральную стойкость арестантов чрезвычайно. ќни не были ни врагами власти, ни государственными преступниками и, умира€, они так и не пон€ли, почему им надо было умиратьї.

. Ѕезнаказанна€ расправа над миллионами людей потому-то и удалась, что это были невинные люди.

. Ђя пон€л, что сталинские Ђпобедыї были одержаны потому, что он убивал невинных людей.ї

“рагеди€ политических заключенных сталинских лагерей была в том, что Ђони не были никогда политическимиї, они были случайными жертвами Ч и потому не могли сохранить эту ненависть к власти и тем самым Ч получить шанс на восстание, которое оказываетс€ единственно возможной формой свободы.

Ёто были мученики, а не героиї.

¬спомним еще раз —артра Ђћертвые без погребени€ї - ћы не имеем права умирать

зр€.

¬от та иде€ которую предлагает Ўаламов в качестве инструмента дл€ сохранени€ себ€, человеческого достоинства и своей свободы.

’айнер ћюллер в одном из своих эссе написал: ЂЋишь когда изменитс€ модель, из истории можно будет извлекать урокиї

¬арлам Ўаламов всю свою жизнь посв€тил тому, чтобы изменить эту порочную модель, заставл€ющую нас ходить по одному и тому же кругу: революци€-заморозки-оттепель-застой. ќн разобрал ее и показал нам как она работает, почему это работает. Ёто мало кто пон€л, и пон€л ли вообще.

 

¬арлам Ўаламов в литературе, пожалуй, убедительнее, чем философы франкфуртской школы доказал: классическое либеральное понимание свободы как автономии индивида в XX веке перестало выдерживать какую-либо критику. ќпыт ќсвенцима, √улага, геноцидов второй половины XX века показал, что в разговоре о добре и зле должны действовать другие категории, должно быть обозначено иное пространство выбора. —вобода возможна в пределе только как сопротивление.

 

¬арлам Ўаламов Ц это ѕрометей. »ли как выразилс€  амю: »стинный, извечный ѕрометей прин€л обличье одной из жертв ÷езар€. ¬опль, дошедший до нас из глубины веков, до сих пор не смолкает в скифской пустыне.

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 305 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

745 - | 551 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.