5.1. Начало правления Василия Шуйского. При воцарении В. И. Шуйского (1606–1610) ему пришлось дать крестоцеловальную запись, ограничившую произвол царской власти. Он обязался не казнить без суда и не отнимать имущества у родственников осужденных бояр.
Некоторые ученые видят в этом акте первый договор царя с подданными, по сути своей означающий шаг к правовому государству, т. е. альтернативу самодержавию. Но в силу сложившихся обстоятельств, а также ничтожности личности нового царя, его лицемерия, она осталась только исторической возможностью, скорее теоретической, чем практической.
Несмотря на все старания Шуйского (например, по его приказу останки царевича Дмитрия перевезли в Архангельский собор, а самого «убиенного отрока» канонизировали, что превращало сторонников самозванца в еретиков), по стране распространялись слухи о новом чудесном спасении «царя Дмитрия Ивановича». Противники Шуйского вновь собирались на юго‑западных окраинах государства.
5.2. Ход движения Болотникова. В июне 1606 г. в г. Путивле под руководством воеводы кн. Г. П. Шаховского поднялся мятеж против центральной власти. В августе бывший военный холоп И. И. Болотников возглавил движение в качестве «большого воеводы царя Дмитрия». Восставшие двигались к Москве, уничтожая по дороге сторонников Шуйского, в чем ярко проявилась возросшая ненависть низов общества к его верхам.
Нанеся ряд поражений войскам Шуйского, армия Болотникова, насчитывавшая до ста тысяч человек, осенью осадила Москву. К столице подошли также отряды из Рязани и Тулы во главе с дворянами П. Ляпуновым и И. Пашковым, выступившими против Шуйского. В решающий момент сражений под Москвой из‑за противоречий среди командования повстанцев Ляпунов и Пашков перешли на сторону правительства, что и предопределило поражение в начале декабря 1606 г. сторонников «царя Дмитрия». Сыграли свою роль и проклятия в их адрес со стороны Патриарха Гермогена.
Вначале Болотников отступил к Калуге, а потом, в мае 1607 г., к Туле, соединившись там с казачьими отрядами другого самозванца – «царевича Петра Федоровича» (за не существовавшего сына царя Федора себя выдавал терской казак Илейка Муромец). После длительной осады в сентябре 1607 г. Тула была взята, а руководители восстания, сдавшиеся на милость победителя и поверившие обещаниям Шуйского, взяты под стражу и позже казнены.
5.3. Социальный состав движения был очень противоречив и разнообразен. Он почти не отличался от состава сил, поддержавших Лжедмитрия I: дворяне, прежде всего с юго‑запада и юга страны, посадские люди, холопы, казаки. Участие крестьян, правда, стало более заметным, а князей и бояр можно было встретить в войске Болотникова реже (хотя были и они). Еще больше возросла роль казачества, представлявшего собой главную военную силу движения.
5.4. Характер движения. Восстание Болотникова продолжало гражданскую войну в России. В нем проявился противоречивый характер всего движения. Восставшие призывали (по свидетельству врагов Болотникова) бить бояр и обещали своим сторонникам жен, имения и другое имущество бояр, различные чины и должности. Эти лозунги, по сути своей, означали не свержение существовавших общественных порядков, а замену одних обладателей власти и имущества другими. Сам Болотников раздавал своим сторонникам вотчины приближенных Шуйского.
Крестьяне на этом этапе также участвовали в движении, но они составляли лишь небольшую часть войска. Кроме того, вступая в борьбу, крестьяне зачастую теряли связь с землей, надеялись изменить свой социальный статус и имущественное положение, стать служилыми людьми или казаками, а главное, и не помышляли об изменении существовавших социальных порядков, а тем более – государственного строя.