Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смысл и значение — понятия, задающие раз­ные формы осуществления основной языковой связи знак — означаемое в процессах понимания и в систе­ме языка.




СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ — понятия, задающие раз­ные формы осуществления основной языковой связи "знак — означаемое" в процессах понимания и в систе­ме языка. Содержание этих понятий в логике (логичес­кой семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, 3. языкового выражения (предметным 3.) называют его де­нотат, т.е. тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением. С. же называют то мыс­ленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения. В классической формальной логике понятиям 3. и С. соответствуют по­нятия "объема" и "содержания". В лингвистике распро­странена другая различительная схема (т.наз. "треуголь­ник Огдена-Ричардса"), где понятие 3. конкретизирует­ся как лексическое 3. слова (языковое употребление), а С. — как субъективный образ, возникающий при пони­мании текста (речевое употребление). В различных фи­лософских подходах понятия С. и 3. также интерпрети­руются по-разному, а иногда и отождествляются. Так, в феноменологии акцент делается на интенциональной природе сознания, что обращает к феноменальности С. На феноменальном уровне С. и 3. естественно неразли­чимы и отождествляются с активностью самого созна­ния и формой его существования. В лингвистической философии (в традиции Витгенштейна) распространена трактовка 3. как "способа употребления" знаков в ком­муникативных контекстах "языковых игр". В герменев­тике С. и 3. рассматриваются в неразрывной связи с оп­ределенными историческими способами "истолкова­ния" и "интерпретации". Особый подход к проблеме С. и 3. разрабатывался О.И.Генисаретским и Г.П.Щедровицким в рамках системо-мыследеятельностной (СМД) методологии. Предложенные ими понятийные схемы С. и 3. ориентированы, с одной стороны, на соссюровское различение речи и языка (синтагматики и парадигмати­ки), а с другой стороны, на системодеятельностные представления и принципы. Идея деятельности рассма­тривалась Щедровицким как главный объяснительный принцип в отношении языковых и семиотических явле­ний, процессов коммуникации и понимания. В этом кон­тексте проблема С. и 3. выступала как проблема объяс­нения знака как целостного образования в деятельнос­ти, и одновременно как популятивного объекта, имею-

щего множественные формы существования в процес­сах коммуникации и трансляции. В принятых в СМД-методологии системных различениях, С. — это струк­турное представление процессов понимания. С. есть структурный коррелят самого понимания, задающий, однако, согласно принципам системодеятельностного подхода, особую форму существования знаков, отлич­ную от их существования в феноменальной процессу­альности понимания. На уровне актов коммуникации эта форма существования реализуется неявно, через знание о С., т.е. через знание коммуницирующих людей о том, что С. — это общая соотнесенность и связь всех относящихся к понимаемой ситуации явлений. Это зна­ние организует понимание таким образом, что человек может фиксировать функциональные характеристики элементов ситуации относительно друг друга и относи­тельно ситуации в целом, и может устойчиво воспроиз­водить эти характеристики во вторичных текстах. Имен­но это обычно имеют в виду, когда говорят о том, что "понят смысл текста" или "ситуация осмысленна", т.е. речь идет о переводе структуры С. в набор функцио­нальных характеристик текста и относящихся к ситуа­ции предметов. Эта особенность С. осуществляться че­рез знание о нем, открывает широкое поле для различ­ных герменевтических стратегий, использующих раз­ные наборы рамочных "знаний о С." для организации понимания в определенных культурно-исторических формах. Использование схем С. в коммуникации значи­тельно изменяет организацию интеллектуальных про­цессов, что является основой для разработки различных коммуникативных и интеллектуальных технологий. Ес­ли С. задает форму существования знаков и языковых выражений в актуальной коммуникации, то 3. задает их форму существования в процессах трансляции, в систе­ме культуры или, в терминах Соссюра, в системе языка. 3. — это искусственные знаковые конструкции, высту­пающие как дополнительные культурные средства орга­низации понимания. 3. закрепляют нормативное содер­жание знаков и языковых выражений, фиксируемое в парадигматике. Возникая в системе трансляции культу­ры и языка, 3. получают одновременно и вторичную форму существования в "знаниях 3.", фиксирующих различные способы их употребления, и в таком качест­ве присутствуют в актуальной коммуникации. В целом, между С. и 3. устанавливаются сложные отношения вза­имного рефлексивного поглощения и имитации — 3. имитируют фрагменты и связки структур С., при этом сами конструкции 3. подлежат пониманию, порождая тем самым "вторичные" и "оискусствленные" С. С дру­гой стороны, по отношению к 3., С. выступают как их "оестествление" и реализация в ситуациях коммуника-

ции. С., в отличие от 3., всегда ситуативны, связаны с феноменальным процессом понимания, поэтому поми­мо нормативного содержания 3., они определяются мно­жеством иных факторов: ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установка­ми, ценностями и целями, знаниями, структурами дея­тельности и многим другим. В рамках современной фи­лософии постмодерна проблема С. и 3. артикулируется в радикально ином ключе, что связано с базовой для постмодерна презумпцией "метафизики отсутствия" по отношению к тексту, подлежащему реконструкции "трансцендентного означаемого" (см. также Знак, Нарратив, "Смерть субъекта", Пустой знак, Означива­ние, Означаемое, Означающее, Трансцендентальное означаемое).

А.Ю. Бабайцев





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 429 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.