Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт.




СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738—1741, 1744—1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским язы­ками. С 1759 в течение 10 лет — преподаватель гумани­тарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х — странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Со­кратом на Руси". Сформулировал открытый им закон "элиминации трудности" — своеобычное "лезвие С." — "нужность не трудна, трудность не нужна". Главные со­чинения, не издававшиеся при жизни С. и распростра­нявшиеся в рукописных списках: "Басня Эзопова" (1760), "Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни" (1772), "Дружеский разговор о душевном мире" (1775), "Потоп змиин" (1791) и др. Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилис­тику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия "Природа" и "Бог" (безуслов­ное условие действительности, умозрительная и без­личная "форма", законоорганизующая "материю", а так­же своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С., "истинный человек и Бог есть то же". Создатель концепции всеобъемлющих "трех миров": "макрокосм" (природа), "микрокосм" (че­ловек) и "мир символов", связывающий и отображаю­щий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасий — "внутрен­ней" (духовной, невидимой, божественной) и "внеш­ней" (тварной, сотворенной, материальной). (Ср. с архи­тектоникой мира в романе М.Булгакова "Мастер и Мар­гарита".) Согласно С., человеческое познание бесконеч­но, ибо осуществляется в пафосе самопознания ("по­знать себя самого, и сыскать себя самого, и найти чело­века — все сие одно значит"), в обнаружении "единого, сердечного" человека, но должно основываться на по­стоянном самоанализе и созвучии "миру символов". По­лемизировал с официальными религиозными доктрина­ми, проповедовал учение Коперника, разрабатывал под­ходы к созданию новой религии "добродетели и люб-

ви". По С., счастье достижимо лишь для человека, само­стоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную "сродность", т.е. предраспо­ложенность к какому-либо виду деятельности. Социаль­ная гармония, согласно С., достижима лишь для обще­ства таких счастливых людей. Сформулировал гениаль­ную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею "неравного всем ра­венства": "Бог богатому подобен фонтану, наполняюще­му различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный". На моги­ле С. помещена его собственная эпитафия: "Мир ловил меня, но не поймал".

A.A. Грицанов

СКОТИЗМ — схоластическое направление средне­вековой философии 14—15 вв.,

СКОТИЗМ — схоластическое направление средне­вековой философии 14—15 вв., противостоящее в каче­стве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церко­вью в качестве ортодоксии. Основоположник — Иоанн Дунс Скот. Основные представители: Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Ио­анн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрий­ский и др. Центральной проблемой школы С. явилась проблема индивидуации (лат. individuatio — индивиду­ализация), т.е. проявления бытия и его интерпретации как множества неповторимых индивидуальных объек­тов ("индивидов"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделяю­щего признака у любых двух "индивидов". В контексте этого подхода С., развивая предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода дистинкции (лат. distinctio — различение) как имеющего своим ре­зультатом фиксацию haecceitas ("этовости") как само­тождественности индивидуального существования ве­щи в противоположность quidditas ("чтойности") как ге­нерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству, — вводит трактовку дефиниции как дис­тинкции. Дистинкция как познавательный акт встреча­ется уже у Аристотеля, однако в концепции С. приобре­тает дополнительный онтологический смысл: "имма­нентная дистинкция" наряду с "дистинкцией разума". Использование последних в качестве основного мысли­тельного инструмента теоретической аналитики приво­дит к оформлению в рамках С. многих понятийных средств, вошедших в классический категориальный ап-

парат философии и приведших к значительному обога­щению философского языка. Кроме того, идея индиви­дуации, генетически восходящая к стоикам и канонизи­рованная в схоластической формулировке Фомы Аквинского, приобретает в С. новое, остро личностное звуча­ние: понятие тождественности (самотождественности) трактовалось С. как изоморфное понятию уникальности (тождественности лишь себе), — "тот же самый" как "единственный по числу", что в антропологической проекции приводило к конституированию аксиологически максимального статуса уникальной неповторимости личности, задавая в историко-философской традиции интенцию, впоследствии реализовавшуюся в персона­лизме. А идея о "неделимости индивидуальной приро­ды", высказанная в рамках С., в первую очередь, приме­нительно к личности, может быть рассмотрена как сво­его рода предвосхищение холизма в психологии и кон­цепции индивидуации как становления личности, поня­того в качестве спонтанного разворачивания ее непо­вторимой "самости" в психоаналитической концепции Юнга.

М.А. Можейко

СКРИПТОР ("пишущий") — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное поня­тие "автор"

СКРИПТОР ("пишущий") — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное поня­тие "автор" (см. "Смерть Автора") и фиксирующее от­каз философии постмодернизма от наделения субъекта письма: 1) причиняющим статусом по отношению к тек­сту; 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишуще­гося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе "не существует субъекта письма" (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. "рождается одновременно с текстом и у него нет никакого бытия до и вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом". Письмо являет собой "единственно возможное пространство, где может нахо­диться субъект письма" (Р.Барт). Фигура автора тоталь­но утрачивает свою психологическую артикуляцию и деперсонифицируется: по оценке Кристевой, автор ста­новится "кодом, не-личностью, анонимом", и "стадия автора" — это в системе отсчета текста "стадия нуля, стадия отрицания и изъятия". Фактически автор есть не более чем носитель языка, и письмо, таким образом, "есть изначально обезличенная деятельность" (Р.Барт). По мысли Фуко, оно фундировано презумпцией "добровольного стирания: "маркер писателя теперь — это не более чем своеобразие его отсутствия". В контексте кон­цепции интертекстуальности С. фактически "превращается в пустое пространство проекции интертекстуальной игры" (М.Пфистер), ибо, согласно М.Бютору, в сущ-

ности "не существует индивидуального произведения. Произведение индивида представляет собой своего рода узелок, который образуется внутри культурной ткани и в лоно которой он чувствует себя не просто погружен­ным, но именно появившимся в нем".

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2230 - | 1969 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.