Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ОТРАЖЕНИЕ — категория гносеологии, выступа­ющая в качестве фундаментальной для материалистиче­ской традиции когнитивного оптимизма.




ОТРАЖЕНИЕ — категория гносеологии, выступа­ющая в качестве фундаментальной для материалистиче­ской традиции когнитивного оптимизма. О. характери­зует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воз­действующих на них явлений. Тин, содержание и форма О. определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а так­же способом их взаимодействия с отражаемыми явлени­ями. Вне и независимо от взаимодействия О. не сущест­вует. Результат процесса О. проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реак­циях. Между структурой отражаемого явления и отобра­жением как результатом процесса О. существуют отно­шения изоморфизма или гомоморфизма. О. способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Категория О. наиболее активно разрабатыва­лась в рамках философии Просвещения (Дидро, Руссо и др.) и в диалектическом материализме марксизма. В раз­работке теории О. выделяются две концепции: функцио­нальная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции О. утверждают, что в неорганических объек­тах есть лишь предпосылки свойства О., но не его актив­ное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на все­общности свойства О. Сближению функциональной и атрибутивной концепций может способствовать уясне­ние соотношения категории О. с общенаучным понятием информации, дальнейшая разработка принципа глобаль­ного эволюционизма в науке и такой дисциплине, как си­нергетика. В современной биологии категории и принци­пы теории О. вошли в философское обоснование теории функциональных систем. П. Анохиным был сформули­рован принцип опережающего О. как важнейший регу­лятор становления и развития любой функциональной системы. (См. также Истина.)

Е.В. Петушкова

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах кото­рого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу,

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах кото­рого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящую­ся выше своих творцов и подавляющую их. В концепци­ях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности

в контексте таких ее ипостасей, как 'овещнение и оп­редмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся ра­бом потому, что весь объем его деятельности был от­чужден господину. В концепции О. Маркса, осущест­вившего главным образом анализ явлений О. труда, бы­ла сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трак­товалось как продукт определенных общественных от­ношений — отношений собственности. По Марксу, каж­дый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, кото­рые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а пре­одоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В общество­ведении и человековедении 20 в. на первый план в изу­чении проблем О. вышел вопрос о "машинизирован­ном", экстенсивном растрачивании человеческих и при-

родных ресурсов. Создание интенсивных, ориентиро­ванных на качество жизни форм производства, экономи­ки, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их саморе­ализации и развития, так и важность преодоления "само­отчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качест­ве главной причины того, что бездомность и отчужден­ность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "госпо­дин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" че­ловека в мире, и на первый план выходит проблема акту­ализации потаенных, сокровенных горизонтов и возмож­ностей бытия людей. Отражая спонтанность как значи­мый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролиру­емости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.

A.A. Грицанов

П

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, обра­зец)

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, обра­зец) — 1) понятие античной и средневековой филосо­фии, характеризующее сферу вечных идей как первооб­раз, образец, в соответствии с которым бог-демиург со­здает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологи­ческих установок, принятых в качестве образца реше­ния научных задач и разделяемых всеми членами науч­ного сообщества. Термин "П." в философию науки впер­вые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако под­линный приоритет в его использовании и распростране­нии принадлежит Куну. В своей книге "Структура науч­ных революций" (1962) Кун говорит о возможности вы­деления двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценнос­тей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном — характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках кото­рых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуще­ствляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного со­общества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинар­ной матрицы", синонимичного эпистемическому кон­тексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формаль­ный аппарат и язык, характерный для конкретной науч­ной дисциплины; 2) метафизические компоненты, опре­деляющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценно­сти, задающие господствующие идеалы и нормы пост-

роения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с ха­рактеристикой интегральных социально-психологичес­ких аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рам­ках современной философии науки понятие П. оказа­лось более продуктивным при описании эталонных тео­ретико-методологических оснований научного поиска.

Е.В. Хомич

ПАРАЦЕЛЬС (лат. Paracelsus — "более великий, нежели Цельс") Ауреол Теофраст, настоящее имя — Фи­липп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493—1541) — швейцарский философ,

ПАРАЦЕЛЬС (лат. Paracelsus — "более великий, нежели Цельс") Ауреол Теофраст, настоящее имя — Фи­липп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493—1541) — швейцарский философ, естествоиспытатель, врач, именовавшийся еще при жиз­ни "Лютером в медицине". Одно из наиболее полных и систематизированных изложений т.наз. "оккультной пневматологии" (направления мистической философии, ориентированной на постижение природы духовных субстанций) было осуществлено именно П. Основные сочинения: "Оккультная философия", "Толкование 30 магических фигур" и др. Неоднократно подвергался преследованиям по мировоззренческим причинам. П. — автор понимания природы как живого целого, пронизан­ного "звездной душой" ("астральными телами", делаю­щими возможным мистическое оперирование объекта­ми природы посредством тайного инструментария по­священных). Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как первоначал, которые, в свою очередь, конституируются из тонкого газообразно­го элемента и грубой телесной субстанции. Общим тер­мином "элементы" П. считал правомерным обозначать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же "стихийные сущности" (elemental essenses) П. именовал их незримые духовные составляющие. В той же степени, как видимая Природа населена бесчис­ленным количеством живых особей, в такой же мере ду­ховный ее аналог (образованный разреженными компо­нентами зримого мира) заполнен сонмами "эфирных"

"природных духов" ("стихий"), включающих в себя "гномов, ундин, сильфов и саламандр". Все они непо­стижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. Стихийные ду­хи, по П., — это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомст­во, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п., и, сле­довательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духа­ми, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов — быстротой движений. Сформулировал понимание медицины как универсальной науки, синте­зирующей достижения физики, химии, физиологии вку­пе с опорой на ценности и установки теологии и фило­софии. ("...Число болезней, которые происходят от неко­торой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом. Он должен вести и на­правлять ее в борьбе за жизнь и не выдвигать препятст­вия на пути к выздоровлению...") П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными "герметической терапии" того времени: вызыванием духов; "вибрацией" — цветовой терапией, музыкой, пением и заклинания­ми; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; крово­пусканием и различными методиками очищения орга­низма. П. — автор динамически-функциональной трак­товки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., — результат процес­са самооткровения. Потенциал человека — обусловли­вается характером его взаимоотношений с природой — творением Божьего промысла: "...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными нога­ми. То, что записано в книге Природы, записано буква­ми. Но листы этой книги — это разные земли. И если та­ковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти ли­сты". Ученый имеет право на поиск истины во всех зем­лях и среди всех людей. Человек ("микрокосмос") — об­ладает божественной душой — источником познания, нравственности и блаженства. Противником души, по П., выступают вампиры — астральные тела, как прави­ло, мертвых людей. Стремясь продлить собственное су­ществование в физической плоскости, вампиры отнима­ют у живых людей жизненную энергию и используют ее в своих целях. По мнению П., "здоровый и чистый чело­век не может быть одержим ими... они могут действо­вать лишь на людей, имеющих в своем уме для них по­мещение. Здоровый ум является замком, который невоз­можно взять, если на то нет желания хозяина; но, если

им позволить ворваться, они возбуждают страсти муж­чин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувст­во. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одер­жимы...". Лечение больного, таким образом, должно осу­ществляться, по П., в единстве трех уровней — телесно­го, душевного и духовного.

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.