Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ущность права. ѕраво как социальна€ ценность.




2.1. ѕлюрализм взгл€дов о правопонимании в юридической науке.

 онцепции (школы) права.

ѕраво Ц сложный социальный феномен. ѕоиск правопонимани€ ведетс€ многие века, так как в нем отражаютс€ представлени€ людей о таких общечеловеческих ценност€х, как правда, справедливость. ѕраво неисчерпаемо дл€ познани€, что порождает трудности его определени€. ¬ дефиници€х не удаЄтс€ отразить все сущностные характеристики права. » поскольку измен€ютс€ человеческие идеалы, постольку мен€ютс€ и будут мен€тьс€ представлени€ о праве. ≈ще ». ант в своей работе Ђћетафизика нравовї (1797г.) отмечал, что право существует уже тыс€чу лет, а юристы до сих пор не могут договоритьс€, что такое право. Ёто относитс€ и к нашей отечественной науке.

–азнообразие взгл€дов на содержание права может быть сведено к двум аспектам:

  1. ѕраво Ц средство обеспечени€ пор€дка в обществе путЄм насили€, принуждени€.
  2. ѕраво обеспечивает пор€док в обществе путем сн€ти€ противоречий, достижени€ социального компромисса, координации интересов различных социальных групп и слоЄв.

¬ отечественной юридической науке долгое врем€, начина€ с 1917 года и заканчива€ 90-ми годами ’’ века, преобладало номативистско-позитивистское определение права, сформулированное ј.я.¬ышинским на ѕервом совещании научных работников права в 1938 году: право Ц это совокупность норм, выражающих волю господствующего класса и обеспечиваемых государственным принуждением. Ќа базе этого подхода отечественными правоведами был выработан узконормативный подход к пон€тию права.

¬ 20-е годы ’’ века прослеживаютс€ также и социологические взгл€ды, ориентирующие на изучение права во всех социальных взаимосв€з€х (ѕ.».—тучка, ≈.Ѕ.ѕашуканис).

¬ рамках указанного подхода многие ученые стремились исследовать правовую материю через систему правоотношений, поведение людей в сфере права. “ак,  ечекь€н —.‘. (1958 г.), ј.ј.ѕионтковский (1962 г.) предложили включить в пон€тие права, нар€ду с нормами, и правоотношение, я.‘.ћиколенко (1965 г.) Ц правоотношение и правосознание, Ћ.—.явич (1976 г.) - субъективное право.

¬ 1975 году была опубликована стать€ ≈.ј.Ћукашевой Ђќбща€ теори€ права и многоаспектный анализ правовых €вленийї (—ов.гос. и право, 1975, є 4), в которой был обоснован многоаспектный анализ правовых €влений. —формировалось так называемое широкое понимание права (ƒ.ј. еримов, ћальцев, Ћ.—.ћамут, ¬.ј.“уманов).

Ќар€ду с узконормативным и широким подходом к правопониманию, некоторые авторы (¬.—.Ќерсес€нц) выдел€ют также интегративный подход, который базируетс€ на принципе различени€ права и закона. —ущность права заключаетс€ в формальном равенстве индивидов (равенство в правах, равенство перед законом), служащим основанием разграничени€ права (правового закона) и не права (произвола в форме закона) Ц либертарно-юридическа€ концепци€.

ѕо мнению –.«.Ћившица, закон может быть правовым и неправовым, а право Ц это нормативно закрепленна€ справедливость, состо€ща€ в реализации общественного компромисса.

—торонники широкого подхода к праву признают и другие Ђграниї права. Ќапример, —.—.јлексеев выдел€ет:

1. догму права Ц фактически норма позитивного права;

2. правовое содержание Ц субъективные права отдельных субъектов;

3. правовые идеи Ц глубокий слой права.

 

¬. .Ћеушин выдел€ет в системе права три элемента:

1. естественное право;

2. субъективное право;

3. позитивное право.

 

–.«.Ћившиц считает, что правова€ матери€ выступает в трех формах:

1. правовые идеи (правовое сознание);

2. правовые нормы;

3. общественные отношени€.

 

ƒ.ј. еримов включает сюда также и действи€.

—ледовательно, многолетние дискуссии о праве в юридической науке вы€вили три основных подхода к определению его пон€ти€ и сущности:

1. нормативный (Ђузкоеї понимание права);

2. социологический;

3. философский (Ђширокоеї понимание права).

 

 онцепции (школы) права.

1. “еологическа€ (идеологи€ иудаизма, христианства, буддизма и ислама): право создано Ѕогом. Ќапример, христианские воззрени€ на право выражены в послани€х ѕапы к верующим христианам, в которых право рассматриваетс€ как естественное и божественное.

2. ≈стественно-правова€ (юснатурализм) (√оббс, Ћокк, √роций Ђќ праве войны и мираї (1625 г.), ¬.Ќ.„ичерин): дуализм (двойственность) права, т.е. нар€ду с позитивным правом, созданным государством, существует естественное право, которое служит критерием оценки позитивного права; всЄ, что в позитивном праве противоречит естественному праву, не должно считатьс€ правом. ѕод естественным правом понимаютс€ представлени€ о справедливости, общем благе.

3. ѕозитивистска€ (19 век, ќ. онт): право Ц система норма, установленных государством; отрицание естественных прав; позитивное право происходит от власти; право Ц приказ власти, поддержанный санкцией принуждени€. —ущность права непознаваема, так как право Ц факт реальности, позитивный факт. ќно не зависит от экономических отношений. ќсновна€ задача состоит в описании права, в его формально-логическом исследовании в качестве догмы.

4. Ќормативистска€ (20 век, √.  ельзен Ђ„иста€ теори€ праваї, √.‘.Ўершеневич). Ёта школа - разновидность позитивистской школы. ѕраво не зависит от действительности, сила права Ц в нем самом.  ельзен в указанной работе строит пирамиду норм: высша€ норма Ц низша€ норма Ц основна€ (индивидуальна€) норма (решени€ судов, договоры). —уд Ц правотворческий орган, государство есть правопор€док (отражение права); юриспруденци€ Ц формальна€ наука о позитивном праве.  ельзен отрицал экономическую обусловленность права и оценку права с позиций морали.

5. ѕсихологическа€ (Ћ.».ѕетражицкий, ј.–осс): различает живое (интуитивное) право, т.е. переживание человеком своих прав и об€занностей: один переживает право, другой Ц об€занности и в результате возникает правоотношение между людьми. Ќорма права Ц результат такого переживани€. Ўкола не отрицает существование позитивного права, при этом переживани€ дел€тс€ на два вида:

Ј переживание позитивного права, т.е. представление об источнике нормы;

Ј переживание интуитивного права, не св€занного с позитивным правом.

»нтуитивное право €вл€етс€ абсолютным, позитивное Ц относительным. позитивное право мен€етс€ параллельно изменению психических переживаний.

6. ћатериалистическа€ (марксистска€) (ћаркс, Ёнгельс, Ћенин): в праве выражена государственна€ вол€ и еЄ содержание предопредел€етс€ материальными услови€ми жизни общества (разновидность позитивистской школы).

7. —оциологическа€ (≈.Ёрлих Ђ—оциологи€ праваї, —.ј.ћуромцев, ћ.ћ. овалевский, ».ћ. оркунов, Ѕ.ј. ист€ковский). ƒанна€ школа именуетс€ функционализмом, получила распространение в —Ўј. ¬ еЄ основе Ц изучение Ђживогої права, создаваемого Ђсоюзамиї: кажда€ организаци€, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей создают своЄ право. √осударственные предписани€ Ц это только часть права. —уды должны находить нормы Ђживогої права и на их основе выносить решени€ (теори€ судейского усмотрени€ или практики судов). ѕравомерно то, что полезно, право Ц это полезна€ практика.

8. “еори€ солидаризма (Ћ.ƒюги, ’’ век): общество функционирует лишь благодар€ солидарности, котора€ объедин€ет индивидов. ќсновной принцип (норма солидарности) Ц поступай солидарно. »ндивид не может существовать вне общества. Ќа основе принципа солидарности стихийно складываютс€ социальные нормы, в т.ч. правовые. √осударство лишь вы€вл€ет нормы и формулирует их в виде закона. ≈сли государство принимает нормы, противоречащие принципу солидарности, они не будут соблюдатьс€. ѕраво не €вл€етс€ инструментом политики государства, оно выражает солидарные интересы. ƒанна€ теори€ не различает субъективных прав, индивиды обладают только определенными социальными функци€ми (иде€ социального сотрудничества).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3386 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

469 - | 437 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.