Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (1859—1933) — французский философ и химик польского происхожде­ния.




МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (1859—1933) — французский философ и химик польского происхожде­ния. Область интересов — эпистемология и история науки. Основные усилия приложил к реформированию кантианства в духе "нового рационализма" как фило­софии науки, оппонирующей (нео)позитивистской ме­тодологии. Свою концепцию определял как "филосо­фию тождества". Испытал влияние идей А.Лаланда, П.Дюгема, Ж.-А.Пуанкаре, а также философии Бергсо­на. Молодым человеком М. уехал из Польши в Герма­нию, где работал химиком в лаборатории Р.Бунзена. За­тем (в 1882) переехал во Францию, где также сначала работал в химической лаборатории. Увлекся проблема­ми истории и методологии науки, что привело его в фи­лософию (которую он понимал прежде всего как эпи­стемологию, логику и методологию научного позна­ния). Был секретарем Психологического института при Сорбонне. Предтеча неореализма. В 1908 выпустил свой основной труд "Тождественность и действитель­ность. Опыт теории естествознания как введение в ме­тафизику". Другие работы М.: "Об объяснении в на­уках" (т. 1—2, 1921); "Релятивистская дедукция" (1925, работа получила положительную рецензию А.Эйнштейна, который, в частности, писал: "Я считаю, что книга М. является лучшей из книг по теории позна­ния"); "О движении мысли" (1931, основная работа "позднего" М.); "Реальность и детерминизм в кванто­вой физике" (1933, работа вышла в серии, редактируе­мой Л.де Бройлем). Исходные установки философии М. задавались "антиметафизической установкой", тре­бующей ревизии классического рационализма, и анти­позитивизмом в "негативной" части его философии на­уки и задачами методологической рефлексии науки, центрированной на проблематике смысла и содержа­ния научной теории — в "позитивной" части. "Мы хо­тели... апостериорным путем познать те априорные на­чала, которые направляют наше мышление в его уст­ремленности к реальности. С этой целью мы анализи­руем науку — не для того, чтобы извлечь из нее то, что рассматривается как ее результаты (как это часто дела­ют материалисты и "натуралисты"), — еще меньше для

того, чтобы вдохновиться ее методами (на что притяза­ют позитивисты), — мы скорее рассматриваем ее как сырой материал для работы, как уловимый продукт — образчик человеческой мысли в ее развитии". По М., наука исторична, она предопределяется во многом сво­им "субъективным прибавлением", каждый раз связан­ным с социокультурным опытом эпохи. В то же время наука сохраняет единство, но наследует предшествую­щие достижения не столько как готовое знание, сколь­ко как "фактичность", которая подлежит деструктурированию до исходного "материала", который пере­оформляется в новую схему на основе изменения пер­спективы видения и принципов упорядочивания мате­риала во вновь продуцируемой теории (начинающей с исходной ситуации рассуждения, с нулевой точки от­счета, с данного момента, предстающего как относи­тельное начало времени). Объединяя интенции, иду­щие от Канта и Бергсона, М. говорит об изначальной логической (методологической) организованности длительности опыта, в котором разум предрасположен фиксировать повторяющееся и тождественное в явле­ниях. Разум, стремясь отождествлять нетождествен­ное, характеризуется: 1) своим соотнесением с реаль­ностью: в своих работах М. часто пользуется термином "вещь-в-себе", репрезентирующим мир как объект (на­учного) (по)знания); 2) своим принципиально единым внутренним схематизмом — и на обыденном, и на на­учном уровнях он подчинен одним и тем же правилам (разница, хоть и существенная, лишь в том, что в науке разум ищет инварианты, конструируя понятия, а на уровне "здравого смысла" он создает идеализацию ус­тойчивого объекта как совокупности устойчивых отно­шений); 3) своей собственной изменчивостью в позна­нии и социокультурных контекстах. Эти тезисы и лег­ли в основание "философии тождества" М., призван­ной за изменчивостью увидеть инвариантность соот­носимого с реальностью (опытом) разума. В этом сво­ем качестве философия не есть "строительные леса" (согласно известной позитивистской метафоре) науч­ной теории, которые затем отбрасываются за ненадоб­ностью, а условие возможности самой науки как тако­вой. Элементы "ошибки", неадекватности, неполноты, недостаточности и т.д., принципиально встроенные (присутствующие, наличенствующие) в любом науч­ном знании, не говоря уже о необъяснимых (неэкспли­цированных, нерефлексируемых) внутри самой теории оснований, способно выявить только "объемлющее" знание, философская рефлексия, что только и позволя­ет открывать новые перспективы видения и горизонты, требующие своего познавательного "достижения". На­ука в этом смысле, согласно М., несамодостаточна. Она несамодостаточна и в другом отношении — толь-

ко философия способна блокировать поспешные и не­обоснованные экстериоризации и онтологизации тео­ретических конструктов науки (чем "грешит", с точки зрения М., и философия, построенная на позитивист­ской методологии), что никоим образом не отрицает необходимости философского анализа этих процессов экстериоризации и онтологизации. Более того, одну из своих целей М. видел именно в том, чтобы показать, что нет никаких оснований для резкого противопостав­ления познавательных конструктов и действительнос­ти "самой по себе" ни на основе методологии филосо­фии, ни на основе фактического материала истории на­уки. Это возможно сделать, с одной стороны, через анализ выставляемых и удерживаемых наукой знаниевых рамок, внутри которых движется познание (внутри рамок природа может вести себя "как угодно", но под­чиняться "выставленным" принципам и законам; "тож­дественность — это вечная рамка нашего ума"), и че­рез вскрытие тех априорных начал мышления, которые задают и обеспечивают его устремленность к "тожде­ственному" — с другой. В обоих случаях содержатель­ный анализ знания заменяется его фориальным анали­зом — вскрытием самих условий возможности знания. Отсюда (историческая) реконструкция познания, по М., должна быть направлена не столько на различение "достижений" и "заблуждений", сколько на поиск алго­ритмов мыслительной деятельности (если таковые об­наружатся), одинаково проявляющих себя как в "ошиб­ках", так и в истинном (по)знании. Эта установка М. стала впоследствии одной из конституирующих для неорационализма как подхода в философии науки. В этой своей устремленности критический рефлексиру­ющий разум последовательно "отделяет" от наличного знания: 1) непосредственно привносимое опытом, об­наруживая за эмпирическим знанием его логическую организованность, воплощение определенного "зако­на", что говорит о том, что эмпирическое знание невоз­можно по определению, так как исходит из круга в оп­ределении; 2) связанное с той или иной научной тради­цией, т.е. (а) разделяемые внутри "сообщества" и (б) в определенное время схемы и представления о стандар­тах действования, предвзятые идеи (от которых "мы никогда не бываем вполне свободны"); 3) априорные образцы работы разума, его постоянно воспроизводи­мые (и в науке, и в обыденном мышлении) устойчивые структуры, собственно и предопределяющие стремле­ние разума "отождествлять различное", замещать бес­конечное разнообразие мира ощущений и восприятий тождественными (инвариантными) во времени и про­странстве связями и отношениями. Между рациональ­ной схемой тождества и реальностью постоянно суще­ствует "зазор", который и призвано заполнять и сужать

усложняющееся в этом своем стремлении научное (по)знание, осознающее в философской саморефлек­сии, что кроме познанного всегда принципиально бу­дет существовать непознанное (иррациональное в раз­личных аспектах), что тождество всегда будет содер­жать различие-различение, а потому принципиально никогда не достижимо (примечательны в этом контекс­те отсылки М. к Брэдли и Б.Бозанкету — представите­лям абсолютного идеализма). Согласно М., "всякое рассуждение, сводясь в сущности к отождествлению, имплицирует различное как исходный пункт и тожде­ственное как конечный пункт. Отсюда необходимость содержания, которое устраняет возможность всякой подлинной тавтологии...". Всю эту конструкцию мож­но обозначить как "схему М.", сыгравшую значитель­ную роль в рационалистических версиях философии науки, последовательно структурировавшей первый и второй ее уровни вплоть до представления о целостно­сти сложноуровневой организованности знания и не менее последовательно критиковавшей ее третий уро­вень за априоризм (одним из первых эту критику пред­принял Башляр, что, в том числе, и позволило ему впи­сать эту "схему" в неорационализм). Сам же М., хотя впоследствии и смягчил свою формулировку, все же исходил в своем творчестве из признания того, что "в науке есть нечто действительно априорное, а именно прежде всего ряд постулатов, в которых мы нуждаемся для построения эмпирической науки, т.е. для формули­ровки того положения, что природа закономерна и что мы можем познать ее течение". Однако его априоризм в отличие от кантовского настаивает на том, что разум не способен приписывать свои законы природе. Для понимания априорных оснований разума М. рассмат­ривает понятие "закона" и "принцип причинности". Основной тезис, который М. пытается обосновать на материале истории науки (способность которой к ре­конструкции исторических фактов есть критерий ее ценности для философии науки), состоит в том, что конкретное содержание, вкладываемое в них, истори­чески изменчиво, но сами они остаются основами по­знающего разума. Закон — это то, что неизбежно включается в теоретические конструкции, с помощью которых описывается реальность (он приложим к со­зданным понятиям, а не к единичным явлениям — "за­кон природы, которого мы не знаем, в строгом смысле слова не существует"). "...Закон — это идеальное пост­роение, которое выражает не то, что происходит, а то, что происходило бы, если бы были осуществлены со­ответствующие условия". Но при этом М. одновремен­но признает, что: "Без сомнения, если бы природа не была упорядочена, если бы в ней не было сходных объ­ектов, из которых можно создавать обобщающие поня-

тия, мы не могли бы формулировать законы". Таким образом, закон рассматривается М. как методологичес­кий принцип, как готовая эвристическая схема иссле­дования все новых объектов. Эту же роль выполняет и принцип причинности, по сути эксплицирующий закон в конкретике изменяющихся условий: "согласно при­чинному принципу должно существовать равенство между причинами и действиями, т.е. первоначальные свойства плюс изменение условий должны равняться изменившимся свойствам". Другое их различие состо­ит в том, что понятие закона элиминирует время, не учитывает временную процессуальность, причинность же описывает процессы во времени, применяется к разделенным временными интервалами событиям. Она есть не что иное, как принцип тождества, применен­ный к существованию вещей во времени. Однако в обоих случаях, по М., имеет место отождествление как продукт разума, позволяющий ему "объяснять". Закон устанавливает вневременной порядок в многообразии существующего, причинность указывает на порядок в становлении. "Внешний мир, природа кажутся нам бесконечно и непрерывно изменяющимися во времени. Между тем принцип причинности убеждает нас в про­тивоположном: мы имеем потребность понять, а по­нять мы можем только в том случае, если допустим тождество во времени". Отсюда: "Вопреки постулату Спинозы порядок природы не может вполне соответст­вовать порядку мысли. Если бы это было так, то полу­чилось бы полное тождество во времени и пространст­ве, т.е. природа тогда не существовала бы". Тем самым открывается путь к своеобразной дереализации непо­средственной данности в (по)знании — стремление свести все к пространственным отношениям, вырази­мым геометрически, что в дальнейшем открывает путь к их выражению в математических формализмах. "...Мы приходим к законам, насилуя, так сказать, при­роду...", — указывает М. Как примеры отождествления в физике он рассматривает принципы инерции и сохра­нения энергии, в химии — принцип сохранения массы. М. показывает их предысторию как цепь сменяющих друг друга различных по содержанию, но сходных по форме конструкций, непосредственно не выводимых из опыта, но ищущих в нем своего подтверждения (че­рез согласование с ним). На каждый данный момент времени научное знание есть достигнутый компромисс двоякого рода. С одной стороны — между фактами (ко­торые сами есть сложные познавательные конструк­ции, так как "конструкции факта и преобразования ра­зума постоянно переплетаются") и теориями: "теории, конечно, не выводятся из фактов и не могут быть дока­заны с помощью этих фактов", но задача теорий — " объяснить факты, согласовать их по мере возможно-

сти с требованиями нашего разума". С другой стороны — "практическое использование" понятия причинности также требует компромиссного консенсуса, вводящего ограничения на рассматриваемые условия, ограничи­вая их "ближайшими" причинами (снятие требования "полной причинности"). В этом отношении (по)знание принципиально динамично в своей "компромиссности" и "согласованности" в стремлении к "тождествен­ности", которой, к тому же, согласно М., противостоит "принцип Карно", выработанный в термодинамике (как ее второй принцип) и вводящий представление о действующей тенденции к изменению, к росту разно­образия, т.е. характеризующий становление, а не тож­дество. Иначе "принцип Карно" можно трактовать как вторжение в науку реальности, привносящей с собой представление о временной необратимости и несимме­тричности процессов и свидетельствующей о появле­нии иррационального как трансцендентного разуму, как неподдающегося правилам "объяснения", свойст­венным разуму, как того, что не может быть сведено к тождеству: "Ни одно, даже самое незначительное, яв­ление не может быть вполне объяснимо. Тщетно пыта­емся мы "свести" одно какое-нибудь явление к другим, заменяя его все более и более простыми: каждое такое "сведение" является ущербом для тождества..." Только наличие хотя бы минимального содержания делает те­орию нетавтологичной, но нетавтологичность рано или поздно раскроется как внутренняя противоречи­вость, т.е. иррациональность. В этом отношении ирра­циональны и основания любой теории в силу того, что они не могут быть объяснены внутри нее самой и ее собственными средствами. Отсюда (по)знание дина­мично и в своем стремлении "изжить" иррациональ­ное, рационализировать его, сняв сложившиеся огра­ничения и расширив, тем самым, область своего при­менения (в этом ключе может быть проанализирован переход от ньютоновской к квантовой механике и со­здание теории относительности). Однако в своем дина­мизме, "переходя от теории к теории, от отождествле­ния к отождествлению, мы совершенно уничтожили реальный мир. Сначала мы объяснили, т.е. отвергли, изменение, отождествив предшествовавшее с последу­ющим, — и ход мира был приостановлен. У нас оста­лось пространство, наполненное телами. Мы образова­ли тела из пространства, свели тела к пространству — и тела, в свою очередь, исчезли. Это пустота, "ничто", как говорил Максвелл, небытие... Время и пространст­во растворились. Время, течение которого больше не влечет за собой изменения, неразличимо, не существу­ет; и пространство, лишенное тел, уже ничем не отме­ченное, тоже исчезает...". Отсюда осталось сделать лишь полшага к концептуализации тезиса о "дереали-

зации реальности и создании "реальности второй сту­пени" неорационализма. Так же как и последний, М. удерживает, но более отчетливо, представление о при­сутствии реальности хотя бы через "сопротивление ма­териала". Сам же априорный принцип тождества ("ис­тинная сущность логики", "форма, по которой человек отливает свою мысль", "интегрирующая часть нашего разума") трактуется у М. как проявляемая тенденция мышления, работающего в конкретном метериале. В этом же ключе он говорит о "правдоподобности" зна­ния, так или иначе выражающего "подготовленность" разума к восприятию тождества, что и составляет "един­ственный априорный элемент этих положений" — "все же остальное является эмпирическим". Однако научно организованный разум отличается от обыден­ного в том числе и в этом отношении именно тем, что он руководствуется "эвристической рефлексией, кото­рую он должен быть готовым модифицировать или от­бросить, если реальность... выказывает свою стропти­вость". Наука через философию критична по отноше­нию к самой себе, она способна менять свои перспек­тивы (а тем самым стиль и сам способ мышления) и перестраивать сам предмет своего (по)знания (строя новую теорию, способную увидеть "факты" в ином свете), осознавая, что что-то до сих пор "ускользало от ее внимания, и понимая, что такое "ускользание" будет обнаружено и в будущем. Отсюда и построение страте­гии развития науки, ставшее впоследствии "общим ме­стом" в методологии и логике науки: "Когда, следуя предположению касательно интимной природы явле­ний, ученый-исследователь наталкивается на констата­цию, противоположную его ожиданиям, он, очевидно, тотчас пробует объяснить то, что обнаружил, как ано­малию, возможную в результате действия привходя­щих факторов; он формирует то, что называют вспомо­гательными гипотезами. Разумеется, он эти гипотезы, в свою очередь, проверяет, он их будет подтверждать или разрушать посредством эксперимента, он будет подтверждать или изменять их или сразу отбрасывать, и это сможет, в конце концов, заставить его изменить или отбросить его первичное предположение". Посто­янное же изменение гипотез, побуждаемое нарушаю­щим инертность разума опытом, кроме всего прочего за­дает определенную векторность научному поиску, важ­но только, чтобы эти гипотезы формулировались макси­мально строго и жестко, иначе их трудно локализовать и верифицировать. И тем не менее, "всякий реальный процесс, достигнутый в этой области, бесконечно це­нен. Ясно поняв, где мышление приближается к тавто­логии (которая не может быть никогда действительно и полностью реализована в нем, поскольку в этот момент мышление перестанет быть мышлением), мы более от-

четливо распознаем модальности его движения, его прогресса, мы понимаем, до какой границы мышление было строго дедуктивным, априористическим, т.е. в чем оно приближается к тождеству, какой линии иссле­дования мы должны следовать, чтобы проводить такую идентификацию, и каково также различие, которое мы отодвигаем в сторону в большинстве случаев совер­шенно бессознательно". Однако в любом случае мы на­ходимся внутри рамки, задающей нам границы воз­можной рационализации материала и позволяющей нам строить предмет таким, а не иным образом. Карди­нальное изменение в науке есть, таким образом, изме­нение самой этой рамки (которая по-прежнему будет удерживать априорность стремления к тождественнос­ти), т.е. принципов и возможности выводимости со­гласно строгим правилам теоретической конструкции. Все, что "не попадает" под действие этих правил, обре­чено оставаться иррациональным (как невыводимое таким способом) до следующего витка познания. От­крытие же новой перспективы, т.е. выбор иного аспек­та отождествления, поддерживается постоянной и принципиальной динамичностью (по)знания. Согласно М., "наука есть и остается (по крайней мере, остава­лась до сего времени) строго реалистичной, создатель­ницей онтологии. Как бы ни хотели непосредственно исходить из фактов, каких бы усилий не предпринима­ли, чтобы исключить всякую гипотезу, из физики во всяком случае не исключается эта метафизика". (См. также Неорационализм.)

В.Л. Абушенко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.