Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


MODERN (нем. die Moderne, фр. Modernité) — со­временность.




MODERN (нем. die Moderne, фр. Modernité) — со­временность. Проблема настоящего времени или со­временного мира трактуется в философии рубежа 20— 21 вв. в русле двух основных версий: I) По Хабермасу, именно "Гегель — первый философ, развивший ясное понимание современного; поэтому мы должны вер­нуться именно к Гегелю, если хотим понять внутрен­нее отношение, связывающее современность и рацио­нальность, отношение, которое вплоть до Макса Вебера казалось само собой разумеющимся и которое сего­дня ставится под сомнение". (Ср. у Ш.Бодлера: совре­менность — умонастроение, противостоящее акаде­мизму, продолжающему классическую традицию. По Бодлеру, принцип "die Neuzeit" или "нового времени" сформулировал Гегель.) По мысли Хабермаса, в геге­левской трактовке современность характеризуется: 1) ин­дивидуализмом нравов; 2) правом на критику или сво­бодой совести; 3) автономией поведения (то, кем я яв­ляюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки); 4) идеалистической философией. Согласно Хабермасу, "проблема построения Современ­ности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики... Посте­пенный отказ от античной модели произошел в начале XVIII века благодаря знаменитому спору Древних и Современных. Сторонники восстают против понима­ния Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при

этом идея прогресса была подсказана современной ес­тественной наукой". Проект модерна, сформулирован­ный в 18 в. философами Просвещения, по версии Хабермаса, состоит в том, чтобы "неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т.е. для разум­ной организации жизненных условий". Как итог, — ут­верждает Хабермас, — с тех пор, "модерным, совре­менным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени". По убеждению Хабермаса, для осуще­ствления М. как специфического "незавершенного проекта" необходимо направить "социальную модер­низацию в другое некапиталистическое русло, когда жизненный мир сможет выработать в себе институты, которые ограничат собственную систематическую ди­намику экономической и управленческой системы де­ятельности". Постмодернизм в интерпретации Хабер­маса оказывается покидающим "мир современности" течением "младоконсерваторов", присваивающих "ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлече­ния покровов с децентрированной субъективности, ос­вобожденной от всех ограничений когнитивного про­цесса и утилитарной деятельности, от всяческих импе­ративов труда и полезности". II) В современной фран­цузской философии авторами концепта "Новое время" называются Кондорсе и Конт. По мысли Лиотара, М. суть эпоха господства метанарраций. Философия Геге­ля в таком контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествова­ния, концентрируя в себе "спекулятивную современ­ность". Метанарраций, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежа­щей реализации Идее (свободы, Просвещения, социа­лизма и т.п.). Но, по мысли Лиотара, современный про­ект (реализации универсальности) разрушен (итог Ос­венцима и Холокоста): "победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсаль­ное завершение человеческой истории — не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь". Народоубийство Ос­венцима и открывает пост-М. (См. Модернизм, Пост­модернизм.)

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.