Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воцарение династии Романовых.




В январе 1613 г. Земский собор в Москве принял решение избрать на престол 16-летнего сына митрополита Филарета Михаила Романова.

 

Русская культура в XIV - XVI веках. Монголо-татарское иго нанесло тяжелый урон русской культуре, т.к. погибло много памятников письменности, архитектуры, постра­дало ремесло, с трудом восстанавливалось сельское хозяйство. О борьбе с монголо-татарами рассказывают многие памятники письмен­ности: "Повесть о разорении Батыем Рязани'', "Сказание о Мамаевом побоище", поэма "Задонщина". "Слово о жизни Дмитрия Донского". Все эти произведения объединяет одна идея: призыв к единству рус­ских земель.

В 1442 г. Пахомий Логофет составил Хронограф — обзор всемир­ной истории.

Тверской купец Афанасий Никитин в середине XV в. написал "Хо­ждение за три моря" — о путешествии в Индию.

В XIV-XV веках шел процесс складывания общерусской культуры с центром в Москве, которая объединяла земли; укреплялась великок­няжеская власть в Москве.

Большое внимание уделялось строительству Москвы. При Дми­трии Донском в XIV в. был построен белокаменный Кремль. К концу XV в. он обветшал и при Иване Ш был перестроен заново.

В строительстве участвовали русские мастера и итальянские зод­чие: Алевиз строил Архангельский собор, Фиораванти — Успенский собор, Солярио и Руффо построили Грановитую палату для приема иностранных гостей. Заслуга итальянских зодчих в том, что они при­несли в Россию точные математические расчеты и инженерные зна­ния. Они изучили древнерусскую архитектуру и на ее основе строили соборы Кремля.

Шло строительство монастырей. Появились Троице-Сергиев, Кирилло- Белозерский и другие монастыри.

В XIV-XV веках сложилась русская школа иконописи. Феофан Грек продолжал традиции византийской школы иконописи. Он ис­пользовал темные приглушенные краски. Его привлекали трагиче­ские сюжеты Библии (сошествие в ад, распятие и т.д.). Самая извест­ная работа — изображение Иисуса Христа (Спас Ярое Око) находится в церкви Спаса на -Ильине в Новгороде. Его ученик Андрей Рублев отказался от использования темных красок. Он совершил переворот в иконописи, так как стал использовать чистые, просветленные краски.

А.Рублев был глубоким философом, мыслителем. В "Троице", наиболее известной своей работе, он воплотил идею единства, изобра­жая беседу трех путников-ангелов. Они полны согласия: их головы наклонены в одну сторону, их объединяет одна общая чаша. А.Рублев по-иному трактует образ Спаса (Иисуса Христа). Его изображение ближе к типу новгородского человека.

В культуре XVI века отразились важнейшие события: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Возникли песни о грозном царе Иване Васильевиче, о его походах на Казань и Астрахань, о походах Ермака в Сибирь.

Самодержавие для укрепления своей власти использовало особые теории. Известна теория старца Филофея — " Москва — третий Рим", которая доказывала, что центр христианства из Рима перешел в Кон­стантинополь, а затем в Москву. Распространилось "Сказание о кня­зьях Владимирских'', в котором доказывалась божественность проис­хождения царской власти, ее преемственность от Римского императо­ра Августа.

В XVI в. были написаны Лицевой летописный свод в 10-ти томах, Степенная книга (собрание биографий князей и церковных деятелей). Протопоп Сильвестр написал «Домострой» — кодекс житейских пра­вил.

Развивалась публицистика. Идеологом боярства был князь Ан­дрей Курбский, который написал "Историю о великом князе Москов­ском", несколько писем Ивану Грозному, в которых требовал компро­мисса с боярами. Идеологом дворянства был Иван Пересветов, напи­савший несколько прошений, в которых он критиковал местничество, систему кормлений, предлагал увеличить стрелецкое войско, высту­пал за предоставление льгот дворянам. Некоторые его предложения легли в основу реформ Ивана Грозного, т.к. они отвечали закономер­ным потребностям развития государства.

Идеи протеста против феодального гнета выразились в пропове­дях монаха Феодосия Косого, который выступал против обогащения церкви, против войн, говорил о равенстве всех людей.

Главное достижение культуры XVI b.— это начало книгопечата­ния. Типография появилась в Вильно (в Вильнюсе), ее создал Ф.Скорина, а в Москве — Иван Федоров и Мстиславец открыли пе­чатный двор. В 1564 г. ими была опубликована книга "Апостол". Всего было опубликовано около 20 книг, в том числе букварь Ивана Федорова.

В архитектуре утвердился шатровый стиль. Типичный пример — это церковь Вознесения в Коломенском. На Красной площади по­строили Покровский собор (в честь взятия Казани). Его зодчие — Постник и Барма - уделили главное внимание внешнему украшению собора.

В живописи новым было появление Строгановской школы. Созда­вали миниатюрные иконы, с четким, ювелирным рисунком.

Материальная культура характеризовалась развитием ремесла, строительного дела. Развивалась металлообработка. Возникло пушечно-литейное производство. Мастер Андрей Чохов в XVI в. от­лил Царь-пушку — самую крупную в мире.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 409 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2286 - | 2070 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.