Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


БОЛЬНОВ (Bollnow) Отто Фридрих (1903—1991) — немецкий философ




БОЛЬНОВ (Bollnow) Отто Фридрих (1903—1991) — немецкий философ. Доктор наук по теоретической фи­зике (1925). После знакомства с трудами Хайдеггера начинает профессионально заниматься философией, защищает докторскую диссертацию по философии Ф.Якоби. Профессор философии и педагогики (Геттинген, 1931—1939; Майнц, 1946—1953; Тюбинген, 1953—1970), профессор психологии и педагогики (Ги-сен, 1939—1946). Почетный доктор Страсбургского университета (1975). Основные сочинения (всего по­рядка 30 книг): "Философия жизни Ф.Х. Якоби" (1933), "Дильтей. Введение в его философию" (1936), "Сущность настроений" (1941), "Экзистенциальная философия" (1943, семь переизданий к 1992), "Человек и пространство" (1953), "Новая защищенность. Про­блема преодоления экзистенциализма" (1955), "Рильке как поэт нашего времени" (1956), "Философия жизни" (1958), "Мера и чрезмерность человека" (1962), "Фран­цузский экзистенциализм" (1965), "Философия позна­ния" (в двух томах: 1970, 1975), "Исследования по гер­меневтике" (в двух томах: 1982, 1983) и т.д. Базовыми философскими программами, конституировавшими философское творчество Б., выступали: а) разработка "новой теории познания", фундируемой герменевтиче­ским истолкованием "целей, сущности и функций по­знания во взаимосвязи с жизнью человека"; б) допол­нение герменевтической "историчности" личностной составляющей; в) "этическая" трансформация ирраци­онализма и нигилизма философии первой половины 20 в. акцентированно оптимистическим мировоззрением плюралистической "философии добродетелей". Глав­ную задачу собственной рефлексии экзистенциальной

философии Б. видит в представлении ее как целостно­го течения, несмотря на ее различные формы проявле­ния у отдельных мыслителей. Б. намечает путь ее "пре­одоления", высветляя основные категории философии экзистенциализма и предлагает позитивное их рассмо­трение. Для этого Б. рассматривает ключевые позиции "философии жизни", инициировавшей, по его мнению, бытие экзистенциальной философии, и, в частности, тезис о текучести, изменчивости всего существующе­го. Именно последнее положение заставило экзистен­циальных мыслителей сформировать "нечто", что да­вало бы опору человеку в его бытии: "Это предельное, глубинное ядро человека обозначают заимствованным у Кьеркегора, понятием существования". Б. анализиру­ет эволюцию понятия "существование" до его конкре­тизации в качестве "человеческого существования". Б. противопоставляет гегелевского "абстрактного мысли­теля", уклоняющегося от решения задач в своей жизни "существующему мыслителю", чье мышление обус­ловлено определенными задачами и трудностями жиз­ни. Пытаясь осмыслить сущность философии экзис­тенциализма, Б. ссылается на Хайдеггера, который представлял свои философские интенции не в качестве экзистенциальной философии, но как "онтологию че­ловеческого бытия". Именно эта ссылка дает возмож­ность Б. определить экзистенциальную философию как постоянно выходящую за свои пределы, и поэтому выступающую у каждого мыслителя "лишь частью то­го обширного целого, которое само больше не должно постигаться исходя из экзистенциальной философии". Отсюда невозможность свести философию экзистен­циализма к отдельному мыслителю: "Заложенное в по­нятии существования голос "что", которое экзистенци­альная философия запечатлевает в качестве выражения ее специфического требования именно в этом понятии, е особенной остротой подчеркивает, что окончательная внутренняя действительность личного бытия человека уклоняется от любого содержательного истолкования". Существование может быть лишь целиком обретено или целиком утеряно, но как "внутреннее" оно не про­тивостоит внешнему, а дается путем "основополагаю­щего прыжка", трансцензуса: "Существование исчеза­ет, как только его полагают схваченным, и присутству­ет лишь в бесконечном свершении самого этого отри­цания". Больнов поясняет эту характеристику на при­мере "негативной теологии": последняя полагает, что сущность Бога можно постичь лишь косвенно за счет выдвижения и последующего отрицания любого воз­можного о нем высказывания, чтобы в процессе этого отрицания постичь непосредственно уже неизрекае­мую сущность Бога. Опыт экзистенциального пережи­вания строится на почве страха и отчаяния в результа-

те высочайшего напряжения: "Ничто" является не тем, в чем человек растворяется, а тем, что отбрасывает че­ловека к самому себе". В связи с этим понятие челове­ческого существования, позволяющее его отличить от всех внешних предметов, выявляет способность чело­века относиться к самому себе. Одновременно с суще­ствованием как отношением к самому себе полагается, по мысли Б., трансценденция, соотнесенность с иным, преодоление, переход. Движение существования осу­ществляется лишь при сопротивлении окружающей ему действительности, поэтому мир в экзистенциаль­ной философии предстает как враждебный, тревож­ный: "Мир — то, посредством чего человеческое бы­тие оказывается существенным образом ограниченно". Мир дает нам некое сообщество, совместное бытие, доказательством которого выступает одиночество: "Другой может отсутствовать лишь в совместном бы­тии". Человеческое существование характеризуется, по Б., двумя модусами: подлинностью и неподлинностью. Прорыв к подлинности предполагает отход от "массы" или законов "Man", нивелирующих человека, уничто­жающих его "единственность". Мир, указывает Б. ста­новится лишенным смысла фоном, а человек в своем личном бытии не способен еще обрести свою сущ­ность. Б. различает личное бытие и экзистенциальное существование, которое предстает как собственная возможность человека, цель, предоставленная лично­му бытию: "Сущность личного бытия заключена в его существовании". Противопоставляя бездушной кол­лективности коммуникацию, как прорыв к подлиннос­ти в своем самоопределении, Б. не дает человеку пол­ных гарантий: коммуникация, с его точки зрения, ха­рактеризуется открытостью и вовлеченностью, что са­мо по себе не исключает риска непонимания, использо­вания человека в чьих-то целях. Следствием этого вы­ступает "пограничная ситуация", где граница — то, что определяет человека, некая его глубинная сущность, но не ограничение извне: "Мы становимся сами собой тогда, когда с открытым взором вступаем в погранич­ную ситуацию". Здесь со всей полнотой разворачивают себя такие экзистенциалы как отчаяние, страх, смерть, заставляющие человека отказываться принимать ра­зумность мира, понимать самого себя. Но лишь "побе­дивший страх", осознавший абсурдность человеческо­го существования обретает свободу и защищенность — полагает экзистенциальная философия. Последним прибежищем человеческого существования выступает смерть: "Вопрос о смерти — это вопрос, что означает смерть в качестве предстоящего конца человеческой жизни". Б. интерпретирует поэзию Р.-М.Рильке, кото­рый предлагает смерть в качестве собственного резуль­тата в жизни человека, последнего крика души: "Гос-

поди, дай каждому его собственную смерть!". Смерть преподносится как плод; то, что зачаточно включено в нашу жизнь и что должно нами в ней заботливо выра­щиваться: "Лишь за счет знания о смерти человеческая жизнь вздымается к его (подлинного существования) вершине". Страх перед смертью, потрясающий все су­щество человека, касается не его органического состо­яния, но духовного: "Это страх относительно ценности пропадающего личного бытия". Смерть выбивает че­ловека из повседневности и опрокидывает его планы и расчеты, но обладая "двойным направлением" она в то­же время заставляет перетряхнуть себя и задуматься об абсолютно существенном, что выразилось в понятии "решимости". В решимости, поясняет Больнов, дости­гается такое состояние человеческой жизни, в котором абсолютная внутренняя ценность отдельного мгнове­ния делается независимо от его временного протяже­ния. Это состояние характеризуется предельным на­пряжением, дающим смысл не сколько из достижимо­го успеха, но из "безусловности вовлеченности". Экзи­стенциальная философия различает природное и экзи­стенциальное мгновение. В последнем, протекающим как миг, присутствует исполнение вечного. Времен­ность как структурная форма, выражающая конечность человеческого существования обнаруживается и в ис­торичности. Экзистенциальную философию, по Б., волнует поведение человека по отношению к той или иной исторической реальности: тревожное отношение к миру повторяется и в отношении к исторической действительности и наполняет жизнь человека "героическо-трагическим" существованием. Б. отталкивается от исходных посылок философии существования, но как уже указывалось, считает основной своей задачей осмысление ее, и соответственно, переосмысление сущности человеческого существования. Человек спо­собен преодолеть самого себя, занять собственную по­зицию, найти свой "дом" вне дома: "Антропологичес­кая функция дома становится проблемой там, где мир обнаруживается в его неуютности, тревоге и опаснос­ти... Поэтому дорога к пониманию (значению) дома ведет через экзистенциальный опыт (познания) без­домности человека". Б. апеллирует к разуму человека и мере, способным дать новые ценности, что обретается в результате постоянной работы духа человека. Повто­рение человеком самого себя, возвращение дает воз­можность достичь своей цели: "Человек живет в про­тиворечии со своей внутренней сущностью и своим фактическим состоянием, но ему дана внутренняя пер­спектива поворота, чтобы возвратиться к своей собст­венной сущности". Новые экзистенциалы, которые предлагаются Б., способны, по его мнению, обуздать поток иррациональных сил в человеке, проявляющих-

ся в разрушительной силе техники, функционализации жизни. В работе "Мера и чрезмерность человека" Б. подчеркивает значимость пропорции между рацио­нальным и иррациональным, которое обретается верой в самого себя, "решимостью" и вовлеченностью. По­пытка придать экзистенциальной философии позитив­ную направленность обозначила гуманистический па­фос перспектив человека, пробуждающих его нравст­венные силы, заложенные в экзистенции. Последние годы жизни Б. занимают вопросы теории познания. Нравственное совершенствование человека связывает­ся им с общением, в котором язык объявляется универ­сальным средством воспитания: через Слово идет раз­витие добродетелей индивида. "Человекоцентрированность" произведений Б. наглядно подтверждает то, что любые философские изыски 20 в. отторгают проблема­тику "онтологии Вселенной", утверждая в статусе "ос­новного вопроса философии" всевозможные тематиз­мы "человековедения".

Т.В. Комиссарова





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.