Мы продолжим обсуждение этого принципа — не эксплуатировать живых существ. Вначале напомним, что этот принцип возник в силу того, что Господь сотворил все живые существа, поэтому можно говорить о том, что Он является их Отцом. Сейчас мы не акцентируем внимание на том, Бог — один или Их несколько, также не акцентируем внимание на именах Богов. В данном случае мы рассматриваем сам принцип — не эксплуатировать живых существ, а частный вид этого принципа — не эксплуатировать людей. В этой статье вначале мы покажем как можно начать продвигаться в направлении принятия этого принципа.
Многие люди могут привлечься красивыми цветами и деревьями, красивыми пейзажами, яркими благоуханными ароматами и т.д.. Но не каждый способен восхититься каким-нибудь пыльным подорожником, растущем на обочине дороги. Не каждый способен удивиться, видя, как упорно какое-нибудь деревце пробивается через асфальт, ломая его или как где-нибудь на старой крыше растет деревце, и хотя там нет земли, но оно упорно тянется к Солнцу. Не каждый способен заметить и удивиться какой-нибудь маленькой голубой незабудке, одиноко растущей среди травы. Людей также обычно больше привлекают большие правильные формы — большие цветы и т.д., но мало кто захочет рассмотреть незабудку или тысячелистник или какие-нибудь другие мелкие цветочки. Такой подход к природе — искать в ней только что-то большое, яркое — не позволит научиться развивать видение, что все живые существа — это дети Господа. Лучше стараться видеть, как Господь посылает какую-то милость живым существам.
Обычно люди, когда приходят в религиозную организацию, сразу начинают говорить, что то или иное событие им устроил Господь. Так постепенно люди гипнотизируют себя на то, что они- особо разумные и выдающиеся, коль обращаются к Господу, и за это их Господь особо любит, а все другие люди — невежественные и не получают Его милости. Так постепенно в людях из религиозных организаций взращивается ложное эго, и они перестают помнить, что Господь — Отец всех живых существ, и поэтому Он дал принцип — не эксплуатировать живых существ. А в религиозных организациях всегда действует иерархическая структура, и часто это приводит к эксплуатации членов организации. Проблема религиозных людей в том, что до прихода в организацию они не замечали, как Господь действует в жизни разных живых существ, какую милость Он им дает, даже если они и не находятся в религиозной организации. Необходимо учиться видеть эту милость Господа для живых существ. Поясним это несколько подробнее на нескольких примерах.
Начнем с пыльного подорожника на обочине дороги. Разве это не милость Господа, что это живое существо, хотя и растет в таких плохих условиях, но продолжает упорно тянуться к Солнцу, и при этом Господь наградил это растение еще и полезными свойствами, чтобы люди могли ценить его? Безусловно, это милость Господа. Также можно удивляться упорству деревца, пробивающегося через асфальт или упорству деревца, растущему на старой крыше. Кто, кроме Создателя, мог дать им такое упорное желание сопротивляться, чтобы выжить и тянуться к Солнцу? Никто кроме Господа. Разве это не милость Господа, что какой-нибудь маленький цветочек растет один в окружении других трав, ведь ему так одиноко, но он продолжает жить? Это тоже милость Господа. Подобных примеров можно приводить массу, эти примеры касались природы.
Но теперь приведем примеры из человеческого общества. Разве это не милость Господа, что в Великую Отечественную войну многие люди добровольно приняли участие в защите своей социалистической Родины, некоторые из них пожертвовали свои жизни во имя светлого будущего последующих поколений. Многие из этих людей были атеистами, но, тем не менее, они получили милость Господа в виде вдохновения на борьбу против поработителей-фашистов. По закону кармы самооборона не считается убийством. Другими словами, если бандит пытается убить какого-то человека, но защищаясь от этого бандита, человек вдруг убивает этого бандита, то такое убийство не наказуемо по закону кармы. Бандит получил по закону кармы: он хотел убить — но убили его, то есть: что посеял — то пожал. Но человек, который защищая свою жизнь, убил бандита, не получит греховных реакций за это.
Другой пример из человеческого общества. Сейчас в наше время есть несколько ученых, которые упорно борются против лже науки, которая поразила даже РАН. Для многих не секрет, что мировая элита проплатила работу по развитию таких направлений в лже науке, которые ведут к порабощению массы людей и превращению их в роботов. Поэтому и появляются разные движения, типа трансгуманизма и т.д., где прикрываются разными проектами о лечении людей, а на самом деле хотят превратить людей — в нелюдей и управлять ими как компьютерами, а неугодных — убить с помощью чипов. Разве не милость Господа, что некоторые ученые в таких тяжелых условиях продолжают бороться против этой лже науки, хотя некоторые из них и атеисты? Безусловно, это милость Господа, который дает им вдохновение на такую борьбу, и после смерти они также получат соответствующие хорошие условия в последующих жизнях, ибо борются по сути против эксплуатации людей.
Те люди, которые хотят приблизиться к Господу, должны учиться видеть вокруг себя где действует милость Господа, а где действует милость Сатаны. Критериев различия может быть несколько, но сейчас мы остановимся на одном, т.е. на принципе — не эксплуатировать живых существ. Покажем как в фильмах «Сита и Рама» 2015 года и «Махабхарата» 2013 года показан этот принцип — не эксплуатировать людей.
Фильм «Сита и Рама» 2015 года (295, 296 серии). Мы не будем пересказывать содержание фильма, ибо желающие могут его посмотреть в интернете. Перед уходом из мира Сита говорит разным людям:
«Матушка, сегодня все вы пришли забрать Ситу с собой. Все уважают Ее, все приносят извинения. Но как же быть с теми Ситами, кому люди причинили боль необдуманно? Никто, никогда не придет забрать их. Сегодня я — не только жена сына рода Рагху, мать Лавы и Куша или царица Айодхьи, сегодня я — женщина. И мой первостепенный долг — защищать свою личность. Если я вернусь в Айодхью со всеми вами, то это будет оскорблением для всех женщин, которые даже не знают в чем же их вина. Вы до сих пор думаете, матушка, что я должна вернуться в Айодхью вместе со всеми вами, даже не подумав про всех тех женщин?
Я была царицей, когда Моя честь была поставлена под сомнение. Но я не смогла защитить себя. Вы тоже были царицами. Могли ли вы бороться за права и достоинство женщин? Могли ли вы предотвратить мое 2-е изгнание? Матушки, создание новых законов не изменит общество, мышление людей не поменяется. Если мы хотим изменить их мышление, необходимо, чтобы общество осознало важность этого. Изменения должны начаться в сердцах людей. Только тогда они будут устойчивыми.»
«Я счастлива иметь таких сестер, как вы. Вы даже не можете представить себе, сколько сил мне придает ваша любовь. Но разве вы хотите, чтобы эта любовь стала моей слабостью? Вы хотите, чтобы это стало препятствием в моей борьбе за восстановление справедливости по отношению к женщинам?»
«Лакшмана, ты сделал только то, что должен был сделать. Ты не мог ослушаться своего брата. Ты действовал по Его приказу. И чтобы не сделал сын рода Рагху...его подданные ждали этого поступка от Него. Поэтому необходимо признать, что это было ошибкой общества, в котором мы живем. Общество, в котором считается неправильным сомневаться в решениях старших, где сын не может возразить своему отцу, ученик не может возразить учителю, а младший брат — старшему. Да, Лакшмана, именно по этой причине Парашураме пришлось убить Свою мать. Женщины не имеют права голоса в этом мужском обществе, поэтому повсеместно происходит угнетение и эксплуатация женщин. Как изменить такое общество, правосудие и законы, ведь оно создано лишь для возвышения мужчин? Поэтому, Лакшмана, не жертвуй Своей жизнью понапрасну.»
Сита говорит сыновьям Куше и Лаве: «Я всегда старалась привить вам все качества, необходимые в жизни. Чему бы я вас не учила, помните, что это всего лишь мои советы, но не приказы. Прислушивайтесь к своему сердцу, принимая любые решения. Поступайте справедливо и согласно ситуации, без какого-либо принуждения. Отныне вам придется жить в этом мире без меня. Дети, я приношу такую большую жертву ради своей цели. Никогда не забывайте об этом. Попытайтесь установить равные права для мужчин и женщин в обществе. Я не прошу вас о многом. Если у вас будет возможность восстановить справедливость в жизни всего одной женщины, то сделайте это непременно. И это будет большим успехом в вашей жизни.»
«Сын рода Рагху, для меня огромная честь, что сегодня царь Айодхьи готов пожертвовать всем ради защиты чести и достоинства женщин. Сын рода Рагху, это ваше решение придает мне силы двигаться вперед, к своей цели. Та борьба, в которую я собираюсь вступить началась в тот момент.. Но сын рода Рагху, та женщина, что стоит перед вами — это не ваша жена Сита. Потому что ваша жена Сита умерла в тот день, когда вы отказались от нее, обманным путем отправив в лес под покровом ночи. Перед тем как уйти, я пришла, чтобы увидеться с вами. Но царь Рама не открыл двери своей жене, которая носила ваших детей в своем чреве. Но даже если бы я не была беременна, ваше решение все равно бы разрушило наш брак. Потому что любые отношения основываются на доверии. Они также основываются на уважении. Вы знали, сын рода Рагху, что я никогда не препятствовала выполнению вашей дхармы. Тогда почему же вы меня обманули? В чем была необходимость оскорблять меня таким образом, сын рода Рагху? Разве вы забыли, что ваша Сита пошла в изгнание вместе с вами? Я бы это сделала еще раз, если бы вы попросили меня об этом. Во время нашей свадьбы вы обещали защищать меня всю жизнь, то почему той ночью вы нарушили свое слово, сын рода Рагху? Разве по обычаям рода Рагху нельзя нарушать только клятвы и долг царя, а другие можно? Ни одна ночь на Ланке не была для Меня такой темной и беспросветной, как каждый день в этом изгнании, в которое вы меня отправили. Знаете почему? Потому что на Ланке я верила, что вы всегда со мной. Я жила до этого момента только ради исполнения своего материнского долга. Но теперь я освободилась от этих обязанностей, передав сыновей вам. И сегодня я полностью освободилась от всех пут, которые сдерживали меня. Сегодня я больше ничья жена и ничья дочь. Поэтому я имею право принимать любое решение относительно моей жизни. Общество усомнилось в моей чистоте, общество обвинило меня в том, чего я не совершала. Поэтому я никогда не вернусь туда. Поэтому сегодня я клянусь водой, воздухом, огнем, землей и небесами, что будучи рожденной из Земли, я, Бхумиджа, вернусь в ее чрево навечно.»
«О мать-Земля, если я была добропорядочной женщиной всю свою жизнь, если я была послушной дочерью, если я выполняла все свои обязанности от чистого сердца, о создательница всего, мать Васундхара, пожалуйста, примите вашу дочь в свои объятья.»
Из этих слов Ситы видно, что Она боролась за равноправие мужчин и женщин, против эксплуатации женщин, а также боролась против эксплуатации отца над сыном, учителя над учеником, старшего над младшим, Она боролась за такие отношения между людьми, которые основываются на доверии и уважении — и тогда нет эксплуатации.
Теперь приведем примеры из фильма «Махабхарата» 2013 года. В 221 серии Васудева Кришна говорит Бхишме:
«И сейчас ради исполнения своей клятвы вы готовы уничтожить весь мир. Я не считаю это праведностью. Праведник ставит благо всех людей выше своего собственного, личного блага. У вас нет ни праведности, ни понимания истинной дхармы.»
«Все дело в вашем невежестве, владыка. Вы ни разу даже не попытались осознать истинную суть дхармы. Пока люди во всем мире не научатся быть сострадательными, до тех пор следование дхарме не будет настоящим. Но вы заботились только о своей семье. О благополучие мира вы никогда не думали. Все ваши аскезы — это лишь проявление вашего эгоизма.»
«Каждый обязан действовать во благо всего мира. Но вы отказались действовать так, владыка.»
«Всю свою жизнь вы стремились к освобождению, поэтому в сложных ситуациях вы избегали брать на себя ответственность. Вы не хотели принимать важные решения и боялись как бы ваши действия не ухудшили вашу карму. Когда вы приняли хоть одно важное решение, владыка? Разве Панду назначили императором по вашему решению? Была ли свадьба Дхритараштры и Гандхари вашим решением? Вы ни разу не остановили махараджа Дхритараштру от нарушения дхармы, владыка. Вы согласились на проведение игры в кости и не остановили унижение Панчали. И вы поддержали эту войну. Чтобы пресечь все эти беззакония, у вас было достаточно возможностей и силы. Но вы не хотели ничего менять, владыка, из-за привязанностей к своим клятвам и своим обетам. Правда в том, что прикрываясь дхармой, вы избегали принимать решения, избегали ответственности.»
«Если бы вы действовали бескорыстно, вы могли бы освободить себя от всех оков. И ваша жизнь наполнилась бы дхармой. Вы напрасно верили, что отказ от действий даст освобождение. Вы думали лишь о благе для себя. Вы исполняли приказы порочных людей вместо того, чтобы действовать на благо всех. Так вы достигли бы освобождения. Вы дали свою клятву очень давно. Но разве вы знали, что ждет вас в будущем? Обстоятельства изменились, владыка. Времена стали другими. А вы продолжали следовать своей клятве, ни обращая внимания ни на какие перемены. В результате разразилась эта война.»
«Когда исполнение клятвы приносит благо обществу, тогда она имеет ценность. Но когда клятва человека и его действия приносят обществу очевидный вред, надо решительно, не теряя времени, перестать следовать такой клятве, владыка. Если вы не готовы сражаться на стороне Пандавов прямо сегодня, то по крайней мере, сложите свое оружие и спокойно примите свою смерть.»
В фильме «Махабхарата» 2013 года в 244, 245 сериях Васудева Кришна говорит Дроне:
“Тогда подумайте, гуру Дрона, ваша любовь к сыну так сильна, но что вы на самом деле дали ему?
“А как же истинные ценности? Вы дали ему знания или вы научили его дхарме, учитель? Вы смогли дать ему нечто такое, чтобы он не зависел от вашей защиты? Я согласен, не каждый может стать таким, как Арджуна или Ангарадж Карна. Но вы могли бы привить вашему сыну истинные ценности и дать мудрость жизни. Если бы вы это сделали, то сегодня ваш сын не стал бы врагом дхармы. И вам не пришлось бы сражаться на стороне грешников.”
“Нет, любовь дарит человеку счастье, открывает человеку глаза на ложь и истину, учитель. Если бы у вас была любовь, то ни вы, ни ваш сын не нарушали бы дхарму и не оказались бы в плену у своих грехов. На самом деле у вас к сыну не любовь, а только слепая привязанность. Любовь и привязанность сильно отличаются. Вы когда-нибудь думали об этом?”
“Там, где живет любовь — там нет привязанности. Любовь пробуждается из сострадания, а привязанность из гордыни. Любовь говорит: «Моему сыну Господь подарит все счастье этого мира.» А привязанность говорит: «Только я могу дать моему сыну счастье.» Любовь учит гордиться своим сыном. А привязанность требует, чтобы твой сын гордился тобой. Любовь дарует освобождение, учитель, а привязанность — это оковы. Любовь — это дхарма, учитель, а привязанность — против дхармы, учитель. Вам было больно видеть, как ваш сын питался рисовой мукой, разбавленной в воде. И если бы вы не говорили ему, что он достоин лучшего и научили обходиться тем, что он имеет, если вместо зависти вы привили бы ему решительность всего добиваться своим трудом, разве вы оказались бы сегодня в такой ситуации? Вас беспокоило только материальное благополучие вашего сына. Но вы никогда не обращали внимание на его качества. Ваша привязанность преградила ему путь к праведности. Жадность, страх и корысть — вот чему вы научили сына. Правда в том, что из-за этой привязанности вы так и не смогли стать настоящим гуру. Ваше обучение принесло только вред.»
“Гуру — это тот, кто дарит ученикам все свои знания, он дарит, а не продает знания. Гуру доволен, когда ученики дают ему скромное подношение. Он не жаждет богатства. А вы назначили немыслимую цену за их обучение. За полученные знания вы потребовали от учеников отомстить за вас. Этим вы отравили не только свою жизнь, но и жизнь всех ваших учеников. И все это из-за вашей привязанности и вашей гордыни. Какой же вы гуру Дроначария? Тот, чей ум охвачен гордыней, и тот, в чьем сердце есть корысть и привязанности, никогда не сможет жить праведно. Поэтому сын великого Бхарадваджа, как человек во время наводнения спасается, хватаясь за дерево, также и вам последние мгновения жизни нужно искать спасения в дхарме. Сегодня вы должны принять правильное решение, отвергните свою привязанность. Я могу забрать вашу жизнь прямо сейчас. Но я хочу дать вам шанс успеть принять хотя бы одно верное решение.”
В фильме «Махабхарата» 2013 года в 252 серии Васудева Кришна говорит Карне:
“С какой целью вы стремились получить знание? Вы осознали их великое предназначение? Когда вы получили знание, возникло ли у вас желание принести обществу пользу, или вы стремились к превосходству над всеми теми, кто унижал вас? На самом деле для обретения знания не нужны слишком большие усилия. Нужны лишь стремление к высшей цели жизни и преданность. Тот, кто обретая знания, понимает его истинную ценность, достигнет совершенства. Но тот, кто хочет получить знание, чтобы другим доказать свое превосходство, не может достичь умиротворения. И никогда не станет лучшим.”
“У царя Критавирьи был сын Арджуна, он стал царем и убил мудреца Джамадагни. Знаете, что сделал сын великого мудреца? Он размышлял за что убили его отца. Он искал причину зла на земле, всюду он увидел беззаконие. Он забыл о своем личном горе и убивал всех кшатриев, погрязших в грехах и очистил все арийские земли. Если бы Он был одержим только жаждой мести, то сейчас Его бы не звали Бхагаван Парашурама. Вы испытали много унижений, но если бы вы применили свои способности во благо всего общества, вы бы обрели большое благо. Если бы такой сильный человек взял под свою защиту всех бесправных и униженных людей, сколько бы счастья вы принесли людям. С вашими способностями и качествами, к тому же вы сами пережили боль унижения, вы не стали защищать бесправных людей. Вы посвятили свою жизнь Дурьодхане — тому, кто всегда действовал против дхармы. Когда унижали Панчали, вы приняли участие в этом злодеянии, вы перестали уважать свою мать, вы убили 2-х сыновей своих братьев. И сейчас, забыв о своей дхарме, вы потеряли все знания и веру в себя. Вы готовы принять смерть от руки своего младшего брата.”
“Какую милость? Дурьодхана назвал вас своим другом, но разве он дал людям в Хастинапуре милость переходить из низших каст в высшие? Нет. Разве он заботился об униженных и бесправных? Нет. Он стал вашим другом только ради своей выгоды. Ваше соперничество с Арджуной стало причиной вашей дружбы с ним. Если бы вы забыли о своей мести и служили своему народу, то корысть Дурьодхана относительно вас стала бы вам очевидна. Если бы в сердце Дурьодханы была бы хоть капля сострадания к вам, то с его помощью вы могли бы помочь всем страждующим в этом мире. На самом деле вы могли бы освободить его от всех форм греха и преступлений. Но вы сами не знали Истину. Претворная благосклонность, которую он проявил к вам, не имела никакой ценности.”
“Истинную благость получает тот, кто раздает, а не тот, кто берет. Если бы вы защищали бесправных, то все бы обрели благо. Тот, кто живет только ради своего блага, приносит вред не только себе, но и всему обществу. На Курукшетре обе армии обескровлены, но в этом не виноват ни Дурьодхана, ни Шакуни. Это грех 3-х великих воинов: Бхишмы, Дроны и ваш, Карна. Если бы вы трое следовали не своей ложной дхарме, а заботились о благополучии всего общества, если бы вы отказались помогать Дурьодхане, то и этой битвы не было бы.”
“Пришло время забыть свои страдания, отречься от ложной дхармы и греха и принять свою смерть ради вашего блага и блага общества.”
В этом фильме «Махабхарата» 2013 года принцип - не эксплуатировать назван — состраданием. Но это можно сказать синонимы или сходные по смыслу выражения. В этих двух фильмах в литературной форме говорится о том, какие ошибки совершают люди под влиянием демонических или сатанинских сил. Мы не будем рассматривать чем демон отличается от сатанинского помощника, можно их отождествить.