портрет) средневековья)
IV. Художественные ремесла – влияние греческого эллинизма (пышность форм, изящество линий).
1. Керамика – краснофигурные вазы.
2. Металлопластика (бронза, медь) – зеркала, украшенные гравировкой, цисты (большие цилиндрические сосуды, украшенные скульптурой и гравировкой).
2 – 1 века до н.э.
Гражданская война в римской державе; конфликт «города»(Рима) со всей Италией;
включение Этрурии в Римскую державу;
растворение самобытного этрусского мира в мире Римской империи.
Угадайка №4 «Античность. Искусство этрусков.»
1. Боковые ниши для саркофагов.
2. Большой цилиндрический сосуд, украшенный скульптурой и гравировкой.
3. Курган с высокой кольцеобразной стенкой из камня, тип фамильной гробницы.
4. Сосуд для хранения пепла, украшенный изображением человеческой головы.
5. Стиль изготовления керамических сосудов путем обжига без доступа воздуха.
6. Древние племена, населявшие северо-запад Аппенинского полуострова и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую римской.
7. Главное помещение античного храма (в греции – святилище, в Этрурии -?).
8. Часть жилища Этрусков в виде закрытого внутреннего двора.
9. Маска-украшение из мрамора или терракоты, закрепленное по краям кровли.
10. Ярко раскрашенные скульптурные композиции на фронтоне здания.
11. Огнедышащее чудовище в виде льва, козы и змеи, художественный образ в мелкой пластике этрусков.
химера
аванкамеры
акротерии
циста
атриум
Этруски
тумулусы
антефикс
буккеро
целла
Тема 5 Античное искусство. (продолжение).
Искусство Древнего Рима
Древний Рим – «город на семи холмах» (754-753 г.г. до н.э.)
Периодизация истории Древнего Рима.
I. Древнейший период (8-6 в.до н.э.)
II. Ранняя Римская республика (6-3 в.в. до н.э.)
III. Аристократическая Римская республика (3–1 в.в. до н.э.)
IV. Римская империя (1 в. до н.э. – 3 в. н.э.)
1. Расцвет Римских провинций (2-3 в.в. н.э.)
V. Период упадка империи (3-5 в.в н.э.)
Основные виды искусств: архитектура (инженерные поиски), реалистический скульптурный портрет, исторический рельеф.
Характерные черты искусства: реализм, повествовательность.
Искусство Древнего Рима – завершающий этап в развитии античной художественной культуры.
◘ Древнейший период (8-6 в.в. до н.э.)
Патриции плебеи
(знатные римляне) (низшие слои населения)
Влияние этрусской культуры.
I. Архитектура – основной вид искусства; простота форм, нестойкие материалы.
1. Храмы: подиум, портик, тройная целла.
2. Благоустройство города: осушение болот, водопровод, канализация.
II. Скульптура – мелкая пластика.
1. Терракотовые статуэтки.
2. Бронзовое литье (Капитолийская волчица, этрус. мастер Вулка)
III. Живопись – погребальные росписи. (почти не сохранились)
IV. Художественные ремесла – этрусские и греческие мастера и традиции.
1. Металлопластика (бронза)
2. Керамика (краснофигурные вазы, «буккеро»)
◘ Ранняя Римская республика (6-3 вв. до н.э.)
Бесконечные войны, захват Италии; борьба плебеев за свои права.
I. Архитектура – применение камня.
1. Храмы: этрусские традиции, но более прочные материаллы.
2. Благоустройство города: каменная городская стена, мощеные дороги (Аппиева дорога), виадуки (мосты), акведуки (сооружения из арочных пролетов и желобов, снабжающие город водой).
II. Скульптура – многочисленные статуи греческих мастеров (бронза – «статуи воинов из Риаче»), в период распада империи все переплавлены.
III. Живопись – погребальные росписи.
IV. Художественные ремёсла: металлопластика, керамика.
◘ Аристократическая Римская республика (3 - 1 вв. до н.э.)
Гражданские и захватнические войны, восстания рабов.
Новая аристократия: патриции + народные трибуны (представители плебеев).
I. Архитектура – расцвет зодчества.
1. Применение бетона (известь + песок) – прочность, быстрота, дешевизна; облицовка бетонных плит камнем и мрамором.
2. Храм – смысловой центр города (сила, грандиозность – римский характер).
a. Храм Геркулеса в Кори.
b. Храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи.
3. Создание арх.ансамблей («Священная зона» в Риме – храмовый ансамбль).
II. Скульптура ввоз в Рим памятников искусства из Греции (статуи,
III. Живопись картины, предметы прикл. иск-ва) и украшение ими
IV. Худ. ремесла площадей и домов римской знати; замедленное - развитие римского искусства.
◘ Период поздней республики ( 1 в.до н.э.)
Социальные потрясения, кризис рабовладельческого римского общества, приход к власти военных (создание триумвиратов – союзов военачальников).
1-ый триумвират: Красс, Помпей, Цезарь.
2-ой триумвират: Антоний, Лепид, Октавиан.
В искусстве – сложение римских традиций:
строгий стиль + изысканность.
(от римлян) (от греков)
I. Архитектура – монументальные сооружения, облицованные мрамором.
1. Храмы – ансамбли.
a) Святилище Фортуны-Примигении (восприятие во времени и пространстве).
2. Мемориальные сооружения.
a) Гробница Цецилии Метеллы (этрусский тумулус).
b) Гробница Еврисака.
3. Форумы (лат.) – рыночные площади; центры политической и культурной жизни городов (Forum Romanum – Римский Форум);
a) Базилика – торговый или судебный зал с большим внутренним пространством.
b) Табуларий – государственный архив (применение различных архитектурных ордеров).
c) Термы – семейные и общественные бани.
4. Театры – подиум из арок, криволинейные очертания, деление на зал и сцену.
a) Римский театр (возведен при участии и. Помпея)
5. Жилые дома.
a) Атриумные дома (внутренний дворик с колоннадой и садом)
b) Виллы – городские и загшородные дома для богачей (сад, фонтан, гроты, водоемы, скульптура, настенная живопись).
c) Инсулы (лат. – остров) – жилые дома для бедноты, неск. этажей.
II. Скульптура.
1. Монумент. рельеф: парадно-декоративный и повествовательный. (эллинизм) (римские традиции)
a) Алтарь Домиция Агенобарба (мифология быт)
2. Портрет: реалистический психологический
(этруски) (эллинизм)
точный анализ лица, драматизм, передача оттенков
телесный и духовный психологического состояния
портреты патрициев женские портреты
лучшие образцы римского реалистического
портрета – синтез различных традиций (портрет Цезаря:
свобода от идеализации + внутренняя значительность)
3. Парные надгробные статуи (лиризм, утонченность).
III. Живопись –тесная связь с архитектурой; бурный расцвет.
Инкрустационный стиль, 1-ый
(роспись стены «под мрамор»)
Архитектурно-перспективный, 2-ой
(арх.формы – колонны, капители, беседки –
в перспективе, со светотенью+пейзаж+
фигурки людей; иллюзия пространства)
IV. Художественные ремесла.
1. Мозаика (цветные камни кубической формы)
2. Глиптика (геммы из полудрагоценных камней; см. эллинизм).
30-ый год до н.э. – победа в борьбе за власть Октавиана (Августа),
рождение Римской империи.
◘ Римская империя – 1в
Принципат – гос.строй, установленный и.Августом (вся власть у одного человека).
Борьба за власть; захват новых территорий.
В. до н.э. – 1 в. н.э.
В искусстве - поиски нового стиля, новых художественных средств, созвучных эпохе империи; обращение к греческой классике (торжественность + сдержанность форм).
I. Архитектура – расцвет зодчества; арка,свод,купол – основные архитектурные элементы.
1. Форум имп.Августа (симметрия, замкнутая композиция)
2. Алтарь Мира – скульптурные фризы (строгость, ясность); император и империя.
3. Триумфальные сооружения (арки, колонны) – в память исторических событий и побед; аттик – стенка над карнизом арки для рельефа, надписи.
a) Арка имп.Тита –монументальность, пластическое богатство; перспективные рельефы, композитная капитель (ионический+дорический ордер).
4. Театр Марцелла (многоярусная аркада).
5. «Золотой дом» Нерона – личные вкусы и капризы, пышная отделка (золото, перламутр, драгоценные камни).
6. Колизей (амфитеатр Флавиев) – громадный, массивный (эллипс 190*156м, h -48,5); цельность, композиционное единство, богатый декор (аркады, мрамор, статуи).
II. Скульптура – высокий профессионализм. Портрет (синтез различных традиций)
парадно- идеалистический реалистический психологический возвышенный (греч.классика) (этруски) (эллинизм)
(эллинизм)
официальный портрет верический портрет
(бюсты императора и знати) веризм (итал.) – правдивость,
- натурализм; реалистическое
направление в искусстве
а)Статуя и.Августа из Прима-Порта а) Портрет и.Нерона (манерность+жестокость)
б) Статуя и.Клавдия (идеал.торс, б) Портрет Цецилия Юкунда (самодовольный,
характерная голова) некрасивый до уродства)
III. Живопись – связь с архитектурой; традиции греческой классики и эллинизма.
Помпейский «канделябрный» стиль, 3-ий
(арх.детали+картина: миф, пейзаж, натюрморт)
Пространственно-динамический, 4-ый
(фантастич.арх.+картина; многофигурность, движение)
Возникает станковая живопись – портреты из Фаюма (энкаустика)
IV. Художественные ремесла – высокий художественный уровень; раскопки в городах Помпеи и Геркуланум
1. Металлопластика (посуда из драгоуенных металов).
2. Ювелирные украшения.
3. Мозаика (полы).
4. Стеклоделие.
5. Тткачество.
Век н.э.
Рост территории, подъем культуры усиление противоречий.
Значение Рима min
социальный и политический кризис
Значение провинций max
(Испания, Египет, Сирия)
В искустве: от бурного расцвета – к эклектике (греч.) – соединение разнородных взглядов, идей, течений;
в искусстве – соединение разнородных худож. направлений.
I. Архитектура.
1. Форум имп. Траяна, арх. Аполлодор из Дамаска (мрамор, гранит, бронза, статуи)
a) Колонна Траяна (h = 40м.) – повествовательно-исторический рельеф.
2. Акведуки в Испании (несколько ярусов).
3. Мост в Алькантаре (Исп.) – связь с ландшафтом (дл.=200м, h=45м)
4. Пантеон – храм всех богов; гигантские размеры (D=h=55м) + гармоничные пропорции + красота архит. форм; мрамор, бронза и статуи;
от внешнего облика здания к интерьеру
(греч. традиции) (римские традиции)
5. Вилла имп.Адриана в Тиволи (копии арх. памятников Греции и Египта).
6. Мавзолей Адриана (этрусский тумулус + римский храм).
II. Скульптура – разнообразие направлений в жанре портрета.
1. Стилизация под поздне-республиканский портрет (сухость, детальность + идеализация)
a) Статуя имп. Траяна (противоречивость: поза, жест, характер)
2. Обращение к классике, эллинизму; интерес к духовному миру личности.
a) Статуя Антиноя (идеализм + портретное сходство).
b) Портрет молодого мужчины (передача внутреннего состояния с помощью худож. приемов: различная обработка поверхности, игра светотени).
3. Акцент на внутреннюю одухотворенность; новый тип знатного римлянина (грубоватость философичность
энергия созерцательность).
a) Портрет имп. Марка Аврелия.
b) Портрет Сириянки (изысканность, нервность, грусть – настроение эпохи).
4. Манерность, бессодержательность (несоответствие нового худож. стиля и индивидуальности портретируемого).
a) Портрет имп. Коммода в виде Геркулеса.
2-3в.в. Римские провинции
Расцвет искусства провинций.
Западные провинции – Испания, Галлия, Германия и др. – сильно романизированы.
I. Архитектура – крупные сооружения, архитектурные комплексы.
II. Скульптура – монументальные надгробия, украшенные рельефом; изображение простых людей (солдаты, ремесленники, крестьяне) – выразительность, характер.
Восточные провинции – Греция, Сирия, Месопотамия – синтез римских, греческих и древневосточных традиций.
I. Архитектура – огромные размеры зданий, богатство форм, живописность решений.
1. Храмовый ансамбль в г.Баальбек.
2. Город Пальмира – грандиозный размах (колоннада дл. = 1135м., 375 колонн высотой 17метров).
II. Скульптура – надгробные портретные плиты с горельефом (обобщение, сухость)
Южные провинции - Северная Африка, Египет – эклектичное(неорганичное) смешение римских и египетских традиций.
I. Архитектура – эклектика.
1. Город Тимгад, заложенный и.Траяном (по плану римского военного лагеря).
II. Живопись – ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ (техника энкаустики – восковые краски по тонким деревянным дощечкам); свободная живописная манера,.
римские респуб. традиции + традиц. эллинизма + местные традиц.
(внешнее сходство) (характер) (анфас, большие глаза).
Империя времен упадка (3-5 вв. нашей эры)
3 век.
Кризис рабовладельческого строя; войны, влияние армейской верхушки; раздел империи на западную и восточную части.
I. Архитектура – сооружения крепостного типа, высокое инженерное искусство.
1. Оборонительная римская стена (дл. = 19 км)
2. Триумфальные арки имп. Септимия Севера, имп. Константина (обилие рельефов), аттик – прямоугольная плита над карнизом триумф. арки для надписи или рельефа.
3. Дворец-крепость и.Диоклетиана в г.Сплите.
4. Термы и.Караккаллы (1600чел.) и имп.Диоклетиана (3000 чел.)
II. Скульптура- разрушение канонов античного портрета.
1. Бюст и.Каракаллы (правдивость внешнего облика + отражение внутреннего мира).
2. Портрет Филиппа Аравитянина (грубая сила + одухотворенность, которой нет).
3. Портрет Максимина Фракийца (схематизм, условность, упрощение пластики).
4. Женские образы: от мягкости, лиризма, идеализации – к грубости, жестокости.
4 век.
Смена общественных формаций (рабовладельческая феодальная)
Христианство – как государственная религия (при императоре Константине); в основе – учение об Иисусе Христе, Божьем сыне; примирение с действительностью, покорность судьбе.
I. Архитектура – легкость форм, ощущение богатства, роскоши.
1. Катакомбы – тайные подземные кладбища христиан.
2. Храмы-базилики (акцент на интерьер);
Атрий
(двор с колоннадой и фонтаном)
Нартекс
(закрытое помещение, преддверие храма)
зал из нескольких нефов
(неф – узкое пространство между рядами колонн)
Апсида, алтарь
(ниша в стене) (жертвенный стол)
3. Мавзолеи – усыпальницы, построенные по принципу античного храма.
II. Скульптура.
1. Парадный портрет – огромные размеры, условность, схематизм.
а) Статуи и.Константина (h головы=2,5м) и и.Валентина (h=5м).
б) Парные статуи соправителей (тетрархов).
2. Христианская скульптура – античная пластика (четкая композиция, правильные пропорции)+черты условности.
а) «Добрый пастырь» - юноша-пастух как символ Христа.
б) Статуя Христа.
III. Живопись – римские дохристианские традиции (эскизность, смелость, легкость)+идея-символ (юноша-постух – символ Христа, виноградная лоза – христианство).
Единичные изображения-символы
Сюжет, усложненные образы
условность, одухотворенность.
IV. Декоративно-прикладное искусство: в целом – упадок, но…
1. Мозаика (арх.+жив.+д.п.и.) – синтез цветного камня и смальты (кусочков непрозрачного окрашенного стекла); лучистость, мерцание красок – растворение фигур и арх.деталей; впечатление ослепительного богатства.
476 год – свержение римского императора, падение империи.
Угадайка №1 «Античность. Искусство Древнего Рима.»
1. Государственный строй, установленный имп.Августом (вся власть у одного человека).
2. Низшие, бесправные слои населения в Древнем Риме.
3. В архитектуре Римской республики: жилища для бедноты.
4. Потомки знатных римских семей в Древнем Риме.
5. В архитектуре Римской республики: дома для богачей.
6. Спортивно-оздоровительные сооружения для семейного и общественного пользования.
7. Имя римского военачальника, приход к власти которого ознаменовался рождением Римс. империи.
8. В архитектуре Римской республики: торговый или судебный зал с большим внутренним пространством.
9. Сооружения для снабжения города водой.
10. Рыночная площадь, центр политической и культурной жизни города.
11. Военачальник, при участии которого был построен первый римский театр.
форум
патриции
плебеи
виллы
инсулы
принципат
базилика
Помпей
термы
Цезарь
акведук
Угадайка №2 «Античность. Искусство Древнего Рима.»
1. Храм, посвященный всем богам, величайшее античное купольное сооружение.
2. Города-памятники древнеримского искусства периода расцвета империи, погибщие в катастрофе.
3. Капитель, состоящая из элементов др. ордеров.
4. Стенка над карнизом арки для рельефа или надписи.
5. Архитектурный памятник, в котором ярко проявились личные вкусы и капризы заказчика.
6. Реалистическое направление в рим. скульптурном портрете, правдивое, натуралистичное.
7. Самый большой амфитеатр Рима и всего антич. мира.
8. Излюбленный архитектурный элемент в зодчестве Древнего Рима в виде дугообразного пролёта между двумя опорами.
9. Соединение разнородных направлений в одном произведении искусства.
10. Внутреннее помещение в здании.
аттик
«Золотой дом»
Пантеон
Помпеи и Геркуланум
композитная
эклектика
веризм
арка
интерьер
акведук
Угадайка №3 «Античность. Искусство Древнего Рима.»
1. Тайные подземные кладища ранних христиан.
2. Император, провозгласивший христианство государственной религией в Риме.
3. Полукруглая ниша в восточной части христианского храма.
4. Живописная техника, в основе которой лежит работа восковыми красками по тонким деревянным дощечкам.
5. Римский император, прослывший «философом на троне».
6. В христианском храме: узкое пространство между рядами колонн.
7. В христианском храме: главное место в восточной части храма.
8. Религия, в основе которой лежит учение об Иисусе Христе, божьем сыне, проповедующем любовь к ближнему и смирение.
9. Техника, с помощью которой достигалось впечатление ослепительного богатства, особое мерцание и лучистость интерьера христианского храма.
христианство
Марк Аврелий
мозаика
Константин
катакомбы
неф
алтарь
апсида
энкаустика