Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Саргон Древний - правитель Двуречья.




Творческое начало в искусстве..

1. Стелла ц.Нарам-Суэна (форма горы, пейзаж, многоплан.)

2. Скульптурный портрет Саргона.

3. Глиптика как произведение искусства

· Послеаккадский период (конец 3 тыс. лет до н.э.):

Гудеа из г.Лагаша - правитель Двуречья.

Спад в искусстве: дробные формы, однообразные темы, канон.

· Старовавилонское царство (2 тыс. лет до н.э.):

Ц. Хаммурапи

 

Противоречивость в искусстве (канон творчество).

· Искусство Сиро-Финикии (3-2 тыс. лет до н.э.):

I. Архитектура – массивность, самобытность, простота форм.

1. «Бит-хилани» – тип дворца или храма

 

 

 


Портик Ортостат

(колонны +перекрытие) (каменная плита с рельефом)

a. Дворец-храм ц.Капары.

b. г. Хаттуса (цитадель-укрепленный центр города; «львиные ворота».

II. Скульптура – связь с архитектурой, тяжесть,массивность.

1. Статуи богов, царей, священных животных (изваяния с Черной горы)

2. Рельефы на ортостатах, на скалах.

III. Художественные ремесла – керамика (хеттские сосуды), металлопластика (оружие, украшения).

 

 

Угадайка №1 «Искусство Месопотамии»

 


1. Каменная плита с рельефом в сиро-финикийских храмах и дворцах.

2. Искусство резьбы на каменных печатях.

3. Многоступенчатый храм-башня.

4. Древняя страна, расположенная в долине рек Тигра и Евфрата.

5. Инструмент, с помощью которого мастера Месопотамии делали рельеф на каменных печатях.

6. Наклонная лестница, используемая в архитектуре Месопотамии.

7. Названия самых крупных городов -государств Месопотамии.

8. Царь-философ, царь-поэт, вступивший на престол Аккадского царства после Саргона Древнего.

9. Нарисуйте, как выглядела древняя мозаика и каковы были ее основные цвета.

10. Тип храмов в искусстве Сиро-Финикии.

11. Царь, во ремя правления которого искусства Аккадского государства достигло наибольшего расцвета.

12. Вход в храм или дворец, колонны с перекрытием.

13. Молитвенная статуэтка для храма.

 

Месопотамия

Шумер

Аккад ЗИККУРАТ

ПАНДУС

ГЛИПТИКА

АДОРАНТ

БУТЕРОЛЬ

Саргон Древний

Гудеа из Лагаша

БИТ-ХИЛАНИ

ОРТОСТАТ

ПОРТИК

 



 

Искусство Ассирии (9-7 вв. до н.э.)

Город-государство Ашшур

 

Военное гос-во Ассирия

(столица – Ниневия)

В искусстве – военная тематика;

идеал – царь-победитель, могучий воин;

творческое начало + каноны и традиции;

письменность (библиотека ц. Ашшурбанопела)

I. Архитектура – крепостной характер, разнообразие построек

1. Города-крепости (г. Ашшур, г.Дур-Шаррукин)

2. Типы храмов: зиккурат, «бит-хилани», ассирийский.

3. Глазурованный кирпич

 

II. Скульптура – составная часть архитектуры.

1. Статуи-колонны (царь-воин Ашшурнациропал)

2. Статуи крылатых быков с человеческими головами (ШЕДУ)

3. Рельефы – строгий канон, документальность, низкий рельеф – (барельеф)

 


свободная композиция, бытовые сцены, декоративность, высокий рельеф (горельеф)

 

III. Живопись – условность цвета (черн., красный, белый, синий)

 

IV. Художественные ремесла – глиптика, ткачество, резьба по кости.

 

Нововавилонское искусство (7-6 вв. до н.э.)

Новое озвышение Вавилонии

ц.Набопаласар (завоеватель Ассирии и Урарту)

ц. Навуходоносор (строительство городов)

 

I. Архитектура – единые арх. ансамбли. (г.Новый Вавилон)

1. Ворота богини Иштар

a. глазурованный кирпич (изразец); цветовая гамма: синий, желтый, белый, красный.

b. изразцовый рельеф (выпуклое изображение) и фриз (плоское изобр. в полосе) – декор зданий.

2. «Вавилонская башня» (зиккурат Эттеменанки) – 7ярусов, 90*90*90 м3

3. «Висячие сады» - парки, расположенные уступами на специальных платформах. (ц.Нитокрида)

 

II. Скульптура – религиозный характер; почти не сохранилась.

III. Художественные ремесла – глиптика (печать – подвеска в виде капли).

 

Искусство Древнего Ирана (Персии)

Империя Ахеменидов (6-4 вв. до н.э.)

ц. Кир повелитель Азии (расцвет державы)

ц. Дарий I и его преемники (распад державы)

 

Религия – зороастризм (Заратуштра, Авеста)

 

Особ-сти искусства: терпимость к иным культ. традициям;

осн. тема – царское величие и религия;

осн.худ. образ – свящ. человеко-бык Гопатшах

 

I. Архитектура – роскошь, грандиозный размах построек;

1. г. Пасаргады – столица империи

a. ападана для приёмов

типы дворцов

b. таджара жилой дворец

c. гробница ц. Кира

2. г.Персеполь - религиозный центр империи: искусственная платформа h – 20м, дворцы, лестницы

3. г. Сузы – дворцы, украшенные изразцовыми фризами

4. Скальные гробницы царей.

 

II. Скульптура – рельефы дворцов и храмов; (осн.изобр.:цари, жрецы, солдаты, данники)

III. Художественные ремесла – торевтика (греч.) – рельефная обработка изделий из драгоценных металлов (золото, серебро)

 

Угадайка №2 «Искусство Месопотамии»

 


1. Столица империи Ахеменидов.(Эпоха Древней Персии.)

2. Город в Междуречье, где располагалась легендарная храмовая башня.

3. Украшение архитектуры из кирпичей, покрытых цветными глазурями.

4. Парадный дворец правителей империи в Пасаргадах.

5. Искусство изготовления изделий из драгоценных металлов.

6. Военное государство в Междуречье со столицей в Ниневии.

7. Украшенный изразцами один из проходов за крепостные стены нового Вавилона.

8. Религия Древнего Ирана (Персии).

9. Изразцовое плоское изображение, вытянутое в полосу.

10. Жилой дворец правителей династии Ахеменидов.

11. Правитель Древней Персии: царь-завоеватель.

12. Ассирийская скульптура: крылатый человеко-бык, -лев.

 

ФРИЗ

Ассирия

ШЕДУ

Вавилон Ворота Иштар

ИЗРАЗЕЦ

Пасаргады

АПАДАНА

ТАДЖАРА

Кир

ТОРЕВТИКА

ПОРТИК

ЗОРОАСТРИЗМ

 


 

 

Искусство Месопотамии.

                     
           
           
                   
                               
                                   
                             
                                 
                         
                     
                             
                           
                                 
                 
                                       
                     
                             
                 
                     
             

 


По горизонтали:

1. Правитель Двуречья в после-аккадский период «... из Лагаша».

2. Этой богине посвящены знаменитые ворота Нового Вавилона.

3. Столица империи Ахеменидов.

4. Общее название региона рек Тигра и Евфрата + окрестные земли.

5. Государство в Двуречье XXIVв. До н.э.

6. Одно из первых значительных Государств в Двуречье.

7. Ступенчатая пирамида шумерского периода.

8. Вход в храм или дворец, оформленный колоннами и перекрытием. (Сиро-Финикия)

9. Культурная столица империи Ахеменидов.

10. Крылатый человеко-бык. (Ассирия)

11. Правитель Ново-Вавилонии, градостроитель.

12. Царь- завоеватель империи Ахеменидов

13. Инструмент для резьбы по камню (печати)

14. Правитель Двуречья, Старова-вилонское царство. Законотворец.

15. Наклонный лестничный уступ в шумерской пирамиде.

 

По вертикали:

1. Резьба по камню (цилиндр.печати)

2. Каменная плита с рельефом в храмах «бит-хилани»

3. Шумерская религиозная статуетка.

4. Декор шумерской архитектуры (узор из множества цветных гвоздей-конусов)

5. Знаменитая..... башня Нового Вавилона.

6. Тип персидского дворца (для приемов).

7. Правитель Ассирии (собиратель библиотеки)

8. Религия персов эпохи Кира и Дария

9. Тип персидского дворца (жилого)

10. Декор месопотамской архитектуры (узор из глазурованных кирпичей.

11. Рельефная обработка изделий из драгоценных металлов. (Персия)

12.Правитель Двуречья в аккадский период «............ Древний»


Тема 4 Античное искусство.

 

Античность (лат.)-

 

1. древность, старина

2. историч. и культурный период греко-римской древности

3. вечная школа художника от ученика до зрелого мастера

 

Икусство Эгейского мира

(крито-микенская культура)

 

Истоки –эпоха неолита(7-4 тыс. до н.э.)кирпич-сырец, глиняные фигурки женщин, керамика с примитивным орнаментом.

 

 

Кикладские острова (3-2 тыс. до н.э.)

 

Киклады

I. Архитектура- жилые помещения из камня, гробницы

II. Скульптура- кикладские идолы (лаконичность, схематизм)

III. Художественные ремесла- керамическая посуда, «Сокровища Приама» (г.Троя, археолог Г.Шлиман)

 

Остров Крит (28-12 вв. до н.э.)

 

Царь Минос, письменность, зодчество,

Столица-г. Кносс

I. Архитектура- кносский дворец-лабиринт(архитектор Дедал)

II. Скульптура- статуэтки (богини, танцовщицы)

III. Живопись - фрески (роспись по сырой штукатурке), раскрашенный рельеф.

IV. Художественные ремесла- вазы стиля «камарес» (единство формы и декора), каменные сосуды (стеатит), ювел. украшения

.

 

Ахейская Греция (16-12 вв. до н.э.) – столица г. Микены

 

I. Архитектура- воинственно-суровый характер

1. Акрополь - укрепленный центр города

2. Мегарон - тип жилого дома, прообраз греческого храма


3. Погребальные сооружения-


шахтовые гробницы «тол`осы»

II. Скульптура - львиные ворота в Микенах (массивность, схематизм)

III. Живопись – тяжеловесность, плоские контуры.

IV. Художественные ремесла- металлопластика(золото)- маски, кубки, чаши, оружие. Вазопись(схематизм, геометрические узоры)

Угадайка №1 «Античность. Искусство Эгейского мира.»

 


1. Укрепленный центр в городах Древней Греции.

2. Живописная техника росписи по сырой штуатурке.

3. Острова Эгейского моря – колыбель искусства Древней Греции.

4. Легендарный город, воспетый в поэмах античных авторов и обнаруженный в XIX веке немецким археологом Шлиманом.

5. Погребальное сооружение, круглое в плане, покрытое ложным куполом.

6. Остров в Эгейском море – центр крито-микенской культуры.

7. Город, расположенный на этом острове, знаменитый огромным дворцом-лабиринтом.

8. Тип здания, сложившийся в эпоху эгейской культуры и ставший прообразом греческого храма.

9. Древний город, ставший культурным центром во времена завоевания Греции ахейскими племенами.

10. Художественный стиль в вазовой росписи острова Крит; характерные черты: единство формы и декора сосуда.

 

 

Киклады

Крит

Кносс

КАМАРЕС

ФРЕСКА

Микены

АКРОПОЛЬ

МЕГАРОН

ТОЛОС

Троя

 


 

Тема 5 Античное искусство. (продолжение).

Искусство Древней Греции

Гомеровская Греция (11 – 8 вв. до н.э.)

I. Архитектура – связь с ремёслами.

1. Урны для хранения пепла в виде жилища

2. Священная роща, пещера, камень.

3. Жилой дом + мегарон (ахейская Гр.)

 

Греческий храм

II. Скульптура – сведения из античной литературы.

1. Ксоан - деревянный идол (геометрические формы)

2. Фигурки – предметы с орнаментом (глина); статуэтки из бронзы.

 

III. Художественные ремёсла – керамика.

1. Вазы-надгробия геометрический

2. Посуда стиль

3. Скульптурные украшения сосудов («геометрика»)

 

 

Греческая архаика (7 - 6 вв. до н.э.)

Архаика (греч.) – ранний этап в историческом развитии какого-либо явления

Демократизация общественного строя Греции(демос-народ). Идеал человека-свободный, политически активный гражданин.

Художественный идеал- юноша-атлет, ловкий, умный, гармоничный(гармония духа и тела).

I. Архитектура – в процессе становления.

1. Центр города-укрепленный акрополь

(храм-агора-театр)

2. Типы греческих храмов.

3. Ордер (порядок, строй)-особый тип архитектурной композиции; дорический- строгий, лаконичный; ионический- легкий, стройный.

II. Скульптура – от идола к образу человека.

1. Курос - (юноша-атлет)-выразительные детали, архаическая улыбка

2. Кора – (девушка)

3. Рельефы на метопах и фризах(раскрашенные)

 

III. Живопись-

1. Метопы -расписные плиты на фризе

2. Пинаки - расписные глиняные плиты

 

IV. Художественные ремёсла – керамика

1. Вазопись-ковровый стиль- чернофигурный стиль-краснофигурный стиль

 

 

Греческая классика (5-конец 4 вв. до н.э.)

 

Афины - политический и культурный центр Греции

«Красота без прихотливости,

мудрость без изнеженности»- Перикл (прав.Афин периода расцвета)

Жизненный принцип афинян - «Ничего лишнего»

Художественный идеал- свобода, гармония, естественность человеческого бытия

I. Архитектура-регулярная планировка-застройка по плану, храм как живое существо(продуманные изменения в ордере), курватура, энтазис.

1. Святилище Зевса в Олимпии

2. Акрополь в Афинах, архитектор Фидий.

a Парфенон - главный храм акрополя; архитекторы Иктин и Калликрат (чистота и строгость, живой, изменчивый ритм)

b Эрехтейон - небольшой ионический храм(портик кариатид-колонн в виде женских фигур)

II. Скульптура- гармония и человечность

1.Ранняя класика-движение, сложные позы, объединение фигур общим действием

a Мирон - «Дискобол», поза контрапоста(резкие углы осей тела)

2. Высокая классика-период расцвета

a Фидий -идеальные обобщенные образы, тонкая моделировка, искусная раскраска.

b Поликлет - статичность, спокойствие, тяжеловесность, позы хиазма – спокойные оси тела («Дорифор», «Раненая Амазонка»)

 

Поздняя классика

 

I. Архитектура- пышность, масштабность.

a Святилище Асклепия в Эпидавре

b Храм Артемиды в Эфесе

c Галикарнасский Мавзолей

II. Скульптура- сложность, противоречивость мира.

1. Скопас - борьба, страсть, напряжение(Менада, Амазономахия)

2. Пракситель - лиризм, мягкость, покой(Афродита Книдская, Гермес с младенцем Дионисом)

3. Лиссип - драматизм, противоречивость образов(«Апоксиомен», «Портрет Ал. Македонского»)

4. Леохар - изящество, эффектность, но! бездушность («Аполлон Бельведерский»)

5. Бюсты философов.

6. Терракотовые статуэтки из Танагры.

7. Надгробные рельефы

III. Живопись- почти не сохранилась, пейзажи, пространство, сдержанный цвет(по описаниям античных авторов).

IV. Художественные ремесла- ВАЗОПИСЬ

 


Чернофигурная Краснофигурная Белофонная

Эллинизм (конец 4-1 вв. до н.э.)

Эллинизм. (вв. до н.э.) – этап в истрии стран Восточного Средиземноморья, выход греческой культуры за пределы Греции (Походы Ал. Македонского - Завоевание Востока Римом).

Искусство эпохи эллинизма - греческие +восточные традиции. Противоречивость (героика - быт, монарх - простолюдин)

 

I. Архитектура- регулярная застройка городов, пышность, связь с ландшафтом, инженерные поиски.

1. Новые типы зданий(библиотеки, маяк и т. п.)

2. Колоннады вдоль улиц, сады, парки.

3. Коринфский ордер-масштабность, пышность

II. Скульптура- классические традиции, разнообразие художественных школ.

1. Рельефы алтаря Зевса в г. Пергам, архитектор и скульптор Евмен(малоазийская школа)- страсть, драматизм –характерная эллинистическая традиция

2. Колосс Родосский, Ника Самофракийская- грандиозность, оптимизм(родосская школа)

3. Афродита (Венера Милосская) творческое исполнение классических традиций(аттическая школа)

 

III. Живопись - римские копии греческих фресок, мозаики, эскизность, декоративность.

 

IV. Художественные ремесла

1. Торевтика(посуда из драгоценных металлов, см. Др.Иран)

2. Глиптика(резьба по минералам, см. Месопотамия)

ГЕММЫ

(драгоценные камни с рельефом)

 


КАМЕЯ ИНТАЛИЯ

(выпуклое изобр.) (врезанное вглубь изобр.)

 

Тема 5 Античное искусство. (продолжение).

Искусство этрусков

Этруски – древние племена, населявшие северо-запад Аппенинского п-ова, Этрурию, и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую римской.

Периодизация исотрии этрусков.

I. Истоки – ранние полисы (8 в.до н.э.)

II. Протоархаика (7 – нач. 6 в.в. до н.э.)

III. Архаика (6 – нач. 5 в.в. до н.э.)

IV. Классика (5 в. до н.э.)

V. Завершающий период (4-1 в.в до н.э.)

 

Истоки искусства этрусков (8 в. до н.э.)

Северная и Ценральная Италия, Вилланова культура (поселение Вилланова на севере Италии; прикладные изделия из железа, бронзы).

I. Архитектура – почти не сохранилась.

Хижины (дерево, глина) Храмы, жилища вождей (туф)

 


Постройки, врытые в землю, двухскатная крыша из брёвен, отделка кирпичём-сырцом и керамическими плитами.

 

II. Художественные ремесла – погребальные урны-хранилища пепла (бронза, глина), стилизованные под храм или фигуру человека (геометризированный орнамент, ручки –прилепы).

 

Протоархаика (7 – нач. 6 вв. до н.э.)

Система видов искусств (архитектура, скульптура, живопись, худ. ремесла)

I. Архитектура – в процессе становления.

1. Храмы: греческие традиции местные традиции

 


центр полиса место для молитвы

одухотворенная арх-ра примитивная арх-ра

на века нестойкие материалы

 

2. Фамильные гробницы: утверждение престижа (влияния, уважения) + продление загробной жизни.

Древние насыпные курганы

 


Тумулусы

(курганы с высокой стенкой из камня).

II. Скульптура – массивность, приземистость (влияние Вост. Греции); неточные пропорции, но детская непосредственность, эмоциональная выразительность.

III. Живопись – скромные настенные росписи, предчувствие расцвета (от геометрического орнамента – к архаическому реализму).

 

IV. Художественные ремёсла.

1. Керамика.

a. Канопы - сосуды для пепла в виде человеческих фигур.

b. Канопы, украшенные статуэтками из глины.

c. Сосуды стиля буккеро: обжиг без доступа воздуха.

 

 


грифельно-черный цвет

 

под лаком – блеск металла

 

«тонкое» буккеро «тяжелое» буккеро

(тонкие стенки, графич. орнамент) (толстые стенки, рельеф)

 

2. Ювелирное искусство: украшения с восточными мотивами, бронзовая посуда с рельефом (торевтика)

 

Архаика (6 - начало 5 вв. до н.э.)

Культурные контакты с крупными городами и государствами; пышная роскошь, «восточный стиль с греческим привкусом»

 

I. Архитектура – декоративная выразительность целого.

1. Храмы.

a. Главное – фасад (подиум, широкая лестница, глубокий портик; яркие керамические плиты, ажурные рельефы).

b. Тройная целла (главное помещение античного храма, святилище).

2. Гробницы

a. Архитектурная организация внутреннего пространства (погребальные камеры – крупнее; аванкамеры боковые ниши для саркофагов).

b. Настенная роспись.

II. Скульптура – наивность + выразительность.

1.Декоративное убранство храма.

a. Погребальные статуэтки (нарушенные пропорции).

b. Фантастические образы: Горгона, кентавр, химера (греч.) – огнедышащее чудовище в виде льва, козы и змеи.

c. Маски- антефиксы (лат.) – впереди прикрепленные; украшения по краям кровли из мрамора или терракоты.

d. Фронтонные композиции: ажурные рельефы, статуи (мастер Вулка).

2. Скульптурное завершение саркофага.

a. Парные надгробные статуи (полулежащие фигуры, архаичные улыбки).

b. Антропоморфные канопы (сосуды-скульптуры).

III. Живопись – погребальные росписи; темы: пиры, игры, охота, танцы, сражения (жизненность и динамичность)

 

Условные позы и жесты, обводка контура;

цвет ограничен (бел., черн., красн., желт.)

 


Анатомическая точность в изображении фигур,

сложные ракурсы, сочный цвет

Через праздничность погребальных обрядов – приобщение к потусторонннему миру, забота об усопших.

 

IV. Художественные ремесла.

I. Керамика – антропоморфные(человекоподобные) канопы, то есть сосуды-скульптуры.

II. Металлопластика (статуэтки, украшения, посуда, оружие)

1. Зернение (покрытие поверхности изделий мельчайшими крупинками того же металла, в осн. золота)

 

 

Классика

Влияние архаики и ранней греч классики; реальное видение человека.

I. Архитектура – не ясность пропорций(как в арх-ре Греции), а декоративная выразительность целого.

1. Город – как целостный организм: регулярная планировка (гипподамова, система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485—405 гг. до н. э.), низкие дома, внутренние дворики – атриумы.

2. Храмы – богатый декор фасада (яркая раскраска керамических плит, многофигурные раскрашенные композиции над фронтоном – акротерии)

II. Скульптура – приближение к классическим формам.

1. Малая пластика (бронза): гармоничное тело, но застывшее движение.

2. Урны-канопы в виде сидящей женщины с младенцем

«Божество Великой Матери»

 


торжественность, приземистость

одухотворенность застылость

(от греков) (от этрусков)

3. Урны-саркофаги с парными портретами (подражание греческой классике).

III. Художественные ремесла.

1. Керамика: терракотовые погребальные урны в виде домов и храмов; вазы классического краснофигурного стиля.

 

Завершающий период

Нашествия, войны; растущее влияние Римской империи; постепенная потеря независимости – таково мироощущение этрусков 4-1 в.в. до н.э.

 

I. Архитектура – исчерпала себя.

II. Скульптура.

1. Монументальная – фронтоны храмов (многофигурность, яркая раскраска, пышность, драматизм, то есть этрусские + эллинистические традиции).

a) «Крылатые кони» из Тарквинии.

2. Станковая – портреты из бронзы и терракоты (психологизм, портретное сходство); урны для пепла, подобные сакофагам(с фигурами на крышке).

a) Парадная статуя Авла Метелла

b) Бюст так назыв. Брута (грозная энергия, скорбь; блестящее мастерство исполнения).

III. Живопись – самобытна, трагична (соответствует мироощущению этрусков этого периода); росписи гробниц.

 

Радость, праздник

 


печаль, безнадежность

 


интерес к внутр.миру интерес изображение чудовищ,

личности к предметному миру демонов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 519 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2389 - | 2193 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.