Тема 4
Теоретики Возрождения: Леон Батист Альберти (1404–721), Леонардо да Винчи (1452–1519).
Леонардо да Винчи.
Никто другой не сделал так много для того, чтобы лишить искусство интеллектуальной основы и возвратить к прямому восприятию, в немалой мере путем цвета, который теперь уже больше не служит для наилучшей передачи формы, как было раньше, но для усиления эманация внушения. Его светотень открыла новую эру живописи, обнаруженную, главным образом, в венецианский школе. Чтобы добиться этого, ему пришлось опровергнуть сложившуюся в искусстве традицию, главным образом, пластичную организацию пространства, и привнесение в него реалии времени, внутренней длительности. Кардинальный аспект, который слишком длительное время игнорировался.
Вся живопись Леонардо и использование им света и тени можно объяснить таким образом. Ибо же еще является его светотень, если не техникой ухода от целостности форм, погружение их назад в континуум тени, в окружающую среду. Таким образом, он разрушил и отказался от формы, на которой учреждалась живопись со времени Греции вплоть до Рафаэля и Микеланджело. Он был немного свыше революционного, что мы принимаем считать. Подобно Гераклиту, он ухватился за "истечение всех вещей", как за ключ, который открывает переход от истечения и изменения к психике с точки зрения континуума, и далее ко внутреннему времени.
Леонардо да Винчи занимался вопросами цветовой индукции, градации, Sfumato. Свет и тень его интересуют больше, чем цвет.
Альберти — сторонник контрастного сопоставления, не воспринимает золото, предлагает быть осторожным с белым цветом.
Альберти и Леонардо да Винчи занимаются классификацией цветов.
Основное направление физико-математическое. Естественные науки разделили свои области. Наука о свете отделилась от философии и потеряла непосредственный контакт с проблемами искусства.
Ньютон — основоположник физической науки о цвете.
1. Лучи, всячески преломляемые,
дают разнообразные цвета,
наиболее преломляемый — пурпурный,
наименее — красный, средне —
зеленый.
Цветовой круг из 7 цветов.
2. Цветовое размещение не
удосуживается быть изменено.
3. Цвет белый и черный
создаются беспорядочными смещениями
лучей.
4. Цвета всех тел порождаются из
состоятельности отражаться и пропускать
лучи.
Связал спектр с музыкальной октавой.
1. Цан (немецкий ученый)
построил цветовой треугольник, что
позволяет видеть результат смещения основных цветов — хроматических и ахроматических. Определил основные цвета в живописи: красный, желтый, синий (белый, черный).
Они размещены в основании треугольника. Цан построил сложную систему соответствия цветов звукам, веществам, эмоциям, животным.
Таблица Цана (эмоции, состояния, звуки, вещества).
Белый | Желтый | Красный | Синий | Черный |
светло | очень легкая тень | умеренная тень | обильная тень | темнота |
утешение | затемнение утешение | чувствитель-ность, смешанная с горечью | строгость | горечь |
огонь | эфир | воздух | вода | земля |
детство | юность | молодость | возмужание | старость |
ум | внимание | безумие | праздность | неизвестность |
Бог | Ангел | человек | зверь | растения |
высокий звук | средняя нота | низкий звук |
Новое движение в искусстве — барокко, палитра его многоцветная и насыщенная. Художественная идеология барокко нашла свое изречение в работах Роже де Лиля. "Курс основ живописи", "Беседы о живописи".
Основные положения:
1. Цвет не рассматривается как второстепенное средство живописи.
2. Нужно решительно разделять цвета в сущности и живописи.
3. Нет принципиального различения между светотенью и цветом. Свет и цвет являются композиционными элементами живописного производства.
4. Исследует проблемы гармонии: Дисгармония.
5. Развивает идеи о психологическом влиянии цвета, о цветовых ассоциациях. Он разделяет цвета на тяжелые и легкие, близкие и далекие.