Нумерация катрена указывает цату: к87 — 1987 г., увидевший несколько серьезных землетрясений к востоку от Лос-Анджелеса в Уитьере и пустыне Мохаве. Однако их нельзя сравнивать с давно прогнозируемым землетрясением, которое, как ожидается, произойдет на разломе Сан-Андреас. В качестве его даты не следует исключать и 2087 г. В 1987 г. также произошли землетрясения, правда, иного свойства. Две великие скалы, Иран и Ирак, вступили в седьмой год затяжной войны, столь же жестокой и кровопролитной, как Первая мировая. В 1987 г. Иран, собрав в кулак полумиллионную армию, бросил ее на южный Ирак. Ценой колоссальных потерь Ира-ку удалось остановить ее у Басры. Иранская армия захлебнулась в собственной крови. Аретуза может иметь двойное значение: дрожание земли в результате военных действий, происходящее возле мест, некогда бывших римской провинцией Сирией. И если это так, то тогда мы попросту не заметили, как исполнилось грозное пророчество.
1 к88
Le diuin mai jurprendra le grand prince, Божественный гнев ошеломит великого принца,
Vn peu devuant aura femme e\pou\ee. Незадолго до этого он вступит в брак
Son ариу & credit1 а vn coup viendra с некоей женщиной2.
mince, Исчезнут внезапно и поддержка, и ассигнования,
Conleil mourra pour la tejte ra\ee. Совет, он умрет из-за бритых голов.
1 Кредит, доверие, власть, влияние, уважение и т. д.
2 Вариант: Незадолго до того он вступил в брак с женщиной.
В катрене указывается на начало бед, преследовавших английского короля Карла I, и на то печальное событие, которым по прошествии многих лет они завершились. В 1625 г. в день своей свадьбы Карл I Английский заявил о необходимости прекращения преследования католиков. В приступе «божественного» гнева пуританский парламент, к этому времени и без того весьма недовольный пренебрежением, выказываемым королем к его власти, открыто встал в оппозицию к Карлу I, отказав ему в предоставлении средств (ассигнования) на ведение войны с Испанией.?Кенитьба Карла на католической принцессе подлила масла в огонь. Этим браком король утер пуританские носы своим подданным-парламентариям, но следствием этого шага стало обвинение его в «папистских интригах» (как видим, снова божественный гнев). Спустя двадцать четыре года отношения между парламентом и королем прервались совершенно, и началась гражданская война. Затем настал день, когда собственный королевский двор (совет) под давлением победоносных «круглоголовых» (бритых голов) приговорил Карла к смерти.
1 к89
Tous ceux de llerde'kront dans la Все из Лериды будут в Мозеле,
fvloJeHe, Умерщвлять всех тех, кто с Луары и Сены:
Mettant а mort tous ceux de Loire & Морское течение поднимется до верха степы,
Когда испанцы вскроют каждую вену.
Le cours marin viendra prиs d'haute
velle,2
Quand Hejpagnols ouurira toute veine.
1 Ilerdia (лат.) — Лерида, город в Испании. 2Vallum (лат.) — вал, стена.
Если за строками этого катрена кроется пророчество о покорении Франции Испанией, то его можно считать абсолютно ошибочным. Некоторые ученые попытались склеить чашу пророчества из бесформенных осколков. Читэм пытается увидеть в одном из них поход Веллингтона на полуостров, не обращая внимания на малозначащее для судьбы Франции вторжение незначительного испанского контингента в ее южную часть в 1814 г. Фонбрюн хватает следующий осколок и титаническими усилиями исторической воли превращает испанских Габсбургов в прусских солдат, окруживших в период франко-прусской войны, в 1870 г., возле города Мец армию под командованием маршала Базена. Читэм доказывает, и довольно неплохо, что велась война за испанское престолонаследие, нимало не смущаясь тем обстоятельством, что ни один испанский солдат не выстрелил во француза, и уж тем более не устраивали испанцы повальной резни.
Комментарии Джеймса Аейвера наводят на многочисленные размышления. Он переводит halte velle (высокая стена) как «высочество Веллингтон». Герцог Веллингтон действительно повел за собой англичан (в основном) и небольшие соединения испанцев во Францию, где выиграл ненужную битву при Тулузе (ненужную потому, что к тому времени Наполеон уже отрекся от трона). Но Тулуза находится далеко на юге, на значительном расстоянии от указанной Нострадамусом линии массовых убийств, проходящей по Луаре — Сене, так что, по моему мнению, Джеймс Лейвер так же, как и другие комментаторы, не смог разгадать тайну катрена.
1 к90
Bourdeaux, Poitiers au Jon de la сатрапе, A grande clalle' ira iujques а l'Angon: Contre Gauloys jera leur tramontane, Quand monstre hydeux naistra prиs de Chgon.
Бордо, Пуатье в звуках колокола, Великая армия пройдет до самого Ланжона: Северный ветер будет против французов, Когда отвратительное чудовище [или божественное знамение] родится недалеко от Оржо.
1 Classis (лат.) — «флот» или, в некоторых случаях, «армия».
Описание божественного знамения, посещающего Францию и имеющего образ двухголового и отвратительного на вид новорожденного младенца, совпадает с изображением чудовища в 1 к80. Ланжон находится в тридцати милях к юго-востоку от Бордо, на реке Гаронна, Оргон — в десяти с лишним милях к северу от Салона. Вторжение! Плывет над юго-западной Францией и Провансом тревожный набат! Но кто же агрессор?
В 1815 г. Бонапарт бежал с острова Эльба и с немногочисленным отрядом в 1000 человек высадился на побережье возле Канн. Известно, что в знак протеста против вторжения Наполеона на площади в Оргоне сожгли его чучело. После вторичного прихода к власти Наполеон был в июне разбит при Ватерлоо. Плохая погода немало способствовала поражению войск Бонапарта (северный ветер будет против французов). Лето 1815 г. считается самым отвратительным за всю современную историю Франции. В стоявшей тем летом сырой дождливой погоде прежде всего следует винить вулканические извержения в Индонезии. Грязь, покрывшая поле битвы в Ватерлоо, помешала Наполеону. Император потерял шесть драгоценных часов, ожидая, пока солнце высушит землю. Если бы в тот год июнь был чуть более солнечным, Наполеон, скорее всего, смог бы победить соединенную англо-бельгийскую армию под командованием герцога Веллингтона прежде, чем появилась шедшая ему на помощь прусская армия. (См. катрены о битве при Ватерлоо: 1 к23, 1 к38.)
1 к91
Les dieux feront aux humains apparence, Боги явят людям
Ce qu'HzJeront auteurs de grand conflict: то, что они иновниками великого конфликта:
Auant ciel veu lerain ejpee & lance
Меч и копье летят прежде, чем небеса
Uue vers main gauche Jera plus grand
станут безоблачными,
Так что слева будет великое бедствие.
Кто же эти боги, о которых говорит пророк? Являются ли они плодом воображения поэтов, следствием отклонений от нормы? Или же они показывают нам будущие расы — богоподобных людей или пришельцев-инопланетян, которые станут виновниками войны в небесах космоса? А давайте-ка взглянем на этот вопрос с другой стороны. Не являются ли эти боги режиссерами всех тех войн, что мы, земляне, ведем сейчас? Не они ли снабжают новейшими технологиями некие подопытные земные правительства, постепенно подготавливая нас к контакту с внеземными цивилизациями? Будем надеяться, что кто бы ни сидел по левую руку от этих богов, ЦРУ или Саддам Хусейн, у них нет ни информации, ни материальных возможностей для ограничения свободы человека.
Нумерация катрена указывает дату: к91 — 1991, год войны против Ирака в Персидском заливе.
1 к92
Souz vn la paix par tout jera clamйe ' Под властью одного человека повсюду будет
Mais non long temps pille2 & rebellion:.. провозглашен мир,
Но вскоре после того сделается грабеж и бунт:
іar refus ville, terre, & mer entamйe,
Из-за отказа на город, землю и море будет вторжение,
Mors & captifs le tiers d'vn million.
Треть миллиона убитых и захваченных в плен.
1 Clamer (старофр.) — провозглашать.
2 Piller (старофр.) — грабеж, мародерство.
Некоторые катрены, переходя из века в век, от одного комментатора к другому, трактуются по-разному, сообразно времени и фантазии комментатора. Этот катрен постигла та же судьба. Жобер считает, что в нем говорится о религиозных войнах во Франции (1562—1598), а отказавшимся городом называет оплот гугенотов крепость Ла-Рошель, отбившую осаду в 1572 г. Однако понесенные обеими сторонами потери на самом деле были не столь уж и значительными, число погибших сильно преувеличено. Этот факт подвиг Босвелла и Генри С. Робертса заговорить о том, что катрен предвосхищает событие, более близкое к нашему времени. Роберте подходит к рассмотрению катрена с явным пристрастием, стараясь привязать его к американской истории. Он говорит, что треть миллиона — это американские солдаты, погибшие в результате нападения японцев на США во время
Второй мировой войны. Современник Робертса, Босвелл, заставил ученых поверить в то, что этому катрену есть только одна правдоподобная и убедительная трактовка. По его мнению, в катрене говорится или по крайней мере делается намек на падение Луи Бонапарта и на Вторую империю во Франции во время франко-прусской войны (1870—1871).
Несколько ловких манипуляций исследователей Нострадамуса, и катрен начал содержать пророчества о внезапном падении Наполеона III, того самого одного человека, называвшего Вторую империю «империей мира» (повсюду будет провозглашен мир). Во второй строке катрена, следовательно, описываются бунты и резня Парижской коммуны 1871 г. Под отказом подразумевается отклонение кайзером Вильгельмом I унизительных требований Наполеона III относительно кандидатуры Гогенцоллерна на испанский престол. В результате отказа Франция оказалась втянутой в войну, которую не могла вести, поскольку не была к ней подготовлена. Пруссаки и- их германские союзники совершили несколько вторжений на французскую территорию (на город, землю и море будет вторжение), во время которых, по подсчетам историков, 300 ООО французов было убито и взято в плен (Нострадамус ошибся всего на 33 ООО человек). Однако эти подсчеты весьма приблизительны, так как не учитывают количество жертв среди гражданского населения, данные о которых сильно разнятся между собой.
Новое время приносит новую моду. В наши дни этот катрен начал предвещать операцию «Буря в пустыне», проведенную в 1991 г. Иохман раскрыл тайну человека, возвестившего о повсеместном мире. По его мнению, это американский президент Джордж Буш, заявивший об окончании холодной войны и начале установления нового мирового порядка. Из крепости Ла-Рошель мы переносимся в Париж, отказавшийся от участия в боевых действиях против Ирака. Но хотя президент Миттеран гораздо энергичнее, чем президент Буш, пытался урегулировать конфликт мирными средствами, во время боевых действий французы стояли плечом к плечу со своими постколониальными союзниками. Убитые и захваченные в плен — это, конечно, иракцы: либо солдаты, убитые во время военных действий, либо иракские дети, пострадавшие от санкций и умирающие от дизентерии. Как известно, во время бомбардировки по всей стране были разрушены водоочистные сооружения.
Нумерация катрена указывает дату: к92 — 1992. Почти точно предсказано окончание войны в Персидском заливе. Если, конечно, трактовка Иохмана правильна.
] к93
Terre Italique prиs des monts tremblera, Lyon & coq non trop confederez: En lieu de peur l'vn l'autre s'aidera, Seul Catulon' & Celtes modйrez.
Итальянская земля возле гор вздрогнет,
Лев и петух — союз непрочен:
Вместо страха один поможет другому,
Только свобода и кельты [французы] сдержанны.
1 Castulon (старофр.) от castula (лат.) — римская туника, в которую облачена республиканская богиня свободы.
Не похоже, чтобы в катрене говорилось об итальянской кампании Наполеона. В то время Британия находилась в состоянии войны с республиканской Францией. Под поэтической фразой «вздрогнувшие горы» пророк имеет в виду
Альпы, которые вздрогнут от победы после трехдневной битвы при Ри-воли в 1797 г. и позднее в 1800 г., когда французская армия перешла Альпы, чтобы выиграть битву при Маренго. В данном случае слово castulon означает тунику, в которую облачена Марианна, республиканский символ Французской революции. Можно даже представить ее улыбающееся лицо, а возможно, и ее улыбающуюся грудь или две, выбившиеся из-под кастулона-туники,— так ее рисовали на боевых знаменах, что развевались над косматыми головами одетых в лохмотья, но полных энергии, боевитых ветеранов Бонапарта.
Нумерация катрена указывает дату: к93— почти точно предсказано время первого итальянского похода Наполеона — 1796 г.
1 к94
Attport Se/m'fe tyran mis а mort, £ Порт-Селине тиран предан смерти,
Свобода не полностью восстановлена:
La libertй non pourtant recomree:»т - д/r
Новый Марс в результате мести и сожаления,
Le поииеаи Mars par vindicte & remort, Даме> преодолевая силу страха> возданы почести. Dame par force de frayeur honnoree.
1 Port Selin — порт полумесяца; как правило, Константинополь, но иногда порт Генуя.
В катрене явно говорится не о Аепанто. Артур Приедитис считает, что здесь предсказывается убийство турецкого тирана Абд-эль-Азиза 4 июня 1876 г. Аеони же склоняется к мысли о том, что в данном случае мы имеем дело с несбывшимся пророчеством об убийстве Андреа Дориа, генуэзского тирана и адмирала императорского флота (символом Генуи также является полумесяц). Есть и третий вариант толкования— в катрене говорится о восстании младотурков в 1908—1909 гг., когда генерал Мустафа Кемаль, позднее Кемаль Ататюрк, вел освободительную армию на Константинополь (Порт-Селин). Этот новый Марс (бог войны), с согласия мусульманского духовенства, свергнул (а не убил) султана Абдул-Хамида II и назвал его брата Мухаммеда V Решида главой правительства, управляемого Комитетом согласия и прогресса. Сравнение с новым Марсом в строке 3 все же кажется мне пока не совсем ясным. Полагаю, что следует поближе познакомиться с жизнеописанием и деятельностью Ататюрка. Имя дамы, о которой говорится в строке 4, по сей день остается загадкой.
1 к95
Deuant moultier txouuй enfant ЬеЦоп, Пред монастырем найдены дети-близнецы,
Uheroiclangdemoine&veUque:
Son bruit par jecte langue & puissance son, Qu'on dira fort elkuй le vopilque. Еретической и древней крови монаха:
Его слава, сила языка и мощная речь Таковы, что каждый назвал бы избранным того из преждевременно рожденных близнецов, кто остался в живых.
1 Vestutisque (старофр.) от лат. vetustus — древний.
2 Vospisque (старофр.) от лат. vopiscus — оставшийся в живых близнец (при преждевременном рождении и смерти второго).
Похоже, Нострадамус в поэтической форме выражает здесь свою ярость по отношению к папам-тезкам. Впервые в истории католической церкви два главы ее названы одним и тем же именем, первый — Иоанном Павлом I (1912—1978), второй — Иоанном Павлом II, который возглавил католическую церковь в 1978 г.
Последние две строки открыты для всевозможного папского толкования, но по существу они могут относиться к обоим Иоаннам Павлам. Первый потряс церковь неожиданно сильной манерой коренных реформ, но подозрительно неожиданно умер. Сменил сто куда более физически крепкий «близнец» Иоанн Павел из Польши, в начале своего правления обещавший продолжить реформы, но на деле использующий силу языка и мощную речь для того, чтобы во время своих выступлений перед многочисленными верующими способствовать усилению того самого консервативного мышления, против которого выступал Иоанн Павел I.
1 к96
Celuy qu'aura la charge de dejtruire Некто, кто будет обвинен в разрушении
Temples, & lectes, changez par fantdjie: Храмов и сект, измененных фантазией:
Plus aux rochiersqu'aux viuans viendra nuire Он нанесет вред скалам, нежели живым,
Уши полны витиеватыми речами.
Par langue ornйe d'oreilles rejlajie.
Идея о том, что традиционные религии есть всего лишь фантазия или тень их изначального живого учения, постоянно повторяющаяся тема в катренах Нострадамуса. Тот некто, о котором здесь говорит пророк,— это, должно быть, современный мистик, пионер нового учения, разрушающий скалы старых догматов, пользующийся всеобщей ненавистью со стороны организованных религий. Мы узнаем его по его речам, красивым и убедительным. Индийский мистик Ошо был осужден в 1985 г. в США. Лидер Церкви единения Сун Мюн Мун подвергся оскорблениям. Первыми его заключили в тюрьму северокорейцы, затем эту бесславную традицию продолжили Соединенные Штаты. Мистик-бахаит Абдул Баха, как и его отец (Баха-улла), за свои религиозные убеждения и за их проповедь провел большую часть жизни в изгнании и тюрьмах.
Нумерация катрена указывает дату: к96— 1996, начало конца ортодоксальных религий. В течение ближайшего века они либо совершенно исчезнут, либо до неузнаваемости преобразятся.
Основоположники грядущей духовной революции
В некоторых из пророчеств Нострадамус словно предвидит нынешние духовные течения и их провозвестников. Характер этих пророчеств указывает на тот уникальный исторический феномен, который мы называем человеческим потенциалом, или движением «Новая Эра».
В этом движении различаются множество групп (как мошеннических, так и верующих вполне искренно), экспериментирующих с альтернативными стилями жизни, философиями и религиями, по происхождению своему чаще всего восточными, то есть практикующих новую психо- и физиотерапию. Группы эти, хотя порой не соглашающиеся между собой в деталях, заняты в основном поисками новых путей к миру без войн и экологическому равновесию. И все они стремятся пробудить человечество, помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал и прийти к высшему осознанию.
Пророчества, о которых я говорю, можно подразделить на восемь особых категорий. Они являются восьмью пророческими ключами к раскрытию характера грядущей новой религии, ее недогматическим индивидуалистическим учениям и к идентификации ее провозвестников.
Вот эти восемь ключей (и соответствующие им катрены):
♦ Человек с Востока обретает дом на Западе: духовный катализатор обнаруживает, что его учение приветствуется на Западе, особенно в Европе и Северной Америке (см. 2 к29, 10 к75).
♦ Жезл Гермеса (подобно жезлу Гермеса, символизирующему, что учение не дуалистично) (см. 2 к29, 5 к54, 10 к75).
♦ Гонимый учитель: традиционные религии будут препятствовать духовному учителю ездить по миру и проповедовать свои взгляды (см. 1 к96).
♦ Мистическая роза: роза и красный цвет вообще, равно как и все оттенки красного цвета заката, символизирует идущие с Востока учения и соотносится с цветами одеяний учеников восточных учителей.
♦ Марс и пламя: бунт новых религий против догм прошлого символизируется красным цветом и восстающим пламенем. Многие пророки предвидят очищение человечества огнем. Нам же предстоит понять, что имеется в виду под этим огнем— глобальное ли потепление и всплеск этнических войн или огонь нового религиозного самосознания, зажженный новыми учениями (см. Эп104—105, Эп139).
♦ Диана дхьяна: Ауна и медитация. Наука самосозерцания— один из основных принципов новых религий. Ауна либо символизирует женский и интуитивный аспекты новой религии, либо как-то соотносится с именем одного или нескольких духовных катализаторов (см. 2 к28, 4 к31, 9 к!2).
♦ Пилигрим, вызывающий ярость: чем больше духовный катализатор, путешествуя по миру, встречает осуждения, тем более вероятней, что он или она на самом деле является провозвестником новой религии. Еще не было в истории ни одного случая, когда бы глашатай нового вероучения не отвергался основными религиями. В наши дни их называют гуру и создателями культов. Но точно так же называли и Будду, и Мухаммада, и Христа, когда они ходили по Земле, проповедуя свои учения (см. 2 к28).
♦ Редкие птицы, кричащие: «Ныне!» Редкими птицами являются сами духовные учителя, взывающие к человечеству, стремящиеся пробудить его ото сна сегодня, сейчас, немедленно, иначе завтра может быть слишком поздно (см. 2 к28).
В XX в. у начала духовной революции стоят двенадцать человек. Давайте рассмотрим их в свете восьми ключей, данных Нострадамусом. Разумеется, это не все кандидаты, их, возможно, больше, но установленные Нострадамусом параметры сужают перечень. Пророк говорит только либо об учителях, пришедших с Востока, либо о принявших восточное, не дуали-стичное учение. Третьим условием является наличие в учителе духа бунтарства; он может быть бунтарем даже с точки зрения собственных, восточных религиозных корней.
СВАМИ ПАРАМАХАНСА ИОГАНАНДА
(1893-1952)
Индийский мистик, основатель братства самореализации
Иогананда, познакомивший западные страны с крия-йогой, учил, что ум и сердце можно возвысить от ограниченного морального сознания до единения (йога) с сознанием Бога. Иогананда и его ученики иногда носили оранжевые одежды, традиционные для восточных искателей истины.
МЕХЕР БАБА
(1894-1969) Индийский суфийский мистик
Мехер Баба, парс, родом из Пуне, Индия, проповедовал благочестие. Он был противником религиозной иерархии, ритуалов и церемоний. Его девиз: «Не волнуйся, будь счастлив». Последователи его основали по всему миру сеть центров, которые только в США привлекли около 6000 приверженцев.
СВАМИ ПРАБХУПАДА
(1896-1978) Основатель движения «Харе Кришна»
Этот индийский мистик приехал на Запад с целью распространить послание сознания Кришны. Одним из символов сознания является пламя, представленное оттенками красного цвета. Последователи его поют, танцуют и носят красные одежды древних последователей Кришны.
Л. РОН ХАББАРД
(1916-1986)
Создатель дианетики, основатель церкви сайентологии
Цель сайентологии — помочь людям восстановить душевное здоровье после перенесенных физических и психологических травм, направляя их на путь к восстановлению «чистого» ментального и духовного состояния. И создатель сайентологии, и его «новая» религия столкнулись с яростной критикой во всем мире, неоднократно отражали нападки политиков и подвергались суду. Церковь сайентологии насчитывает до 5 ООО ООО приверженцев и, по мнению многих традиционных религий, считается опасной. Один из ее символов — огнедышащий вулкан.
АБДУЛ БАХА
(1844-1921) Лидер бахаизма
Старший сын и преемник Баха-уллы, после смерти которого возглавил все движение бахаизма. Разъяснял суть учений, прокладывающих дорогу к синтезу всех религий в духовно обновленной глобальной деревне. Большую часть взрослой жизни он провел в своем религиозном обиталище, на горе
Кармил в Израиле, откуда распространял свое вероучение. Как и его отец, Абдул Баха вел обширную переписку со своими последователями, живущими по всему миру. Провел много лет в заключении. Часто совершал длительные поездки по Европе и Америке, был сторонником создания Лиги Наций.
Дж. КРИШНАМУРТИ
(1891-1986) Индийский философ и мыслитель
Теософы объявили Кришнамурти инкарнацией Майтрейи, вернувшегося Будды, но сам Кришнамурти публично отрекся от титула и распустил организацию, созданную к тому времени для распространения его мессианского послания. После этого в течение 70 лет он много ездил, выступал с лекциями в Америке, Англии, Швейцарии и Индии. Суть его проповедей сводилась к следующему: называя медитацию «свидетельствованием», Кришнамурти учил, что с помощью ее человек приобретает полную и абсолютную свободу.
Г. И. ГУРДЖИЕВ
(1877-1949) Проповедник «четвертого пути»
Гурджиев родился в Александрополе, в Армении. Двадцать с лишним лет он провел в путешествиях по Тибету, Центральной Азии и Ближнему Востоку, желая понять странные и таинственные стороны жизни. После большевистского переворота он покинул Россию и основал недалеко от Парижа духовную коммуну, а позднее открыл Школу Гурджиева и в США. Свое учение Гурджиев называл «четвертым путем», в противовес ортодоксальным путям йоги, посвященного и садху. «Четвертый путь» представляет собой революционизированный синтез суфизма, центрально- и среднеазиатских техник медитации, а также тренировку сознания. В 1924 г. Гурджиев закрывает свою таинственную школу и посвящает себя написанию книг, трехтомника «Сказки Вельзевула, рассказанные его внуку», «Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда аз есмь», в которых он излагает свое учение. Начиная с 1933 г. Гурджиев почти постоянно живет в Париже.
СВАМИ САТЬЯ САИ БАБА
(род. 1925) Сиддха-йог
Объявил себя перевоплощением мусульманского мистика Саи Баба (1856—1916). Пользуется репутацией чудотворца, имеет миллионы последователей в Индии. На Западе известен значительно меньше. В соответствии с индийской традицией сарья (искателей истины) носит оранжевые одеяния. В настоящее время Свами Сатья Саи Баба не испытывает желания ехать на Запад, но в будущем его настроение может измениться.
СУН МЮН МУН
(род. 1920) Основатель Церкви единения
Бесчисленное количество раз церковь Муна вступала в конфликты с властями, вследствие чего он некоторое время провел в тюрьме. Сам Мун заявляет, что он — Иисус Христос, явившийся на Землю согласно предсказанию о втором пришествии. Как пророчествовал Нострадамус, новый духовный руководитель будет ассоциироваться с Луной. Имя Мун фонетически ассоциируется с этим словом (на английском языке).
ОШО
(ранее известный как БХАГАВАН ШРИ РАДЖНИШ)
(1931-1990) Индийский философ
Бывший профессор философии на некоторое время сделался новостью номер один. В течение ряда лет, особенно в восьмидесятые годы, первые полосы мировых газет и журналов были заполнены его фотографиями и интервью. Его одетые в красные одеяния последователи, называющие себя саньяистами, принимали участие в создании экспериментальных коммун как в Индии, так и в США. Идеи Ошо нередко встречали противодействия и оскорбительные выпады со стороны властей. Ежедневные импровизированные речи Ошо о любви и медитации включают в себя широкий спектр рассматриваемых предметов: от секса до сверхсознания. Его безжалостный и насмешливый взгляд во внутреннюю сущность человека, в бессознательное, заполненное условностями поведение, его бескомпромиссная критика политических и религиозных институтов вызвали всеобщую ненависть со стороны всех традиционных религий. В середине 80-х годов Ошо был отправлен в тюрьму, а затем выдворен из США. Последующие попытки Ошо совершить религиозное турне по земному шару неизменно наталкивались на противодействие традиционных церквей и политических кругов. Перечень стран, откуда Ошо выслали в первые же пять месяцев пребывания или куда его попросту не пустили, включает 21 государство.
Сторонники Ошо заявляют, что администрация Рейгана, контролируемая христианами-ортодоксами, оказывала давление на европейские страны, заставляя их закрывать границы перед известным мистиком. Показательным тому примером является отрывок из книги Бричера «Дорога в Америку», в котором говорится о том, как Ошо получал постоянное гражданство Уругвая. Все было оформлено, оставалось сделать кое-какие мелочи. Но в этот момент, как рассказывали Бричеру высокопоставленные чиновники, посол США Малкольм Уилки позвонил уругвайскому президенту Сангвинетти и сказал: «Вы, конечно, свободная страна и можете делать все, что хотите, но не забывайте о том, что вы должны США шесть миллиардов долларов и что в этом году рассматривается вопрос о предоставлении вам очередного кредита. Если вы не выплатите нам долг, процент по кредиту будет повышен».
Сангвинетти быстро выяснил, что неприкрытая угроза была вызвана предоставлением уругвайскими властями гражданства Ошо. Результатом стала «просьба покинуть страну». Вскоре после этого эпизода Сангвинетти был приглашен в Белый дом, где президент Рейган объявил ему, что Уругвай не только получит очередной заем, но и выбран в качестве страны, где будет проводиться очередной раунд переговоров ГАТТ (GATT — генеральное соглашение по тарифам и торговле).
В 1986 г. движение Ошо вновь обосновалось в Пуне. Ошо умер в 1990 г. от сердечного приступа. Ученики его утверждают, что причиной приступа стали осложнения на сердце, вызванные отравлением. По их мнению, во время пребывания Ошо в ноябре 1985 г. в тюрьме Эль Рено, в штате Оклахома, но приказу американской администрации ему в пищу подмешивали яд. Однако во время обследования Ошо незадолго до его смерти врачи не обнаружили признаков отравления. В то же время известно, что излюбленным средством ЦРУ для медленного отравления является таллий, поскольку следы отравления проявляются не раньше, чем через два года, но к этому времени из тела жертвы исчезает сам таллий.
АДИ ДА САНТОША
(род. 1939) Американский мистик
Движение Ади Да Сантоши (в прошлом известного как Будда Фри Джон, затем Да Фри Джон и Да Авабхаса) продолжает завоевывать все новых и новых сторонников. Обосновавшись на островах Фиджи, этот непредсказуемый американский мистик называет себя Владыкой Сердца. Его учение, известное как самотрансценденция, или единение с Богом, иначе называется Божественным Сознанием. Это герметическое учение, осуществляемое посредством самонаблюдения в каждый момент — «сейчас». Ади Да Сантоша неоднократно подвергался преследованиям со стороны политических институтов и традиционных церквей.