Глобальные проблемы (от латинского «globus» - земной шар) – это проблемы, от решения которых зависит судьба цивилизации.
В период модернизма культура «жила» потребностями вырвавшихся вперед науки и техники. Определенный уровень техники позволял тогда надеяться на возможность преодоления экологического кризиса, грозящего человечеству гибелью.
В начале 70-х годов ХХ века все больший вес и значение приобретали настроения неизбежности «глобальной катастрофы» техногенной цивилизации. Ученые всего мира забили тревогу. Социокультурный кризис нашего времени во многих своих чертах был осознан известным движением, объединяющим мировую научную, деловую, политическую элиту – Римским клубом. Участники дискуссии условно во мнениях разделились на два направления. Дж. Форрестер, Д. Медоуз, Р. Хейлброннер (США) заняли позицию социального пессимизма. А ученые А. Тофлер, М. Месарович, Э.Ласло (США), К Фримен (Англия), И.Кайя (Япония), Э.Пестель (ФРГ) – полагали, что можно изменить ситуацию к лучшему.
В 1972 году Римскому клубу был представлен на обсуждение доклад группы Д. Медоуза под названием «Пределы роста», который сразу же получил мировую известность. Его авторы настаивали на немедленных мерах по экологической и экономической стабилизации и переходе от экологического роста к глобальному равновесию. Доклад возрождал традиции предсказания будущего человека и человечества по принципу, что может быть, если не будут приняты во внимание те или иные тенденции или факторы развития человечества.
Чтобы не допустить развитие кризисов алармистского характера, предлагалось ограничить количественный рост по ряду позиций:
• стабилизировать численность населения мира на уровне 1975 года;
• рост капитала стабилизировать на уровне 1990 года;
• сократить потребление ресурсов на душу населения на 1/1 от уровня 1970 года;
• сократить загрязнение окружающей среды в 4 раза по сравнению с 1970 годом.
Во втором докладе Римскому клубу «Человечество у поворотного пункта» в 1974 году, подготовленном Э. Пестелем и М. Месаровичем – мир рассматривался не как единое целое, а как система взаимосвязанных и взаимообусловленных регионов.
Третий доклад Римскому клубу был составлен А. Печчеи в 1977 году по поводу изучения состояния «человеческого качества». Ученые выступили против такого развития, которое удовлетворяет только человеческие потребности. Высшей целью человечества должно стать «человеческое развитие». Идеологи клуба осудили такие качества современного индивида как эгоизм, своекорыстие, замкнутость, отчужденность. Человек стоит перед дилеммой: либо он должен измениться как отдельная личность и как частица человеческого сообщества, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли. Причиной кризиса западной культуры является кризис личности. Были определены и глобальные цели человечества:
• безопасность (покончить с гонкой вооружения и войнами);
• сокращение зон голода и его преодоление, пополнение мировых запасов продовольствия;
• использование энергии и природных ресурсов на благо всему человечеству;
• ориентация на сдерживание экономического роста, повышение качества жизни.
Современные исследователи пришли к выводу, что если модернизм – это последний этап развития буржуазной культуры, то постмодернизм – переходный этап, социокультурного развития человечества.
Первые признаки постмодернизма возникли в искусстве, конкретно в архитектуре Западной Европы. Затем они появляются в архитектуре США, Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Он становится модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Западная Европа – это наиболее классический вариант, так как именно здесь ему предшествовало три эпохи: Античность, Средневековье и Современность.
Датой рождения постмодернизма называют 1972 год. Это выход в свет книги «Пределы роста», опубликованной «Римским клубом» (о возможности глобальной экологической катастрофы). Англ. Архитектор Ч.Дженкс называет дату 15 июня 1972 года – день смерти авангарда и день рождения постмодернизма в архитектуре, так как в этот день в Сент-Луисе была взорвана часть квартала, считавшаяся самым подлинным воплощением идей авангардистского градостроительства.
Культурологические исследования постмодернизма во второй половине ХХ века проводились через призму процессов, протекавших в экономике, политике, научной мысли, технике и технологии производства, системе массовых коммуникаций. Стадию становления новой эпохи отражает терминологическое обилие и разнообразие.
Большой резонанс вызвало появление в 1979 году книги французского философа Ж.-Ф.Лиотара «Состояние постмодерн», в которой многие черты постмодернизма впервые предстали в наиболее радикальном и рельефном виде. В 80-е годы постмодернизм распространился по всему миру. Теоретики о современном обществе говорят как о «технотронном» (З. Бжезинский), «постиндустриальном» (Д. Белл), «постбуржуазном» (Дж. Лихтхайм), «посткапиталистическом» (Р.Дарендорф), «постмодернистском» (А. Этциони), «постцивилизационном» (К. Боулдинг), «постпротестантском» (С. Алстром), «постисторическом» (Р.Сейденберг), «сверхиндустриальной цивилизации» (А. Тоффлер) и др.
У истоков постмодернизма стоял и философ-структуралист М. Фуко. В работе «Археология знания» (1969) и последующих работах Фуко формулирует новую методологию для исследования культуры: место «эпистемы» занимает «дискурс». «Дискурс» - это понятие, выдвинутое структуралистами для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. В работах Фуко дискурс – это социально обусловленная организация системы речи и действия.
Изменившаяся культурная ситуация стала объектом осмысления французских мыслителей Ж. Делеза и Ф Гватарри. В совместно написанной книге «Ризома» авторы различают два типа культур, сосуществующих в наши дни: «древесную» культуру и «культуру корневища». В гуманитарное знание понятие «ризома» было перенесено из ботаники и биологии, где оно обозначает форму корневища, не обладающую четко выраженным центральным подземным стеблем. Ризома моделируется в качестве неравновесной целостности, не характеризующейся наличием организационных порядков и отличающейся непрерывной творческой подвижностью. Если структуре соответствует образ мира как Космоса, то ризоме – как «хаосмома». Ризома в принципе плюралистична. Она не подчиняется никакой структурной модели. Например, отношение к культуре исследователи рассматривают через рождение нового типа чтения: «Главным для читателя станет не понимать содержание книги, но пользоваться ею, как механизмом, экспериментировать с ней».
Среди постмодернистских исследователей особое место принадлежит Ж. Бодрийяру, который многие особенности современной культуры выводит из концепции симулякров, изложенной им в книгах «Символический обмен и смерть» и «Симулякры и симуляция». Симулякры по мнению ученого – это образы поглощающие и вытесняющие реальность. Они воспроизводят смыслы, которым нет реальных объяснений и однозначной оценки. Симулякры есть явление многоуровневое. Первый уровень симулякров-подделок возник еще в эпоху Возрождения; симулякры-продукция образуются в техническую эпоху, которой присуща серийность. Третий уровень симулякров – это создание моделей, от которых происходят все формы. Это клеточное пространство, которое воспроизводит сигналы кода, как программные матрицы. Циклы смыслов становятся короче и периодически используют одни и те же модели.
Ж. Бодрийяр оценивает современное состояние культуры как состояние симуляции, когда «…общество вместо оригиналов довольствуется репродукциями идеалов, фантазий, образов и мечтаний; исчезла идея прогресса, но прогресс продолжается; пропала идея богатства, когда-то оправдывавшая производство, а само производство продолжается; в политической сфере идея политики исчезла, но продолжается политическая игра».
На американском континенте постмодернистские взгляды были впервые четко выражены литературоведом Лесли Фидлером в работе «Пересекайте границы, засыпайте рвы» (1969), в которой автор поставил проблему снятия границ между элитарной и массовой культурами, столь характерную для модернистского искусства. Писатель в его концепции назван «двойным агентом», поскольку обязан осуществлять в своем творчестве связь реальности технологизированного мира и мифа (чуда, вымысла), отвечать в равной мере и элитарному, и популярному вкусам.
Американский исследователь И. Хассан в 1980 году выделил принципы постмодернизма, которые до сих пор остаются основными для характеристики данного явления культуры:
1. неопределенность;
2. фрагментарность;
3. деканонизация;
4. безличность и поверхностность;
5. непредставимое и непредставляемое;
6. ирония;
7. гибридизация;
8. карнавализация;
9. перформанс и участие;
10. конструированная реальность;
11. имманентность.
Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. В самом общем виде термин «постмодернизм» означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. Культура постмодернизма – это экранная культура, пришедшая на смену письменной. Это иной способ фиксирования и передачи информации, ее особенность – скорость распространения. Постмодернизм – это преобладающее значение информации по отношению к производству, ресурсам, капиталу.
На пороге третьего тысячелетия развертывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идет одновременно в двух основных направлениях: как становление нового типа общества в наиболее развитых странах и как образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).
Переживаемый исторический этап – это время великих перемен, в такое время обычно просыпаются силы хаоса, приводящие людей в смятение. В очередной раз история бросает людям вызов. Возможно, выходом из трудной современной ситуации будет объединение человечества для разумно организованной деятельности. Глобализация нужна человечеству, ибо без нее не удается справиться с проблемами, возникающими вследствие развития постиндустриального общества. Мировой экономический рынок, международное право, непрерывное передвижение через границы государств людей, товаров, денег, информации, стандартов образования и т.д. – все это постепенно формирует глобальное человеческое общество, сплачивает человечество в единый социальный организм.
Возникающее ныне социокультурное единство человечества принципиально изменяет механизмы, определявшие до сих пор судьбу отдельных культур и цивилизаций. Наступает новая эра, в которой взаимодействие культур становится важнейшим условием развития любой из них. Становится ясно, что нельзя ни одну культуру считать совершенной и самодостаточной. Наоборот, каждая из них несовершенна и ограниченна. Любая культура нуждается в выходе за свои рамки, ибо, замыкаясь в себе, она с течением времени исчерпывает свои внутренние возможности, застывает и чтобы получить импульс для дальнейшего развития, должна обращаться к опыту других культур и усваивать его. Культура, не находящаяся в контакте с другими и не испытывающая их влияния, неминуемо обречена на отстаивание от темпов мирового культурного развития, подобно тому как экономика страны, оторванной от мирового экономического рынка, неизбежно впадает в застой.